После завершения трехлетнего бойкота, объявленного Къурайшем племени Бану Хашим, мусульмане вышли из ущелья. Эти годы были для мусульман тяжелыми и обременительными. Хатиджа, мать правоверных (да будет доволен ею Аллах), как мы говорили, страдала от болезни и слабости. Затем она умерла и Посланник Аллаха ﷺ был сильно опечален, а также его четыре дочери, цветы пророческого дома: Зайнаб, Рукайя, Умм Кульсум и Фатыма. Также были опечалены все мусульмане.
Затем умер Абу Талиб, который был хорошим помощником для сына своего брата Мухаммада ибн Абдуллаха ﷺ, и забота и печаль Посланника Аллаха ﷺ увеличилась.
А до этого его дядя Абу Лахаб вернул ему двух дочерей Рукайю и Умм Кульсум из-за откровений, которые ниспосылались ему. Все скопилось в большом и благородном сердце со всех сторон, что увеличило привязанность к Аллаху и к Его верви. Посланник Аллаха ﷺ пошел в Таиф в надежде на то, что ее жители из племени Бану Сакиф поймут призыв и ответят. Но они изгнали его самым отвратительным образом. И даже подстрекали своих детей и глупцов забросать его камнями до такой степени, что его благородные ноги стали окровавленными.
Те дни и тот период были самыми тяжелыми испытаниями, которые прошел Посланник Аллаха ﷺ.
Между принятием и колебанием
Однажды когда Посланник Аллаха ﷺ находился дома опечаленным, прибегая к молитве и мольбе, дабы найти утешение для своего сердца и души, к нему пришла одна госпожа-мусульманка Хавля бинт Хаким (да будет доволен ею Аллах), чтобы сказать ему удивительную вещь.
Все мусульмане чувствовали, что испытывает Посланник Аллаха ﷺ. Пророческий дом опустел и лишился самой чистой и благородной жены. И умер его защитник дядя. И его изгнали жители Таифа самым омерзительным образом. И мусульмане чувствовали это. Они пытались облегчить участь Посланника Аллаха ﷺ и найти того, кто помог бы ему в его делах.
Передает ат-Табарий, что Хавля бинт Хаким сказала: «О Посланник Аллаха, не жениться ли тебе?»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «На ком?».
Она ответила: «Если хочешь на девушке, а если хочешь, то на женщине».
Он спросил: «А кто девушка?».
Она сказала: «Дочь самого любимого творения Аллаха для тебя – Аиша, дочь Абу Бакра».
Он спросил: «А кто женщина?».
Она ответила: «Савда бинт Зумъа. Она уверовала в тебя и последовала за тобой».
Он сказал: «Иди и засватай ее за меня».
Она пошла и вошла в дом Абу Бакра. Далее она передает: «Затем я вышла после этого и зашла к Савде и сказала: «О Савда, какое благо и благословение дал тебе Аллах!».
Она спросила: «Что это?».
Я сказала: «Меня отправил Посланник Аллаха ﷺ, чтобы я засватала тебя за него».
Она сказала: «Я желаю этого. Зайди к моему отцу и скажи ему об этом».
Я зашла к нему и поприветствовала его джахилийским приветствием. Он был старый человек. Затем я сказала ему: «Поистине, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд-уль-Муталлиб послал меня, чтобы я засватала ему Савду».
Он сказал: «Достойный и благородный! А что говорит засватанная?».
Я ответила: «Она хочет этого».
Он сказал: «Позови ее ко мне». Ее позвали, и отец сказал ей: «О Савда, эта женщина утверждает, что Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд-уль-Муталлиб послал за тобой, чтобы засватать тебя. Он достойный и благородный. Ты хочешь, чтобы я отдал тебя замуж за него?».
Она ответила: «Да».
Он сказал: «Позови его ко мне». Хавля позвала его. Он пришел, и ее выдали замуж за него.
Ее родословие и взросление
Савда бинт Зумъа бинт Къайс. Ее мать звали аш-Шумус бинт Къайс ибн Амр из племени Бану ан-Наджар из Ясриба.
