Всевышний Аллах, сообщая о пророках, сказал:
لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لأولِي الألْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثًا يُفْتَرَى وَلَكِنْ تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ ١١١
«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (12:111).
Если мы внимательно изучим истории пророков, упомянутых в Коране, то мы обязательно получим большое назидание и уроки, и вот самые яркие из них: во-первых, понимание важности географического положения; во-вторых, упоминание историй, соответствующих этапам призыва; в-третьих, наиболее ярко выраженные аспекты жизни общества во время работы для его изменения; в-четвёртых, предоставление истории о том, что соответствует проблемам идейной борьбы.
Во-первых, географическое расположение: Всевышний Аллах упомянул нам истории почти двадцати пяти пророков, и все они жили на так называемом современным миром Ближнем Востоке. Все упомянутые Аллахом пророки жили на Аравийском полуострове, в Египте, Шаме и Ираке. Мы не смогли найти упоминания о пророке, который жил бы в Африке, даже на севере Африки, или в Европе, Азии, Америке, Австралии, Индии или Японии, в то время как Всевышний Аллах говорит:
وَإِنْ مِنْ أُمَّةٍ إِلا خَلا فِيهَا نَذِيرٌ ٢٤
«и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель» (35:24).
Изучающий прошлую и настоящую историю человечества увидит, что из-за этого в ближневосточном регионе больше всего происходили различные важные события и столкновения: военные, идеологические, культурные и политические. И этот регион является центром всего мира, центром борьбы между народами и странами. Это тот регион, по которому больше всего прошло армий мира, больше всего войн и сражений происходили именно на его территории. И тот, кто владеет этим регионом, тот владеет всем миром. Если вернуться к исламской истории, то мы обнаружим, что мусульмане направляли свои взоры именно туда и считали, что именно Ближний Восток является сердцем всей Исламской Уммы, центром Ислама и исламского правления, идей, культуры и политики...
И этот регион (Ближний Восток) является центром культуры Исламской Уммы, на его территории воспиталось большинство учёных фикха, хадиса, тафсира, литературы и арабского языка, а также здесь воспитались многие учёные таких наук, как химия, астрономия, медицина, механика и другие. Мы говорим об этом не для того, чтобы умалить остальные части мусульманского мира, а для того, чтобы показать, что Ближний Восток является центром и сердцем остальной части мусульманского мира. В наше время всё ещё существует такое его восприятие среди многих мусульман. Исламский мир в целом готов к отплытию на своих кораблях, но они ждут ветра перемен, дующих с этого региона.
Земля пророков, упомянутых в Коране (Ближний Восток), для мира – как Мекка для арабов. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى حَتَّى يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولا يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي الْقُرَى إِلا وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ ٥٩
«Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в важнейшие из них посланника, который читал им Наши аяты. Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками» (28:59).
Также Всевышний Аллах сказал:
وَهَذَا كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ مُصَدِّقُ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَلِتُنْذِرَ أُمَّ الْقُرَى وَمَنْ حَوْلَهَا
«Это Писание, которое Мы ниспослали, является благословенным и подтверждает то, что было до него, дабы ты увещевал Мать городов (жителей Мекки), и тех, кто живёт вокруг неё…» (06:92).
Так же, как Мекка является «матерью городов» для арабов, так и этот регион является «матерью городов» для всего мира в целом, и для мусульман – в частности.
Вероятно, именно такое понимание у мусульман и делает их ожидающими того, что произойдёт в этом регионе, и происшествия в этом регионе влияют на них больше, чем происшествия в остальных частях исламского мира. Вопрос Палестины и её оккупация евреями повлияли на мусульман больше, чем оккупация неверными любого другого региона. Так же Ирак: когда американские войска вошли туда, исламский мир был потрясён и встревожен больше, чем когда американские войска вошли в Сомали или даже в Афганистан. То, что сегодня называется арабской весной, привлекает внимание всего исламского мира, особенно много людей наблюдает за революцией народа Сирии. Это происходит из-за этих факторов, перечисленных выше, из-за того, что этот регион является матерью городов исламского мира. Всемогущий Аллах, когда упоминает пророков, которые жили в данной конкретной географической местности, и не упоминает о тех, кто жил в остальных частях земли, знает это лучше, но, скорее всего, Он упомянул их из-за статуса этого региона для мира, в общем, и для мусульман – в частности.
