Её происхождение
Мать правоверных Маймуна бинт аль-Харис ибн Хазн ибн Хилял. Её отец был одним из самых авторитетных и имеющих влияние курайшитов. Её мать – Хинд бинт Ауф ибн Зухайр ибн аль-Харис, которая была одной из самых почетных женщин Мекки, прославленных своим благородством и добродетельностью, к тому же она была тетей Халида ибн аль-Валида.
Маймуна была двоюродной сестрой Умм аль-Фадль, которая была женой дяди Пророка (мир ему) Аббаса ибн Абдульмутталиба (да будет доволен им Аллах), также сестрой Асмы, которая была женой господина шахидов Хамзы ибн Абдульмутталиба (да будет доволен им Аллах), а также сестрой Умм Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах). Таким образом, её родство находилось между племенем Бану Абдульмутталиб ибн Хашим и сестрами матери правоверных Маймуны (да будет доволен ею Аллах). Поэтому узы родства были крепкими и прочными.
Её детство
Маймуна (да будет доволен ею Аллах) родилась в Мекке за шесть лет до начала пророчества Мухаммада (мир и благословение Аллаха ему). Ислам она встретила в малом возрасте, не понимая и не различая многого. И поэтому оставалась на стороне своих родителей и племени, которые на то время жили в джахилии, возвеличивали идолов и освещали кумиров, поклоняясь тому, что высекали из камней. Так она ворочалась, будучи ребенком, в объятиях джахилии, питаясь её мифическими ценностями и ничтожными принципами.
Однако с её взрослением и достижением совершеннолетия, а также по стечению обстоятельств она начала с интересом и осознанием прислушиваться к новостям о посланнике и божественном откровении. Она думала над этим и старалась глубоко понять окружающее. Как иначе, ведь она была одарена проницательностью, сообразительностью, знанием и свободой выбора.
Её брак
Когда её женственность достигла совершенства, и она приобрела изящный стан и стала полноценной женщиной, к ней пришел один из авторитетных юношей Мекки, предлагая ей руку и сердце. Его звали Масуд ибн Амр ас-Сакафи. Отец молодой девушки согласился и выдал её замуж за этого юношу. Так Маймуна (да будет доволен ею Аллах) переехала в дом своего первого супруга, поселившись с ним, и стала хранительницей его домашнего очага и управительницей домашних дел, соблюдая свой брачный обет. Тем не менее, она часто бывала в доме своей сестры Умм аль-Фадль, которая была замужем за Аббасом ибн Абдульмутталибом, дядей Пророка Мухаммада (мир и благословение ему). Там она начала узнавать некоторые исламские знания и следить за вестями переселившихся в Медину мусульман и новостями таких исламских сражений, как Бадр и Ухуд, что оставляло у неё глубокие впечатления и положительные чувства переживаний.
Однажды до курайшитов в Мекке дошли недостоверные слухи о Хайбарском сражении, противоречащие действительности. Курайшиты обрадовались и стали поддевать Аббаса ибн Абдульмутталиба досадными словами всякий раз, когда встречали его возле Каабы. Опечаленный и озлобленный возвращался Аббас к себе домой.
Однако не прошло и немного времени, как пришла достоверная и точная весть о том, что мусульмане одержали победу над иудеями и завоевали Хайбар, а вовсе не наоборот.
Услышав это, Аббас тотчас вскочил, надел лучшую одежду и поспешил к людям, словно в праздничный день, надушившись благоуханием и надев праздничные наряды. И между ним и некоторыми заносчивыми курайшитами состоялась беседа. Они онемели и были шокированы, когда он сообщил о том, что их передатчик новостей ввел их в заблуждение и солгал им. Так он отомстил за все причиненные ими досаждения. На тот момент Маймуна (да будет доволен ею Аллах) находилась в доме своей сестры Умм аль-Фадль, разделяя все переживания и склоняясь все больше к Исламу. Тем не менее, в силу проживания в доме своего супруга она старалась скрыть свои чувства и молчать. Скорее всего, она уже была убеждена в истинности Ислама и ожидала удобного случая, чтобы вырваться из ропота многобожия и неверия в объятия веры. И вот он – благоприятный шанс предстал пред ней!
Она вернулась домой, и вновь замкнули её стены дома мужа, который был опечаленный, огорченный и обеспокоенный, не желая слышать ни слова. Между тем на лице Маймуны (да будет доволен ею Аллах) сияла отрада и благодать, переполненные чувствами радости и белой зависти. Это сильно раздосадовало мужа, что вылилось в большую ссору и перебранку. Разозлившись на неё, муж дал ей развод и выдворил её из дома. Она собрала вещи и отправилась в дом Аббаса, словно в родной дом. Как иначе, ведь это дом её сестры Умм аль-Фадль и Аббаса, которые были для неё в качестве матери и отца. Они приветливо встретили её, оказали уважительное гостеприимство и предоставили ей все необходимое для покоя!
