По истечении 60 лет со времени основания Лиги арабских государств и тридцати арабских саммитов, которые были проведены ею, начиная с саммита Аншас в 1946 году в Египте и заканчивая алжирским саммитом в 2005 году, после всех этих долгих лет, каждый мусульманин вправе задать естественный вопрос: «Что осуществлено этой Лигой и ее саммитами? Каковы достигнутые ими результаты?»
До основания Лиги арабское единство было очень близко, однако после 60 лет со времени основания Лиги это единство кануло в прошлое. Проявления единства и солидарности между арабами до появления Лиги были естественными. Однако после ее существования на протяжении долгого времени эти проявления стали трудно достижимыми, несмотря на то, что Лига днем и ночью призывает к ним.
После этих долгих безуспешных и бессильных экспериментов Лига арабских государств превратилась в тему для анекдотов, которые люди рассказывают друг другу. Фактически эта организация стала представлять собой непреодолимую скалу, об которую разбиваются самые большие надежды арабов. Не существует того, кто лучше нее смог бы так основательно упрочить борьбу, разделение и разрозненность в арабском мире. Именно этого и хотел колонизаторский Запад для будущего арабских народов. Лига арабских государств, бесспорно, доказала, что ее призыв к арабскому единству не что иное, как большой обман и бессмысленная игра, которую колонизаторы поручили своим марионеткам – правителям арабских стран, чтобы они, обманывая людей, занимали свои народы рассказами об арабском единстве, которые мало чем отличаются от сказок «Тысячи и одной ночи». Вместо того чтобы заниматься решением своих судьбоносных проблем, эти народы занялись разговорами об интригах правителей, их глупых рассказах, пустяковых заботах, детских спорах и открытых предательствах.
Лига арабских государств по праву считается плодом мыслей английских политиков в 40-ых годах двадцатого века. 24 февраля 1943 года министр иностранных дел Британии, Энтони Эйден, произнес в палате общин речь, в которой сказал: «Британское правительство благосклонно смотрит на каждый процесс, происходящий среди арабов, цель которого осуществление их экономического, культурного и политического единства». Спустя месяц, после того как была произнесена эта речь, Мустафа Нухас (глава египетского правительства, которое подчинялось британской оккупации) провел консультации с арабскими правительствами, чтобы узнать их мнение по вопросу единства. После этого началась серия двухсторонних совещаний между Египтом с одной стороны и представителями Ирака, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Иордании и Йемена с другой стороны. Далее между этими семью государствами продолжались встречи и приготовления, в результате которых они подписали протоколы основания Лиги. Затем 22/03/1945 года представителями арабских государств был подписан Пакт Лиги арабских государств. 22 марта стал днем ежегодного празднования образования этой злополучной Лиги.
18 марта 1946 года в Египте состоялся саммит Аншас. Затем друг за другом вплоть до алжирского саммита в нынешнем году состоялись 30 арабских саммитов, результатом которых явились лишь еще большее разделение, отдаление друг от друга и взаимная ненависть между арабскими странами. От этих саммитов народы не получили ничего кроме еще больших разочарований, потрясений, неудач и поражений. Этот горький результат всей деятельности Лиги и ее саммитов явился ничем иным как естественным и логическим следствием работы Арабской лиги, возникшей при помощи колонизаторской Англии.
В деле основания Лиги арабских государств англичане взяли за основу идею арабского национализма. Это именно та идея, которой Британия и другие европейские государства воспользовались в качестве основного оружия для разрушения Османского государства как последнего государства исламского Халифата. Националистическая искра началась с революции, которую поднял главный предатель – глава Мекки Хусейн Ибн Али против Османского государства по указаниям Британии и при ее поддержке. По этому поводу английский офицер Лоренс, который фактически руководил арабской революцией в Хиджазе, в своей книге «Семь столпов мудрости» пишет: «Я глубоко верил в арабское движение. Еще до прибытия в Хиджаз я был уверен в том, что именно эта идея полностью уничтожит Турцию».
Арабский национализм, туранский национализм и другие, бесспорно, оказали содействие в разрушении Османского Халифата. То, что европейские государства брали под свою опеку поборников национализма в исламском мире, оказало самое большое влияние на жизнеспособность национализма. И если бы не Европа, то мусульмане не знали бы национализма. Европа воспользовалась идеей национализма как наилучшим орудием, приведшим к разрушению Османского государства и разделению мусульманских народов.
