Всевышний Аллах в своей книге говорит:
قَالَ اهْبِطَا مِنْهَا جَمِيعًا ۖ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ ۖ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَىٰ ﴿١٢٣﴾ وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ ﴿١٢٤﴾
«Он сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым».
Тему повышения цен и метода её решения мы рассмотрим с трех сторон.
Первая: Определение цен и их реальность.
Вторая: Причина повышения цен, которое происходит в мире сегодня.
Третья: Метод лечения этой болезни и потребность человечества сегодня в подобном лекарстве.
Вначале перед рассмотрением этой темы мы напоминаем о тех голосах, которые были подняты в последнее время на уровне мировых ответственных лиц и глав международных организаций, а также специалистов в университетах которые предостерегают от последствий этого мирового кризиса. Глава мировой продовольственной программы Джозес Ширан заявила 22/04/2008г.: «Необходимо принять меры для оживления мирового продовольственного производства и помощи бедным». Она сказала, что около миллиона человек в мире не могут обеспечить питание своим семьям. Уполномоченный дипломат Америки по делам бедных Хан Заджлер, преподаватель шведской социологии 20/04/2008г. сказал, что повышение цен на продовольственные товары в мире приведет к молчаливой групповой резне.
16/05/2008г. состоялся саммит, который собрал 50 стран из Европы, Латинской Америки и бассейна Карибского моря для изучения проблемы бедности и повышения цен. Собравшиеся предостерегли от групповой мировой катастрофы, которая образуется вследствие повышения цен, и посоветовали о необходимости нахождения быстрых решений.
Каковы настоящие причины этого кризиса, и каков метод его решения?
Вначале, до рассмотрения причин, мы хотим рассмотреть, что значит цена, и какова её реальность?
В «Лисан аль-Араб» приводится: цена – это стоимость. И в хадисе: Сказали Посланнику Аллаха ﷺ: «Определи для нас цену». Он сказал: «Поистине Аллах устанавливает цену…». Вывел Абу Давуд. То есть Он повышает и понижает вещи, причём никто не может возразить. Назначение цены это и есть определение стоимости.
Шариатское значение близко к этому значению. И то, что приводится в хадисе относительно того, что сподвижники потребовали установить цену – это есть установление размеров золота и серебра (т.к. они были предметом их обмена на товары и услуги).
Мы говорим: цена – это то, что предлагают люди в своих взаимоотношениях вместо товаров и услуг в обмен на стоимость золота и серебра. Например, мы говорим: цена того или иного товара это динар, т.е. количество взаимообмена на стоимость этого товара это динар. И динар считается ценой этого товара. Динар, который дает покупатель, является стоимостью этой цены. И мы говорим: цена обмена доллара на динар это семьдесят пиастров (пиастр – разменная монета Египта, Ливана, Сирии, Судана, равная 1/100 фунта).
В кувейтской энциклопедии фикха приводится: стоимость – это то, что служит заменой для товара. А цена это то, что предлагает хозяин товара как обменную стоимость для своего товара.
Отсюда мы можем сказать, что цены товаров и услуг это то, что определяет рынок в виде количества валюты или других меновых вещей для приобретения этих товаров и пользования услугами равно была ли их стоимость связана с золотом, серебром или обменом на другие товары. Это то, что связано с определением цен и их реальностью.
Что касается повышения цен, которое происходит в мире и, в особенности, в мусульманских странах в сфере основных людских потребностей: еды, одежды, жилья и необходимых услуг, то его причины связаны с порочностью претворяемой системы над человечеством в эти дни. И это западная капиталистическая система, из которой вытекает экономическая система. Эти причины можно обобщить внутри этой больной экономической системы в следующих пунктах:
1. Вызванные экономические кризисы, вытекающие из политики алчных капиталистических стран.
Большие капиталистические страны, в особенности производящие страны большой восьмерки, которые возглавляют Америка и Западная Европа, основываются в своей политической экономии внутри страны и за её пределами на капиталистической идеологии, которая ведет к осуществлению самых больших выигрышей богатств и денег, даже если это осуществляется за счет бедных народов.
Поэтому эти страны прибегают к созданию кризисов для получения самых больших доходов. Как, например, колебания денежных рынков, которые осуществляются некоторыми большими компаниями в Азии. В процессе этого они получают большую прибыль для себя, оставляя за собой экономически разрушенные страны, как это произошло в Юго-восточной Азии в 1997г.
