جَعَلَ اللَّهُ الْكَعْبَةَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ قِيَامًا لِّلنَّاسِ
«Аллах сделал Каабу — Заповедный Дом, опорой для людей…» (5:97).
Ключами почтенной Каабы владеет потомство Шайби с того момента, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вручил их семье Шайби. На земле не существует столько тайн, сколько их внутри Каабы и вокруг нее. Сама Кааба выглядит не более чем как комната кубической формы. Однако когда ты попадаешь в нее, то сердце начинает трепетать от покорности и богобоязненности. Затем оно начинает так покорно и умеренно биться, что его почти не слышно. Глаза превращаются в ключ слез — ведь ты в этот момент находишься в самом любимом месте для Аллаха, куда спускаются семьдесят тысяч ангелов, которые день и ночь совершают обход вкруг Каабы (таваф). «Аллах велик, как же прекрасны эти чувства и пусть все поздравления будут тому, кому Аллах предписал посетить это место».
Главный служитель Дома Аллаха аль-Харам, Шейх Абдульазиз ибн Абдуллах Шайби, является владельцем ключа Каабы. Его сын Низар Шайби говорит: «О нас также говорится «Хаджби», то есть закрывающие покрывалом Каабу. Всевышний Аллах захотел, чтобы у Священной Каабы были служители, смотрители, т.е. те, которые несут ответственность за нее, и чтобы у нее был ключ, который был вручен семейству Шайби. Понятие «служители» (السدانة) (сидана) в словаре арабского языка имеет несколько смыслов, например: хранители, служители, укрывающие покрывалом...
Служители Каабы, связаны с историей ее постройки, в их обязанности входит выполнение всех дел, касающиеся ее: открытие, закрытие, чистка, мойка, накрывание ее полотном, подшивание этого полотна, если оно порвалось, прием посетителей и все другое, связанное с Каабой. Исмаил, да благословит его Аллах, был хранителем Каабы, после него это делали его потомки, до прихода эпохи Кусай ибн Киляб. Кусай забрал служение Каабы себе у Хуза'а, которые силой брали себе служение Каабы, но не на долгое время, это племя мигрировало из Йемена в Мекку и осталась там.
У Кусая родились сыновья: Абду-д-Дар, Абду Манаф, Абдуль Узза и Абду-ль-Кусай. После смерти Кусая деятельность по служению Каабе ограничилась Абду-д-Даром и его сыновьями, из них был Усман ибн Талха ибн Абу Талха и его двоюродный брат Шайба ибн Усман ибн Абу Талха. По более точным передачам, в год открытия Мекки, он принял Ислам, был сподвижником и он передал хадисы от Посланника Аллаха ﷺ. И все семейство Шайби, существующее в этом веке, являются сыновьями Шейха Мохаммада ибн Зайну-ль-Абидин, да смилуется над ним Аллах. Они делятся на сынов Шейха Абдуль-Кадира ибн Али, это семья Абдаллы, и Хасана аль-Шайбий, а также на сыновей Абдуррахмана ибн Абдуллах Шайби. Все они являются уважаемыми и почитаемыми людьми, как свидетельствует о них существующие сообщения. Они также уважаемы и почтенны у всех мусульманских правителей, особенно подчеркиваются те, кто обслуживал две Священные мечети. До сих пор их существование является чудом Посланника Аллаха, мир ему, который сказал своей Умме о них, следующее: «Возьми их, о, Бани Талха. До самого Дня Воскресения не заберут их у вас, если только это не будет несправедливый и деспотичный тиран».
