بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
— От Суфьяна ибн Уяйны передаётся: «Однажды Мухаммад ибн Али навестил Мухаммада ибн аль-Мункадира. «Почему я вижу тебя удручённым?», — спросил Мухаммад ибн Али. «Это оттого, что долги обременили меня», — ответил ему Абу Хазим. Тогда Мухаммад ибн Али сказал: «Проси избавления от них в своей молитве». Тот ответил: «Так и сделаю». Мухаммад ибн Али продолжил: «Больше всего баракята достаётся рабу тогда, когда в стеснённом положении (каково бы оно ни было), он обращается с большим количеством молитв к своему Господу».
— Сказал Ибн Айина: «То, чего раб избегает, может быть лучшим для него, чем то, что ему нравится, потому как неприятность побуждает к молитве, а то, что нравится, отклоняет от неё».
— От Абдуллаха ибн Масуда передаётся: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ نَزَلَتْ بِهِ فَاقَةٌ فَأَنْزَلَهَا بِالنّاسِ لَمْ تُسَدّ فَاقَتُهُ. وَمَنْ نَزَلَتْ بِهِ فَاقَةٌ فَأَنْزَلَهَا بِالله فَيُوشِكُ الله لَهُ بِرِزْقٍ عَاجِلٍ أَوْ آجِلٍ
«Кого постигла бедность, и он просил людей избавить его от неё, то ведь они не в состоянии на это. Но кого постигла бедность, и он просил Аллаха избавить его от неё, то он приближается к тому, чтобы Аллах дал ему его удел (ризк) рано или поздно».
— Абдуллах ибн Масуд сказал: «Если бы трудность забралась даже в нору ящерицы, то за ней обязательно последовала бы лёгкость». После этого он зачитал аяты:
فَإِنَّ مَعَ ٱلۡعُسۡرِ يُسۡرًا ٥ إِنَّ مَعَ ٱلۡعُسۡرِ يُسۡرٗا ٦
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (94:5,6).
— Анбаса ибн Саид говорит: «Я пришёл к Умару ибн Абд аль-Азизу по его поручению, и когда выполнил его, то собрался уже уходить, как вдруг он обратился ко мне дважды: «О Анбаса!». Я вернулся к нему, и он сказал: «Почаще вспоминай о смерти, потому что какой бы просторной ни казалось тебе твоя жизнь, вспоминание о смерти сделает её тесной, и насколько бы она ни казалась тебе тесной, смерть непременно её сделает просторной».
— Я слышал, как Масляма ибн Абд аль-Малик говорил: «Те из людей, для которых будущая жизнь имеет наименьшую значимость, ничего собой не представляют и в этом мире».
— Рассказывал мне Мухаммад ибн аль-Хусейн: «Я видел сумасшедшего, которого привели дети в мечеть. Он пришёл и сел в углу. Люди отстранились от него. Тогда он встал и сказал: «Если жизнь стала тесной, то ожидай выхода из этого тяжёлого положения, ведь самое стеснённое положение, в первую очередь, ожидает своего облегчения».
— Сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «Меня не беспокоит то положение, в каком я пребывают, нравится ли оно мне или нет. Ведь на самом деле мне неизвестно, ожидает ли меня благо в том, что мне нравится, или в том, чего я стремлюсь избежать».
— От Исхака аль-Газавани передаётся: «Вблизи города Кирдж (Пакистан) мы столкнулись с войском Аздамхара. В его войске находилось восемьдесят слонов, которые были готовы разбить наши конные и пешие отряды. Мухаммад ибн Касим, оказавшись в настолько затруднительном положении, пригласил к себе амира воинов из Хомса — Имрана ибн Нумана, а также других амиров. Вместе они попытались исправить ситуацию, но не смогли. И в тот момент, когда положение основательно усугубилось, он стал громко взывать: «Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!». Тогда слоны остановились, вышли из подчинения и побежали к воде. Наездники и хозяева слонов так и не смогли их остановить. Тогда наша конница пошла в атаку, и Аллах даровал нам победу».
— От Халида ибн Рафиа передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал Ибн Масуду:
لا تُكْثِرْ هَمَّكَ ،مَا يُقَدَّرْ يَكُنْ، وَمَا تُرْزَقْ يَأْتِكَ
«Не слишком озадачивайся. То, что предписано, произойдёт, а твой жизненный удел непременно придёт».