Вместе со Священным Кораном

وَلَمَّا جَاءَهُمْ رَسُولٌ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِمَا مَعَهُمْ نَبَذَ فَرِيقٌ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ كِتَابَ اللَّهِ وَرَاءَ ظُهُورِهِمْ كَأَنَّهُمْ لا يَعْلَمُونَ ١٠١ وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنْزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلا تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُمْ بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلا بِإِذْنِ اللَّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلا يَنْفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْا بِهِ أَنْفُسَهُمْ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ١٠٢ وَلَوْ أَنَّهُمْ آمَنُوا وَاتَّقَوْا لَمَثُوبَةٌ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ خَيْرٌ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ ١٠٣

«Когда к ним пришел Посланник от Аллаха (Мухаммад), подтвердивший правдивость того, что было у них, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отбросили Писание Аллаха за спины, словно они не знают истины. Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, обучая людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне Харуту и Маруту. Но они оба никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали! Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них. Если бы они только знали!» (2:101-103).

В книге «ат-Тайсир фи Усуль ат-тафсир», автором которой является амир Хизб ут-Тахрир Ата ибн Халил Абу ар-Рашта, да сохранит его Аллах, содержатся следующие его комментарии к этим аятам:

Всевышний Аллах разъясняет в этих аятах следующее:

1. Иудеи возражали Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и спорили с ним на основе Торы. Они спрашивали его о ней, как спрашивали о душе, людях пещеры (ахл аль-кахф), Зулькарнайне. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отвечал им ниспосылаемым ему Кораном. Кроме этого, он раскрывал некоторое из того, что они исказили и заменили в Торе. Например, он изобличал их в том, что они исказили наказание за прелюбодеяние и исказили сообщаемые в Торе качества Посланника Аллаха, приход которого утверждал истинность пророчеств Торы. Поняв о том, что споры на основе Торы не соответствуют их желаниям, они отбросили ее в сторону.

وَلَمَّا جَاءَهُمْ رَسُولٌ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِمَا مَعَهُمْ نَبَذَ فَرِيقٌ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ كِتَابَ اللَّهِ وَرَاءَ ظُهُورِهِمْ كَأَنَّهُمْ لا يَعْلَمُونَ

«Когда к ним пришел Посланник от Аллаха (Мухаммад), подтвердивший правдивость того, что было у них, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отбросили в сторону Писание Аллаха, словно они не знают истины» (2:101).

Это произошло словно со стороны людей, которые не веруют в Тору и не ведают о правдивости сообщенных в ней качеств Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это показывает степень их сознательного отказа от содержащихся в Торе признаков пророческой миссии Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Убедившись в безуспешности своих возражений с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на основе Торы, они стали искать другие вопросы в иных источниках.

2. Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику откровение о том, что Сулейман был пророком:

إِنَّا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ كَمَا أَوْحَيْنَا إِلَى نُوحٍ وَالنَّبِيِّينَ مِنْ بَعْدِهِ وَأَوْحَيْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطِ وَعِيسَى وَأَيُّوبَ وَيُونُسَ وَهَارُونَ وَسُلَيْمَانَ وَآتَيْنَا دَاوُدَ زَبُورًا

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айубу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Давуду же Мы даровали Забур» (4:163).

После ниспослания этого аята иудеи стали говорить: «Воистину, Сулейман был колдуном, а не пророком». Затем они собрали книги, которые были написаны колдунами при помощи дьяволов в эпоху царствования Сулеймана. Они владели этими книгами в Медине, в городе Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Они сказали: «Вот это те книги, которыми правил Сулейман». Последовав за этими книгами, они сделали их предметом споров с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ

«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана».

«…что читали дьяволы», т.е. читали, внушали или шептали этим колдунам, чтобы те писали это в своих книгах.

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الإنْسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ

«Таким образом, Мы определили для каждого пророка врагов дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» (6:112).

До Ислама дьяволы подслушивали вести с небес, смешивали это с разной ложью и потом сообщали своим друзьям. «Обитатели небес осведомляются друг у друга, пока весть не достигает неба этого мира, где джины, подслушивая, пытаются выхватить что-нибудь, а затем передают это своим друзьям. Переданное ими в том виде, в каком оно было подслушано, является истиной, однако они добавляют к этому ложь и клевету». После ниспослания Ислама джинам стало воспрещено подслушивание, и они лишились этой возможности.

وَأَنَّا كُنَّا نَقْعُدُ مِنْهَا مَقَاعِدَ لِلسَّمْعِ فَمَنْ يَسْتَمِعِ الآنَ يَجِدْ لَهُ شِهَابًا رَصَدًا

«Прежде мы садились там на седалищах, чтобы подслушивать. Но тот, кто подслушает сейчас, обнаружит, что его подстерегает пылающий огонь» (72:9).

