Западное общество определило критерии, которые олицетворяют образ красивой женщины. Согласно этим критериям женщина должна быть высокой, стройной, красивой, белокурой, приводящей в восторг чувства и не имеющей недостатков… Женщину стали оценивать на основе этих критериев, вместо того чтобы оценивать ее по ее мышлению и уму. Это способствовало формированию у женщины определенного склада ума, испытывающего постоянное беспокойство и ненормальное опасение за свой внешний вид. Должна ли женщина поддаваться на этот обман? Или же она должна хорошенько подумать о правильной сущности и о том образе, который она должна принять для своей жизни?
К несчастью критерии красоты, согласно понятиям Запада, оказали влияние на многих женщин в исламском мире. Это нельзя назвать неожиданностью, поскольку западная культура совершила самое настоящее нашествие на умы мусульман. Умышленно проводимая западная информационная пропаганда имела огромное влияние в заимствовании образа примерной женщины, какой ее видят западные люди. Журналы, рассказывающие о западных манерах жизни и демонстрирующие вид образцовой женщины как, например, журналы «Фог», «Космополит», «Мэри Клэр» и др., распространяются в городах Пакистана, Бангладеш, Турции, Ливана, Египта и в других городах арабского и исламского мира. Заметно растет число салонов красоты, которые заботятся о том, чтобы ярко показать вид западной женщины. В октябре 2002 года БиБиСи представила рассказ об Афганистане под названием «Свобода афганской губной помады».
В рассказе обсуждался финансируемый Соединенными Штатами проект, направленный на то, чтобы обеспечить женщину Афганистана школой красоты западного характера, которую намерены построить в Кабуле на территории министерства Афганистана по делам женщины, и завершить строительство этой школы в марте 2003 года. Целью школы будет являться обучение некоторых женщин Афганистана стрижке волос и продаже косметики наряду со снабжением ее косметическими порошками от самых развитых компаний по производству косметических средств таких как «Рефлон» и «Мак». В то время как женщины в Афганистане имеют различные проблемы как, например, голод, нехватка чистой воды и распространение болезней, Запад решает, что приоритетом в отношении афганской женщины является насаждение желания подражать внешнему виду западной женщины.
К несчастью, большое количество мусульманок приняли образ западной женщины, основанный на западной сущности и западном взгляде на жизнь, который строится на отделении религии от жизни, и таким образом критерием красоты у них стал внешний вид западной женщины, т.е. стремление быть высокой, белокурой, изящной, молодой, худощавой, красивой… И когда парень (или же его родители) ищет в жены девушку, возможно, он ищет девушку именно по таким качествам, вместо того чтобы обращать внимание на силу ее религии, придерживаясь при этом мысли «наиболее белокурая – наиболее красивая». Девушки стали пользоваться различными средствами для осветления цвета кожи до белизны, не думая о последствиях (одно из таких изготовляемых средств, называемое «Джолин» связывают с раковыми заболеваниями). Многие азиатские девушки восхищаются известной индийской актрисой Ашурая Рай по причине светлого цвета ее кожи и голубого цвета ее глаз вдобавок к тому, что пластическая операция и анорексия (отсутствие аппетита) становятся более распространенными среди женщин, живущих на Западе и в исламском мире.
Недавно в документальной программе «Вера и мода», транслируемой британской радиовещательной корпорацией БиБиСи, обсуждалась тема «Как женщина может быть мусульманкой, и в то же время не отставать от моды». Основной целью этой программы было сосредоточение внимания на мусульманке, которая живет на Западе, чтобы она приняла западную идею о красоте, а также способствование тому, чтобы наделить ее западным видом красоты, с целью ее ассимиляции в общество по западному образцу, что в свою очередь приведет к тому, что она утратит свою исламскую сущность, забудет свои ответственности и обязанности как мусульманка.
Ислам и идея красоты.
В противоположность западному мировоззрению, которое определило разум и желания человека основой, определяющей то, как нужно человеку жить в этой жизни, исламское мировоззрение основано на вере в Аллаха – Создателе всего сущего. Он, Всевышний Аллах – единственный, кто создал, единственный, кто знает, что создал, и единственный, кто знает какая система, какое управление, какое знание и регулирование пригодны для этого создания.
