В основе аль-убудия (служение) означает покорность, послушание и подчинение. В целом оно представляет собой действие, совершаемое во имя великой цели. Этого достоин лишь тот, кто является обладателем безмерных благ – Всевышний Аллах. Это выступает наивысшей степенью покорности, а это значит недопустимо, как по шариату, так и разумно, чтобы оно совершалось во имя кого-нибудь другого, помимо Всевышнего Аллаха. Только Он заслуживает этого, ибо Он является Вседержителем всех наипрекраснейших и наиважнейших благ обеих миров. Поэтому запрещается падать ниц пред кем-либо или чем-либо, кроме Аллаха, поскольку это будет означать принижение достойного и пренебрежение величием. Через посвящение поклонения исключительно Всевышнему Аллаху осуществляется суть служения. Через служение же достигается единобожие. Служение Всевышнему Аллаху является наипочетнейшей степенью, после утверждения единобожия. Поэтому Всевышний Аллах сказал Мусе (Мир ему):
إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (20:14).
Ар-Рази сказал: «Он приказал ему служение после верования в единобожие. Ибо единобожие и есть основа, а служение - ответвление. Единобожие – это дерево, а служение – плод. Один не может быть без другого. Степени приближения ограничены двумя обязанностями: знанием ар-рубубия (господства) и познанием аль-убудия (служения). С сочетанием их рождается завет, упомянутый в словах Всевышнего Аллаха:
وَأَوْفُوا بِعَهْدِي أُوفِ بِعَهْدِكُمْ وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ
«Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами. Меня одного страшитесь» (2:40).
Служение – это завет и тот аманат, который Аллах предложил небесам и земле, как об этом говорит Всевышний Аллах:
إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» (33:72).
И поскольку аль-ибада (поклонение) означает покорность, а аль-убудия (служение) – подчинение приказам и запретам, призывы всех посланников были направлены к поклонению Аллаха, потому что суть отправления посланников заключается в повиновении отправителю, которое достигается только путем соблюдения приказов и воздержания от запретов. Поэтому неудивительно, что призыв к аль-убудия (служению) является первым призывом в Коране.
Это призыв Всевышнего Аллаха ко всем людям:
يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ أَرْضِي وَاسِعَةٌ فَإِيَّايَ فَاعْبُدُونِ
«О Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне!» (29:56).
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (2:21).
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (4:36).
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Это призыв всех Посланников (Мир им):
Всевышний Аллах говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (21:25).
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» (16:36).
Все посланники (мир им) исполняли призыв, как было приказано им.
- Всевышний Аллах отправил Нуха (мир ему) к своему народу с этим призывом:
لَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَى قَوْمِهِ فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ إِنِّي أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ
«Мы послали Нуха к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день»» (7:59).
- Пророк Худ (мир ему) был отправлен с тем же призывом к адитам.
وَإِلَى عَادٍ أَخَاهُمْ هُودًا قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ أَفَلَا تَتَّقُونَ
«Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?»» (7:65).
- Пророк Салих (мир ему) был отправлен к народу Самуд, чтобы донести до них веление Аллаха:
وَإِلَى ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَالِحًا قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ
«Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него…»» (7:73).
- Пророк Шуайб (мир ему) был отправлен к жителям Мадьяна, чтобы призвать их к единобожию и служению:
وَإِلَى مَدْيَنَ أَخَاهُمْ شُعَيْبًا قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ
«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него…»» (7:85).
- Пророк Ибрахим (мир ему) приказывал своему народу не нарушать единобожие и не уклоняться от служения Аллаху, говоря:
قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّـهِ مَا لَا يَنفَعُكُمْ شَيْئًا وَلَا يَضُرُّكُمْ ٦٦ أُفٍّ لَّكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّـهِ ۖ أَفَلَا تَعْقِلُونَ ﴿٦٧﴾ قَالُوا حَرِّقُوهُ وَانصُرُوا آلِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ ٦٨
«Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?»» (21:66,67).
