Глава информационного отдела Хизб-ут-Тахрир в Кувейте Хасан ад-Дахи
Журналист кувейтской газеты «ас-Сияса (Политика)» 30 октября 2007 года провел встречу с Хасаном ад-Дахи, главой информационного отдела Хизб-ут-Тахрир в Кувейте. Газета акцентировала внимание на самом Хизбе и его популярности больше чем на его мыслях. Следует отметить, что эта встреча состоялась примерно после двух месяцев со времени ареста членов Хизб-ут-Тахрир в Кувейте в связи с их попыткой проведения мирной акции по случаю 86-летней годовщины со дня разрушения исламского Халифата и принятием ими правдивой позиции, которая, по воле Аллаха, будет засвидетельствована в их пользу. Из характера адресованных ему вопросов видно, что они явились следствием этих арестов. В частности на этой встрече говорилось следующее:
Член Хизб-ут-Тахрир Хасан ад-Дахи заверил в том, что политическая атмосфера в Кувейте готова для появления политических партий и обратил внимание на то, что общество нуждается в партиях, которые будут работать для его развития на основе Ислама, но не в партиях, которые станут пагубными и будут усиливать существующую в обществе отсталость.
В беседе с журналистом газеты «ас-Сияса» ад-Дахи сказал, что появление партий не раздробит кувейтское общество, и что раздробленность уже имеет место сегодня, еще до появления этих партий.
Он также сказал: «Хизб-ут-Тахрир не является кувейтской, египетской, индонезийской, пакистанской или турецкой партией», заверив в том, что Хизб-ут-Тахрир объединяет в своих рядах всех мусульман, не различая между расами, нациями и цветом их кожи. Предлагаем вашему вниманию подробности данной беседы:
Необнародованные партии
Вначале нашей беседы, что вы можете сказать по поводу политических партий, которые проводят свою деятельность без обнародования?
– Вначале я должен утвердить одну истину, а именно то, что существование партий и их установление не является таким политическим действием, которое требуется лишь реальностью. Установление политических партий– это еще шариатский закон, основой которого является Книга Всевышнего Аллаха, Сунна Его Пророка ﷺ и жизнь сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).
Это относится к словам Всевышнего Аллаха в суре Али Имран:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
В комментариях к словам Аллаха
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ
«Пусть среди вас будет группа»
имам ат-Табари сказал: «То есть группа, которая призывает к Исламу и шариату Мухаммада, повелевает приказы Аллаха и запрещает все, что противоречит Его шариату».
Что касается Сунны Посланника ﷺ и жизни его сподвижников (да будт доволен ими Аллах), то понятно, что Посланник Аллаха ﷺ сплотил вокруг себя сподвижников в своем призыве к установлению Исламского Государства и это сплочение после смерти Пророка ﷺ продолжало оставаться сплочением сподвижников. Наш сейид Умар сохранил существование этого сплочения в Медине и отвергал то, чтобы они рассеивались за пределами Медины.
Все это демонстрирует нам то, что существование партии или нескольких партий не является каким-то нововведением. Поэтому нет вреда в существовании политических партий, которые занимаются контролем, приказывают одобряемое и запрещают предосудительное с условием, что они строятся на основе Ислама, т.е. на исламской акыде. И этот смысл подтверждается комментарием аята «будут призывать к добру», т.е. к Исламу.
Если основой партии является Ислам, а ее метод является идейно-политическим, который строится на исламской акыде, то нет никакой беды в том, что она существует.
Сплочение сподвижников, или партия сподвижников, существовала в эпоху праведного Халифата, но после того, как форма правления трансформировалась в наследование престола, и в среде мусульманских ученых укрепилось непринятие вопроса формирования партий, эта партия прекратила свое существование. Однако при этом мы знаем, что они прилагали все усилия для контроля над Халифами и правителями. Они вполне осознавали обязательность требования отчета и контроля. Они оставили нам замечательные примеры этого контроля Халифов, как это делали имам Ахмад, Саид ибн аль-Мусайяб, Саид ибн Джубайр, Суфьян ас-Саури и многие другие наши достойнейшие ученые, да смилуется над ними Аллах.
Вы словно хотите сказать, что контроль со стороны партий важнее индивидуального контроля. Как понимать это?