Во-вторых, упоминание истории о том, что соответствует данному этапу призыва: поразмышляйте, мои дорогие братья мусульмане, над Кораном и сравните суры различных периодов ниспослания Корана – сравните суры и аяты, ниспосланные в Мекке, до образования Исламского Государства, и суры и аяты, ниспосланные в лучезарной Медине, после установления Исламского Государства. И если вы поразмыслите и сравните коранические темы в этих двух периодах: мекканском периоде (до построения государства) и мединском (после построения государства), то вы увидите, что каждому периоду соответствует определённая идея и тема, включающие в себя рассказы о пророках. Коранический метод и стиль в приведении пророческих историй в Мекке отличаются от стиля и метода в Медине.
Истории пророков, ниспосланные в мекканском периоде, говорят нам об идеологической борьбе и об интенсивной политической борьбе в этом периоде. В частности, мы находим истории пророков (Худа, Салиха, Лута, Шуайбы и Нуха), в которых детально говорится об их отношениях с их племенами и народами. В этих историях говорится об их призыве к собственному народу, о тех идеях, которые они обсуждают с ним. Мы найдём истории о том, как народы отвергали своих пророков, а пророки проявляли стойкость в выполнении приказа Аллаха. Мы найдём истории о том, как народы истязали своих пророков, а те проявляли терпение по отношению к своему народу.
Однако если мы проанализируем истории о пророках (Худе, Салихе, Луте, Шуайбе и Нухе), ниспосланные в мединском периоде, то мы увидим, что истории о них перечисляются в виде намёка, назидания, указания и извлечения урока из судьбы тех, кто отказался от призыва пророков. Всевышний Аллах говорит:
وَإِنْ يُكَذِّبُوكَ فَقَدْ كَذَّبَتْ قَبْلَهُمْ قَوْمُ نُوحٍ وَعَادٌ وَثَمُودُ ٤٢ وَقَوْمُ إِبْرَاهِيمَ وَقَوْمُ لُوطٍ ٤٣ وَأَصْحَابُ مَدْيَنَ وَكُذِّبَ مُوسَى فَأَمْلَيْتُ لِلْكَافِرِينَ ثُمَّ أَخَذْتُهُمْ فَكَيْفَ كَانَ نَكِيرِ ٤٤
«Если они сочтут тебя лжецом, то ведь ещё раньше пророков считали лжецами народ Нуха (Ноя), адиты, самудяне, народ Ибрахима (Авраама), народ Лута (Лота) и жители Мадьяна. Мусу (Моисея) тоже сочли лжецом. Я предоставил отсрочку неверующим, а затем схватил их. Каким же было Моё обличение!» (22:42–44).
Мы видим в мединском периоде, когда социальные отношения уже были детализированы Шариатом, истории Нуха и Лута, в которых Коран предоставляет эти истории со стороны отношения пророков к их жёнам.
ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلا لِلَّذِينَ كَفَرُوا اِمْرَأَةَ نُوحٍ وَامْرَأَةَ لُوطٍ كَانَتَا تَحْتَ عَبْدَيْنِ مِنْ عِبَادِنَا صَالِحَيْنِ فَخَانَتَاهُمَا فَلَمْ يُغْنِيَا عَنْهُمَا مِنَ اللَّهِ شَيْئًا وَقِيلَ ادْخُلا النَّارَ مَعَ الدَّاخِلِينَ ١٠
«Аллах привёл в качестве примера о неверующих жену Нуха (Ноя) и жену Лута (Лота). Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: «Войдите в Огонь вместе с теми, кто входит туда»» (66:10).
Что же касается текстов Корана, ниспосланных во время мекканского периода, то, как мы уже говорили, они призывают к терпению и говорят о вознаграждении за это терпение. Вот история Айюба – Всевышний Аллах говорит:
وَاذْكُرْ عَبْدَنَا أَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الشَّيْطَانُ بِنُصْبٍ وَعَذَابٍ ٤١ ارْكُضْ بِرِجْلِكَ هَذَا مُغْتَسَلٌ بَارِدٌ وَشَرَابٌ ٤٢ وَوَهَبْنَا لَهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنَّا وَذِكْرَى لأولِي الألْبَابِ ٤٣ وَخُذْ بِيَدِكَ ضِغْثًا فَاضْرِبْ بِهِ وَلا تَحْنَثْ إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ ٤٤
«Помяни Нашего раба Айюба (Иова). Он воззвал к своему Господу: «Сатана причинил мне вред и мучения!». Ему было сказано: «Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питья». Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом. «Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы». Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» (38:41–44).
Всё это вполне соответствует этапу идеологической и политической борьбы, в котором необходимо проявлять терпение и стойкость, решительность и уверенность, но мы не найдём никаких подробностей в истории Айюба, мир ему, в мединском периоде.