Западный образ жизни, согласно западному пониманию, строится на общих свободах, к которым относится свобода личности, требующая предоставление свободы мужчине и женщине в определении того, как они хотят одеваться и как хотят выглядеть, как хотят смотреть друг на друга и как строить взаимоотношения, возникающие между ними. В отличие от этого образа жизни, мусульманин, будь то мужчина или женщина, живет на основе подчинения своему Господу и верит в то, что он будет спрошен в Судный день за свои дела, помня о том, что в своих поступках он должен строго соблюдать приказы и запреты Аллаха. Поэтому Ислам не предоставил мусульманину, как мужчине, так и женщине, право предоставить своим потребностям и инстинктам определять систему для жизни. Систему для них определяют Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً مُّبِينًا
«Нет ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле. А кто не повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот попал в явное заблуждение» (33:36)
Ислам определил для мусульманки тот внешний вид, который она должна принимать в различных обстоятельствах, и кому может показывать свою красоту полностью.
– Внешний вид, который предписан мусульманке в присутствии тех, кто не является для нее махрамами (за кого она может выходить замуж) должен быть таким, что бы все ее тело было закрытым, кроме лица и кистей рук. Ее одежда не должна быть тонкой, через которую различается цвет ее кожи и не должна быть узкой, в которой можно различить отдельные части ее тела. Абу Дауд передал от Кутады, что Пророк ﷺ сказал: «Если девушка достигла половой зрелости, то у нее могут быть видны только лицо и руки до запястья». Всевышний Аллах сказал:
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلاَ يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلاَّ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلاَ يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلاَّ لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُوْلِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاء وَلاَ يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«И скажи верующим женщинам, пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои органы, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, может быть, вы будете счастливыми!» (24:31)
Кроме этого в присутствии немахрамов мусульманке нельзя наряжаться так, чтобы это привлекало к ней внимание людей. Всевышний Аллах сказал:
وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلاَ تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى وَأَقِمْنَ الصَّلاَةَ وَآتِينَ الزَّكَاةَ وَأَطِعْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا
«Пребывайте в своих домах и не украшайтесь украшениями доисламской эпохи. Выстаивайте молитву, давайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи Пророка, и очистить вас очищением» (33:33)
– Ислам предписал мусульманке носить шариатскую одежду в ее общественной жизни, когда она выходит из дома. Эта одежда состоит из платка (платок должен покрывать всю голову, шею и разрез одежды на груди) и джильбаба (покрывало из одного куска материи, покрывающее ее нижние одежды и опускающееся до земли). Если она выходит из дома без этих двух частей одежды, то совершает грех, поскольку нарушает приказ своего Создателя. Когда у Посланника Аллаха ﷺ спросили об одной мусульманке, у которой не было джильбаба, он сказал: «Пусть ее сестра мусульманка даст ей свой джильбаб».
После этого мусульманка должна заботится о своей личной красоте, которая должна привлекать внимание только ее мужа. Она должна выглядеть красивой, изящной, чистой и радующей в глазах своего мужа, и не быть слепо увлеченной западными критериями красоты, которые ставят внешность впереди сущности и сделали женщину словно товаром, а не человеком, а также инстинктивным и ничтожным образом пользуются ее женственностью. Заботясь о себе согласно учениям Ислама и не подражая западному образу жизни, она находит довольство своего Создателя и своего мужа, а также оберегает свою семью от распада, что часто происходит на Западе.
Как мусульманка должна оценивать себя.
Мусульманка не должна оценивать себя так поверхностно, как это делает западная женщина. Она должна понимать, что целью такой занятости своим внешним видом является ее отдаление от размышления над важнейшими вопросами жизни, как, например, об истинной цели жизни, и о том, как мусульманин должен правильно строить свои взаимоотношения. Мусульманка должна понимать, что основа, по которой она должна оценивать себя – это не ее лицо, а ее мышление и нравственность, не ее фигура, а то, что она является покорным рабом своего Создателя. Это и есть успех в ее жизни и ключ к вечному блаженству в раю. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ وَالْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْقَانِتِينَ وَالْقَانِتَاتِ وَالصَّادِقِينَ وَالصَّادِقَاتِ وَالصَّابِرِينَ وَالصَّابِرَاتِ وَالْخَاشِعِينَ وَالْخَاشِعَاتِ وَالْمُتَصَدِّقِينَ وَالْمُتَصَدِّقَاتِ وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا
«Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие мужчины и женщины, поклоняющиеся мужчины и женщины, верные мужчины и женщины, покорные мужчины и женщины, богобоязненные мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины, постящиеся мужчины и женщины, хранящие свое целомудрие мужчины и женщины, поминающие Аллаха много мужчины и женщины, – уготовал им Аллах прощение и великую награду» (33:35)
Таким образом, мусульманка оценивает себя на основе своей богобоязненности и своих благих дел. Следовательно, арена борьбы, на которую должна входить мусульманка в своей жизни – это не поиск красоты или стремление подражать западной женщине, а построение своей личности на основе Ислама и проведение своей жизни согласно исламскому образу жизни, как в своей семье, так и в своем обществе. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Земная жизнь – это блага, и лучшее благо в ней – это праведная женщина».