– Вопрос не в том, что одно важнее другого. Контроль, приказание одобряемого и запрещение зла – являются обязанностью мусульман, будь то партии или индивиды.
Имеется много доказательств свидетельствующих об обязательности контроля, приказа одобряемого и запрещения зла. Все они являются общими для мусульман приказами, будь то группы или индивиды. Кроме того, существование партий усиливает идею контроля, приказа одобряемого и запрещения зла существующего в обществе, и она не исчезает с уходом индивидов. Контроль со стороны индивида заканчивается, как только он, по тем или иным причинам, уходит с арены, как это случилось с нашими прошлыми учеными. А что касается партии, которая строится на политической мысли, занимается контролем и призывом к соблюдению законов шариата, то такая партия образовывает в обществе дух коллективной и партийной деятельности, что является эффективным в отношении правительств и властей. И, разумеется, правительства не смотрят на партии как смотрят на индивидов из народа, поскольку влияние партий намного сильнее влияния отдельных индивидов или индивидуальной деятельности.
Необходимость обнародования
Усматриваете ли вы необходимость обнародования партий в Кувейте?
– В Кувейте существуют партии и они известны. Необходимым является не обнародование партий, потому что они и так существуют и действуют. В этом вопросе важно то, какова сущность этих партий, каковы мысли, которые они несут и к которым призывают? Каковы их способы деятельности? Какова степень соответствия всего этого с Исламом? Приведет ли их существование и проявление к развитию в стране или к «красивой» политической форме без настоящего реального результата, который обернулся бы пользой для жителей этой страны и других мусульман? Именно на это мы должны обращать свое внимание при обсуждении данного вопроса. Какова польза от проявления партий, если они призывают к свободам, низости, порочности, разрушению исламских ценностей и вызывают сомнения в акыде мусульман. Поэтому при формировании группы или партии я считаю необходимым полное соблюдение условий аята, который был ранее упомянут мною, чтобы сформированная группа или партия соответствовали приказам и запретам Аллаха, приводили к политическому и идеологическому развитию в странах и в отношении людей и, следовательно, речь не может идти просто об обнародовании партий.
В случае обнародования партий будете ли вы работать над обнародованием Хизб-ут-Тахрир?
– Хизб-ут-Тахрир не является скрытой или секретной партией, чтобы была необходимость работать нам над ее обнародованием. Со времени своего основания в 1953 году эта партия объявила о своем существовании, о своих мыслях и своей цели, которой является установление праведного Халифата. Всем известен его идейно-политический метод деятельности. Мы считаем, что скрытая деятельность запрещена и недозволенна по шариату. Она противоречит Сунне нашего Пророка ﷺ. Когда в Мекке Посланник ﷺ призывал людей к Исламу, ему был ниспослан приказ об открытом провозглашении истины и прекращении оставаться в скрытости:
فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ
«Провозгласи то, что тебе велено» (15:94).
И когда он ﷺ собрал вокруг себя сподвижников, их группа не была скрыта и была у всех на виду. Возглавив их, он открыто и публично совершил с ними обход вокруг Каабы. Поэтому Хизб-ут-Тахрир открыт и известен. Это одно. А что касается вопроса обнародования, о котором вы сказали в своем вопросе, то, как я понимаю, этим вы имеете в виду порядок деятельности партий в законной форме, их регистрацию и так далее. Ныне существующие законы не запрещают организовывать партии, а умалчивание о них и то, что они вне контроля, конечно, не означает их запрет. Если возобновится рассмотрение этого вопроса и будут утверждены новые законы для порядка формирования партий, их регистрации или другие порядки в этом вопросе, то мы выступим как политическая партия, которая призывает к реализации законов Ислама мирными идейно-политическими средствами.
Женщина и партии
Как вы смотрите на деятельность женщины в сфере политических партий?
– Обращение, которое Всевышний Аллах адресовал умме, является общим и в нем не говорится только о мужчинах, не упоминая женщин. Всевышний Аллах сказал:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ
«Пусть среди вас будет группа людей».
Контроль, приказание одобряемого и запрещение зла – все это дела, которые Аллах обязал для мусульман в общем обращении, для женщин и мужчин. Посланник ﷺ говорит: «Вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное». Это общее обращение, в котором не говорится лишь о мужчине, исключая женщину. Жизнь Посланника ﷺ и его сподвижников служит лучшим доказательством объяснения приказов Всевышнего Аллаха относительно контроля со стороны женщин. Передается, что одна женщина из жителей Медины пришла к Посланнику ﷺ и сказала ему: «Я пришла к тебе, представляя женщин». Другая женщина встала перед Умаром и требовала от него отчета за его определение размера приданого.
