Совершенно бесспорным является то, что когда у мусульман было государство, оно обладало мужчинами, занимавшими позиции, которые сделали исламское государство государством, внушающим почтенный страх, которое могло противостоять в этом мире любому другому государству. Биографы и историки упоминают ряд сведений о таких мужчинах, с некоторыми позициями которых мы и хотим познакомиться.
1. Позиции касательно величия уммы и государства:
«К мусульманскому полководцу, Кутайбе ибн Муслим аль-Бахили, привели одноглазого человека, который побуждал тюркские племена выступить против мусульман. В разговоре с Кутайбой он сказал: «Я заплачу выкуп за себя». У него спросили: «Чем ты пожертвуешь?». Он сказал: «Китайским шелком, стоимость которого миллион дирхемов». Кутайба спросил у командиров своих войск: «Что вы думаете?». Они сказали: «Мы считаем, что его выкуп может умножить трофеи мусульман, но он не может искупить его вину». И Кутайба сказал: «Нет, клянусь Аллахом, не будет мусульманка устрашена тобой» и приказал казнить его» (письмо Кутайбы ибн Муслим аль-Бахили).
Когда победоносные мусульманские войска достигли границ Китая под командованием Кутайбы ибн Муслима он отправил к китайскому императору делегацию во главе с Хабира аль-Киляби. Император сказал им: «Отправляйтесь к своему полководцу и скажите ему, чтобы он ушел обратно. Я узнал о его алчности и малочисленности его войск. Иначе я отправлю против вас тех, кто погубит вас и его». На это Хабира сказал ему: «Как малочисленным может быть войско, начало конницы которого стоит на твоей земле, а конец там, где произрастают оливковые сады?! Как может быть алчным тот, кто отказался от земных благ и пришел воевать с тобой?! Что же до твоих угроз убить нас, то для нас определены сроки и если они наступят с гибелью на джихаде, то это лишь честь для нас. Мы не испытываем неприязнь к смерти и не боимся ее».
Император ответил ему: «Чем будет доволен твой полководец?». Хабира сказал: «Он поклялся, что не уйдет пока не ступит на вашу землю, не заключит договоров с вашими императорами, и пока не будет выплачиваться подать». На это император сказал: «Мы осуществим для него то, в чем он поклялся. Мы пошлем к нему нескольких наших сыновей, чтобы он заключил с ними договор и отправим ему подать, которой он будет доволен». Хабира рассказывал: «Император приказал собрать золотые блюда с землей, золото и шелк. Щедро оснастив четырех императорских сыновей дорогими подарками, он отправил их к Кутайбе. Кутайба принял подать, заключил с ними договора, потом отпустил их и ступил ногой на землю».
Из этой истории понимается, каким величием и почтительным страхом пользовалось исламское государство, и какую мощь имели его войска. Такое унижение, которое испытал китайский император равносильно завоеванию его страны.
После того как был похоронен Халиф Сулейман ибн абд аль-Малик мусульмане увидели, что Умар ибн абд аль-Азиз опечален и огорчен получением должности Халифа, вместо того, чтобы быть радостным и счастливым. Когда его спросили о причине этого, он сказал: «Я хочу гарантировать право каждого из уммы Мухаммада ﷺ, на востоке и западе, до того как он станет просить этого».
Однажды его жена вошла к нему, когда он сидел на молитвенном ковре и по его бороде текли слезы. Она спросила его: «Что-то случилось?», а он ответил ей: «Я принял на себя обязанности управления уммой Мухаммада ﷺ и размышлял о голодном бедняке, несчастном больном, раздетом и обиженном, близком пленнике, глубоком старце, многодетном бедняке и подобных им в разных землях. Я понял, что Господь мой спросит меня о них в Судный День, и кроме них против меня будет истцом Мухаммад ﷺ. Я испугался, что мой довод в тот день окажется слабым. Сжалившись над собой, я заплакал» (Ибн Кясир, «аль-Камиль»).
2. Позиции касательно внутренней политики и управления делами:
Халиф мусульман, Умар ибн абд аль-Азиз, отправил своему правителю в Самарканде, Сулейману ибн Абу ас-Сирри, письмо, в котором говорилось: «Построй в своих землях постоялые дворы. Проезжающих через тебя мусульман поселяй в них на один день и одну ночь, а тех, кто больны и слабы, поселяй на два дня и две ночи. И тому, кто остался одиноким, помогите всем, чтобы он смог добраться до своей страны» (История ат-Табари).
Умару ибн абд аль-Азизу пришло письмо от Удай ибн Артая, в котором говорилось: «Некоторые люди у нас не дают должного хараджа, пока не коснется их какое-то наказание». На это Умар ответил следующим: «Я очень удивлен тому, что ты просишь разрешения наказывать людей, словно я буду твоим щитом, сохраняющим тебя от наказания Аллаха. После того, как прочтешь мое письмо, знай: кто отдаст тебе должное из своего излишка, возьми, а кто не даст, проси поклясться. Клянусь Аллахом, если они встретятся с Аллахом со своими преступлениями, это будет легче для меня, чем я встречусь с Ним с понесенными ими наказаниями».