Жизнь сподвижника, о котором мы будем сейчас говорить, тесно связанна с Посланником Аллаха ﷺ, он был одним из самых передовых сподвижников в Исламе. Он был сыном дяди Посланника Аллаха ﷺ, так как его мать Амина бинт Абд аль-Мутталиб была тетей Пророка ﷺ. Он приходился шурином Посланнику Аллаха ﷺ, так как его сестра Зейнаб бинт Джахш была женой Благородного Пророка ﷺ и одной из матерей правоверных. Он первый кому было вручено знамя Ислама. Он первый кого назвали «Амир уль-Муминийн»... это был Абдуллах бин Джахш аль-Асадий.
Абдуллах ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусульман. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдуллах ибн Джахш стал вторым мухаджиром, и опередил его в этом благом деле только Абу Салама. Выбор между народом, родиной и переселением на пути Аллаха не был новым для Абдуллаха ибн Джахша. До этого было так, что он и некоторые из его родственников переселялись в Эфиопию. Но это последнее переселение было более объемистое и широкое. Переселялись его семья и родственники, мужчины и женщины со стороны отца, как молодые, так и пожилые, мальчики и девочки, так как его дом был домом Ислама и его племя племенем веры. Не успели они оставить свои дома в Мекке, как они стали грустными и унылыми, опустели настолько, что казалось, будто никогда не было в них ранее дружелюбия и общения, никогда не навещали их люди.
Вместе с Абдуллахом ушло так много людей, что предводители курайшитов вышли обойти жилые кварталы Мекки дабы узнать кто выехал из нее из мусульман а кто остался. Среди них были Абу Джахль и Утба ибн Рабиа. И когда Утба посмотрел на жилища рода Джахш, то увидел, что там гуляет ветер с песком, ковыляя их двери. Увидев это, Утба сказал: «Дома рода Джахш плачут от того, что остались одни без своих жителей». Тогда Абу Джахль сказал: «Кто они такие, чтобы по ним плакали их дома?!». После этого Абу Джахль положил свою руку на дом Абдуллаха ибн Джахша, в то время как это был самый красивый и богатый дом, и стал в нем полновластно распоряжаться и делать то, что ему хотелось наподобие того, как царь ведет себя в своем царстве. Когда дошла весть до Абдуллаха ибн Джахша о том, что вытворяет Абу Джахль в его доме, то он рассказал об этом Посланнику Аллаха ﷺ, на что Пророк ﷺ спросил его:
ألا ترضى ياعبد الله أن يعطيك الله بها داراً في الجنّة؟
— Разве не доволен ты тем, о, Абдуллах, что Аллах даст тебе за него дом в Раю?
— Напротив, я доволен, о, Посланник Аллаха! — ответил Абдуллах.
فذلك لك
— Тогда то (дом в Раю) тебе, — сказал Посланник Аллаха ﷺ.
И тогда раскаялась душа Абдуллаха, и он успокоился.
И как только поселился Абдуллах ибн Джахш в Медине, после того как прошли трудности первого и второго переселения, только начал он чувствовать вкус комфорта под защитой ансаров, после того, как натерпелся зла от рук курайшитов, Аллах решил подвергнуть его сильнейшему испытанию, которое он знал в своей жизни. Аллах подверг его самому тяжелому испытанию с тех пор, как тот принял Ислам.
Заострим же внимание на суровой истории, произошедшей в те далекие времена.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдуллах ибн Джахш и Саад ибн Абу Ваккас. Посланник Аллаха ﷺ и сказал им:
لأؤمرنَّ عليكم أصبركم على الجوع والعطش
«Вам непременно приказано терпеть голод и жажду». После этого Посланник Аллаха ﷺ вручил знамя Абдуллаху ибн Джахшу, который стал первым амиром военной группы мусульман (также приводится мнение, что первым, кто получил военное знамя, был Хамза ибн Абд аль-Мутталиб).
Благородный Посланник Аллаха ﷺ дал указания Абдуллаху ибн Джахшу и вручил ему письмо, с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее. Когда прошло два дня похода после отбытия из Медины, Абдуллах открыл письмо и прочел следующее:
إذا نظرت في كتابي هذا، فامضِ حتّى تنزل نَخلَة بين الطائف ومكّة، فترصَّد بها قريشاً، وقف لنا على أخبارهم
«Если читаешь это, то отправляйся в местность между Таифом и Меккой и наблюдай там за курайшитами и принеси нам новости о них». После того, как Абдуллах прочел записку, он сказал: «Слушаюсь и подчиняюсь Пророку Аллаха». Потом, обратившись к сподвижникам, он сказал: «Поистине, Посланник Аллаха ﷺ приказал мне направиться в местность для наблюдения за курайшитами, чтобы принести ему сведения о них. Но он ﷺ запретил мне принуждать к этому вас. Поэтому кто хочет шахаду и стремится к ней, то пусть следует за мной, а кому это неприятно, то пусть возвращается, и это не будет порицаться». Они ему ответили: «Слушаемся и повинуемся Посланнику Аллаха ﷺ! Поистине, мы пойдем с тобой туда, куда приказал тебе Пророк Аллаха».
Они отправились в путь и двигались, пока не достигли указанной местности. По прибытию небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Они заметили караван курайшитов, среди которых узнали таких людей, как Амр ибн аль-Хадрами, Хаким ибн Кайсан, Осман ибн Абдуллах и его брат Мугира. При них были курайшитские товары, среди которых были кожи, изюм и прочее из того, чем торговали курайшиты.