Поэтому женщины вправе контролировать, приказывать одобряемое и запрещать предосудительное, быть членами в политических партиях. Однако в отношениях с женщинами необходимо соблюдать законы шариата в вопросах уединения, шариатской одежды и другие соответствующие шариатские законы.
Есть ли для немусульман, по вашему мнению, доля участия в партиях?
– Уважаемый брат, Ислам не является системой только для мусульман. Эта система для всего человечества, которая дана для управления всеми людьми на основе законов Аллаха. Поэтому из истории вы знаете, что гражданами праведного Халифата были не только мусульмане. Все кто живут под его властью, считаются его гражданами, даже если остаются при своей религии, поскольку Аллах запретил принуждать кого-либо к принятию исламской акыды. Немусульмане имеют права, которые дал им Ислам. Передано от Посланника ﷺ, который сказал: «Кто обидит зиммия, тот станет моим врагом». Поэтому граждане Халифата из не мусульман имеют право требовать свои права и контролировать государство в его реализации Ислама над ними. Практически это происходит через индивидов из их числа или через их членов в Совете уммы, потому что в Исламе немусульманам дозволяется быть членами в Совете уммы и подавать жалобы на факты несправедливого отношения к ним со стороны государства, так как они имеют право требовать отчет в касающейся их реализации государством законов Ислама, в случае если в отношении них происходят какие-то упущения в их реализации.
Что касается вопроса партий, то доказательством их установления служит священный аят в суре Али Имран:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ
«Пусть среди вас будет группа людей»
Слова «среди вас» здесь в этом аяте относятся к мусульманам, поскольку начало данного обращения, которое содержится в следующих словах Аллаха, гласит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (3:102).
И данное обращение продолжается до слов Аллаха:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ
«Пусть среди вас будет группа людей»,
до другого приказа, где аятом определяется деятельность партии, которая должна выражаться в призыве к добру, в приказании одобряемого и запрещении зла:
يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ
«которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное».
Добро – это Ислам, одобряемое – приказы Аллаха, а предосудительное – это нарушение Его приказов. Только мусульманин призывает к Исламу, повелевает приказы Аллаха и запрещает их нарушение.
В завершении аята Всевышний Аллах говорит:
وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Именно они окажутся преуспевшими».
Успехом не характеризуются иные кроме мусульман, которые исповедают акыду Ислама и поэтому не мусульманам не дозволяется формировать партии, группы или организации. С другой стороны Ислам обеспечил их права и прописал их в своих законах и предоставил им право жалобы и контроля в Совете уммы.
Внешние связи
Каково ваше мнение о некоторых партиях, которые имеют внешние связи?
– Если, говоря о внешних связях, вы имеете в виду связь с Западом, то это совершенно недопустимо, потому что Запад не желает добра мусульманам. Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ предостерегают нас от следования за ними. Аллах сказал:
مَّا يَوَدُّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَلَا الْمُشْرِكِينَ أَن يُنَزَّلَ عَلَيْكُم مِّنْ خَيْرٍ مِّن رَّبِّكُمْ
«Неверующие люди Писания и многобожники не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа» (2:105).
Поэтому любая группа или партия, которая имеет связь с Западом, представляет угрозу для исламской уммы и мусульманских стран.
Извиняюсь, сказав о внешних связях, я подразумевал иной смысл, т.е. партии, которые существуют за пределами Кувейта и имеют в Кувейте своих членов, как например Хизб-ут-Тахрир или аль-Ихван.
