Благородный сподвижник Сухайб ар-Румий (византиец)

Кто из нас из мусульман не знает Сухайба ар-Румий и не слышал никаких вестей, касающихся его и его жизнеописания?! Однако то, чего не знают многие — это то, что Сухайб не был византийцем, а был чистым арабом. Отец его происходил из племени Намир, а мать — из племени Тамим.

Принадлежность Сухайба к Византии является событием, которое все еще свежеет в памяти истории, и которую передают писцы. До пророчества, примерно за два десятилетия, старым городом аль-Убуле, относящимся к Басре, правил Синан ибн Малик ан-Намрий, назначенный Хосроем — царем персов. Из всех детей самым возлюбленным был для него ребенок, достигший пяти лет по имени Сухайб. Он был с прекрасными чертами лица, красными волосами, энергичным и с глазами, излучающими проницательность и талантливость. К тому же он был веселым, благодушным, радующим сердце своего отца и устраняющим от него печали.

Однажды мать Сухайба со своим маленьким сыном, свитой и слугами пошли в селение ас-Саний, расположенное в Ираке в поисках отдыха и покоя. На это селение напал отряд византийцев. Они убили охрану, разграбили имущество и пленили детей, среди которых был Сухайб.

Сухайб был продан как раб на территории Византии, он ходил по рукам от одного хозяина к другому. В этом он был подобен тысячам рабов, которые заполонили дворцы Византии. Это помогло Сухайбу проникнуть в глубины византийского общества и узнать его изнутри. Своими глазами он увидел, какие мерзости и губительные грехи творятся в ее дворцах и своими ушами слышал, какие несправедливости совершаются там. Он стал презирать это общество и возненавидел его. Про себя он говорил: «Такое общество как это может очистить только потоп».

Несмотря на то, что Сухайб вырос в византийской стране и среди ее населения, несмотря на то, что он забыл или чуть не забыл чистый арабский язык, все же он никогда не забывал, что он — араб, один из сыновей пустыни. Он никогда не переставал мечтать о том дне, когда он освободится от рабства и вернется к своему народу.

Его тоска по арабским странам еще больше усилилась, когда он услышал, как один из священников-христиан говорил своему господину: «Настало то время, когда из Мекки из Аравийского полуострова должен прийти Пророк, подтверждая послание Исы ибн Марьям и выводя людей из мрака к свету». Затем у него появилась возможность, и он убежал от своего хозяина. Он направил свой лик на Мекку — матерь городов, прибежищу арабов и месту ожидаемого пророчества. Когда он обосновался там, люди прозвали его Сухайбом ар-Руми (византийцем) из-за ошибок в речи и его красных волос. Сухайб заключил союз с одним из господ Мекки, которого звали Абдулла ибн Джудъан. Он работал у него в сфере торговли и принес ему обильное благо и много денег.

Однако торговля и заработок не дали забыть Сухайбу слова священника, и каждый раз, когда он вспоминал их, то спрашивал себя с трепетом: «Когда настанет это время?». И не прошло много времени, как он получил ответ на свой вопрос. Однажды Сухайб в очередной раз вернулся в Мекку из своей поездки, и ему сказали: «Поистине, Мухаммад ибн Абдуллах стал Пророком, стал призывать людей к вере в Единого Аллаха и стал побуждать к справедливости и благочестию, запрещать мерзость и предосудительное». Он спросил: «Разве он не тот, которого называют Амином (надежный)?». Ему ответили: «Да». Он спросил: «Где можно его найти?». Ему ответили: «В дар уль-Аркам ибн Абу аль-Аркам около ас-Сафы. Однако смотри, чтобы тебя никто не увидел из Курайш. Если они увидят тебя, то они сделают с тобой что-нибудь, ведь ты чужой и у тебя нет родственников, которые защищали бы тебя».

Сухайб пошел в дар уль-Аркам осторожно, оглядываясь назад. Когда он дошел туда, то у дверей увидел Аммара ибн Йасира, которого он знал прежде. Он поколебался немного, но затем, приблизившись, спросил: «Чего ты хочешь, о, Аммар?». Аммар сказал: «Нет, это ты чего хочешь?». И Сухайб сказал: «Я хотел войти к этому человеку и послушать, что он говорит». Аммар сказал: «Я тоже хочу этого». Тогда Сухайб сказал: «В таком случае зайдем вместе, с благословения Аллаха».