«…в царстве Сулеймана», т.е. в период его царствования.

3. Эти колдовские книги были написаны колдунами на основе двух источников:

1) Колдовство, которое шептали им дьяволы;
2) То, чему учили людей два ангела: Харут и Марут.

Эти два ангела были ниспосланы Аллахом в Вавилоне. Они учили людей колдовству, остерегая при этом от руководства им и его применения. Они извещали людей о том, что являются испытанием для них:

وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلا تَكْفُرْ

«Но они оба никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим».

Всевышний Аллах ниспослал на эту землю и добро и зло, чтобы испытать Своих рабов и тем и другим:


كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).

«…не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим», т.е. обучение людей колдовству было испытанием для них. Кто уверовал в колдовство и руководствовался им, тот становился неверующим. Те же, кто не уверовали в него и не руководствовались им, спаслись.

4. Всевышний Аллах избавляет Своего пророка Сулеймана, мир ему, ото лжи иудеев и их клеветы. Сулейман, мир ему, не был неверующим. Здесь указывается на то, что он не был колдуном и не верил в колдовство, и, следовательно, не был неверующим. Он был пророком, мир ему. «Сулейман не был неверующим», т.е. он не был колдуном и не уверовал в колдовство, чтобы быть неверующим. Определилось именно это указание, поскольку иудеи обвинили Сулеймана, мир ему, в колдовстве, а не в неверии. Ибн Джарир передал от Шахр ибн Хавшаба о том, что иудеи сказали: «Посмотрите на Мухаммада, он смешал истину с ложью, упоминая Сулеймана среди пророков, хотя тот был колдуном, который переносился при помощи ветра». На это Всевышний Аллах ответил им «Сулейман не был неверующим», т.е. он не занимался колдовством. Иносказательное употребление в этом аяте слова «неверующим» указывает на то, что уверовавший в колдовство и занимающийся этим человек, становится по этой причине неверным.

Таким образом, Сулейман не был неверующим, а теми, кто не уверовали, были дьяволы. «Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, обучая людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне Харуту и Маруту. Но они оба никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим».

5. Колдовство — это воображаемая демонстрация вещи в нереальной для нее действительности. Этот смысл исходит из слов Всевышнего:

قَالَ أَلْقُوا فَلَمَّا أَلْقَوْا سَحَرُوا أَعْيُنَ النَّاسِ وَاسْتَرْهَبُوهُمْ وَجَاءُوا بِسِحْرٍ عَظِيمٍ


«Он сказал: «Бросайте!» Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство» (7:116).

قَالَ بَلْ أَلْقُوا فَإِذَا حِبَالُهُمْ وَعِصِيُّهُمْ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ مِنْ سِحْرِهِمْ أَنَّهَا تَسْعَى

«Он сказал: «Нет, бросайте вы!» И тут ему представилось, что их веревки и посохи от их колдовства пришли в движение» (20:66).

Т.е. посох остается посохом, но реальному зрителю кажется, будто это живая змея.

В толковом словаре арабского языка аль-Джавхари говорится: «Колдовство — это очарование, изумление. Говорится: «Я околдовал ребенка», т.е. обманул его. В некоторых арабских стихотворных сборниках колдовство употреблено в смысле сильного изумления, приукрашивания лжи, маскирования».

Слово «колдовство» также используется арабами в значении «скрытности», поскольку колдун совершает колдовство скрыто, тайно. В действительности колдовство — это знание, посредством которого его обладатель может очаровывать взоры людей, которые видят ту или иную вещь нереальной для нее действительности. При этом вещь не меняется по своей природе, и у нее не возникает какая-то иная, новая сущность. Таким образом, если человек, например, возьмется рукой за «змею», появившуюся из посоха, то он поймет, что у него в руках самый настоящий посох, который всего лишь показался ему змеей. Поэтому колдуны при фараоне, которые бросили свои посохи, видели их посохами, но околдованные взоры людей видели их змеями. Когда же Муса, мир ему, бросил свой посох, колдуны увидели настоящую змею, а не посох. Эта змея поглотила их посохи и окончательно лишила их своей сущности. После этого колдуны осознали, что это не колдовство, так как колдовство не может изменить природу вещи. Для них стало очевидным, что произошедшее — это не колдовство, а истина от Господа миров, как об этом сказал Муса, мир ему. Уверовав удивительным образом, эти колдуны стали верующими.