История передачи ключей Каабы
Низар Шайбий, являющийся одним из хранителей Дома Аллаха, говорит: «Служение Каабе передано нам еще в дни нашего дедушки (Кусай). Затем оно передавалось между сыновьями Абду-д-Дар, у которого было пятеро детей. Он не выходил в путешествие ни зимой, ни летом. Его братья даже упрекали его из-за этого. И когда его отец Кусай услышал это, он сказал: «Клянусь Аллахом! Я сделаю тебя самым почитаемым из них», и он назначил его на должность снабженца водой паломников Мекки, а также сделал его хранителем и служителем Каабы, оказывающим паломникам помощь в питании. Также ему были даны и другие должности. Когда пришли его братья, они сказали ему, что он взял все почитаемое, и не оставил им ничего. Он ответил им: «Возьмите все это, кроме хранения, и служения Каабе и главенства», он был главой Курайшитов. Он говорит, что открывает Каабу два раза в год, чтобы провести уборку и добавить подарки, предназначенные для Каабы.
Три тайны вокруг Каабы
Из секретов Каабы, как говорит писатель, саудовский журналист, Омар Мадвахи, интересующийся написанием истории о святых местах: «Кааба является центром земли и связана с домом, находящимся на седьмом небе Аль-Байт-аль-Ма’мур (т.е. Дом Аллаха). Первый дом был построен для людей Ибрахимом и его сыном Исмаилом, мир им и благословление Аллаха, и во Вселенной нет места более важного и святого, чем это каменное здание кубической формы, в котором на протяжении всей истории человечества поклонялись только Аллаху. Да, были арабы, которые поклонялись идолам, и истуканам вокруг Каабы, но они никогда не обособляли и не приписывали Каабу этим идолам. К Каабе совершали паломничество все Пророки, и даже просто глядеть на нее является поклонением равным вознаграждению поклонения не в Мекке. Добавив, Мадвахи говорит о том, что он написал, и что это место, святое святынь Ислама, дальше он говорит:
Кааба окутана тремя тайнами, которым нет равных на земле: две из них — это черный камень, Макъам Ибрахим (место Ибрахима), являющиеся являются жемчужинами Рая, и третья тайна — это источник Зам-зам, который тоже является рекой из рек Рая, проистекающий из-под черного камня.
Слева между «аль-мультазам» частью стены и черным камнем находятся двери Каабы, немного дальше находится «хатиму-с-сайат» низкая полукруглая стена, паломником иногда разрешают заходить в пространство между этой стеной и Каабой и молиться. Это место считается местом захоронения Исмаила и его матери Хаджар. Справа от двери Каабы на расстоянии менее двух метров стоит сундук из редкого мрамора, где хранятся принадлежности для уборки и мытья Каабы из разных дорогих благовоний и специальных моющих средств, рулоны хлопчатобумажной ткани, так же предназначенные для чистки. Внутри Каабы находятся три колонны, обшитые самым дорогим деревом, украшенных орнаментом. Они известны как колонны сподвижника Абдуллаха ибн Зубайра, который во время своего правления в Мекке увидел необходимость установления этих колон во время проведения строительно-ремонтных работ, опасаясь обрушения крыши Каабы. На северной стороне Каабы, по правую сторону от входа в Каабу имеется лестница, ведущая вверх. При входе на лестницу есть дверь, называемая «Дверью покаяния». Внутренние стены и потолок Каабы устланы зеленым шелком. «Дверь покаяния» сделана из самых редких пород дерева, покрытых пластинами из золота и серебра. За дверью располагается винтовая лестница, из толстого стекла, до самого потолка Каабы. На западной стене напротив двери Каабы весит девять старинных мраморных плит с выбитыми на них именами правителей и халифов, которые проводили реконструкцию и реставрацию Каабы. Все эти плиты датированы после шестого века хиджры. На восточной стене между дверью Каабы и «Дверью покаяния» находится документ, на котором датируется восстановление и ремонт Каабы, последний капитальный ремонт Каабы во время правления султана Мурада IV из османских султанов — это 1040 год по хиджре.
Все стены облицованы разноцветным мрамором. На западной стене шесть серебряных михрабов, прикрепленных к стене гвоздями. Все они высотою в человеческий рост, сделаны чрезвычайно изящно и покрыты инкрустациями и чернью. Михрабы эти прикреплены к стене на некоторой высоте от пола.
