Вывели Абу Наиъм в «аль-Хильяти» и ат-Табира в «ал-Муджаммаъ» о том, что Амр Ибн Марра аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Однажды, когда во времена невежества (джахилии) мы отправились в паломничество с группой соплеменников, мне в Мекке приснился сон, как от Каабы исходит яркий свет, освещающий горы Ясриба (ныне Медина). Почувствовав Джухайна (название гор племени Джухайна у побережья моря), я услышал голос света, который говорил: «Рассеян мрак, засиял свет, ниспослана печать пророков. Затем другой свет засветил в мою сторону, и я увидел изумительные дворцы и белоснежные города, и вновь послышался голос света: «Ислам пришел, разрушены все идолы и соединены родственные отношения». Пробудившись от сна, я рассказал своему народу, что видел и сказал: «Клянусь Аллахом, непременно в этой местности что-то необычное произойдет с курайшитами».
Мы вернулись домой и через некоторое время, пришла весть о том, что некий человек по имени Мухаммад говорит, что он ниспосланный свыше посланник. Я отправился в путь, пока не пришел к нему и поведал его о том, что снилось мне во сне. В ответ на это, он сказал мне «О Амр Ибн Марра! Я ниспосланный Пророк для всех людей. Я призываю их к Исламу, приказываю им воздержаться от кровопролития, соблюдать родственные отношения, поклоняться только Аллаху, отказаться от идолов, совершать паломничество к Каабе и поститься в месяц Рамадан. Кто ответит, тому обещан будет Рай, кто отвернется (ослушается), тому уготован будет Ад. О Амр! Уверуй, и защитит тебя Аллах от ужаса Ада». И я произнес слова: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты Посланник Аллах. Я принимаю с верой все дозволения и запреты, которые ты принес, даже если многие народы не пожелали это». Затем я прочитал ему стих, который сочинил, когда услышал я о нем. Отец мой смастерил идола в нашем доме. Когда я собирался в путь нечаянно сломал его. Затем встретил Пророка ﷺ и сказал:
Я засвидетельствовал, что Аллах, воистину Он есть,
Я первый, кто сломал и отрекся от каменных богов.
Затем попросил его: «Ради моих родителей, оправь меня к своему народу. Может Аллах одарит меня ими, как одарил тебя мной». «Будь вежлив и говори правдиво – сказал он мне – не будь жестоким, высокомерным и завистливым». По возвращению к своему народу, обратившись к ним, сказал: «О сыны Рифа, напротив, о народ Джухайна! Поистине я посланец Посланника Аллаха к вам. Я призываю вас к Исламу, приказываю вам воздержаться от кровопролития, соблюдать родственные отношения, поклоняться только Аллаху, отказаться от идолов, совершать паломничество к Каабе и поститься в месяц Рамадан. Кто ответит, тому обещан будет Рай, кто отвернется (ослушается), тому уготован будет Ад. О народ Джухайна! Аллах решил вас сделать лучшими из всех арабов и не сделал вам презренным ваше невежество, которое полюбили другие арабы помимо вас. Они совмещали двух сестер в супружестве, войну и запретный месяц. У них сын получал в наследство жену отца (т.е. брал в жены). Ответьте этому ниспосланному Пророку, получите величие земной жизни и почет грядущей жизни». Тут ко мне подошел один из них и сказал: «О Амр Ибн Марра. Да станет твоя жизнь ничтожнейшей. Ты призываешь нас, отречься от своих богов, разбить наше единство, отречься от великой религии своих отцов со слов призыва этого курайшита из жителей Тихама!? Нет любви и нет почета». Затем этот мерзавец прочитал стих:
Ибн Марра принес слова того, кто не желает всякого добра,
Его слова и действия, считаю я, ведут к обрыву прошлого,
Бранить тех предков, кто уже ушел из жизни - не успех.
«Лжец средь нас – сказал я – да сделает Аллах его ничтожным, брошенным, немым и слепым вовеки» (В последствие он потерял дар речи, ослеп, сошел с ума и умер в крайней нищете).
Амр и его новообращенные в Ислам соплеменники, отправились к Пророку ﷺ. Увидев их Пророк ﷺ, поприветствовал их и встретил. Затем написал для них следующее письмо:
«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Это письмо Всемогущего Аллаха, в котором истина, устами Его Посланника, через Амра Ибн Марра для Джухайна Ибн Язида: «В вашем распоряжении недра, степи, возвышенности и долины земли, выращивайте на ней свою растительность и пейте её воды. Но вы должны выплачивать пятую часть своего урожая, две головы (овцы) из небольшого стадо скота, когда их станет много дважды, а если нет, то одну. За буйволов, которых вы используете, нет милостыни (не следует выплачивать налог). Аллах свидетель тому, что между нами и теми мусульманами, кто здесь» (Приводится в книге Къайса Ибн Шаммас).
Этот же рассказ приводится в книгах «Канз-уль-Уммаль» (7/64), «аль-Бидая», автор которой ат-Табарани (2/351) и в «аль-Муджамма» (8/244), а также передает Абу Наим.