Многие полагают, что целостность государства требует применение жестокости и суровости, даже если это приводит к угнетению народа. Они считают приоритетом укрепление основ государства, расширение его влияния среди народа и навязывание людям идеи целостности общества. И поэтому они каждый раз оправдывают тиранию и деспотизм несправедливых правителей, которые грубо относятся к народу, применяя силу, вселяя страх и трепет в их сердца подобно Саддаму Хусейну, Каддафи, Асаду и другим мусульманским правителям.
Тем не менее, тот, кто внимательно присмотрится к данному мнению, находит благо в противоположном тому, что они предполагают. История свидетельствует, что основные факторы краха государств заключаются именно в тирании, угнетении народов и жестокости в правлении. И именно это является причиной разложения общества и мотивом для возникновения революций и переворотов, а отнюдь не мотивом возрождения и стабильности. Униженное общество становится неспособным принимать участие в жизни и процветании государства, и в нём всё больше распространяется ненависть и жажда мести.
То, что творят сегодня правители, подобно правлению Хаджаджа ибн Юсуфа Сакафи, который правил мусульманами силой своего меча и плети вместо благого наставления и справедливого отношения к ним. Он — тот, кто посеял раздор и ненависть среди мусульманского общества. Он поменял сущность исламской власти, призывающей к милости, обратив её в тиранию как основу, вокруг которой и ради которой всё крутится! Кровавые конфликты, наблюдаемые нами сегодня (в основном — в мусульманских странах), являются результатом бунта со стороны угнетённого народа, которые вспыхнули среди сыновей единой Уммы. Правильное решение необходимо искать в правилах и текстах Шариата, которые ясно гласят противоположное данному порочному мнению.
Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ ٱللَّهَ يَأۡمُرُكُمۡ أَن تُؤَدُّواْ ٱلۡأَمَٰنَٰتِ إِلَىٰٓ أَهۡلِهَا وَإِذَا حَكَمۡتُم بَيۡنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحۡكُمُواْ بِٱلۡعَدۡلِۚ إِنَّ ٱللَّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِۦٓۗ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ سَمِيعَۢا بَصِيرٗا ٥٨
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (4:58).
Также Всевышний Аллах говорит:
وَإِنۡ حَكَمۡتَ فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِٱلۡقِسۡطِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُقۡسِطِينَ
«Но если ты вынесешь решение, то суди их справедливо. Воистину, Аллах любит справедливых» (5:42).
Ещё Всевышний Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُونُواْ قَوَّٰمِينَ لِلَّهِ شُهَدَآءَ بِٱلۡقِسۡطِۖ وَلَا يَجۡرِمَنَّكُمۡ شَنََٔانُ قَوۡمٍ عَلَىٰٓ أَلَّا تَعۡدِلُواْۚ ٱعۡدِلُواْ هُوَ أَقۡرَبُ لِلتَّقۡوَىٰۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرُۢ بِمَا تَعۡمَلُونَ ٨
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8).
Муфассиры эти слова Аллаха истолковали следующим образом: «Пусть ваша ненависть по отношению к идолопоклонникам не приведёт вас к их притеснению и нарушению договоров, дабы излить жёлчь ваших сердец. Если справедливое отношение требуется по отношению к идолопоклонникам, то каковым оно должно быть по отношению к верующим? От Маакаля ибн Яссара (р.а) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот из рабов Аллаха, кому Аллах дал право управлять, и он умрёт, предав тех, над кем дана ему власть (или ответственность), тому Рай будет запрещён». Тот, кому Всевышний Аллах доверит заботу о людях, обязан править над ними справедливо, окружив их заботой и благим наставлением, а тот, кто притеснял людей, попирая их права, расценивается как предатель и заслуживает сурового наказания. Имам Маварди, автор книги «Ахкаму Султанийа», по поводу правил, которые улучшают благочестие и общность Уммы, сказал: «…в том числе — и справедливость, которая приводит к послушанию и подчинению, в результате чего государство процветает, повышается рождаемость, улучшается благосостояние людей и власть находится в безопасности...».
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что однажды валий Хорасана Джаррах ибн Абдуллах написал халифу Умару ибн Абдуль-Азизу следующее послание: «Поистине, народ Хорасана проявляет непослушание, их возможно исправить только посредством меча и кнута. Не может ли правитель правоверных позволить исправить их таким образом?». Умар написал ему в ответ: «Дошло до меня твоё послание о том, что народ Хорасана проявляет непослушание и что их возможно исправить только посредством меча и кнута, но это — истинная ложь! Скорее их исправит справедливое отношение, поэтому относись к ним именно так. Мир вам».