Возьмём в качестве примера историю трёх пророков (Адама, Ибрахима и Мусы, мир им и благословение) и сравним, в целом, между историями о них, упомянутыми в Коране в Мекке до построения Исламского Государства, и между историями в Медине, после установления Исламского Государства.
История Адама (мир ему и благословение): В истории Адама, мир ему и благословение, ниспосланной в мекканском периоде, где идёт идеологическая борьба между верой и неверием, между верой во Всевышнего Творца и между поклонением идолам, Коран упоминает историю сотворения Адама со всеми её подробностями о том, что создан он был из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи. Всевышний Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلائِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ ٢٨
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи»» (15:28).
Всё это – напоминание неверным из числа курайшитов о том, что Творцом является Всевышний Аллах. Он напоминает им о том, что они были созданы из земли, чтобы не возгордились они на ней, так как:
مِنْهَا خَلَقْنَاكُمْ وَفِيهَا نُعِيدُكُمْ وَمِنْهَا نُخْرِجُكُمْ تَارَةً أُخْرَى ٥٥
«Мы сотворили вас из неё (земли), в неё Мы вас вернём и из неё выведем ещё раз» (20:55).
В этом периоде мы также видим историю, детально описывающую первую борьбу между добром и злом и напоминающую нам о том, что эта борьба не остановится, но непрерывно будет повторяться до Дня Воскресения, будут только меняться её методы, способы и названия. Также в ней содержатся напоминания нам о том, что дьявол и его войско из джиннов и людей будут продолжать эту борьбу, устраивая интриги против верующих, для реализации их желания сделать так, чтобы мы были похожими на них и были вместе с ними в аду. Всевышний Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلائِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ ٢٨ فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِنْ رُوحِي فَقَعُوا لَهُ سَاجِدِينَ ٢٩ فَسَجَدَ الْمَلائِكَةُ كُلُّهُمْ أَجْمَعُونَ ٣٠ إِلا إِبْلِيسَ أَبَى أَنْ يَكُونَ مَعَ السَّاجِدِينَ ٣١ قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا لَكَ أَلا تَكُونَ مَعَ السَّاجِدِينَ ٣٢ قَالَ لَمْ أَكُنْ لأسْجُدَ لِبَشَرٍ خَلَقْتَهُ مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ ٣٣ قَالَ فَاخْرُجْ مِنْهَا فَإِنَّكَ رَجِيمٌ ٣٤ وَإِنَّ عَلَيْكَ اللَّعْنَةَ إِلَى يَوْمِ الدِّينِ ٣٥ قَالَ رَبِّ فَأَنْظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ ٣٦ قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنْظَرِينَ ٣٧ إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ ٣٨ قَالَ رَبِّ بِمَا أَغْوَيْتَنِي لأزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِي الأرْضِ وَلأغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ ٣٩
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». Все ангелы до единого пали ниц, за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц. Он сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?». Он сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи». Он сказал: «Изыди отсюда. Отныне ты изгнан и побиваем. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния». Он сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Он сказал: «Воистину, ты один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определён». Он сказал: «Господи! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех»» (15:28–39).
Это была история Адама (мир ему), она была ниспослана в Мекке до образования Исламского Государства.
Если же мы обратим внимание на историю Адама (мир ему), ниспосланную в Медине, мы найдём её в другой форме. В Медине, где установилось Исламское Государство – Халифат, – мы находим историю Адама, соответствующую этому этапу. В ней, именно в мединских ниспосланиях, мы находим тему наместничества, то есть Халифата. Всевышний Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأرْضِ خَلِيفَةً قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَنْ يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لا تَعْلَمُونَ ٣٠
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»» (02:30).
И в этом периоде, когда были налажены отношения между людьми в социальной сфере, административных системах, вопросах наказания и т.п., мы находим историю двух сыновей Адама, историю убийства одного другим и позицию одного по отношению к другому. Всевышний Аллах говорит:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لأقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ ٢٧ لَئِنْ بَسَطْتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَا بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لأقْتُلَكَ إِنِّي أَخَافُ اللَّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ ٢٨ إِنِّي أُرِيدُ أَنْ تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ وَذَلِكَ جَزَاءُ الظَّالِمِينَ ٢٩ فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ ٣٠
«Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я всё равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (05:27–30).
История о Мусе (мир ему и благословение): В мекканском периоде, то есть до установления Исламского Государства, когда шла борьба с диктатом и с общественностью курайшитов, борьба с существующими системами правления, политическая борьба за получение власти, мы находим историю о Мусе (мир ему) с фараоном и его идеологической и политической борьбой против него. Мы находим историю Мусы с фараоном, упомянутую достаточно подробно со дня рождения Мусы, его жизни во дворце фараона, его побега из Египта в Мадьян, затем – с его возвращения в Египет, дискуссии с фараоном и его магами и уверования в него магов. Затем – историю гибели фараона... Всё это мы находим в деталях в меканском периоде.
