О мусульмане! Пятничный день (т.е. пятничный намаз) — это благословенный день, который является свидетелем за человека или против него: кто присутствовал на нём — то намаз свидетель в его пользу, а кто отсутствовал без причины — то он свидетель против него. А также ангелы у дверей мечетей являются свидетелями этого. Посланник Аллаха ﷺ выделил превосходство этого дня среди прочих дней, подобно превосходству солнца над другими звёздами.
Пятница, как об этом сказал Ибн аль-Кайим (р.а.): «Это день поклонений; и он среди прочих дней — как Рамадан среди других месяцев, а час ответа на молитву в этот день подобен Ночи Предопределения (Лейлят аль-Къадр) в месяц Рамадан. И потому тот, кто правильно и во благе провёл пятницу, то вся его неделя пройдёт правильно и во благе, также как и тот, кто правильно и в благе провёл Рамадан — весь его год пройдёт правильно и во благе. А тот, кто правильно и во благе совершил хадж, то вся его жизнь станет благом для него. Т.е. пятница — это весы недели, Рамадан — весы года, а хадж — весы всей жизни», цитировано из книги «Зад аль-Маад» (Провизия для Возврата).
Всевышний Аллах выделил эту Умму множеством особенностей и великими достоинствами. И среди них — пятничный день, после того, как Он увёл от него иудеев и христиан. От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах увёл (или не дал им знания) от пятницы тех, кто был до нас. Так, иудеям была дана суббота, христианам — воскресенье, а когда Аллах вывел нас, то направил нас к пятнице, и определил пятницу, субботу, затем воскресенье. Также и они последуют за нами в Судный день. Мы последние из народов этого мира и первые в Судный день, кого рассудят среди прочих творений», передал Муслим.
Это день, в котором собрались различные особенности и достоинства, которых нет в других днях, поэтому он наилучший из дней. Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучший день, над которым восходит солнце — пятница…», передал Муслим.
О достоинствах этого дня передаётся в хадисе Анаса ибн Малика (р.а.): «Джибриль (а.с.) представил Посланнику Аллаха ﷺ пятничный день, который был в его руке подобно белому зеркалу, в центре которого чёрная точка. Он спросил: «Что это, о Джибриль?». Он ответил: «Это пятница, которую подарил тебе твой Господь, дабы она была праздником для тебя и твоей Уммы после тебя. И в ней для вас много блага, ты будешь первым, а иудеи и христиане — после тебя. В этом дне есть час, в который кто бы ни попросил своего Господа о благе — Он непременно даст ему, или прибегнул к Нему от зла — и Он непременно заменит ему, или прибегнул к Нему от зла — и Он отвратит от него то, что больше того, чем раб попросил. А мы (ангелы) молим Его добавить (блага) в Ахира»», передал Табарани с достоверным иснадом.
Этот благословенный день Всевышний выделил положениями, которых нет в другие дни, из них:
— Всевышний запретил куплю-продажу после второго призыва (азана) на пятничную молитву, согласно словам Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ ٩
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9). И потому любое дело, которое задерживает человека от присутствия на пятничном намазе, или занимает его, является запретным. И неважно, была ли это купля-продажа или что-либо подобное этому из договоров, взаимоотношений или других дел, которые занимают человека от намаза.
— В этот день желательно читать имаму на утренней молитве суры «Саджда» (Земной Поклон) и «Инсан» (Человек) полностью, как это делал Посланник Аллаха ﷺ.
— Запрещено определять пятницу днём для поста, а ночь на пятницу — для выстаивания в молитве. Передаётся от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не определяйте ночь на пятницу для выстаивания в молитве, а день — для поста среди других дней, кроме как если этот день не совпал с постом одного из вас (прим. т.е. совпал с намеченным или обещанным Аллаху постом)», передал Муслим.
— Если кто пожелает поститься в этот день, то ему нужно поститься ещё день до этого, или день после этого, согласно хадису Абу Хурайры от Пророка ﷺ: «Пусть никто из вас не постится в пятницу, кроме как если он постился день до этого, или день после», передал Бухари.
— Рекомендуется в этот день побольше просить мира и благословения на Пророка Мухаммада ﷺ, согласно хадису Ауса ибн Ауса (р.а.), который передал от Посланника Аллаха ﷺ, что тот сказал: «Из лучших ваших дней — это пятница. В этот день был сотворён Адам (мир ему), в этот день он умер, в этот день подуют в горн и в этот день творения будут умерщвлены. Так что призывайте множество благословений на меня, потому что ваши благословения будут показаны мне», передал Насаий, Абу Дауд и Ибн Маджа.