Эти кризисы и преступная политика не ограничились колебанием денежных рынков, но даже перешли к ценам на нефть, и к ценам денежных валют, например доллара.
Эти вещи влияют на повышение цен, потому что колебания рынков вызывают денежные кризисы внутри страны, что толкает страну покрыть образовавшийся недостаток путем взимания налогов и повышения цен. А также понижение мирового денежного покрытия (к примеру долларового) ведет к повышению цен на товары и услуги во избежание образования порчи. Все это происходит за счёт людей и за счёт их ежедневной платы и запасов.
2. Нездоровая денежная система, опирающаяся на капиталистическую систему на Западе.
Этой системе характерно непостоянство, потому что она не подкреплена золотом и серебром. Даже в некоторых странах она вообще ничем не подкреплена или подкреплена частично. Следовательно, это ведет к постоянному колебанию, что влияет на цены товаров и услуг. Они поднимаются или опускаются неестественным образом.
3. Ростовщическая система, вытекающая из самой же этой идеологии. Она дозволяет индивиду увеличивать свое состояние любым методом под прикрытием свободы собственности.
Однако как влияет эта система на цены. Поистине, образованное ростовщичество в процессе используемого имущества в экономических отраслях, в конце концов, ложится на плечи потребителей. И хозяин завода, взявший заём из банка, хочет покрыть долги. А проценты долга увеличиваются каждый месяц!
Это с одной стороны, а с другой стороны те деньги, которые собирает банк или другие ростовщические организации, облегчают монополию в крупном плане. Потому что только крупные капиталисты могут занимать большие суммы. Следовательно, только они могут осуществлять большие сделки, что и приводит к политике управления ценами произведённых товаров.
4. Экономическое влияние, спекуляции и монополии.
Всё это вытекает из основ свободы во владении и увеличении капитала, что позволяет владельцам больших компаний зарабатывать любым путем. Это также вытекает из сущности экономической системы капитализма.
Страны, которые опираются на капиталистическую систему, покровительствуют и помогают группе капиталистов, владеющих крупными компаниями, в обмен на то, что они поддерживают эту систему или правителя. А этот правитель, в свою очередь, оказывает услуги этим большим компаниям, предоставляя им привилегии или рынки.
Все это, из-за отсутствия настоящей конкуренции на рынках и наличия монополии, в конце концов, приводит к повышению цен и ложится на плечи простого гражданина.
Если мы посмотрим на некоторые компании, манипулирующие товарами и услугами в нашем обществе, то увидим, как это отражается на управлении ценами товаров и услуг. Например, компании по услугам связи, компании по изготовлению и продаже топлива. Подобные компании управляют ценами и кладут на плечи обычного гражданина ношу налогов, которые он платит государству.
5. Огромные займы, которые берут продажные режимы в исламском мире и что вытекает из этого.
Политика этих государств во взятии займа с неверных государств такова, что все тяготы, в конце концов, переносят несчастные бедняки.
Результатом политики взятия в долг является открытие рынков стран-должников для стран-кредиторов. Следовательно, во-первых, это наносит удар по местному производству и является причиной экономического падения спроса на свои товары. Во-вторых, приводит к повышению цен на товары и услуги для того, чтобы собрать средства для покрытия процентов по долгам за каждый год. В-третьих, приводит к поднятию налогов, которые взваливаются на плечи обычного гражданина. Некоторые страны могут прибегнуть к понижению стоимости своей валюты в результате давления валютных или международных банков. Это вызывает повышение цен на товары и услуги, в то время как зарплата остается на том же уровне. Все эти последствия переносит несчастный гражданин, и он становится еще беднее!
6. Опора бедных стран на производство великих держав.
В особенности это страны мусульман, так как они почти полностью полагаются на производство государств неверия. К тому же у них отсутствует политика производства, что ведет к навязыванию огромных цен на западные товары как, например, на автомобили и электротовары.
Но дело еще усугубляет большая налоговая система, наложенная на эти товары, в то время, как первоначальное сырье вывозится из мусульманских стран за ничтожную цену!
7. Ограничение людей в процессе использования природных или торговых богатств. И в то же время наложение больших налогов на тех, которые занимаются бизнесом вместо того, чтобы помогать им и поддерживать их в этой сфере.