Однако истории о Мусе (мир ему), ниспосланные в Медине, после установления Исламского Государства, где уже притворялись законы Шариата, устанавливающие взаимоотношения между людьми, общественные отношения и т.п., мы находим историю Мусы (мир ему и благословение) ниспосланной уже с другой стороны, соответствующей этой реальности. Этой стороной были его отношения с народом Израиля – истории о том, что они сделали после своего укрепления и перехода к ним власти, а также – после смерти тирана-фараона. Мы находим историю о корове, об убийстве человека и о сокрытии убийцы. А также мы находим требование евреев увидеть Всевышнего Аллаха, мы находим историю о том, как Муса потребовал от них войти на территорию святой земли, а они отказались, а затем были наказаны. Находим, как в Коране упомянут отказ евреев от заветов и использование ими ростовщичества и запретного... Все эти истории мы находим в мединском периоде, и они соответствуют ему. Для мусульман, в общем, а для мединцев – в частности, это – ещё один урок и предостережение, чтобы они не вели себя так, как сыны Израиля с Мусой (мы не будем приводить аяты из Корана в качестве доказательств этому из-за их обилия и известности истории Мусы, фараона и сынов Израиля).
В истории Ибрахима (мир ему и благословение): В мекканском периоде, когда идеологическая борьба велась на своём пике, где заблудшие и порочные мысли противостояли Исламу, где поклонялись идолам, а не Всемогущему, мы находим историю Ибрахима (мир ему), показанную со стороны его идеологической борьбы со своим народом. Мы находим борьбу с порочной и заблудшей идеей, видим, как Ибрахим (мир ему) ведёт дискуссию с его народом в вопросе идолопоклонства и заявляет, что их идолы являются просто камнями, которые никак не помогут и не навредят, и что они находятся в глубоком заблуждении. Всевышний Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأبِيهِ آزَرَ أَتَتَّخِذُ أَصْنَامًا آلِهَةً إِنِّي أَرَاكَ وَقَوْمَكَ فِي ضَلالٍ مُبِينٍ ٧٤
«Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу Азару: «Неужели ты считаешь идолов богами? Я вижу, что ты и твой народ находитесь в очевидном заблуждении»» (06:74).
Мы находим его ведущим диалог с ними о том, что его Господь – Аллах, что всё это – только в Его руках. Мы находим, как он разделяет между добром и злом и сталкивается со своим народом на арене идеологической борьбы, что каждый идол является врагом ему. Всевышний Аллах говорит:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ إِبْرَاهِيمَ ٦٩ إِذْ قَالَ لأبِيهِ وَقَوْمِهِ مَا تَعْبُدُونَ ٧٠ قَالُوا نَعْبُدُ أَصْنَامًا فَنَظَلُّ لَهَا عَاكِفِينَ ٧١ قَالَ هَلْ يَسْمَعُونَكُمْ إِذْ تَدْعُونَ ٧٢ أَوْ يَنْفَعُونَكُمْ أَوْ يَضُرُّونَ ٧٣ قَالُوا بَلْ وَجَدْنَا آبَاءَنَا كَذَلِكَ يَفْعَلُونَ ٧٤ قَالَ أَفَرَأَيْتُمْ مَا كُنْتُمْ تَعْبُدُونَ ٧٥ أَنْتُمْ وَآبَاؤُكُمُ الأقْدَمُونَ ٧٦ فَإِنَّهُمْ عَدُوٌّ لِي إِلا رَبَّ الْعَالَمِينَ ٧٧ الَّذِي خَلَقَنِي فَهُوَ يَهْدِينِ ٧٨ وَالَّذِي هُوَ يُطْعِمُنِي وَيَسْقِينِ ٧٩ وَإِذَا مَرِضْتُ فَهُوَ يَشْفِينِ ٨٠ وَالَّذِي يُمِيتُنِي ثُمَّ يُحْيِينِ ٨١ وَالَّذِي أَطْمَعُ أَنْ يَغْفِرَ لِي خَطِيئَتِي يَوْمَ الدِّينِ ٨٢ رَبِّ هَبْ لِي حُكْمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ ٨٣
«Прочти им историю Ибрахима (Авраама). Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?». Они сказали: «Мы поклоняемся идолам и постоянно предаёмся им». Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете к ним? Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?». Они сказали: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом». Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведёт прямым путём, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния. Господи! Даруй мне власть (пророчество или знание) и воссоедини меня с праведниками!»». (26:69–83).