Худайбийское перемирие
Пророк (мир и благословение Аллаха ему) вышел вместе мусульманами из Медины, направившись к Почетной Мекке для исполнения малого паломничества (умры) и возвеличивания храма Аллаха. Неверующие жители Мекки восстали и поклялись насильно не пускать его туда (в Мекку). Когда мусульмане приблизились к Мекке, и оставалось преодолеть всего лишь пару миль от местности под названием Худайбия (от названия колодца, который располагался там), они остановились. Потому что курайшиты решили объявить войну и подготовились к этому. Следовало бы упомянуть и отметить, что верблюдица Пророка (мир и благословение Аллаха ему) остановилась на этом месте. И никто не заметил предпосылок этого движения, кроме Посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха ему), который тотчас понял этот знак и сказал: «Не упрямится (моя верблюдица). Не таков её нрав, а удерживает её здесь то же, что удержало и слона! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, какой бы шаг для возвеличивания дома Аллаха ни попросят меня сегодня сделать курайшиты, я обязательно соглашусь с ним». Затем между Посланником Аллаха (мир и благословение Аллаха ему) и курайшитами прошли переговоры и переписка, которые завершились подписанием перемирия, получившего в дальнейшем название «Худайбийское перемирие». Оно вобрало в себя ряд пунктов, самыми важными из них стали:
На следующий год Пророк (мир и благословение Аллаха ему) прибудет в Мекку вместе с мусульманами, которые не должны будут иметь при себе оружия, за исключением походных ножей. Они пробудут в Мекке три дня для исполнения своих религиозных обрядов без всякого посягательства со стороны курайшитов. Мусульманам же не следует совершать ничего больше этого.
Предрешённая умра
Когда наступил намеченный срок, Пророк (мир и благословение Аллаха ему) отправился с мусульманами в путь. И стоило приблизиться к Мекке, как Пророк (мир и благословение Аллаха ему) приказал глашатаю призвать мусульман остановиться. Потому что он (да благословит его Аллах и приветствует) решил сделать мудрый ход. Он приказал мусульманам разделиться на две группы. Первая войдет в Мекку для совершения тавафа (обхода вокруг Каабы), сая (преодоления расстояния между холмами Марва и Сафа) и исполнения ритуала паломнического поклонения. Вторая же должна будет, вооружившись, стоять на защите за пределами города, чтобы быть в полной готовности к встрече с язычниками, если последние вознамерятся нарушить договор, совершить предательство и напасть на мусульман. После этого мусульмане двинулись дальше, и их взору во всей своей красе предстала Запретная мечеть, в которую не пускали их на протяжении года, более того, не давали им посещать её в течение долгих лет. И едва они увидели её, как во весь голос стали восклицать приветные возгласы и возвеличивать Аллаха словами «Аллах Акбар» (Аллах Превелик). Мусульмане дружно взяли в круг Пророка (мир и благословение ему) в знак почести и возвеличивания. И стоило этой массе паломников возгласить слова приветствия, как курайшиты принялись стремительно уходить из Мекки в горы и за холмы, расположенные вдоль долины. Им не хотелось верить и смотреть на то, как Мухаммад и его сподвижники возвращаются в Мекку после того, как покидали её несколько лет назад под мраком безлунной ночи, будучи униженными, угнетенными и гонимыми беженцами!
Среди оставшихся тогда мусульман, неспособных переселиться, была и Маймуна (да будет доволен ею Аллах).
Добро пожаловать, Мекка
Пророк (мир и благословение ему) вошел в Мекку с большой радостью, и также его сподвижники. Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) взял уздечку верблюдицы Посланника Аллаха (мир и благословение ему) и начал слагать стихи. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) решил помешать ему сделать это, но Пророк (мир и благословение ему) запретил ему и сказал: «Оставь его, Умар! Клянусь Аллахом, его слова мучительны для них (т.е. многобожников), чем удары кнута и ранения стрелами!». Так Абдуллах продолжил слагать стихи и читать их во всеуслышание.
Уйдите сыны неверующих с его пути,
О Господь! Я верю в то, что низводится ему.
Мы бились с вами, чтоб объяснить его вам
Ударами, устраняющими безумие с его слов.
Уйдите вы, ведь благодать вся в Посланнике,
Я ведаю долг перед Аллахом в признании его.
Мы также бились с вами за ниспослания ему,
За день, когда любящие друг друга позабудут друг о друге.
Маймуна (да будет доволен ей Аллах) с большим трепетом наблюдала и прислушивалась за происходящим, а сердце её чуть ли не вырывалось из груди от восторга и любви.
Пророк (мир и благословение Аллаха ему) вместе с мусульманами совершил таваф (обход вокруг Каабы) и сай (преодоление расстояния между Марва и Сафа), заколол жертвенное животное, постриг волосы на своей благородной голове и исполнил до конца все ритуалы поклонения умры (малого паломничества). Он пробыл в Мекке со сподвижниками три дня. Сначала первая группа совершила умру (малое паломничество) и вышла из города, затем ожидавшая группа, которая находилась на страже за пределами города, вошла в него и совершила умру.