6. «Они последовали за тем, что читали дьяволы», «Неверующими были дьяволы, обучая людей колдовству». Эти слова Всевышнего Аллаха указывают на то, что колдовство происходило путем произнесения речей неверия. Это означает, что колдовство, в смысле знания, практически происходит с использованием слов неверия при колдовских заклинаниях и обрядах. Все остальное не называется колдовством в этом смысле слова, которое содержится в данном аяте. Например, демонстрация иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов при помощи технических средств (ловкость рук, иллюзионистские трюки и фокусы), или же употребление некоторой речи, где нет слов неверия, для создания у людей иллюзии, демонстрируя предметы в их неестественной сущности (шарлатанство, обман, мошенничество) — все это не является колдовством в упомянутом значении данного слова.

7. На колдуна распространяется наказание вероотступника, поскольку, согласно вышеупомянутому смыслу, он является неверующим. В свое время сподвижники выносили колдунам смертный приговор. Так мать правоверных Хафса, да будет доволен ею Аллах, велела казнить одну колдунью, которая призналась в том, что совершила колдовство. А что касается осуждения, которое имело место со стороны Усмана, да будет доволен им Аллах, в отношении данного поступка Хафсы, то это касалось исполнения данной казни без его осведомления, тогда как он являлся на тот момент халифом мусульман. При этом известно, что он не осуждал сам смертный приговор. Подобный случай, т.е. казнь колдуна, произошел и в период правления Умара, да будет доволен им Аллах. В этом отношении можно утверждать о наличии единодушия сподвижников, поскольку имело место публичное исполнение важного закона при отсутствии какого-либо осуждения. Ахмад передал от Суфьяна, передавшего от Джаз ибн Муавия, передавшего от аль-Ахнаф ибн Кайса, который сказал: «За год до смерти Умара к нам было доставлено его предписание, в котором также говорилось: исполняйте смертную казнь в отношении колдунов».

Касательно упомянутых нами некоторых скрытых дел, связанных с искусством и техникой, посредством которых людей обманывают и вводят в заблуждение, а также шарлатанство мастеров, их фокусы и трюки — все, кто практикуют это, заслуживают наказания из видов «тазир», согласно вреду, причиненному ими обманутым людям, с которыми они имели контакты. Известно, что в Исламе наказание «тазир» может даже предусматривать смертную казнь в зависимости от состава совершенного преступления.

Здесь существует разница между смертной казнью по наказанию «хадд» и смертной казнью согласно наказанию «тазир». В первом случае, речь идет о колдуне, ставшим вероотступником, по которому не совершается погребальная молитва, и его не хоронят на кладбище мусульман. Во втором случае речь идет о мусульманине, являющимся грешником или распутником, согласно виду совершенного им преступления. По нему совершается погребальная молитва и его хоронят на мусульманском кладбище.

8.


فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُمْ بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلا بِإِذْنِ اللَّهِ

«Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха».

Всевышний Аллах объясняет, что обучающиеся колдовству и применяющие его на практике люди, могут своими действиями образовывать проблемы между супругами, вследствие чего между ними могут происходить разногласия и разводы. Затем Всевышний Аллах объясняет важное идейное положение, чтобы устранить вероятность проникновения в сознание людей представления о том, что колдун может обладать силой Аллаха и Его способностью или может образовывать что-то помимо воли Всевышнего Аллаха. В этом аяте Аллах разъясняет, что в Его владениях ничего не может происходить без Его дозволения, т.е. помимо Его воли. Это и есть смысл желания Аллаха или то, что названо волей Аллаха. Говоря иначе все происходящее, происходит исключительно с дозволения Аллаха, по Его желанию и Его воле. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:29).

Смысл в этом аяте не означает «с согласия Аллаха», ибо Аллах не согласен с неверием и грехами.

إِنْ تَكْفُرُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنْكُمْ وَلا يَرْضَى لِعِبَادِهِ الْكُفْرَ

«Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов» (39:7).

Речь идет о термине, который имеет соответствующее значение, полученное вследствие изучения шариатских текстов. Дозволение Аллаха, Его желание или Его воля не могут комментироваться согласно прямым лексическим смыслам (дозволил что-то, пожелал чего-то, согласился с чем-то). Они комментируются согласно терминологическому указанию, как и любое условное значение слова, например, у носителей арабского языка, или ученых в области фикха или ученых в области усуль фикха или ученых любой другой науки.

Слова аята «с соизволения Аллаха» имеют здесь огромное значение. Колдуны могут совершать перед людьми действия, в результате которых у людей очаровываются взоры, и они могут видеть некоторые вещи в непривычной для этих вещей сущности. Вследствие этого они могут предполагать, что колдуны, как и Всевышний Аллах способны что-то создавать или совершать дела, которые Аллах не способен отменить. Здесь Всевышний Аллах объясняет, что подобное может происходить исключительно с Его дозволения, т.е. оно не может происходить помимо Его воли. Именно в этом смысле все происходит по Его воле и Его желанию, и Всевышний Аллах способен отменить их колдовство, ибо ничто в Его владениях не случается помимо Его воли.