Природа националистической идеи как таковой ведет к взаимной вражде и соперничеству между народами. Причиной этому служит существующее в природе человека инстинктивное проявление господства. Национализм является инстинктивной связью, которая исходит из инстинкта самосохранения. Она непригодна для применения при стабильном положении и в положении существования идейного подъема народов. Это примитивная связь, в которой нет роли для разума, и из нее не исходят какие-либо системы для жизни. Если она определяется как основа для связи между индивидами народа, то, несомненно, в скором времени полностью разрушает единство этого народа. В случае же с уммой, которая объединяет в себе группу народов, принятие национализма, как связи в ней, неизбежно ведет к разделению этой уммы на несколько народов и государств. Причина этого в том, что народы одной уммы не могут быть объединены на основе какой-то одной нации, которой будет отдаваться превосходство перед другими нациями. Народы одной уммы объединяются на основе идеи, которую они по собственной воле избирают для себя, как, например идею Ислама, поскольку их выбор в этом положении связан с их убеждениями и верой в ее правильность.
Нет более высокой связи, нежели связь через убеждение разума. Кроме того, избрание национализма как связи означает избрание одной из форм нетерпимости, к которой инстинктивно прибегают идейно падшие народы. Всевышний Аллах возвеличил народы исламской уммы Исламом, и поэтому для на нас недопустимо оставлять то, чем возвеличил нас Аллах, и вновь погружаться в тину.
Всевышний Аллах обращается к Своим рабам с такими словами, которые соответствуют тому, что Он почтил их этой религией. Десятки аятов начинаются словами: «О те, кто уверовали». Аллах не обратился к ним с какой-то расовой, националистической, этнической, племенной или патриотической характеристикой, и одно лишь это уже заверяет об истинности этой высокой связи, которую Всевышний Аллах избрал для Своих верующих рабов мусульман.
Ислам определил связь акыды, веры и богобоязненности той связью, которой должен руководствоваться каждый мусульманин. Одновременно с этим Ислам запретил мусульманам принимать в качестве связи между собой национализм и другие родовые узы. Всевышний Аллах сказал:
لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ
«Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его Посланнику, даже если они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом» (58:22)
قَدْ كَانَتْ لَكُمْ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ فِي إِبْرَاهِيمَ وَالَّذِينَ مَعَهُ إِذْ قَالُوا لِقَوْمِهِمْ إِنَّا بُرَاء مِنكُمْ وَمِمَّا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ كَفَرْنَا بِكُمْ وَبَدَا بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةُ وَالْبَغْضَاء أَبَدًا حَتَّى تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَحْدَهُ
«Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: «Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между вами и нами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха Единого»» (60:4)
В хадисе переданном Термези и Абу Давудом Посланник ﷺ сказал: «Приходят в упадок народы, которые гордятся своими умершими предками. Это пылающий огонь ада. Перед Аллахом эти люди ниже, чем жуки, которые ковыряют навоз своими носами. Воистину Аллах отдалил от вас порок джахилии и имевшуюся при ней гордость предками. Существует либо богобоязненный мусульманин, либо несчастный грешник. Все люди – дети Адама, а Адам создан из земли». Аль-Бухари передал от Джабира Ибн Абдуллаха, который сказал: «Один из мухаджиров ударил одного из ансаров. Ансар призвал: «О, ансары!», а мухаджир призвал: «О, мухаджиры». Посланник Аллаха ﷺ услышав это сказал: «Оставьте это. Поистине оно зловонно». В другой передаче хадиса говорится: «Призываете ли вы призывом джахилии, в то время как я нахожусь среди вас». Ахмад и Насаи передали хадис, в котором Посланник ﷺ сказал: «Кто выразит вам соболезнования неисламским выражением (призывая к национализму и др.), то пошлите его …».
Следовательно, Ислам в решительной форме утверждает о запрещенности националистической связи, и сознательный здравый разум выносит решение о порочности и вреде этой связи. Поэтому то, что европейцы взяли за основу своей деятельности национализм в исламском мире, с их стороны не было бессмысленным действием. Они полностью осознали степень его вреда для уммы и его несовместимость с Исламом. Исходя из этого, они основали Лигу арабских государств на основе национализма. В результате случилось то, что случилось, и надежды арабов на единство были похоронены. Существование этого национализма не что иное, как укрепление националистической связи в рамках закона, от которого тяжело избавиться, и это привело к возникновению сложного конфликтного и враждебного положения между арабскими государствами. Это положение также осложнилось разобщенностью и разделением, которое усиливается среди арабов, и о котором колонизаторы позаботились еще до основания Лиги арабских государств. Из-за существующего национализма также появилась сильная вражда между лидерами исламских движений.