Мы также находим историю уничтожения Ибрахимом идолов своего народа и его диалог с народом об этих идолах, а также то, как умы представителей его народа были смущены и они боролись с ним и пытались сжечь его. Мы находим историю о том, как Аллах помог ему и спас – всё это тяжелее того, что переживал Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники в Мекке. Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَدْ آتَيْنَا إِبْرَاهِيمَ رُشْدَهُ مِنْ قَبْلُ وَكُنَّا بِهِ عَالِمِينَ ٥١ إِذْ قَالَ لأبِيهِ وَقَوْمِهِ مَا هَذِهِ التَّمَاثِيلُ الَّتِي أَنْتُمْ لَهَا عَاكِفُونَ ٥٢ قَالُوا وَجَدْنَا آبَاءَنَا لَهَا عَابِدِينَ ٥٣ قَالَ لَقَدْ كُنْتُمْ أَنْتُمْ وَآبَاؤُكُمْ فِي ضَلالٍ مُبِينٍ ٥٤ قَالُوا أَجِئْتَنَا بِالْحَقِّ أَمْ أَنْتَ مِنَ اللاعِبِينَ ٥٥ قَالَ بَل رَبُّكُمْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ الَّذِي فَطَرَهُنَّ وَأَنَا عَلَى ذَلِكُمْ مِنَ الشَّاهِدِينَ ٥٦ وَتَاللَّهِ لأكِيدَنَّ أَصْنَامَكُمْ بَعْدَ أَنْ تُوَلُّوا مُدْبِرِينَ ٥٧ فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلا كَبِيرًا لَهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ ٥٨ قَالُوا مَنْ فَعَلَ هَذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ ٥٩ قَالُوا سَمِعْنَا فَتًى يَذْكُرُهُمْ يُقَالُ لَهُ إِبْرَاهِيمُ ٦٠ قَالُوا فَأْتُوا بِهِ عَلَى أَعْيُنِ النَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَشْهَدُونَ ٦١ قَالُوا أَأَنْتَ فَعَلْتَ هَذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ ٦٢ قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِنْ كَانُوا يَنْطِقُونَ ٦٣ فَرَجَعُوا إِلَى أَنْفُسِهِمْ فَقَالُوا إِنَّكُمْ أَنْتُمُ الظَّالِمُونَ ٦٤ ثُمَّ نُكِسُوا عَلَى رُءُوسِهِمْ لَقَدْ عَلِمْتَ مَا هَؤُلاءِ يَنْطِقُونَ ٦٥ قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَنْفَعُكُمْ شَيْئًا وَلا يَضُرُّكُمْ ٦٦ أُفٍّ لَكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَفَلا تَعْقِلُونَ ٦٧ قَالُوا حَرِّقُوهُ وَانْصُرُوا آلِهَتَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ فَاعِلِينَ ٦٨ قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ ٦٩ وَأَرَادُوا بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأخْسَرِينَ ٧٠
«Ещё раньше Мы даровали Ибрахиму (Аврааму) верное руководство, и Мы были осведомлены о нём. Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаётесь?». Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им». Он сказал: «Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении». Они сказали: «Ты пришёл к нам с истиной, или же ты забавляешься?». Он сказал: «О нет! Ваш Господь – Господь небес и земли, Который создал их. Я же являюсь одним из тех, кто свидетельствует об этом». Ибрахим подумал: «Клянусь Аллахом! Я непременно замыслю хитрость против ваших идолов, когда вы уйдёте и отвернётесь». Затем он разнёс на куски всех идолов, кроме главного из них, чтобы они могли обратиться к нему. Они сказали: «Кто поступил так с нашими богами? Воистину, он является одним из беззаконников!». Они сказали: «Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим (Авраам) выступал против них». Они сказали: «Приведите же его пред людские очи, чтобы они могли принести свидетельство». Они сказали: «О Ибрахим (Авраам)! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?». Он сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать». Обратившись, друг к другу, они сказали: «Воистину, вы сами являетесь беззаконниками!». Затем они принялись за своё и сказали: «Ты же знаешь, что они не способны разговаривать». Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?». Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!». Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!». Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке». (21:51–70).