– Здесь я не одобряю употребление слова «внешние связи», поскольку связь относится к Исламу. Неверной будет любая другая связь на основе чего-либо иного кроме Ислама. Поэтому существование членов Хизб-ут-Тахрир во многих местах мира не является внешней связью. Это – идейное единство на основе исламской акыды. Поскольку в качестве примера вы упомянули о Хизб-ут-Тахрир, то я хочу сказать вам, что Хизб-ут-Тахрир не является кувейтской, египетской, индонезийской, пакистанской или турецкой партией, хотя его члены существуют во всех этих и других странах. Хизб-ут-Тахрир возник на исламской акыде и объединяет в своих рядах всех мусульман. Партия не различает мусульман по их расам, национальностям и цветам кожи, подчиняясь в этом словам Пророка ﷺ: «О, люди! Знайте, что ваш Господь один и ваш отец один. Знайте, что нет превосходства у араба перед не арабом, у не араба перед арабом, у белого перед черным и у черного перед белым кроме, как в степени их богобоязненности». Таким образом, то, что члены Хизб-ут-Тахрир находятся во всех частях мира, это не означает, что Хизб-ут-Тахрир имеет внешние связи.
Внешняя поддержка
Существуют обвинения в том, что Хизб-ут-Тахрир получает внешнюю финансовую поддержку. Что вы скажете на это?
– Тот, кто обвиняет должен привести доказательство в подтверждение своих слов. Вам как информационной стороне я хочу напомнить слова Всевышнего Аллаха:
إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ
«Если нечестивец принесет вам весть, то постарайтесь уточнить ее, чтобы по неведению своему зла не причинить невинным людям, а после не раскаиваться в содеянном» (49:6).
Каждый, кто имеет хотя бы малость знаний о Хизб-ут-Тахрир, знает, что эта партия не имеет никаких внешних финансовых связей и не имеет никаких связей с другими организациями. Она не сотрудничает с правительствами и западными государствами. Эта партия ни кем финансово не поддерживается и сама она не от кого, кроме своих людей, не принимает никакого финансирования. Поэтому в партии запрещена любая финансовая поддержка извне.
Кувейтская демократия
Правда ли что кувейтская демократия не может быть полноценной без обнародования партий?
– Вопрос в том, есть ли вообще кувейтская демократия? Уважаемый брат, демократия не является кувейтской, она «продукт» капиталистического Запада, а Кувейт является не западной, а мусульманской страной. Его жители являются мусульманами, а не капиталистами. Поэтому, демократия в Кувейте невозможна, ни путем обнародования партий и ни чем другим. Демократия – это западный обман, который они принесли нам для того, чтобы мы забыли шариат Всевышнего Аллаха. В то же время Запад понимает, что мы в рамках демократии не сможем стать такими как он и будем похожи на того, кто сбился с пути, и тем самым будем отставать в плане развития от мирового общества. Именно к этому и стремиться Запад, чтобы держать мусульман позади себя и заставлять их покорно следовать за ним.
Исламская направленность
Есть те, кто призывают к обнародованию партий, но с условием, чтобы они не имели исламскую направленность. Каково ваше мнение?
– Я скажу слова Всевышнего Аллаха:
صِبْغَةَ اللَّهِ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ صِبْغَةً وَنَحْنُ لَهُ عَابِدُونَ
«Такова направленность религии Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся» (2:138).
Я поражаюсь мусульманину, который призывает устранить направленность Ислама в партиях. Да, верно, нельзя, чтобы партии были духовно-священническими, изолированными от решений реальности и управления общественными делами людей. Они должны быть политическими партиями, которые принимают проблемы уммы и требуют ее права. Но это не означает, что партии должны отделяться от Ислама. Основой каждой партии должна быть исламская акыда, потому что мы являемся мусульманами, которые произносят слова исповедания веры. Нам нельзя совершать какое-то противоречащее Исламу действие. Посланник ﷺ сказал: «Отвергнуто действие, противоречащее нашей религии». Требовать нужно обнародования партий с условием, чтобы они строились исключительно на исламской акыде.
Разделение общества
Говорилось, что обнародование партий означает разделение кувейтского общества. Что вы думаете по этому поводу?
– Обнародование партий не разделит кувейтское общество. Сегодня партии не обнародованы и при этом вы видите это разделение очевидным в обществе. Кто разделил общество на кочевое и оседлое население? Кто разделил его на суннитов и шиитов? Кто разделил их на племена и течения? Кто разделил людей на коммерсантов и простых людей, на коренных и некоренных? И так далее… Таким образом, уважаемый брат, общество уже разделено до обнародования партий и в наших нынешних условиях обнародование партий возможно и усугубит положение, но вопрос в следующем: почему произошло это разделение и раздробление? Я просто скажу, что причиной этого является демократия. Из-за демократии интересы и материальная выгода оказались связанными с парламентским креслом.
