Приводит Ибн Маджа по достоверной цепочке от Ибн Аббаса, что Умар Ибн Хаттаб сказал ему: «Как-то я зашел к Посланнику Аллаха ﷺ и увидел его лежащим на подстилке. Присев, я заметил, что он одет в одну рубаху, и на одном боку остался след от подстилки. Я увидел горстку зерна примерно в размере одного саа и капок (волоски из плодов сейбы) в углу комнаты. На стене висела шкура. Тут с моих глаз покатились слезы. Увидев это, Пророк ﷺ сказал: «Что заставило тебя плакать?». Я сказал ему: «О, Пророк Аллаха? Как не заплакать! Подстилка оставила след на твоем боку, и в твоем запасе я не вижу ничего, кроме этого. Хосрой и царь купаются в роскоши (плодов и фруктов) и изобилии (водоемов и рек), а ты, будучи Пророком Аллаха и самым лучшим, имеешь такой (жалкий) запас!!». Он ответил: «О Ибн аль-Хаттаб. Неужели ты не доволен тем, что нам принадлежит последующая (вечная) жизнь, а им – эта ближайшая (бренная) жизнь».
Вывел аль-Хаким, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил разрешения у Посланника Аллаха ﷺ, чтобы войти в дом. Когда я вошел в комнату, он лежал на грубой одежде, какая-та часть которой, кажется, лежала на земле. Под головой была подушка, сделанная из пальмовых волокон. Над головой висела заплесневелая шкура. В углу комнаты лежал капок (волоски из плодов сейбы). Я поздоровался с ним и сел. Затем сказал: «Ты Пророк Аллаха и самый лучший, а хосрои и цари лежат на золотых тронах и шелковых разукрашенных постелях!?». Он ответил: «Они поторопились взять прелести своей жизни, которые в скором времени иссякнут, а наши прелести отложены на нашу будущую жизнь».
Вывел Ахмад и Ибн Хиббан в сборнике «Сахих», а также аль-Байхакъи от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что к Посланнику Аллаха ﷺ однажды пришел Умар и увидел его лежащим на подстилке, которая оставила след на его боку. Увидев это, он сказал: «Может, возьмешь более мягкую постель, чем эту». Он ответил: «Что мне до бренного мира. Я и жизнь – ничто иное, как скачущий в жаркий день всадник, который решил отдохнуть некоторое время под тенью дерева, а затем покидает (это место) и отправляется (дальше)».
Вывел ат-Табари от Салима Ибн Абдуллаха, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) начал исполнять обязанности правителя, ему назначили тот же удел (ризкъ), что получал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), и это увеличило его нужду. Собралась небольшая группа сподвижников, среди которых были Усман, Али, Талха и Зубайр (да будет доволен ими Аллах) и Зубайр сказал: «Если скажем Умару о том, что хотели бы, чтобы он увеличил свой удел». Али сказал: «И хотели бы, чтобы он согласился на это. Поэтому давайте отправимся вместе». Осман сказал: «Это ведь Умар! Давайте поспешим и обратимся к Хафсе (его дочери). Спросим её и дополним». Они отправились к ней, и попросили её осведомить о визите нескольких людей, не упоминания их имен до тех пор, пока Умар не согласится с их предложением. Затем они ушли от неё.
Она встретилась с Умаром и рассказала ему о случившемся. На его лице она заметила гнев. Он спросил: «Кто они?». Она сказал: «Ты не узнаешь их, пока я не узнаю твое мнение». Он продолжил: «Если бы я знал кто они, я отругал бы каждого в лицо. Ты стоишь между мной и ими. Я заклинаю тебя Аллахом, какое самое лучшее одеяния, которое Посланник Аллаха ﷺ надевал у тебя дома?» Она ответила: «Две заплатанные рубахи, которые он одевал для встречи делегатов и во время публичного обращения к людям». Он продолжил: «Какое самое лучшее блюдо он ел у тебя?»
Она ответила: «Свежеиспеченный горячий ячменный хлеб, который мы слегка сбрызгивали водой. Нижнюю поджаристую часть мы делали хрустящей и чуть-чуть сладкой. Он кушал это и наедался им с удовольствием». Он продолжил: «Какой ковер он стелил в доме у вас, был ли он самый маленький?» Она ответила: «У нас было грубое покрывало. Летом мы складывали его вчетверо и подкладывали под себя. Зимой раскрывали его, одну часть подкладывали под себя, а другой – укрывались». Тогда Умар сказал: «О Хафса. Доведи до них от меня то, что Посланник Аллаха ﷺ определил и распределил дела по степени значимости, затем довольствовался этим. Я уже определился, и клянусь Аллахом, во что бы то ни стало, буду определять дела по степени их значимости, и неизменно буду стараться быть довольным этим. Я и мои два соратника, подобны троим, которые пошли по одному пути. Первый пошел и взял собой запас пропитания и дошел. Затем, за ним пошел второй и последовал его пути, и дошел до него (до первого). Затем, пошел третий, и если он последует по пути своих двух предшественников и будет довольным (величиной) их запаса пропитания, то прибудет с ними. Если отступит от этого пути, не быть ему вместе с ними».
Такова сунна Праведных Халифов, о которой Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Держитесь за неё задними зубами». Именно к этому мы призываем…