В то время как мусульманин с изумлением смотрит на огромные, развитые больницы в странах Запада, и с таким же изумлением смотрит на большие программные компании, которые процветают в Европе и других местах, и он видит научный прогресс на Западе, то у него возникает вопрос: «Интересно, где был Запад, когда мы были в тени Халифата?»
Никто не отрицает, что научное достижение мира, особенно научный и технологический прогресс, достигнутый в странах Европы и Америки, было с помощью мусульман. Мусульмане были выдающимися в различных сферах науки и знаний, и глубоко ошибается тот, кто думает, что мусульмане были всего лишь транспортирующими. Они взяли что-то у греков, переварили и поняли секреты и смыслы этих знаний, потом добавили и смешали с науками Ислама и Корана. И тем самым произошел научный прогресс, который осветил страну.
В этой статье я приведу только одну сторону многостороннего развития и прогресса, и это медицина во времена Исламского Халифата.
Мусульмане были выдающимися в медицине и ее разветвлении. Они написали в этой сфере много книг, пособий и справочников, придумали всякие медицинские инструменты и построили местные и мобильные больницы. В этих больницах работа охарактеризовалась человеческим нравственным исламским нравом, который превосходит ту систему работы, которая существует в самых развитых больницах Запада.
Действительно, одно из достоинств Ислама в том, что первая больница в Исламе была в палатке Рафиды. Это была женщина, которая сама лечила и обслуживала раненых мусульман. Когда на битве Хандакъ Посланника Аллаха ﷺ ранило стрелой, Саид Ибн Муаз, да будет доволен им Аллах, сказал: «Положите его в палатку Рафиды, чтобы я мог посещать его». Приведено в книге «Фатх-уль-бари» разъяснение хадисов Бухарий.
А когда открытий стало все больше, в армии были медсестры, которые лечили раненых на джихаде. Арабы называли больницы «бимаристанами» иногда сокращая, говорили маристан. В основе это слово персидское, означает «военный госпиталь».
Долгое время бимаристаны были общими больницами, где лечили практически все болезни, внутренние, внешние, умственные, пока не появились страшные болезни, и больные не покидали больницы, оставались только сумасшедшие. Так, слово «маристан» стало означать дом сумасшедших. В то время когда в Исламском государстве процветали больницы, Европа блуждала во тьме невежества и отсталости.
Самой известной больницей в Европе в средние века была больница «Отель Дию» в Париже. Это упоминается в книге Макса Нурду, он говорит в ней об этой больнице так: «Принимали пять или шесть больных на одну постель, и ноги одного были у головы другого, маленькие дети были вместе со стариками. Не верится, но это истина. Женщина лежит, крича при родах, рядом с ней ребенок кричит от столбняка, там же мужчина с лихорадкой, вместе с больным кожными заболеваниями, который чешется до крови…
Запах в палатах был настолько невыносимым, что родственники больных не решались входить туда без лицевой повязки, промоченной уксусом. Тела мертвых оставались на сутки». Балялий Вайтанон описывает эту больницу так, что волосы дыбом встают. Так они видели мертвых рядом с живыми, а больных с теми, кто уже вылечился. В операционной находились те, которым должны были делать операцию на следующий день, и на его глазах оперировали другого. Крики, мучение, все на его глазах. И если он был в первый раз, ожидал свою очередь. То можете представить, что с ним творилось. А если он был из тех, кто прошел через это, то перед ним была картина для сравнения боли, которую он вспоминает».
Эта больница не ремонтировалась с 660 года, как построилась, до французской революции в 1789 году.
Таким было положение одних из самых известных больниц в Европе, как это описывает доктор Ахмад Шавкат аш-Шатий. Какое же положение было в больницах Исламского Халифата, которые назывались бимаристанами?
Историки говорят, что арабские и исламские больницы принимали младенца и старика бедного и богатого, кроля и раба, амира и солдата.
Халифы, амиры, султаны, соревновались в постройках больниц так, что в каждом большом городе была больница, бемаристан был государственной организацией. Халиф или амир обеспечивали больницы.
Больных обследовали, и если больной не нуждался в лечении, то в больнице ему выписывали лекарства с больничной аптеки. Больные, нуждающиеся в лечении в больнице, записывались, потом они купались и оставались в больнице, пока не вылечатся. А признаком его выздоровления была еда. Он должен был съесть молодую курицу и одну лепешку!