На данном этапе, в мекканском периоде, где нужно было проявлять терпение и противостоять всем этим мучениям на пути призыва к Аллаху, где от каждого человека требовалось жертвовать самым ценным, мы находим историю жертвоприношения Ибрахимом (мир ему) своего сына – его сердца – и историю его покорности и терпения в выполнении повеления Аллаха. Мы также находим позицию его сына и их покорность приказу Всемогущего Аллаха:
رَبِّ هَبْ لِي مِنَ الصَّالِحِينَ ١٠٠ فَبَشَّرْنَاهُ بِغُلامٍ حَلِيمٍ ١٠١ فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِنْ شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ ١٠٢ فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ ١٠٣ وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ ١٠٤ قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ١٠٥ إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلاءُ الْمُبِينُ ١٠٦ وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ ١٠٧ وَتَرَكْنَا عَلَيْهِ فِي الآخِرِينَ ١٠٨ سَلامٌ عَلَى إِبْرَاهِيمَ ١٠٩ كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ١١٠ إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُؤْمِنِينَ ١١١
««Господи, одари меня потомством из числа праведников!». Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?». Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нём в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму (Аврааму)! Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (37:100–111).
Однако если бы мы обратили внимание на истории об Ибрахиме (мир ему), ниспосланные в Медине, после установления Исламского Государства, и внимательно изучили бы их, то мы бы увидили совсем иную сторону. Например, историю строительства Каабы:
وَإِذْ بَوَّأْنَا لإبْرَاهِيمَ مَكَانَ الْبَيْتِ أَنْ لا تُشْرِكْ بِي شَيْئًا وَطَهِّرْ بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْقَائِمِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ ٢٦ وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِنْ كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ ٢٧
«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц». Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдалённых дорог» (22:26, 27).
Даже в истории Ибрагима (мир ему и благословение) с его сыном мы найдём отличие от истории мекканского периода, в которой упоминается только строительство Каабы:
وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِلنَّاسِ وَأَمْنًا وَاتَّخِذُوا مِنْ مَقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَنْ طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ ١٢٥ وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا بَلَدًا آمِنًا وَارْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ الثَّمَرَاتِ مَنْ آمَنَ مِنْهُمْ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ قَالَ وَمَنْ كَفَرَ فَأُمَتِّعُهُ قَلِيلا ثُمَّ أَضْطَرُّهُ إِلَى عَذَابِ النَّارِ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ ١٢٦ وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ١٢٧ رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ١٢٨
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц. Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Он сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!». Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный»» (02:125–128).
Отсюда напрашивается следующий вывод: темы Корана, в общем, и в истории о пророках – в частности, в мекканском периоде приводятся в определённом ракурсе, который соответствует реальности этого природа. А в мединском периоде Коран показывает нам другую сторону этих историй. Следовательно, носитель исламского призыва должен видеть и различать реальность, в которой он находится, видеть, на каком этапе находится его призыв и какие проблемы существуют на данном этапе, чтобы принимаемые им решения были правильными. Так, истории о пророках, ниспосланные в Мекке, соответствуют этому периоду, те же, которые были ниспосланы в Медине, соответствуют другим периодам. Также призывающий к Исламу на любом этапе и периоде призыва выбирает идеи и способы, которые соответствуют этому периоду, и решает проблемы, в которых он живёт. Ни в коем случае не должно быть так, что призывающий к Исламу поднимает проблемы, которые существовали ранее и исчезли, которые существуют только на страницах учебников по истории, а он поднимает их и вступает в борьбу с ними, отвечает на их вопросы, обсуждает их и объясняет точку зрения Шариата по отношению к ним (подобно тем, кто тратит часы, чтобы ответить на вопрос о создании Корана, хотя представителей этой идеи уже не существует). Мусульманин – это политик, он решает проблемы той реальности, в которой он живёт, а не той реальности, которая не существует.
В-третьих, наиболее выраженные аспекты в жизни общества, важные при работе для его изменения. Необходимо концентрировать предложения и дебаты на важных вопросах, то есть на любых судьбоносных вопросах в обществе, а также и на основных вопросах и наиболее известных и широко распространённых проблемах. Да, все пророки (мир им) призывали к поклонению единому Аллаху, но, несмотря на это, мы находим, как Коран предоставляет нам в историях пророков основные проблемы в обществе, которые были ярко выражены во время каждого пророка. Естественно, всё это делается с той мыслью, что акъыда является основной идеей, на которой строятся жизнь и поступки человека.
Например, если взять историю Лута (мир ему) с его племенем, мы найдём, что самая явная проблема того общества концентрируется в двух вопросах: это самая порочная мерзость – мужеложство, а также – разбой на дорогах.