Сподвижники начали обсуждать это между собой. Был последний день одного из запретных месяцев. Они сказали: «Если мы начнем с ними сражение, то убьем их в запретный месяц, а это будет тягостный поступок в запретный месяц, что вызовет гнев всех арабов (запретные месяцы это Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб. В эти месяцы среди арабов воевать было запретным). Если мы будем медлить до истечения этого дня, то они войдут на запретную землю (т.е. станет сражение с ними запретным по причине их вхождения в запретную для сражения землю Мекки) и они будут в безопасности от нас. Они продолжали обсуждать этот вопрос, пока не пришли к единому мнению напасть на них, убить и захватить как трофеи их имущество. В одно мгновение они убили одного из них, двоих пленили, но четвертый смог ускользнуть из их рук и спастись бегством.
Абдуллах ибн Джахш и его отряд пригнали захваченный караван в Медину. Когда они предстали с этим к Посланнику Аллаха ﷺ и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их. Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не приказывал вам сражаться! Поистине, я приказал вам выведать новости о них и следить за их передвижениями!». Он оставил двух пленных у себя до решения их судьбы, но из каравана категорически отказался взять что-нибудь себе.
И вот тогда у Абдуллаха ибн Джахша и его отряда опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ Посланника Аллаха ﷺ. Их положение усугублялось от того, что их братья-мусульмане каждый раз, проходя мимо них, возлагали на них вину, говоря: «Вы ослушались приказа Посланника Аллаха ﷺ». Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от Посланника Аллаха ﷺ, и дискредитировать его среди арабских племён. Они говорили при этом: «Мухаммад нарушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захватив имущество и взяв в плен людей...».
Но не успела еще исчерпаться грусть Абдуллаха ибн Джахша и его друзей от того, что случилось с ними, не успел закончиться их стыд, как вдруг пришла добрая весть. И когда совсем усилилась их боль и тяжесть от страданий, пришла к ним благая весть, оповещающая их, что Аллах, Свят Он и Велик, доволен тем, что они сделали, ниспослав аят об этом своему Пророку в Коране. Их радость не знала границ, люди начали обнимать их, поздравляя, рассказывая им о том, что было ниспослано про них в славном Коране.
Вот что было ниспослано от Аллаха:
يَسَۡٔلُونَكَ عَنِ ٱلشَّهۡرِ ٱلۡحَرَامِ قِتَالٖ فِيهِۖ قُلۡ قِتَالٞ فِيهِ كَبِيرٞۚ وَصَدٌّ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِ وَكُفۡرُۢ بِهِۦ وَٱلۡمَسۡجِدِ ٱلۡحَرَامِ وَإِخۡرَاجُ أَهۡلِهِۦ مِنۡهُ أَكۡبَرُ عِندَ ٱللَّهِۚ وَٱلۡفِتۡنَةُ أَكۡبَرُ مِنَ ٱلۡقَتۡلِۗ وَلَا يَزَالُونَ يُقَٰتِلُونَكُمۡ حَتَّىٰ يَرُدُّوكُمۡ عَن دِينِكُمۡ إِنِ ٱسۡتَطَٰعُواْۚ وَمَن يَرۡتَدِدۡ مِنكُمۡ عَن دِينِهِۦ فَيَمُتۡ وَهُوَ كَافِرٞ فَأُوْلَٰٓئِكَ حَبِطَتۡ أَعۡمَٰلُهُمۡ فِي ٱلدُّنۡيَا وَٱلۡأٓخِرَةِۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ أَصۡحَٰبُ ٱلنَّارِۖ هُمۡ فِيهَا خَٰلِدُونَ ٢١٧
«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей — еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217). Как только были ниспосланы благородные аяты покаялась душа Благородного Посланника ﷺ. После, он ﷺ принял трофеи и отпустил пленных за выкуп. Он ﷺ стал доволен поступком Абдуллаха ибн Джахша и его людей, так как их поход возымел большое значение среди мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама. Был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама пленные, попавшие в руки мусульман. Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка ﷺ знамя Ислама, а его командир Абдуллах ибн Джахш стал первым исламским военачальником.
Затем была битва при Бадре, где Абдуллах ибн Джахш проявил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истинному правоверному.
Потом была битва при Ухуде, где с Абдуллахом ибн Джахшем и его другом Саадом ибн Абу Ваккасом случилась незабываемая история, которую мы предоставим рассказать самому Сааду.
Рассказывал Саад ибн Абу Ваккас: «Когда была битва при Ухуде, меня встретил Абдуллах ибн Джахш и спросил: «Разве ты не взываешь к Аллаху?» Я сказал: «Да, конечно, призываю». Когда же мы подошли к полю боя, я сказал: «О, Господь! Если я встречу врага, то пусть он будет сильным, гневным, пусть я буду сражаться с ним, и он сражаться со мной, потом дай мне взять верх над ним и убить его», и Абдуллах сказал: «Аминь» на мою мольбу. Далее Абдуллах сказал: «О, Аллах, дай мне сильного мужчину, с которым я буду сражаться ради тебя и он будет сражаться со мной, после чего он победит меня и отсечет мне нос и ухо, так, чтобы, когда я встретил Тебя завтра, Ты сказал: «Почему отсечены твои нос и ухо?» и я ответил: «Ради Тебя и за Твоего Посланника», и Ты ответишь: «Ты сказал правду»... И сказал Саад ибн Абу Ваккас: «Молитва Абдуллаха ибн Джахша была лучше моей. Я видел его в конце дня и видел его среди погибших… И поистине, его нос и ухо висели подвешенными на дереве. Аллах ответил на мольбу Абдуллаха ибн Джахша, почтил его шахадой, как и почтил его дядю господина шахидов Хамзу ибн Абд аль-Мутталиба. Посланник Аллаха похоронил обоих в одну могилу, и его чистая кровь обагрила их двоих запахом шахады».