Сухайб ибн Синан ар-Румий и Аммар ибн Йасир зашли к Пророку ﷺ. Они выслушали его, после чего луч веры осветил их груди, и они поспешили протянуть свою руку к нему. Они засвидетельствовали, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад раб Его и Посланник. Они провели оставшуюся часть дня у него, получая уроки праведности, наслаждаясь его присутствием. Когда стемнело, они вышли от него под покровом ночи, и каждый из них нес в груди луч, которого хватило бы, чтобы осветить весь мир.

Сухайб тоже получил свою долю страданий от Курайш вместе с Билялом, Аммаром, Сумайей, Хабабом и другими десятками мусульман. Он перетерпел от них такие муки, которые, если бы постигли горы, то покачнули бы их. Он принял все это со спокойной душой и с терпением, ибо он знал, что дорога в Рай окружена трудностями. Когда Пророк ﷺ разрешил сподвижникам переселиться в Медину, то Сухайб вознамерился выйти в путь вместе с Пророком ﷺ и Абу Бакром. Однако Курайшиты узнали о его намерениях переселиться и отклонили его от цели. Они назначили над ним надсмотрщиков, чтобы он не убежал от них и не унес с собой то золото и серебро, которые он приобрел в торговле.

Сухайб остался после переселения Пророка ﷺ и его спутника, ожидая удобного случая, чтобы догнать их, но он не имел успеха, ибо глаза надсмотрщиков не сводились с него, и ему больше ничего не оставалось делать, кроме как прибегнуть к хитрости. Однажды в холодную ночь Сухайб стал часто выходить по нужде, и он делал вид, словно каждый раз выходит, чтобы удовлетворить нужду.

Одни надсмотрщики сказали другим: «Успокойтесь, ибо ал-Лат и аль-Узза занялись его животом». Затем они вернулись к своей постели и уснули. Сухайб проскользнул между ними и направился в сторону Медины. Прошло немного времени после ухода Сухайба, как надсмотрщики догадались об этом и проснулись. Они сели на своих скакунов, отправились вслед за ним и догнали его.

Когда он почувствовал их приближение, то он стал на возвышенности, вытащил стрелы из колчана, натянул лук и сказал: «О, Курайшиты! Вы знаете, клянусь Аллахом, я самый лучший стрелок из людей. Клянусь, вы не сможете приблизиться ко мне, ибо я убью каждой своею стрелой одного человека из вас. Затем я нанесу вам вред своим мечом». Один из них сказал: «Клянемся, мы не дадим тебе победить нас, не имея ничего, кроме самого себя и имущество… Ты прибыл в Мекку босяком, бедным и стал богатым и достиг того, чего достиг». Сухайб сказал: «Если я вам оставлю свое имущество, вы отпустите меня?». Они ответили: «Да». Он указал им на место в своем доме в Мекке, где спрятал деньги. Они пошли и забрали их, а затем отпустили его.

Сухайб неустанно двигался в сторону Медины, убегая со своей религией к Аллаху и не сожалея за свое имущество, на приобретение которого он отдал лучшие годы своей жизни. Каждый раз, когда он уставал, его побуждала тоска по Пророку ﷺ и к нему приходила энергия, чтобы продолжить путь.

Когда он достиг Куббы, его увидел Пророк ﷺ и, направляясь к нему и радуясь, сказал: «Прибыльной была торговля, о, Абу Яхъя… Прибыльной была торговля». Он повторил это трижды, и радость была на лице Сухайба. Он сказал: «Клянусь Аллахом, о, Посланник Аллаха! Никто не мог опередить меня к тебе, и никто не мог оповестить тебя кроме Джебраила…». Действительно, прибыльной была торговля. И это было подтверждено откровением с неба и засвидетельствовано Джебраилом. В отношении Сухайба были ниспосланы слова Всевышнего Аллаха:


وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاةِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ ٢٠٧


«Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (2:207).

Благословен Сухайб ибн Синан и прекрасно его прибежище.