Аллах дал исламской Умме окраску, которой он отличил её от остальных народов. Всевышний Аллах сказал:
صِبْغَةَ اللَّهِ ۖ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ صِبْغَةً ۖ وَنَحْنُ لَهُ عَابِدُونَ
«Скажи: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся»» (2:138).
Отличие от других наций посредством этой религии и этой доктрины явное. Исламская Умма также отличилась от остальных народов тем, что она описана благой и свидетельствующей против людей после того, как Аллах разъяснил ей свое послание в жизни и определил ей обязанность брошенную на её плечи в распространении Ислама и в его претворении и соблюдении.
Аллах сказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но нет, клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (4:65).
Многие аяты требуют от мусульман соблюдения этой идеологии, которая решает все проблемы человека и полностью упорядочивает его жизнь. А также побуждают его принять позицию истины согласно этим законам, чтобы быть положительным мусульманином во всех делах своей жизни. Он обязан претворять законы шариата во всех поступках и во всех действиях, соблюдая Ислам во всех сферах своей жизни. Он не может брать что-либо из других идеологий, противоречащих Исламу, или же принимать позицию между этим и тем. То есть он не может принимать позицию нейтральности, проявляя молчание по поводу того, что происходит вокруг него, в то время как он об этом знает.
Поистине, нейтральность – это начало отдаленности от людей и от общества, т.е. начало одиночества, уход в себя и отдаленность от того, что происходит в обществе. Равно было ли то, что происходит в нём благом или злом, равно соответствовал он Исламу или нет. Принятие позиции наблюдателя, зная о том, что происходит, чаще всего бывает согласно личным интересам. Мусульманин обязан претворять шариат во всех своих действиях и словах.
А что касается нейтральности, то оно связано с несколькими причинами: трусость и слабость. Это и есть любовь к ближней жизни и ненависть смерти. А также безответственность и страх за свои личные интересы. Согласно этому, нейтральность считается болезнью, которая если постигает человека, то он уходит в себя и сдается подобно тому, который отдал себя на заклание. Нужно бояться только Аллаха, ибо только от Него исходит вред и польза для людей. Аллах сказал:
فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِي
«Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (2:150).
В основе мусульманин является движущейся энергией против разврата и тиранов, и он не является ленивым.
Мусульманин должен прикладывать всю свою возможность для соблюдения законов Ислама. Он не должен отдаляться и говорить: «Я нейтрален». Ибо нет нейтральности в Исламе. И не говорящий истину подобен немому шайтану. Он, своим молчанием, противоречит всем доказательствам, побуждающим к действиям и соблюдению шариата. Аллах сказал:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).
Нейтральность в языке, согласно тому, что приводится в «Лисан аль-Араб» означает: уклоняться от чего-либо, уклоняться с пути из-за страха. Нейтральность – это непринятие какой-либо позиции или же молчание на то, что происходит, если это не было смутой. Нейтральность имеет отрицательные последствия, которые ведут к бездействию и служению другому.
Нейтральность похожа на уединение с точки зрения результатов. Однако есть между ними большое различие. В «Лисан аль-Араб» приводится: уединяться – обходить стороной и оставлять людей. Аллах сказал:
وَإِن لَّمْ تُؤْمِنُوا لِي فَاعْتَزِلُونِ
«Если же вы не верите мне, то оставьте меня» (44:21).
То есть оставьте меня, и не будьте ни против меня ни за меня. Уединение от людей – это значит избегать их. Уединение – это отклонение от чего-либо, оставление дел и отдаленность от зла людей с наличием смуты. И в уединении есть отрицательные результаты, которые ведут к бездействию. То есть является условием уединения, если есть смута или страх попасть в неё. А что касается нейтральности, то она не имеет условий за исключением страха, страстей и интересов.
Относительно уединения приводится хадис Посланника Аллаха ﷺ. «Акаба ибн Амир спросил Посланника Аллаха ﷺ о том, что такое спасение? Он сказал: «О Акаба, придерживай свой язык, пусть будет тебе достаточно твоего дома и плачь за свои грехи». Он ﷺ также сказал: «Людей постигнет время и самым лучшим имуществом мусульманина будут овцы, с которыми он будет ходить по вершинам гор, уберегая свою религию от смуты» (приводит аль-Бухарий). Относительно уединения, от ибн Аббаса приводится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не оповестить ли мне вам о лучшем человеке своей степенью?». Мы сказали: «Да, о Посланник Аллаха!». И он сказал: «Человек, который взял за узду свою лошадь и находился на пути Аллаха пока не погиб или не умер. И сказать ли мне вам, кто идет после него?». Мы сказали: «Да, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Человек, который уединяется в ущельях, выстаивая намаз и выплачивая закят и сторонясь плохих людей».
Отсюда становится ясно, что уединение и отдаленность от людей бывает в положении смуты и незнании истины. Уединение ограничено смутами и страхом за религию. Однако в основе необходимо находиться среди людей. В хадисе, переданном от ибн Умара (да будет доволен им Аллах) повествуется, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий, находящийся среди людей и терпящий от них боль лучше, чем верующий, не находящийся среди людей и не терпящий от них боль». Поэтому в основе нужно находиться среди людей и не отдаляться от них.