Членство в парламенте стало почетом, а не ответственностью. Все стали домогаться членства в парламенте не для того, чтобы служить людям, контролировать власть и служить религии Аллаха, а для того, чтобы осуществлять свою личную выгоду и личные интересы, и интересы тех, кто вокруг них. Каждая группа в обществе стала желать получения этого кресла для получения своего куска. Отсюда и произошло разделение, которое в вою очередь перешло и в стены университетов. Вы сами видите разделение среди студентов на основе расового и этнического происхождения, мазхаба и другого. Поэтому, существует основа разделения – это демократия, которая сделала всю жизнь материей, выгодой и интересами. И если обнародовать партии в сегодняшнем положении общества, то это конечно усилит разделение и раздробленность между группами людей.
Что касается божественного решения, то в нем ответственность определена хранимым делом «она является хранимой и в Судный день обернется позором и сожалением». Контроль, приказ одобряемого и запрещение предосудительного определены им обязанностью, а не выгодой и интересом: «Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь, вы несомненно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное или в ином случае Аллах нашлет на вас наказание от Себя, после чего вы станете взывать к Нему, но ваша мольба останется без ответа». Ислам не различает между народами, а наоборот установил между ними братские отношения. Перед богобоязненностью Ислам не определил значимости для расового и этнического происхождения людей и их материального богатства. Пророк ﷺ, обращаясь к своим близким, говорит: «Не будет такого, чтобы в Судный день люди приходили ко мне со своими деяниями, а вы приходили ко мне со своим происхождением».
Скажите откровенно, считаете ли вы, что политическая атмосфера в Кувейте готова для обнародования партий?
– Любая мусульманская страна готова для того, чтобы в ней существовали партии, поскольку это обязательное для общества положение. Однако далекая от шариатского закона политическая атмосфера наряду с обнародованием партий, не образованных на основе исламской акыды, не будет способствовать развитию кувейтского общества, и наоборот будет отбрасывать его назад. Что же касается политических партий, которые будут брать путь Посланника ﷺ своим путем в призыве, будут заниматься контролем правительства на основе Ислама и призывать к его реализации вместо капиталистических систем, то в таком случае результат будет положительным. И в этих словах нет ничего удивительного. Люди в Кувейте не изолированы от своей исламской уммы и являются ее неотъемлемой частью. Политическая атмосфера в Кувейте не отличается во многом от политической атмосферы в любой другой мусульманской стране. Мусульмане в Кувейте и за его пределами страстно желают реализации Ислама и поэтому политическая атмосфера Кувейта готова для деятельности политических партий, которые работают для возрождения общества на основе Ислама, но не для партий, которые станут пагубными и будут усиливать существующую в обществе отсталость.
Партии и контроль
Вы часто упоминаете деятельность партий, подразумевая контроль. Видите ли вы разницу между контролем и оппозицией?
– Да, здесь существует большая разница. В Исламе нет оппозиции, потому что Ислам не является установленной людьми системой, чтобы мы с вами могли относительно нее иметь расхождения. Это божественная система. Я, вы и каждый, кто произносит два свидетельства веры, приняли ее как систему для жизни и получили приказы касательно соблюдения ее приказов. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).
Государством в Исламе является Халифат, правление в котором осуществляется на основе законов Ислама, где функционируют исламская система и конституция, выведенная из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ и никто не может противиться этому. Но в Исламе есть контроль над тем, как государство, Халиф и остальные государственные руководители соблюдают законы Ислама. Этот контроль узаконен для того, чтобы предотвращать отклонение от соблюдения шариатских законов. Поэтому Ислам не допускает плюрализм, так как недопустимо существование партий или групп на иной, кроме Ислама, основе, как коммунистические, капиталистические или атеистические партии. Это полностью отличается от демократической системы, потому что демократическая система установлена людьми и естественно то, что люди расходятся между собой в выборе системы для своей жизни. В этой системе свято почитается свобода убеждения и поэтому существуют коммунистические, исламские, капиталистические и атеистические партии, что породило мысли, которые вводят в заблуждение общество и людей. И вы видите, как в демократических странах партии выступают в оппозиционной к правящей партии форме на основе установленной людьми правящей системе, которую люди могут изменять, и большинство этих оппозиций существует ради самой оппозиционности, а не ради улучшений и развития в обществе.