Савда выросла в Мекке, и когда стала взрослой ее засватал и женился на ней ас-Сакран ибн Амр. Ее отец согласился и выдал ее замуж. Ас-Сакран ибн Амр умер и был из числа первых, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника. А Савда (да будет доволен ею Аллах) была пожилой, со стройной, худощавой и высокой фигурой. Она не обладала привлекающей мужчин красотой.
Ее принятие Ислама
Когда взошло солнце призыва над Меккой, то оно осветило сердца двух супругов ас-Сакрана и Савды, и они объявили о своем принятии Ислама. Они стали под благородным знаменем и шли под его лучами. Когда же мусульманам стало тяжело переносить пытки и гонения Къурайша, то Посланник Аллаха ﷺ разрешил им переселиться в Эфиопию.
Ее переселение
Савда со своим мужем ас-Сакраном ибн Амром переселилась в Эфиопию вместе со всеми кто переселялся, и они прожили там определенное время вдали от близких и родины в постоянной тоске, особенно по Посланнику Аллаха ﷺ.
Возвращение из Эфиопии
С принятием Ислама Омаром ибн аль-Хаттабом и Хамзой ибн Абд-уль-Муталлибом (да будет доволен ими Аллах) некоторые переселенцы осмелились вернуться в Мекку, другие же предпочли остаться. Савда (да будет доволен ею Аллах) вместе со своим мужем поспешили вернуться. Причина их быстрого возвращения связана с тем, что ее муж, будучи вдали от близких и родины, находясь в других климатических условиях, подвергся разным болезням.
Вдова
Прибыв в Мекку, супруги были поражены вражеской позицией Къурайша против Ислама и мусульман. Он не перестал враждовать, напротив, ожесточил эту борьбу и проявил свое неверие и упрямство. Ее муж ас-Сакран ибн Амр оставался прикованным к постели из-за болезни и слабости. Савда лечила его, ухаживала за ним и помогала ему. Прошло немного времени после его прибытия в Мекку, как болезнь усилилась, и он не мог ни говорить, ни двигаться. Через некоторое время он умер. А Савда (да будет доволен ею Аллах) проводила свои дни в Мекке опечаленной, проявляя терпение перед предопределением Аллаха, ища утешение в своей вере и принимая помощь и милость Всевышнего Аллаха.
Мать правоверных
Затем была радостная и счастливая весть, которая обрадовала ее сердце, принесла утешение ее печали и устранила с ее груди кошмары испытаний. Радостная весть о том, что Посланник Аллаха ﷺ сватал ее. Он ﷺ отправил к ней, говоря: «Скажи кому-либо из мужчин твоего народа, чтобы он выдал тебя замуж». Она сказала Хатыбу ибн Амру, и он выдал её замуж. Она была первой женщиной, на которой женился Посланник Аллаха ﷺ после Хатиджи (да будет доволен ею Аллах). Это было в месяц Рамадан в десятом году пророчества. После этого благословенного брака Савда бинт Зумъа стала матерью правоверных после Хатиджи и она (да будет доволен ею Аллах) наилучшим образом заботилась о пророческом доме, служа и располагаясь к чистым девушкам, которые были потрясены смертью Хатиджи бинт Хувайлид. Они были маленькими – Умм Кульсум и Фатыма. Только Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) была замужем за сыном своей тети (по матери) Абу аль-Аса ибн ар-Рабиъа, а Рукайя (да будет доволен ею Аллах) была замужем за Османом ибн Аффаном (да будет доволен им Аллах).
Также Савда оценила выбор Посланника Аллаха ﷺ и приняла это за великую честь. Она проявила уважение к великому пророческому желанию и дала ему самую почетную и высшую степень своего сердца.
В таком случае свой день я отдаю Аише
Савда (да будет доволен ею Аллах) наилучшим образом выполняла свои обязательства в доме Посланника Аллаха ﷺ и в отношении великого Пророка ﷺ. Она прилагала все усилия, чтобы получить его довольство, любовь и симпатию. Затем произошло то, что было предопределено Великим, Мудрым. Пришел Джебраиль (мир ему) однажды ночью, неся с собой кусочек шелка, на котором было изображение маленькой девочки, оповещая Посланника Аллаха ﷺ, что она – его будущая жена и спутница в последующей жизни. Посещения были на протяжении трех непрерывных ночей. И это было изображение Аиши, дочери Абу Бакра ас-Сыддыкъа (да будет доволен ими Аллах). Затем после переселения в Медину был осуществлен брак, и Посланник Аллаха ﷺ имел близость с Аишей.