Это касалось возникновения Лиги арабских государств и принятия ею национализма как объединительной связи между ее членами. Говоря же о результатах арабских саммитов, то можно наблюдать, как они отражают противоречия самих арабских режимов. Поэтому результаты саммитов в своем большинстве оказываются удивительно неясными, расплывчатыми и нереальными. Они исполняются лишь в том случае, когда со стороны крупных держав в жесткой форме включаются в повестку дня саммита. Поэтому мы видим, что эти подвластные и злополучные режимы, которые не в силах принимать какие-либо важные решения, неожиданно в коллективной форме соглашаются относительно некоторых решений. Но это согласие происходит только тогда, когда имеют место общие заговоры между этими государствами со всеми их политическими окрасками. Так, например, произошло на бейрутском саммите в 2002 году, где арабские государства единогласно уступили евреям 80% палестинской территории взамен на установление жалкого палестинского государства на западном берегу и секторе Газа.
В случае если заключительные декларации арабских саммитов не связаны с предательствами и заговорами, то тогда они не более чем ничего не стоящие стилистические выражения или пустая и бессмысленная болтовня.
Предполагалось, что Лига арабских государств станет вести арабские государства к единству, солидарности, братству и совместному отражению вражеских атак. Однако вместо того, чтобы идти к достижению этих целей, которые были включены Лигой в ее пакт, они значительно продвинулись в направлении отделения и отдаления арабских государств и их народов друг от друга. Доказательством тому служит тот факт, что Лига арабских государств, которая 60 лет назад начала свое существование в количестве семи государств, на сегодня имеет уже 22 государства. Другим доказательством служит тот факт, что до основания Лиги арабских государств у их населений имелись экономические, социальные и политические связи. По истечении 60 лет от основания Лиги арабских государств мы находим, что данные государства утратили эти связи и превратились в государства, между которыми существует взаимная антипатия, вражда, отсутствует сплоченность. Над ними господствуют отделенческие устремления под призывом к самостоятельности. Так, принадлежность к какой-то стране, как например, к Иордании, Египту, Саудовской Аравии, Алжиру и так далее, стало наиболее ярким признаком различия между членами этой Лиги.
Что касается защиты арабских народов, о соблюдении которой в 1950 году провозгласил договор о совместной обороне, то все это пошло прахом. Агрессия против Палестины, Ирака, Ливана, Сомали, Судана, Коморских островов, Эритреи не была отражена.
В сфере торговли и экономики Лига арабских государств делала много громогласных заявлений, ратифицировала в 1953 году соглашение о развитии торгового обмена между арабскими государствами, а в 1957 году ратифицировала соглашение об арабском экономическом единстве. Но, несмотря на это, объем двусторонней торговли арабских государств не превышает 80%.
Провал Лиги арабских государств не ограничился лишь рамками целей о единстве, в осуществлении которых Лига потерпела неудачу. Она также оказалась безуспешной в решении любой поставленной ей на рассмотрение арабской проблемы. Она не разрешила большие сложные проблемы, как проблема Палестины, Ливана, Ирака, Сомали, Судана, а также не разрешила менее сложные проблемы, как проблемы Марокканской пустыни, Коморских островов, проблемы разногласий по поводу границ между некоторыми конфликтующими странами. Все эти проблемы решались со стороны великих держав, Совета безопасности, Международного суда и организации Игад (африканские государства).
Таким образом, после того как в силу явных доказательств выявились бессилие и неспособность Лиги арабских государств на протяжении 60 лет ее существования, самым лучшим является ее исчезновение. Очевидным оказались ее безуспешность и провал во всем. Для арабов лучше всего упразднить эту Лигу и взять проблему своего единства в свои руки, а также избрать истинную объединяющую связь, именно ту, которая пригодна для их единства. Этой связью служит связь на основе исламской акыды, с которой неизбежно осуществится исламское единство, как это было в прошлом на протяжении долгих веков. Исламское государство, которое просуществовало более 13 веков, было истинным практическим примером для арабских и, в общем, мусульманских народов. А что касается примера Лиги арабских государств на протяжении последних 60 лет жизни арабов, то он доказал неспособность осуществить единство, не говоря уже о ее неспособности решить какую-либо проблему.
Вопрос с единством и решением многочисленных проблем арабов и мусульман будет разрешен лишь тогда, когда во всех делах жизни будет исполняться шариат Всевышнего Аллаха, который сказал:
فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ
«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику» (4:59)
Ахмад аль-Хатыб