وَلُوطًا إِذْ قَالَ لِقَوْمِهِ إِنَّكُمْ لَتَأْتُونَ الْفَاحِشَةَ مَا سَبَقَكُمْ بِهَا مِنْ أَحَدٍ مِنَ الْعَالَمِينَ ٢٨ أَئِنَّكُمْ لَتَأْتُونَ الرِّجَالَ وَتَقْطَعُونَ السَّبِيلَ وَتَأْتُونَ فِي نَادِيكُمُ الْمُنْكَرَ ٢٩
«Вот Лут (Лот) сказал своему народу: «Воистину, вы совершаете мерзость, которую не совершал до вас никто из миров. Неужели вы вожделеете мужчин, перекрываете дороги и совершаете предосудительное на своих сборищах?»» (29:28, 29).
История Шуайба (мир ему) и его племени: эта история концентрирует внимание на вопросе обвешивания, присвоения имущества людей и распространения порочности и нечестия. Всевышний Аллах говорит:
وَإِلَى مَدْيَنَ أَخَاهُمْ شُعَيْبًا قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ قَدْ جَاءَتْكُمْ بَيِّنَةٌ مِنْ رَبِّكُمْ فَأَوْفُوا الْكَيْلَ وَالْمِيزَانَ وَلا تَبْخَسُوا النَّاسَ أَشْيَاءَهُمْ وَلا تُفْسِدُوا فِي الأرْضِ بَعْدَ إِصْلاحِهَا ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ ٨٥ وَلا تَقْعُدُوا بِكُلِّ صِرَاطٍ تُوعِدُونَ وَتَصُدُّونَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِهِ وَتَبْغُونَهَا عِوَجًا وَاذْكُرُوا إِذْ كُنْتُمْ قَلِيلا فَكَثَّرَكُمْ وَانْظُرُوا كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ ٨٦
«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведён порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими. Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и пытаясь исказить его. Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число. Посмотри же, каким был конец злодеев!»» (07:85, 86).
История Худа (мир ему) и его племени: история концентрирует внимание на вопросе их деспотичности и тирании. Всевышний Аллах говорит:
أَتَبْنُونَ بِكُلِّ رِيعٍ آيَةً تَعْبَثُونَ ١٢٨ وَتَتَّخِذُونَ مَصَانِعَ لَعَلَّكُمْ تَخْلُدُونَ ١٢٩ وَإِذَا بَطَشْتُمْ بَطَشْتُمْ جَبَّارِينَ ١٣٠ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَطِيعُونِ ١٣١
«Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению), строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно, и хватать людей, подобно деспотичным тиранам? Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне» (26:128–131).
История Салиха (мир ему) с его племенем – Самудитами – обращает внимание на их подчинение повелениям преступников и грешников и на их расточительность.
أَتُتْرَكُونَ فِي مَا هَا هُنَا آمِنِينَ ١٤٦ فِي جَنَّاتٍ وَعُيُونٍ ١٤٧ وَزُرُوعٍ وَنَخْلٍ طَلْعُهَا هَضِيمٌ ١٤٨ وَتَنْحِتُونَ مِنَ الْجِبَالِ بُيُوتًا فَارِهِينَ ١٤٩ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَطِيعُونِ ١٥٠ وَلا تُطِيعُوا أَمْرَ الْمُسْرِفِينَ ١٥١ الَّذِينَ يُفْسِدُونَ فِي الأرْضِ وَلا يُصْلِحُونَ ١٥٢
«Неужели вы будете оставлены в безопасности среди того, что есть здесь, среди садов и источников, среди посевов и пальм с нежными плодами, и будете искусно (или горделиво) высекать в горах жилища? Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне, и не слушайтесь повелений преступников, которые распространяют на земле нечестие и ничего не улучшают». (26:146–152).
Всевышний Аллах упомянул нам ярко выраженную сторону истории каждого пророка, явные и очевидные проблемы, с которыми они сталкивались, несмотря на то, что все они призывали к единобожию. И это делается для того, чтобы научить нас тому, что призывающий к Исламу человек должен смотреть на общество и на его главные проблемы, на важные вопросы и на утопические идеи так, чтобы решать эти проблемы на основе исламской доктрины и разъяснять закон Аллаха по отношению к ним. Отсюда выявляется огромное различие между призывом к Исламу без обращения внимания на ключевой вопрос Уммы, которым является установление Халифата (более того, некоторые проповедники даже делают некоторые незначительные проблемы общества своими основными проблемами и на протяжении всей своей жизни занимаются этими второстепенными или частными вопросами, которые не меняют ничего в жизни Уммы), и между проповедником, который должен видеть то, как притворяется Ислам в реальности, и стремиться решить все эти проблемы (и он действительно живёт среди людей, видит их проблемы, видит то, от чего они страдают).
