بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
—Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «Спокойствие во всех делах является благом, за исключением дел, касающихся Последующей жизни».
— Передаётся со слов Ибн Аббаса и Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), который сказал: «Однажды я зашёл к Пророку ﷺ и поприветствовал его, а он лежал на циновке, которая оставила след на его боку. Я окинул взором дом Пророка ﷺ и не увидел ничего, кроме некоторых вещей. Я сказал: «О Посланник Аллаха, взмолись Аллаху, дабы Он расширил твой удел, ведь Он сделал широким удел персов и римлян, а они не поклоняются Аллаху». Пророк ﷺ приподнялся и сказал:
وَفِي شَكٍّ أَنْتَ يَا ابْنَ الْخَطَّابِ؟ أُولَئِكَ قَوْمٌ عُجِّلَتْ لَهُمْ طَيِّبَاتُهُمْ فِي حَيَاتِهِمُ الدُّنْيَا
«Разве ты сомневаешься, о сын аль-Хаттаба? Это — люди, которым были дарованы блага этого бренного мира». Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха, попроси прощения за меня у Аллаха».
— Передаётся со слов Яхьи ибн Абу Касира, что Абу Бакр (р.а.) говорил в своей проповеди: «Где красивые люди, обольщённые своей молодостью? Где цари, выстроившие города и оградившие их стенами? Где те, которые одерживали победы на полях сражений? Время их погубило, и они оказались во мраке могил».
— Один человек сказал Али ибн Абу Талибу (р.а.): «О повелитель правоверных, опиши для нас эту жизнь», — на что тот сказал: «Это — обитель, в которой если кто-то здоров, то он в безопасности. Если кто-то болен, то он сожалеет. Если кто-то нуждается в чём-либо, то он печален, а кто не нуждается ни в чём, тот подвергается соблазну. За дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное — Ад».
— Передаётся, что Ибн Масъуд сказал: «Эта жизнь — обитель и имущество того, у кого нет обители и имущества. И в ней копит (богатство) тот, кто лишён разума».
— Передаётся, что Юнус ибн Убайд сказал: «Эта жизнь подобна человеку, которому приснилось хорошее и плохое, и между тем, когда ему снилось всё это, он проснулся».
— Передаётся от Ибрахима ибн Уейны, что некоторых мудрецов спросили о том, на что больше всего похожа эта жизнь. Они ответили: «На сон спящего человека».
— Аль-Хасан аль-Басрий, упоминая об этой жизни, сказал, что она подобна сну спящего человека или исчезающей тени и что разумный человек не обольщается ею.
— Передаётся со слов Масърука, что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал: «Клянусь Аллахом, эта жизнь по сравнению с Последующей подобна прыжку зайца».
— Аль-Хасан ибн Али (р.а.) говорил: «О люди, устремившиеся к этой скоротечной жизни! Обольщение исчезающей тенью — глупость».
— Некий бедуин остановился переночевать у одних людей. Они дали ему поесть, и он поел. Затем он отошёл к тени от палатки и уснул там. Люди же принялись разбирать палатку и он, проснувшись от солнечных лучей, сказал: «О да, ближайшая жизнь подобна этой тени. И когда-нибудь эта тень обязательно исчезнет».
— Передаёт Малик от Ибн аль-Хасана, который сказал: «Есть четыре признака несчастья человека: чёрствость сердца, сухость глаз (из-за отсутствия страха перед Всевышним человек не проливает слёз), надежда на долгую жизнь и стремление к мирским благам».
— Передаётся, что Малик ибн Динар сказал: «Бойтесь мирской жизни! Бойтесь мирской жизни, ибо она околдовывает сердца учёных!».
— Абу Хашим аз-Захид сказал: «Всевышний Аллах создал болезнь и лекарство от неё. Болезнь — это мирская жизнь, а лекарство от неё — это её оставление».
— Передаётся от аль-Хасана, что он написал Умару ибн Абдуль-Азизу следующее: «Этот мир — это временное, а не постоянное место пребывания. Адам (а.с.) был низвергнут в этот мир в качестве наказания, поэтому будь осторожен, о повелитель правоверных...».
— Мне поведал Абу Бакр ас-Суфий, сказав: «Я слышал, как Абу Муавия аль-Асвад сказал: «Если ты, Абу Муавия, желаешь для себя многого, то не спи ночами, совершай благие дела, оставь многие дела и поторопись до того, как случится то, чего ты остерегаешься. И не думай об уделе тех, кого ты оставишь после себя, ибо на тебя не возложен их удел».
— Передаётся, что аль-Хасан сказал: «Верующий увидит свои деяния в могиле. Если они будут благими, то его ожидает благо. Если же они будут плохими, то его ожидает плохое, и поэтому торопитесь совершать благое, пока не истёк срок вашей жизни».
— Передаётся, что Вахб ибн Мунаббих сказал: «Эта жизнь и Последующая подобны человеку, у которого две жены: если он обрадует одну из них, то вызывает гнев другой».
— Мне поведал Сурайдж от Сайяра Абу аль-Хакама, который сказал: «Мирская жизнь и Последующая собираются в сердце раба, и если побеждает одна из них, то вторая становится зависимой от неё».
— Мне поведал Авну ибн Ибрахим, сказав: «Мне поведал Ахмад ибн Абу аль-Хаварий, сказав: «Я слышал, как Абу Сулейман сказал: «Если Последующая жизнь помещается в сердце раба, то приходит мирская жизнь и начинает теснить её. Если же мирская жизнь помещается в сердце раба, то Последующая жизнь не теснит её, потому что Последующая жизнь — благородная, а мирская жизнь — подлая».
— Я слышал, как Малик ибн Динар говорил: «Насколько ты печалишься из-за мирской жизни, настолько покидает твоё сердце забота о Последующей жизни, и насколько ты печалишься из-за Последующей жизни, настолько покидает твоё сердце забота об этой жизни».
— Передаётся со слов Фудайля ибн Ийяда и Ибн Аббаса, который сказал: «В Судный день приведут Дунью (мирскую жизнь) в образе старухи; её покажут всем созданиям и спросят у них: «Знаете ли вы, кто это?». Они ответят: «Мы прибегаем от знакомства с ней к Аллаху» Им будет сказано: «Это — Дунья, из-за которой вы убивали друг друга, прерывали родственные отношения, завидовали друг другу, расставались друг с другом и ревновали». Затем ввергнут её в Ад. Воззовёт Дунья: «О мой Господь! Где мои последователи, племена и народы?!». Господь (Велик Он и Преславен) скажет: «Присоедините к ней её последователей, народы и племена!».
— Ибн Уейна сказал: «Мне рассказали, что Абдуль-Вахид сказал: «Что собой значит Дунья (мирская жизнь), если в некоторых случаях я готов поменять её на глоток воды во время жажды?».