Маймуна предлагает Пророку жениться на ней
Еще недавно Маймуна (да будет доволен ею Аллах) была верующей, скрывавшей свою веру, а теперь, подобно вулкану, её вера начала биться ключом при видении Пророка (мир и благословение Аллаха ему). Она всем сердцем прониклась любовью к нему и об этом она сказала народу. Но на этом она не остановилась, напротив, попросила Абасса, мужа Умм Фадль, сказать об этом самому Посланнику Аллаха (мир и благословение Аллаха ему) и предложить ему жениться на ней.
Решение Посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха ему)
Без всякого колебания и замедления Пророк (мир и благословение Аллаха ему) принял это предложение. Как иначе, ведь он называл её и её сестер «верующими сестрами» в знак благодарности за то, что они с почтением относились к Исламу с ранней зари и первых дней этой истинной религии. Вдобавок к этому, она была вдовой и первой изъявила желание на бракосочетание. Так был заключен брачный союз и Посланник Аллаха (мир и благословение ему) выделил ей четыреста дирхамов.
Покинь нас…!
Три дня перемирия, задекларированные в Худайбийском договоре, завершились. И курайшиты отправили к Пророку (мир и благословение Аллаха ему) гонцов, которые сказали Пророку (мир и благословение Аллаха ему): «Уже закончился твой срок, теперь покинь нас». Пророк (мир и благословение Аллаха ему) улыбнулся и сказал гонцу: «Почему бы вам не оставить меня, чтобы я сыграл здесь свадьбу. Мы бы устроили для вас пир и предложили вам отведать угощений». Другими словами, Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему) желал воспользоваться своим браком на Маймуне в качестве уважительной причины для продления своего пребывания в Мекке. Но они отказались и настояли на своем, сказав: «Мы не нуждаемся в твоем застолье, покинь нас». Они это говорили в страхе от длительного пребывания Мухаммада среди них. Ибо они понимали, какое влияние на сердца и умы людей может оказать его присутствие. Ведь с его приходом слабые мусульмане стали смелее, увеличилось количество новообращенных верующих и многие люди начали собираться вокруг него. И вот она – Маймуна бинт аль-Харис – одна из самых видных женщин не ограничилась только объявлением своего обращения в Ислам, напротив, сделала больше этого, что еще больше вызвало гнев курайшитов. Она предложила Посланнику Аллаха (мир и благословение Аллаха ему) взять её в жены. И на этой массовой церемонии он объявил, что женится на Маймуне. Тем не менее, соблюдая пункты Худайбийского договора, он не остался в Мекке. Он дал распоряжение своему муэдзину (глашатаю) объявить о возвращении в Медину. И когда достиг местности под названием Сариф в десяти милях от Мекки, он приказал разбить лагерь и построил для Маймуны отдельный шатер.
В доме Пророка
Маймуна (да будет доволен ею Аллах) прибыла в Медину и поселилась в чистом пророческом доме, став уважаемой женой Пророка (мир и благословение Аллаха ему) и уважаемой женщиной для остальных мусульман. Она лучшим образом исполняла свои супружеские обязанности, с искренностью и преданностью слушая своего мужа.
Затем Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему) поселил в её доме её сестру Сальму, которая на тот час была вдовой дяди Пророка – господина шахидов Хамзы ибн Абдульмутталиба, имевшем прозвище «лев Аллаха» и «лев Посланника Аллаха».
В этот год Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему) перенес большое горе – смерть дочери Зайнаб. Маймуна (да будет доволен ею Аллах) утешала его и старалась уменьшить постигшую его боль, не обременяя его всякими жалобами и запросами.
Её смерть
После перехода Мухаммада (мир и благословение Аллаха ему) в мир иной, Маймуна прожила пятьдесят лет, которые она провела в богобоязненности, благочестии, храня верность памяти лучшего из сынов Адама, посланника истинного пути, учителя человечества – Мухаммада сына Абдуллаха (мир и благословение Аллаха ему). Она возлюбила в нем пророческий дух, сердце и безупречность. Она была настолько предана памяти Посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха ему), что завещала похоронить её там, где он построил для неё шатер – в местечке Сариф. Историки говорят, что в год своей смерти она отправилась в хадж и после исполнения всех ритуалов паломничества её постигла болезнь. И когда она начала оправляться от болезни, она вошла в свой паланкин, укрепленный на спине верблюда, и двинулась в Медину вместе с племянником Абдуллахом ибн Аббасом. Но когда караван приблизился к Сариф, к ней вернулись воспоминания о Пророке (мир и благословение Аллаха ему), которые взволновали её незажившие до конца раны. И её слабое тело не могло больше переносить испытываемую ею боль. Она спустилась со своей верблюдицы там, и спустя какое-то время её чистое тело покинула её целомудренная и невинная душа, устремившись к своему Господу. Подготовкой и погребением её занялся Абдуллах ибн Аббас, сын её сестры (да будет доволен ею Аллах). Обильный дождь господней милости омывал её, открывая врата вечной обители благочестивых рабов Аллаха.