Как мы уже сказали, сегодня главной проблемой Исламской Уммы является установление праведного Халифата, основанного на методе пророчества, поэтому призывающие к Исламу мусульмане должны сконцентрировать свои действия, усилия и деятельность только на данном направлении. Они должны видеть основные препятствия, стоящие на пути установления Исламского Халифата, и не отвлекаться от основной цели частичными вопросами. Как пророки дискуссировали со своим народом о ключевых вопросах общества, так же должен делать и призывающий к Исламу сегодня. Он должен сконцентрировать всё своё внимание на ключевом вопросе Исламской Уммы, а именно – на установлении Исламского Халифата по методу пророчества.
В-четвёртых: предоставление истории с тем, что соответствует проблемам идейной борьбы. Историю Исы (мир ему) мы находим подробно описанной, начиная ещё до его рождения, то есть с того момента, как он был ещё в утробе матери, затем – родился, а затем – заговорил в колыбели. Кроме того, мы находим некоторые аспекты из его жизни вместе с сынами Израиля, такие как оживление мёртвых, с помощью Аллаха, исцеление слепого и прокажённого, по воле Аллаха, историю о трапезе с неба, затем – о его вознесении на небеса. И это происходит из-за того, что главный вопрос в идеологической борьбе с христианами – это опровержение распятия Исы и их веры в его божественность, и в то, что он – сын Божий, или в вопрос троицы (Пречист Аллах, Он премного выше того, что они говорят!). Необходимо было напомнить эти детали для подтверждения того, что Иса (мир ему) – человек, раб Аллаха и Его Посланник, а также то, что эти чудеса он совершал по воле своего Господа, а не потому, что он – Бог, как они утверждают. Всевышний Аллах говорит:
لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنْصَارٍ ٧٢ لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلاثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَهٍ إِلا إِلَهٌ وَاحِدٌ وَإِنْ لَمْ يَنْتَهُوا عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ٧٣ أَفَلا يَتُوبُونَ إِلَى اللَّهِ وَيَسْتَغْفِرُونَهُ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ ٧٤ مَا الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ إِلا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِنْ قَبْلِهِ الرُّسُلُ وَأُمُّهُ صِدِّيقَةٌ كَانَا يَأْكُلانِ الطَّعَامَ انْظُرْ كَيْفَ نُبَيِّنُ لَهُمُ الآيَاتِ ثُمَّ انْظُرْ أَنَّى يُؤْفَكُونَ ٧٥ قُلْ أَتَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلا نَفْعًا وَاللَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ٧٦
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины. Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Это Аллах является Слышащим, Знающим!»» (05:72–76).
Но мы не найдём таких точных деталей, приведённых в истории любого другого пророка. Мы не находим ничего о рождении или о детстве какого-либо пророка, потому что эти детали не нужны мусульманам. В то время как мы всё это находим в истории Исы (мир ему), потому что эти подробностях необходимы для мусульман в вопросе идейной борьбы, чтобы доказать христианам, что он – человек, а не Бог, как они утверждают. То, что мы находим какие-то детали в истории Мусы с фараоном: как мать Мусы бросила его в море в тот день, когда испугалась за него, затем как его нашёл фараон, затем как фараон воспитал его, и затем как фараон погиб – все эти детали необходимы призывающему к Исламу человеку в его работе против тиранов. Ведь эта история воспитывает в нём терпение и укрепляет силу, внушает надежду и уничтожает в нём отчаяние.
Заключительное слово: возможно, изучивший историю о пророках найдёт явную схожесть между многими историями, а именно – то, что все пророки не использовали физического метода в своей работе по изменению их обществ. Эти истории напоминают нам о терпении пророков в их призыве, об их стойкости и привязанности к идеологии и их напряжённой и неустанной работе для изменения общества. Они не ленились и не отчаивались на этом пути. Эти истории напоминают нам об их борьбе со своим народом ради изменений, и о том, как их народы боролись против пророков. Затем, в результате этой борьбы, погибал и проигрывал тиран, который боролся с Аллахом и Его посланниками. Несмотря на власть и горделивость этих тиранов, они исчезали и забывались, а истина осталась и торжествует, так как находилась под защитой Аллаха. Все пророки, несмотря на испытания, гонения, идейную борьбу, насмешки со стороны своего народа, несмотря на то, что их преследовали, унижали, объявляли блокаду и даже пытались убить, несмотря на то, что общество не принимало их призыв – несмотря на всё это они не изменили своего пути изменения положения их народов и не оставили его, более того – они учили своими поступками своих последователей:
اسْتَعِينُوا بِاللَّهِ وَاصْبِرُوا إِنَّ الأرْضَ لِلَّهِ يُورِثُهَا مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ ١٢٨
«Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует её в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным» (07:128).
Муавия аль-Хайджа Абу Убайда