Что касается Савды бинт Зумъа (да будет доволен ею Аллах), то она была из числа переселенцев в Медину и сопровождала Посланника Аллаха ﷺ, стремясь постоянно получить его довольство. Она (да будет доволен ею Аллах) осознала любовь Посланника Аллаха ﷺ к Аише и предпочтение её. Она чувствовала что-то, однако в то же время хотела оставаться женой благородного Пророка и матерью верующих.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит об этом: «Савда бинт Зумъа стала пожилой и Посланник Аллаха ﷺ не хотел многого от нее. Она знала, что я значу для Посланника Аллаха ﷺ и что он хотел ко мне. Она боялась расстаться с ним и довольствовалась своим положением. Она сказала: «О Посланник Аллаха, свой день я отдаю Аише, и я разрешаю тебе». И Посланник Аллаха ﷺ принял это».
Веселая и жизнерадостная
В Савде (да будет доволен ею Аллах) была шутливость и она любила посмеяться. Передается, что она однажды сказала Посланнику Аллаха ﷺ: «Я вчера читала за тобой намаз, и ты сделал земной поклон так, что я схватила за нос себя, боясь, что пойдет кровь». И Посланник Аллаха ﷺ засмеялся. Она очень часто смешила его своими действиями и словами. Она (да будет доволен ею Аллах) была веселой и жизнерадостной, любила шутить правдиво так, чтобы это не надоедало. Она не придумывала слова и не делала что-то специально.
Дающая милостыню и щедрая
Передает Аиша (да будет доволен ею Аллах): «Однажды собрались жены пророка и сказали: «О Посланник Аллаха, кто из нас быстрее придет к тебе?» Он ﷺ ответил: «Самая длинная из вас своей рукой». Аиша сказала: «Умер Посланник Аллаха ﷺ и Савда бинт Зумъа быстрее всех отправилась к нему. Мы узнали после этого, что под длинной рукой подразумевалась милостыня».
Посланник Аллаха ﷺ дал ей и также всем остальным женам в день Хайбара из трофеев восемьдесят кладей фиников и двадцать пшеницы. Она не стала сохранять все это у себя дома. Напротив, раздала тем, кто нуждается в них до того, как она дошла до своего дома.
Передает Мухаммад ибн Омар, что Омар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) во время своего правления отправил Савде, как и остальным женам Пророка немного дирхамов. Она спросила: «Что это?» Ей сказали: «Дирхамы от повелителя правоверных». Она сказала: «Дирхамы, как и финики!» Затем она позвала свою прислужницу и попросила ее раздать все нуждающимся и бедным. Она воззвала к Всевышнему Аллаху, чтобы Он сделал ее довольствующейся тем, что есть.
Верная
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается: «Посланник Аллаха ﷺ совершил прощальный хадж со своими женами. И все его жены совершали хадж после него, кроме Савды бинт Зумъа и Зайнаб бинт Джахш, которые сказали: «Мы не сдвинемся с места после Посланника Аллаха ﷺ».
Передается от Савды, что она сказала: «Я совершила хадж и умру, находясь у себя дома, как мне приказал Аллах».
Смерть
Есть разногласия в истории ее смерти. Есть историки, которые говорят, что она была первой из жен Посланника Аллаха ﷺ, которая ушла за ним согласно риваяту Аиши (да будет доволен ею Аллах). Аллах забрал ее душу в пятьдесят четвертом году хиджры во время правления Муавии ибн Абу Суфьяна и Аллах сведущ в этом больше других.
Да будет доволен Аллах матерью правоверных Савдой бинт Зумъа переселившейся, уверовавшей, верной и дававшей милостыню. Пусть Аллах даст ей степень праведников в блаженствах Рая. И пусть сделает Он нас из числа Его покорных и покаявшихся рабов. И в завершении мы воздаем хвалу Аллаху, Господу миров.