Приводится в книге «Сборник по законам намаза» Абу Ияса Махмуда ибн Абдуллятыф ибн Махмуд (Увайда):
Лексическое значение слова «кунут» — это постоянство в чем-либо. Из этого значения вытекает несколько значений. Что касается шариатского значения, то это постоянство повиновения Всевышнему Аллаху. Отсюда слова Аллаха:
وَمَنْ يَقْنُتْ مِنْكُنَّ لِلَّهِ وَرَسُولِهِ وَتَعْمَلْ صَالِحًا نُؤْتِهَا أَجْرَهَا مَرَّتَيْنِ وَأَعْتَدْنَا لَهَا رِزْقًا كَرِيمًا ٣١
«А ту из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет поступать праведно, Мы одарим двойным вознаграждением, и Мы приготовили для нее щедрый удел» (33:31).
И слова Аллаха:
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلَّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ١٢٠
«Воистину, Ибрахим был вождем, покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников» (16:120).
И слова Аллаха:
وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا ۗ سُبْحَانَهُ ۖ بَلْ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ كُلٌّ لَهُ قَانِتُونَ ١١٦
«Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются» (2:116).
И множество других аятов. Все они означают постоянство повиновения Всевышнему Аллаху и то, что требуется этим повиновением в виде покорности и подчинения.
Однако это слово было использовано и с другими значениями в шариате. Оно может иметь значение «дуа». Передается от аль-Бараа ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, что «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал кунут (дуа) в утреннем намазе и вечернем» (передал ат-Тирмизи). И передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, целый месяц делал кунут (дуа) после руку (поясного поклона) и взывал против арабов, а затем перестал» (передал ибн Хиббан).
Оно может быть использовано со значением «долгое стояние». Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах: «Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какой намаз самый лучший?» Он ответил: «С долгим кунутом (стоянием)» (передал Ахмад, ат-Тирмизи, ибн Хиббан и ибн Маджа).
Под словом «кунут» может подразумеваться молчание и воздержанность от разговора. Приводится от Зайда ибн Аркам, да будет доволен им Аллах: «Мы разговаривали во время намаза и человек говорил с рядом стоящим в намазе пока не было ниспослано:
وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238),
и нам было велено молчать, и было запрещено разговаривать (передал Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи). И слово «канитин» (смиренно) в этом аяте означает «молчаливо, не говоря ничего».
Следовательно, предметом исследования «кунут» является воздержанность от разговора с людьми и ограниченность во время намаза обращением только к Всевышнему Аллаху, чтобы полностью весь намаз был для Аллаха, и чтобы все поклонение было искренне ради Аллаха. И любая речь не с Аллахом считается прерыванием повиновения Аллаху и прекращение кунута. Следовательно, это неполноценность намаза. От Аммара ибн Йасира, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Я слышал как Пророк ﷺ сказал: «Человек закончит намаз, а ему запишется одна десятая, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья или половина намаза» (передал Абу Давуд). Если мусульманин совершит намаз и выполнит все его ваджибы и при этом не совершит харам, то его намаз считается полным. Если же он сделает какое-либо упущение в его ваджибах или совершит харам, то его намаз будет неполным, согласно неполноте его ваджибов или совершения харама, пока он не совершит намаз и ему не будет засчитана десятая часть намаза, четвертая или половина. Передал Абу Йаъля и Абд ибн Хамид: «…когда вы находитесь в намазе, то будьте смиренны и не разговаривайте». «Будьте смиренны и не разговаривайте» указывает на то, что кунут (смиренность) — это значит молчать и воздержаться от разговоров.
Приводится у аш-Шаъравий в толковании слов Аллаха:
وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«И стойте перед Аллахом смиренно».
Всевышний Аллах хочет, чтобы мы каждый намаз выстаивали смиренно. Лексическое значение слова «кунут» — это постоянство в чем-либо. Коран побуждает быть в постоянном повиновении Аллаху и быть покорными и богобоязненными. Это мы видим в словах Аллаха:
أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ ۗ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ ۗ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ ٩
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (39:9).
Приводится у ибн Касира, да смилуется над ним Аллах, в толковании слов Аллаха:
وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«И стойте перед Аллахом смиренно»,
т.е. покорными и богобоязненными. Это требует оставления разговоров в намазе из-за противоречия их намазу. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ответил ибн Масъуду, когда он поприветствовал его во время намаза. Он сказал: «Поистине в намазе есть занятость». В «Сахих» у Муслима приводится: «Поистине, в намазе не допускается что-либо из обычной речи людей. Намаз состоит только из прославления Аллаха, возвеличивания Его и поминание Аллаха».
Приводится в книге «ат-Тайсиру фи усуль ат-Тафсир», автором которой является Ата Абу ар-Рашта, амир Хизб ут-Тахрир, да хранит его Аллах, в толковании слов Аллаха:
وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«И стойте перед Аллахом смиренно»,
т.е. покорными, без каких-либо слов, разговоров, кроме молитвы. Бухари и Муслим передали от Зайда ибн Аркама: «При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы разговаривали во время намаза, пока не был ниспослан аят: «И стойте перед Аллахом смиренно». Нам было велено во время намаза соблюдать тишину, и запрещено разговаривать». Ибн Джарир передал от ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Я пришел к Пророку ﷺ, он в это время молился. Я поздоровался с ним, а он не ответил мне, а когда он закончил молитву, он сказал: «Я не ответил на твое приветствие только потому, что нам приказано молиться Аллаху смиренно и не говорить в молитве».