А когда их выписывали, им давали одежду и несколько дирхамов для удовлетворения нужд. Иногда люди специально заболевали, желая зайти в больницу.
Доктора иногда закрывали глаза на эту хитрость. Халиль Ибн Шахейн аз-Захирий, после того как навестил Дамаск в книге «Ан-Нуджум аз-Захира» говорит: «Там бимаристан. В мире не видел такого. Когда я зашел в Дамаск в 831 г.х. со мной был уважаемый иностранец, когда он зашел в бимаристан, то притворился больным, и остался там на три дня. Главный врач обследовал его и выписал ему то, что соответствует ему из хорошей еды, фрукты, сладости. А через три дня написал ему записку: «Гость не остается больше трех дней». Это говорит о том, что он знал о притворстве больного, но, несмотря на это, он обходился с ним нравственно как с гостем».
В каждой общей больнице была отдельная часть для мужчин, и отдельная часть для женщин. Для каждой болезни там были отделения, операционные, глазные, неврология, хирургия, и т.д. Многие больницы имели общую баню. Аптека являлась одним из отделений больницы, которым управлял аптекарь. Были места, где приготовлялись медикаменты, соки и т.п.
Каждая больница имела библиотеку, в которой были книги Абакрата, Джалинуса, и других мусульманских ученых. В ней собирались учителя-врачи и студенты после утреннего обхода.
У каждой больницы были вакфы, за которым следили главный врач, его помощники и ученики.
В исламском мире появилось очень много бемаристанов, они были двух видов:
Первый вид – это постоянный бемаристан, то есть в здании, как бимаристан «ан-Нурий» в Дамаске и бемористан «Къалавун» в Каире.
Второй вид – это мобильный бемористан, палаточный, который переносился с места на место по разным причинам, такие как война, чума и др.
Внимание амиров настолько было сильным, что дошло до того, что они сами управляли и следили за делами бемаристана. Из них Ахмад Ибн Тулун, который лично проверял состояние больных каждую пятницу в бемаристане «аль-Атикъ».
В бемористанах не ограничивались лечением и вниманием, там еще готовили врачей. Это был своего рода институт, который выпускал врачей. Они следовали тому, что сейчас называется рабочая группа, где участвуют несколько врачей в лечении. Этот исламский метод является основой, с которой произошло называемое сегодня в медицине Case Conference, где собираются врачи и специалисты для изучения больного, и каждый из них дает свое мнение, и идет обмен опытом и дискуссия.
Что касается больниц по кожным заболеваниям, то первое заведение было в арабских странах у Валида Ибн Абдульмалика в Дамаске в 88 г.х., оно было специализированно для лечения кожных заболеваний. После этого их стало больше. Вход в такие лечебницы был без ограничений и условий. В то время как в Европе такая больница была для определенных людей. Вошедший туда больной должен был заплатить сначала огромную сумму денег, и иметь с собой все необходимое, посуду, кровать, стул, еду и т.п.
Больницы для сумасшедших были во время амавитов для лечения умственно больных. Мусульмане оставляли сумасшедших, психов на попечительство государства, так как их болезнь от Аллаха.
В архивных записях вакфа, которые были в больницах ан-Нурий и Атикъ говорится, что каждому сумасшедшему выделялось два человека для обслуживания. Они каждое утро меняли им одежду, и омывали холодной водой. Потом одевали их в чистую одежду и вели их на молитву, потом им читали Коран красивым голосом, и вели гулять на свежий воздух.
А в Европе сумасшедшие не могли приблизиться к больнице, их оковывали железными цепями в сумасшедших домах. Эти дома были хуже, чем тюрьма, и больные оставались там до смерти!
Теперь получили ответ на вопрос: «Где был Запад, в то время когда мы были в тени халифата?»
Это то, что сделал Исламский Халифат, обогнал неверный Запад на века. И это то, что сделает будущий второй Халифат, который очень близок, по воле Аллаха.
Для поднятия духа и освещения тьмы мы призываем вас, мусульмане, и для открытия дверей света построением праведного Халифата поднимаем вас, и осветится земля светом Ислама и новым добром.
قَدْ جَاءَكُمْ مِنَ اللَّهِ نُورٌ وَكِتَابٌ مُبِينٌ يَهْدِي بِهِ اللَّهُ مَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَهُ سُبُلَ السَّلَامِ وَيُخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِهِ وَيَهْدِيهِمْ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
«К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (5:15,16).
Мухаммад Хашим Абдуллятиф
Хартум