- Пророк Якуб (мир ему) спрашивал своих детей:
إِذْ قَالَ لِبَنِيهِ مَا تَعْبُدُونَ مِن بَعْدِي قَالُوا نَعْبُدُ إِلَهَكَ وَإِلَهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ إِلَهًا وَاحِدًا وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ
«Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу» (2:133).
- Пророк Муса (мир ему) привел свой народ к завету о том, что будут служить только Аллаху:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا اللَّهَ
«Вот Мы заключили с сынами Исраила завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» (2:83).
- Пророк Иса (мир ему) отрекся от всех пропаганд, противоречащих единобожию и служению Аллаху:
مَا قُلْتُ لَهُمْ إِلَّا مَا أَمَرْتَنِي بِهِ أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ وَكُنتُ عَلَيْهِمْ
«Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу»» (5:117).
- И вот призыв последнего послания:
Вседержитель небес приказывает последнему из пророков ﷺ с преданностью служить Аллаху и призвать людей к тому же:
قُلْ إِنَّمَا أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ وَلَا أُشْرِكَ
«Скажи: «Мне велено лишь поклоняться Аллаху и не приобщать к Нему сотоварищей»» (13:36).
قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
«Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:11).
Пророку Мухаммаду ﷺ приказано довести этот призыв до своего народа:
أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا اللَّهَ إِنَّنِي لَكُم مِّنْهُ نَذِيرٌ وَبَشِيرٌ
«Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Воистину, я для вас – предостерегающий увещеватель и добрый вестник от Него» (11:2)
, а также до людей Писания:
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلَا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلَا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ
«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом»» (3:64),
И до всего человечества: قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا «Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»» (18:110). Когда люди отзываются на этот призыв, они достигают особого служения, приобретая тем самым, возвышенные нравственные качества, поскольку служение бывает двух видов – как отмечает Ибн Таймия – «убудия амма» (общее (изначальное) служение) и «убудия хасса» (особое служение). Что касается первого, то оно представляет собой служение Аллаху всех творений во Вселенной. Как распутник, неверующий, так и правоверный, все они существуют, подчиняясь закономерностям Аллаха. Подобное является неизбежным и вынужденным служением. Всевышний Аллах говорит об этом: إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (19:93). Что же касается второго вида, то оно представляет собой покорное и желаемое служение, а также соблюдение приказов Аллаха. Всевышний Аллах сказал: فَبَشِّرْ عِبَادِالَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» (39:17,18). Все люди – слуги Всевышнего Аллаха и повинующиеся его господству рабы. Обращение к шариатским приказам за судом, а затем управление плотскими страстями и личными делами человека согласно нему, направлено на осуществление этой цели: особого служения. Тем не менее, служение Аллаху и вера в Него не будут достигнуты и признаны в том народе, который не обращается за судом к божественному законодательству (шариату). Аллах говорит: فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними» (4:65). Пророк Мухаммад ﷺ пояснил, что цель его миссии и смысл его посланничества заключаются в приведении людей к поклонению только лишь Всевышнему Аллаху. Он говорил: «Я был ниспослан с мечом, пока не станут люди поклоняться лишь одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей. Мой жизненный удел был определен под тенью копья. Унижен каждый, кто выступит против моего дела. Кто уподобится какому-нибудь народу, то он из них» (привел Ахмад хадис Абдуллаха ибн Умара). В этом хадисе он отчетливо показывает существенную истину – приведение людей к единственному служению Аллаху: послание уммы, ответственность государства и жертвование душами после слов и имущества. Слова пророка ﷺ: «Я был ниспослан с мечом» означают то, что Аллах отправил его, чтобы он призывал людей к единобожию с применением меча после того, как привел им неопровержимые факты. Поэтому, кто не ответил единобожию через Коран, неопровержимые факты и пояснение, тот призывается путем меча. Миссия осуществления служения Аллаху имеет две стороны с точки зрения ответственности. Первая осуществляется в индивиде через преданное обращение за решением к законодательству Аллаха. Вторая исполняется через правление в соответствии с законодательством Аллаха в жизни общества. Поэтому, мы находим в аятах Корана тесную связь и неразрывное переплетение между служением Аллаху и правлением. Частое сочетание их в упоминании выявляет данную закономерность. Продолжение следует…