Государство накладывает свои руки на природные богатства и не дает людям воспользоваться ими. Оно дает привилегии определенным компаниям вместо тех налогов, которые ложатся на плечи обычных граждан.
8. Отсутствие справедливой системы, которая осуществит равновесие цен.
Происходит неестественное нарушение цен в обществе в результате исчезновения определенного товара на рынке. И нынешнее государство не вмешивается в капиталистическую систему для того чтобы спасти граждан от кризисов. Цена является распределителем производства в этой больной системе, в которой нет политики решения этих кризисов.
Это самые яркие факторы, которые приводят к повышению цен на рынке неестественным образом. Это происходит везде, где претворяется порочная капиталистическая система. Это также приводит ко многим другим порокам, таким как увеличение количества бедных каждый день в пользу крупных капиталистов. А также постоянное расхищение их сбережений, и разрушительные экономические кризисы, которые сметают слабые народы.
Имеются новые причины, вдобавок к тому, что мы уже упомянули, которые привели к повышению цен неестественным образом. Это нижеследующие причины, и они также все связаны с капиталистической системой:
1. Большое повышение цен на нефть почти на 300% в результате увеличения спроса на него, и в результате спекуляции этим товаром со стороны спекулянтов на финансовом рынке. Большая часть из них стала заниматься спекуляцией на нефтяных рынках, и повышение цен на нефть повлияло на повышение всех товаров из-за взаимосвязи производства и земледелия с этим продуктом.
2.Увеличение производства электроэнергии. Это в свою очередь очень повлияло на повышение цен на некоторые продовольственные товары особенно на зерновые.
3. Спекуляция продовольственными товарами, где люди потеряли доверие к денежным рынкам, и перешли на другие рынки. Как, например, на рынок золота, рынок недвижимости, рынок металлов и рынок продовольственных товаров. В результате этой спекуляции невероятно повысились цены. Например, цены на некоторые товары, такие как зерно, повысились почти на 200%.
4. Понижение цены доллара в мировом масштабе почти на четверть. Это привело к повышению цен на товары, в особенности в тех странах, которые опираются на доллар, или которые используют его как основную валюту, такие как Америка и другие, связанные с ней страны. Понижение цены доллара привело естественным образом к понижению цен на производимые товары в тех странах, которые взяли его как средство для взаимообмена. Это также привело к понижению цен валют связанных с долларом. И, следовательно, привело к повышению цен со стороны производителей.
Это некоторые факторы, которые привели к новому повышению цен неестественным образом, что даже выходит за рамки допустимого в капиталистической системе.
Каким образом можно освободиться от этого зверя (капиталистической системы)? Каким образом могут жить народы в мусульманских и других странах в тени экономической справедливости, сохраняя свои запасы и богатства. А также в экономическом развитии и роскоши, которые охватят все прослойки общества, не ограничиваясь крупными капиталистами. Каково решение относительно этих проблем и кризисов, которые вызывают беспокойство и лишение детей мусульман всего?!
Прежде чем мы укажем на метод, необходимо упомянуть две истины, о которых сказал Создатель небес и земли в своей книге. Во-первых, все пороки, несчастья, плохая жизнь и все большие беды, которые касаются человека, связаны в первую очередь с отсутствием праведности и истинного руководства. А роскошная и правильная жизнь, а также безопасность, спокойствие, истинное счастье связаны со следованием системе правильного руководства. Во-вторых, Всевышний Аллах отправляет людям несчастье, плохое положение, повышение цен, засуху, недостаток имущества, беды, несчастья как наказание от Него, чтобы люди осознали, что они не на правильном пути.
Всевышний Аллах сказал относительно первой истины:
ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُم بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь»
И сказал:
قَالَ اهْبِطَا مِنْهَا جَمِيعًا ۖ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ ۖ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَىٰ ﴿١٢٣﴾ وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ ﴿١٢٤﴾
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым».