Уединение должно быть во время смут, при неспособности отличия на чьей стороне истина, как, к примеру, во время происшествия восстаний внутри государства, наряду с прикладыванием усилия для нахождения истины.
Приводится в жизнеописании Посланника Аллаха ﷺ, что он до пророчества уединялся от людей в пещере и питал отвращение к тем отношениям и мыслям, которые были у них. А когда к нему пришло откровение о послании, то он стал находиться среди людей, призывать их и бросать им вызов. А также заменил ночные поклонения разговорами, соблюдал свою связь с Аллахом, и, с первых дней, всеми своими силами нёс ношу этого послания. Уединение здесь не является моментом подражания, ибо он считается для нас примером после ниспослания откровения, а не до него.
Нейтральность и уединение, в общем, являются отрицательными явлениями, которые могут привести к одним и тем же результатам, т.е. к противоречию шариату. И они могут привести к несоблюдению законов шариата. Верно, что нейтральность не является постоянной болезнью и явлением, влияющим на многих людей. Однако проблема встаёт тогда, когда она распространяется. Необходимо работать для того, чтобы уменьшить её, делая напоминание о необходимости соблюдения законов Аллаха. Мусульманин обязан заботиться о делах мусульман, а не смотреть на них. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто не заботится о делах мусульман, тот не из них». Это требует от мусульманина того, чтобы он защищал своего брата-мусульманина и выполнял все то, что требуется от братства. Он не должен его обижать и предавать. А нейтральность – это позиция малодушных.
Требования исламского братства толкают мусульманина к обязательному оказанию помощи другому брату мусульманину и отстранению гнёта от него. И требованием исламского братства является помощь брату-мусульманину, а не принятие положения нейтральности. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Помоги своему угнетающему брату и угнетенному брату».
А то, что приводится в жизнеописании, когда сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершали переселение в Эфиопию, то это не было нейтральностью или уединением. Это было побегом для спасения своей веры, дабы не подвергнуться истязаниям после того, как они заявили открыто о том, что приняли Ислам.
Нейтральность – это оставление Подражания Посланнику Аллаха ﷺ в то время как это не относится к сфере мубаха (дозволенного) или к способам, к которым можно прибегнуть для исполнения некоторых законов. Принятие нейтральной позиции может дать возможность и предоставить поле деятельности для других призывов. Это может привести к освящению несправедливости и продлению жизни тиранов и неверных режимов, а также к оставлению исламского мира раздробленным на маленькие страны.
Нейтральность это то, чего желают неверные и их режимы для определения судьбы исламской Уммы, так как они желают. Это является продолжением козней и заговоров. Время, в котором мы живем, не является временем смуты и уединения. И мусульманин не имеет право принимать позицию нейтральности и уединяться. Он должен быть движущейся энергией в противостоянии этому пороку и должен постоянно работать в интересах мусульман, а также вести деятельность для установления правителя Ислама. Он должен бороться с неверными правителями, раскрывая их планы и подготавливая исламскую Умму для возобновления праведного Халифата.
Он не может отдаляться или говорить: «Это великое дело, и я не смогу ничего сделать». Он не может презирать себя, пренебрегать собой и принимать нейтральную позицию. Любое дело, каким бы оно ни было, приводит к ощутимым в свое время, или к не ощутимым в свое время результатам. Мусульманин не может говорить: «Устанавливайте Халифат, а я буду с вами при этом, не работая и принимая нейтральную позицию». Он своей подобной позицией похож на «живого мертвеца» среди живых. Аллах сказал:
أَوَمَن كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَاهُ وَجَعَلْنَا لَهُ نُورًا يَمْشِي بِهِ فِي النَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُ فِي الظُّلُمَاتِ لَيْسَ بِخَارِجٍ مِّنْهَا ۚ كَذَٰلِكَ زُيِّنَ لِلْكَافِرِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают» (6:122).
Мусульманин должен бороться с неверными и с развратом во все времена и в любом месте, какой бы не была сила неверных и господство лицемеров. Как нам занимать нейтральную позицию, когда мы находимся на истине и прямом пути, а другие на лжи? Нейтральность – это непринятие определенной позиции перед какой-либо проблемой. А то, что называется отрицательной и малодушной позицией, или же уход в себя, а также, уклонение от ответственности – это и есть бегство. Это противоречит законам шариата. Передается от Василя ибн аль-Аскъаъ (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день приведут раба, считающего себя благодетелем и не видящего в себе ничего плохого. И у него спросят: «Дружил ли ты с моими друзьями?». Он скажет: «О Аллах, я был мирным среди людей». И у него спросят: «Воевал ли ты с моими врагами?». Он ответит: «О Аллах, я не хотел, чтобы между мной и кем-то было что-либо». И Аллах скажет: «Клянусь Своим величием, не будет достоин Моей милости тот, кто не дружил с моими друзьями, и не воевал с моими врагами»». Это ясный хадис, призывающий быть вместе с друзьями Аллаха и принимать настоящую позицию, а не нейтральную. Нейтральная позиция противоречит текстам, которые призывают к определенной деятельности, и противоречит теме приказа одобряемого и запрета порицаемого, и противоречит текстам, говорящим об обязанности мусульманина перед своим братом-мусульманином. Всевышний Аллах сказал:
كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ
«Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:79).