— Рекомендуется чтение суры «Кахф» (Пещера) в пятницу согласно хадису Абу Саида аль-Худри, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто прочитает суру «Кахф» (Пещера) в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц»», передали Хаким и Байхакъий.
— Рекомендуется совершать полное омовение гъусль, более того, некоторые учёные посчитали это ваджибом. Передаётся от Ибн Умара (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот из вас, кто идёт на пятничный намаз, пусть совершит полное омовение», передал Бухари.
— Мусульманину рекомендуется одевать наилучшую одежду, согласно тому, что передаётся в хадисе Ибн Умара (р.а.), что Умар ибн аль-Хаттаб «увидел украшение у дверей мечети и сказал: «О Посланник Аллаха, не купить ли тебе это подходящее украшение, чтобы одевать его по пятницам и для приёма делегаций, если они явятся?»». И в «Сунан» Абу Дауда передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди».
Рекомендуется также умащаться благовониями, причёсывать волосы (т.е. укладывать) и пользоваться сиваком, согласно тому, что передаётся в хадисе Абу Саида аль-Худри (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для каждого совершеннолетнего является обязанностью принятие гъусля в пятницу, сивак (почистить зубы) и использовать имеющееся у него благовоние», передал Муслим.
— Идти пешком на пятничный намаз лучше, чем ехать верхом, согласно тому, что передаётся со слов Увайса ибн Увайса ас-Сакафи (р.а.), который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто наилучшим образом совершил полное омовение, затем рано пришёл в мечеть пешком, не используя транспорта, затем приблизился к имаму, чтобы выслушать его, и не пустословил, то за каждый шаг для него предписана награда как за год поста и ночного выстаивания молитвы»», передал Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа.
— Рекомендуется пораньше приходить на пятничную молитву, и эта сунна почти исчезает, так пусть же Аллах смилостивится над воскрешающим её. Передаётся в хадисе Сальмана аль-Фариси (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто, совершив полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, выйдет из дома, а затем, не разделяя между двух (т.е. не пробиваясь через людей, если место уже занято), совершит предписанные ему молитвы (из сунны, приветствия мечети и т.д.), а затем, не проронив ни единого слова выслушает проповедь имама — простится ему всё, что между ним и прошедшей неделей», передал Бухари.
— В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, как об этом передали Бухари и Муслим, что Посланник Аллаха ﷺ, говоря о пятнице, сказал: «В ней есть час, когда раб-мусульманин, стоя в молитве (намазе), попросит своего Господа, и Он непременно даст ему то, что он просил», передал Мсулим.
— Так же, если имам поднялся на минбар, присутствующему рекомендуется повторять за муаззином, а затем обязательно слушать хутбу. И если кто-то зашёл в мечеть, когда имам зачитывает хутбу, то пусть не перешагивает через людей, т.к. это запрещено. Напротив, он должен занять ближайшее свободное место, совершить два ракята намаза, а затем слушать хутбу, согласно хадису Джабира (р.а.), который сказал: «(Как-то раз) во время произнесения Пророком ﷺ хутбы в пятницу, (в мечеть) вошёл один человек. (Пророк ﷺ) спросил (этого человека): «Совершил ли ты молитву, о такой-то?». (Вошедший) ответил: «Нет». (Пророк ﷺ) сказал: «(Тогда) встань и соверши два ракята»», хадис согласован (маттафакъун алейх).
— Занятие чем-либо иным, что отвлекает от хутбы, запрещено, а пустословие лишает человека награды за совершение пятничного намаза. Приводится в хадисе Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», хадис согласован (маттафакъун алейх). И в другом хадисе: «И кто взял в руки камешек (прим. во времена Пророка ﷺ в мечети сидели на земле) считается заговорившим», передал Муслим.
— Также после пятничной молитвы существует вторая сунна (рекомендуемая молитва), которую мусульманин должен соблюдать. Передаётся в хадисе Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-либо из вас совершил пятничную молитву, то пусть после неё совершит молитву в четыре ракята», передал Мсулим. А в хадисе Ибн Умара (р.а.) передаётся: «Посланник Аллаха ﷺ не совершал после пятничной молитвы ничего, пока не выйдет (из мечети), и совершал два ракята после этого (дома)», передал Муслим.
— Мусульманину не стоит совершать рекомендуемую молитву (сунну) сразу после обязательной (фарда), если он не разделил между ними зикром, разговором или посторонним движением, согласно тому, что передаётся от Муавии: «Если ты совершил пятничную молитву, то не совершай после неё никакой молитвы, пока не поговоришь, или не выйдешь. Поистине, Посланник Аллаха ﷺ нам приказывал это: не совершать молитву (дополнительную) вслед за обязательной, пока не поговорим или не отойдём», передал Муслим.