И сказал:
فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا ﴿١٠﴾ يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُم مِّدْرَارًا ﴿١١﴾ وَيُمْدِدْكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَل لَّكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَل لَّكُمْ أَنْهَارًا ﴿١٢﴾
«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки»»
И сказал:
وَلَوْ أَنَّهُمْ أَقَامُوا التَّوْرَاةَ وَالْإِنجِيلَ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِم مِّن رَّبِّهِمْ لَأَكَلُوا مِن فَوْقِهِمْ وَمِن تَحْتِ أَرْجُلِهِم مِّنْهُمْ أُمَّةٌ مُّقْتَصِدَةٌ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ سَاءَ مَا يَعْمَلُونَ
«Если бы они руководствовались Тауратом, Инджилем и тем, что было ниспослано им от их Господа, то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами. Среди них есть умеренный народ (праведники, уверовавшие в Пророка Мухаммада), но плохо то, что совершают многие из них».
Относительно второй истины Он сказал:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا إِلَى أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَاهُم بِالْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ
«Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными»
И сказал:
وَلَقَدْ أَخَذْنَا آلَ فِرْعَوْنَ بِالسِّنِينَ وَنَقْصٍ مِّنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ
«Мы поразили род Фараона засушливыми годами и неурожаем плодов, дабы они помянули назидание»
Мусульмане в частности, и человечество в целом, должны осознать эти две истины и осознать метод освобождения от них.
Поистине методом освобождения является претворение правильной и справедливой системы, которая освободит людей от всех этих экономических бедствий. Эта система, которая запрещает процентный рост категоричным образом, и запрещает все его проявления в общих и частных организациях. Следовательно, она ликвидирует вопрос скопления капитала в руках у определенной группы людей и ограниченность совершения больших сделок только ими. Она также освободит от всех последствий этой ростовщической системы во всех экономических сферах.
Эта система сохраняет богатства уммы от систематических краж, пропажи и сохраняет общее и частное имущество от любого напрасного использования. Эта система помогает людям экономически, и удовлетворяет их нужды вместо того, чтобы брать займы у великих держав за счет этих людей, возлагая на них бремя образующегося процентного роста от этих долгов. Следствием этих займов является то, что их страны превращаются в дозволенный цирк для экономики великих держав, открываются для них рынки, приватизируются их компании, понижается цена валюты, и образуются другие экономические бедствия, приносящие стране только горе и разруху!
Эта система гарантирует минимальный уровень и удовлетворение основных потребностей, запрещая монополию товаров и услуг со всеми его видами.
Эта система заботится о делах людей в экономической сфере и не позволяет рынкам находиться в частных руках. Если какой-то товар не будет в наличии на рынке, то она будет стараться завезти его с других рынков. Равно было ли это внутри страны или за её пределами. Таким образом, цены не смогут чрезмерно повышаться, выходя за рамки вопроса спроса и предложения и правильной конкуренции.
Эта система постоянно стремится поднять экономический уровень людей, обеспечивая основные нужды всех людей без исключения и поднимая их уровень во второстепенных потребностях. Она работает над тем, чтобы образовать экономическое равновесие между всеми гражданами так, чтобы некоторые из них не ощущали лишения удовлетворения второстепенных потребностей и роскоши, когда выходит, что одни люди живут в красивых дворцах, а другие удовлетворяют только основные потребности!
Эти решения не являются фантазией, а мыслью, которая излечит нынешнюю реальность. И они были претворены в исламской истории в эпоху исламского Халифата.
Во время правления справедливого халифа Умара ибн Абд-уль-Азиза экономическая справедливость охватила всех людей общества. И люди жили в изобилии товаров и услуг до такой степени, что деньги даваемые в качестве зекята не находили тех, кто брал бы их. И так окончательно была ликвидирована бедность.
Все это случится во второй раз, как об этом сказал Посланник Аллаха ﷺ в достоверном хадисе: «К концу времен будет Халиф, который будет осыпан неисчислимыми деньгами (книга: "Кензуль Уммаль")
Эта система с этими высокими описаниями будет только тогда, когда люди будут править законами Аллаха в тени исламского султана, и когда все страны мусульман станут одной страной, и когда будут ликвидированы эти продажные режимы. Тогда исламская умма вновь станет лучшей уммой, выведенной перед людьми как экономически, так и социально и политически. Она будет такой, как её описал Всевышний Аллах:
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами»
Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы он даровал мусульманам установление вскоре справедливой и правильной системы.
И хвала Аллаху Господу миров.
Абу аль-Муътасым
Иерусалим