В этой связи может возникнуть вопрос: если все обстоит таким образом, то почему Аллах не отменяет их колдовство?!

Всевышний Аллах разъяснил добро и зло, и дал нам знание о том, что за добро человек будет вознагражден добром, а за зло — злом. Аллах также объяснил нам, что может сделать нас одной Уммой в добре или зле.

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной. Однако они не перестают вступать в противоречия» (11:118).

Однако по известной Всевышнему Аллаху мудрости Он дал нам возможность выбирать добро или зло и получать за это соответствующее воздаяние, в результате которого часть людей войдет в Рай, а другая часть в Ад:

وَلَوْ شِئْنَا لآتَيْنَا كُلَّ نَفْسٍ هُدَاهَا وَلَكِنْ حَقَّ الْقَوْلُ مِنِّي لأمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми всеми вместе!» (32:13).

Поэтому неуместно задаваться вопросом: почему Аллах не отменяет деяния злых колдунов? Или почему Аллах не направляет нас к добру во всем, что нам приказано? Или почему Аллах не удерживает нас от совершения зла, чтобы мы могли творить только добро? Всевышний Аллах показал нам добро и показал зло, оставив за нами возможность выбора того или иного. Такова мудрость Аллаха.

لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (21:23).

В любом случае мы должны быть убеждены в том, что во владениях Всевышнего Аллаха ничего не происходит помимо Его воли. Все происходит лишь с Его соизволения, по Его воли и Его желанию.

9.


وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاقٍ

«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни».

Это означает, что все колдовство является злом, и такова характеристика колдовства, которому они обучаются. «Обучая людей колдовству» — здесь имеется очевидное указание на то, что приобретаемое ими вредит им и не приносит им пользы. Таким образом, все колдовство — это сплошное зло и вред, где абсолютно нет никакой пользы.

Далее Всевышний Аллах поясняет, что занимающийся колдовством человек не имеет удела в Последней жизни, ибо является неверующим в Аллаха и в Его аяты.

«…приобрел это», т.е. купил. Это слово употреблено здесь в иносказательном значении. То есть он сделал это своей профессией. Покупая какую-то вещь, человек приобретает ее для пользования, используя непосредственно саму вещь или получая за нее возмещение. В данном случае это принятие колдовства как профессии, которая будет, как он полагает, приносить ему прибыль. Таким образом, получается, что он, словно приобрел это, т.е. купил колдовство.
«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни» — это сообщение в смысле требования отказа, т.е. в смысле строгого запрета на то, чтобы заниматься колдовством.

«Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!», т.е. скверно то, за что они продали свои души, ведь они подвергли самих себя наказанию Аллаха и пожертвовали себя взамен на адский огонь — «тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни». Плата, которая уготована им взамен на то, что они продали себя за колдовство — это гнев Аллаха, Его наказание и огонь Ада. Действительно это несчастная и убыточная сделка.

«Если бы они только знали!», т.е. если бы они извлекали пользу из того, что знают! Ведь тот, кто знает наверняка, но при этом не извлекает из этого пользы и не руководствуется этим знанием, подобен тому, кто не знает. Человек знающий, что итог колдовства опасен и губителен, но, несмотря на это занимается им, подобен тому, кто не знает этого. Такой стиль выражения в арабском языке имеет категоричное указание.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращался к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он уберег его от знаний, в которых нет пользы и говорил: «Прошу у Аллаха защиты от бесполезного знания, от сердца, которое не страшится и от глаз, которые не знают слез» (Муслим:4899, Тирмизи:3404, Абу Дауд:1324, ан-Насаи:5347, Ибн Маджа:3827, Ахмад:6720). Употребление таких выражений в Коране не является единичным. Например, Всевышний Аллах говорит:

 أَفَلَمْ يَسِيرُوا فِي الأرْضِ فَتَكُونَ لَهُمْ قُلُوبٌ يَعْقِلُونَ بِهَا أَوْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا فَإِنَّهَا لا تَعْمَى الأبْصَارُ وَلَكِنْ تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ

«Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46).

صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لا يَعْقِلُونَ
«Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (2:171).

Поэтому в этом смысле говорится:

Кто не пользуется слухом — подобен глухому;
Кто не пользуется зрением — подобен слепому;
Кто не пользуется даром речи — подобен немому;
Кто не пользуется разумом — подобен неразумному;
Кто не пользуется знанием — подобен незнающему.