Стены на высоте четырех арашей от пола ничем не украшены, а начиная оттуда и до потолка, покрыты мраморными плитами с инкрустацией, позолоченными рисунками, некоторыми именами Аллаха.
Между тремя основополагающими колоннами проходит прут из чистого серебра, на котором подвешиваются подарки для Каабы. Этими подарками являются исторические кувшины, горшки, и другое из золота и серебра, история которых возвращает в далекое прошлое. Это подарки королей, султанов и халифов.
Сунна молитвы в Каабе
Сунна перед входом в Каабу, совершить обход вокруг нее семь раз, и поцеловать черный камень. «Хаджар аль-Асвад» является правой рукой Аллаха на земле». Также Сунна совершать молитву на мраморной плите, где есть явный знак со ссылкой на то место, где Пророк, мир ему, совершал молитву. Это место находится у южной стены рядом с южным углом стены Каабы. Молитва в Каабе читается в восемь ракаатов, и это является из Сунн, относящихся к входу в Каабу, в направлении каждых четырех стен, по два ракаата, так как внутри Каабы нет направления Киблы.
Замена покрывала Каабы
Во время хаджа, после того как паломники отправляются на гору Арафа, жители Мекки направляются к Священной Мечети, для молитвы и совершения тавафа вокруг мечети. Люди наблюдают за тем, как служители Священной Каабы меняют покрывало Каабы на новое, для приема паломников на утро следующего дня, который приходится на Ид аль-Адха. До этого времени, в середине месяца Зуль-каъда, главный хранитель Шейх Абдульазиз ибн Абдуллах Шайби, во время ежегодной церемонии получает новое покрывало от генерального управляющего делами мечети аль-Харам и мечети Пророка ﷺ, в зале ключевых событий фабрики по приготовлению покрывала Каабы в пригороде Мекки в Умм-ль-Джуд. После доставки нового покрывала, с завершением молитвы аль-Аср, начинается церемония замены покрывала. В процессе замены используются эскалатор, чтобы накинуть новое покрывало Каабы на старое, оно цепляется на специальные металлические петли (их 47 штук), закрепленные на крыше Каабы. Затем развязывается старое покрывало, чтобы оно выпало из под нового. Таким образом, Кааба не оголяется, так как оставлять ее без покрывала является нежелательным.
Техники возглавляют процесс производства покрывала вырезом всех сторон, а также устанавливают пояс покрывала, он состоит из 16 частей, общая длина около 27 метров, и 6 частей ниже пояса. Затем устанавливаются 4 части 112 суры: «Скажи: Он Аллах Един», и 11 частей, где пишутся аяты из Корана, на четырех сторонах Каабы.
Самые тяжелые этапы замены покрывала Каабы
Последний кусок, который накрывается, это покрывало двери Каабы, и это наиболее трудный этап процесса замены покрывала. После завершения этого этапа, начинается процесс подъема подкладки покрывала Каабы из толстой белой ткани, а также подъема покрывала до двух метров от мраморного фундамента Каабы, известный как процесс «ихраму-ль-Кааба».
Нижнюю часть, покрывала Каабы поднимают, чтобы паломники не отрезали или не оторвали кусочек покрывала ножницами или еще чем-нибудь ради благословения или на память. Ткань одного покрывала весит 670 килограммов натурального шелка, и 150 килограммов золота и серебряной проволоки. Общая площадь поверхности составляет 586 квадратных метров и состоит из 47 витков, каждый из которых составляет 14 метров в длину и 95 сантиметров в ширину.
Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ أَوَّلَ بَيۡتٖ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكٗا وَهُدٗى لِّلۡعَٰلَمِينَ ٩٦ فِيهِ ءَايَٰتُۢ بَيِّنَٰتٞ مَّقَامُ إِبۡرَٰهِيمَۖ وَمَن دَخَلَهُۥ كَانَ ءَامِنٗاۗ وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗاۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٩٧
«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (03:96,97).