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вы непременно будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, или же Аллах ниспошлет на вас наказание, после которого вы будете взывать к Нему, а Он не будет вам отвечать». А также сказал: «Клянусь Аллахом, вы непременно будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. И будете брать тирана за руки, склонять его к истине и ограничивать его ею». Ислам рассматривает это отрицательное явление как не исполнение приказа призыва к одобряемому и запрет порицаемого, что ведет к принятию нейтральной позиции и угрожает человеку наказанием. Доказательства приказа одобряемого и запрета порицаемого содержат в себе разъяснение закона шариата, а не молчание и принятие нейтральной позиции, дабы исламское общество было сильным и единым и боролось с пороками прежде, чем это явление станет общим и будет губить общество. Принуждение и ограничение противоречат проблеме нейтральности. Сайид Кутуб сказал: «Приказ к одобряемому и запрет порицаемого не для того, чтобы на этом всё заканчивалось. Однако необходимо проявлять упорство, применять силу, чтобы удержать от зла, разврата, греха и преступления». Передает Муслим от Абу Саида аль-Худрий, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидел из вас порицаемое, пусть изменит его рукой, а если не может, то языком. А если не может языком, то сердцем и это самая слабая степень веры». А также в хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Мусульманин брат мусульманина. Он не обидит его, не оставит без помощи и не будет презирать его». Все это ясно говорит о помощи мусульманину, а не о принятии нейтральной позиции. Все доказательства осуждают нейтральность и оставление без помощи. Оставление без помощи – это плохое качество. Ибн аль-Арабий сказал: «Оставляющий без помощи – проигравший».
Это относительно позиции индивидов и между членами группы с точки зрения того, что они не должны принимать нейтральную позицию. Это дело ограничивается уединением во время смуты, как мы уже говорили об этом прежде. Это исключительное положение для сохранения религии.
А что касается принятия нейтральной позиции странами, то здесь есть подробности, которые связаны с политическими делами и знанием международной позиции, а также знанием стран, влияющих на неё. Исламское государство по своему мировому положению и его ответственности перед другими народами не может оставаться в нейтральной позиции, а также законы, связанные с международными отношениями не позволяют ему принимать нейтральную позицию. Ему поручено распространять Ислам и нести призыв методом джихада, что противоречит позиции нейтральности. Позиция исламского государства ограничена законами шариата.
В действительности же неверные являются одной нацией, и в борьбе они не будут принимать позицию наблюдающего. Они не будут принимать нейтральную позицию и их идеология, установленная человеком, объединяет их против мусульман. А что касается злостной атаки, которую ведут страны неверия против мусульман, то это только ясно указывает на союз неверных для уничтожения мусульман под предлогом террора. И у них нет нейтральной позиции. А что касается стран, которые возражают войне, то это только проявление возражения относительно способа, а не возражение относительно нанесения удара по мусульманам. Все согласны с идеей нанесения удара по мусульманам, разногласие только в способах и распределении трофеев. Пусть вас не обольщают языки неверных, а то, что скрывают их сердца больше.
Что касается средств массовой информации и их утверждения о нейтральной позиции, то это недозволительно. В основе вся деятельность должна основываться на законах шариата, ибо они должны передавать информацию правдиво, и делать комментарии только с точки зрения Ислама. Они должны подходить к событиям с исламским решением и служить интересам мусульман связывая все события с основными проблемами Ислама. Они не могут порочить мусульман и показывать их недостатки, следить за мусульманами под предлогом прессового первенства. Они ограничены законами шариата, где нет нейтральности. Они должны связывать все события для служения Исламу и его целям. Позиция журналистов должна вытекать из Ислама.
Перед мусульманином стоит цель, которую он должен достичь и которую он не должен упускать из виду. И это достижение довольства Аллаха посредством претворения законов Аллаха во всех делах. Он должен быть воином Ислама и мусульман и носителем призыва, призывающим к Всевышнему Аллаху:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я один из мусульман?» (41:33).
Он не должен принимать позицию наблюдающего за тем, что происходит вокруг него. Мусульманин должен понимать слова Посланника Аллаха ﷺ: «Ты стоишь на страже Ислама и будь осмотрителен в этом». Аллах сказал:
الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُوا لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَانًا وَقَالُوا حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ ﴿١٧٣﴾ فَانقَلَبُوا بِنِعْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ وَفَضْلٍ لَّمْ يَمْسَسْهُمْ سُوءٌ وَاتَّبَعُوا رِضْوَانَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَظِيمٍ
«Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!». Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (3:173-174).
Муса Абдушшукур аль-Халиль
Палестина