Что же касается мужчины мусульманина, то он не вправе видеть женщину в том положении, в котором захочет. Ислам определил качества женщины, которую он ищет, для того чтобы жениться на ней. Посланник ﷺ сказал: «Женщина берется замуж по четырем качествам: по своему материальному богатству, по своей знатности, по своей красоте и по своей религиозности. Женись на религиозной, и будешь довольным». Мусульманин, который стремится достичь довольства своего Господа, выбирает праведную жену, которая обладает ясным пониманием религии. Это понимание является для нее одним из важнейших ее качеств, поскольку от этого зависит воспитание детей на основе Ислама.
Если сегодня мусульмане подверглись влиянию западного метода в оценке красоты женщины, то в результате претворения в жизнь исламского шариата взгляды Ислама будут увеличиваться и распространяться. Тогда при назначении женщины на какуюто должность она не будет назначаться согласно своей фигуре или красоте, и не будет браться на всякую работу, где используют ее женственность. Назначение и принятие ее на работу будут осуществляться на основе ее квалификации наряду с соблюдением исламских понятий, которые запрещают ихтилат (смешивание между чужими мужчинами и чужими женщинами), уединение чужого мужчины с чужой женщиной, открытие аврата (части тела, которые должны быть укрыты).
Отношения, возникающие между мужчиной и женщиной, будут максимально ограничены, и будут иметь место в пределах необходимости. Такое положение гарантирует мусульманке то, что ее будут оценивать согласно качеству ее работы, а не ее красоте или использованию ее женского очарования. Она будет работать как врач, преподаватель, инженер, ученая и т.п., не опасаясь при этом преследований и вызывающего поведения со стороны своих коллег мужчин, как это происходит на Западе, о чем мы говорили ранее. Когда мусульманка оценивается согласно своей личности, своему уму и своему мастерству, это делает ее действенной в жизни, делает ее человеком, у которого есть достоинство и уважение, а не товаром, с которым просто унизительно обращаются.
Мусульманка – это женщина мыслитель.
Мусульманка – это женщина, которая ясно осознает, что ее целью в этой жизни является достижение довольства Всевышнего Аллаха. Мусульманка не обманывается западными критериями красоты, не губит свое время, свои усилия и свои деньги на то, чтобы гнаться за нереальными надеждами, которые определяются западным обществом для красивой женщины. Она не определяет актрис, манекенщиц, певиц, артисток и им подобных примерами для себя. Она ищет довольство своего Создателя, стремится к раю в своих поступках, стремится быть высокой исламской личностью, обладает такими качествами как проницательность, благородство, скромность, верность, храбрость, самоотверженность. Она является искренней женой и жертвующей матерью. В прошлом исламское общество знало многих женщин, которые были мыслителями, учителями, воинами, поэтами, большими политиками и носителями исламского призыва…
Женщины подобные Хадидже (да будет доволен ею Аллах), первой жене Посланника ﷺ, которая была опорой для своего мужа в призыве к Исламу и в основании первого Исламского государства. Она перенесла с ним все трудности и испытания, встретив их с мужеством и терпением. Она жила с Посланником ﷺ в безлюдных горах, разделяя с ним страдания и лишения. Посланник ﷺ был сильно опечален ее смертью и часто хвалил ее, и когда Аиша сказала ему: «Всевышний Аллах дал тебе взамен лучшую, чем она», – он прикрикнул на нее и ответил: «Всевышний Аллах не дал мне взамен лучшую, чем она. Она уверовала в меня, когда отвергли меня люди, поверила мне, когда люди сочли меня лжецом, помогла мне своим богатством, когда люди скупились своим богатством для меня». (Хадис вывел Ахмад). Посланник ﷺ сказал: «Достаточно тебе для примера таких женщин, как Марьям дочь Имрана, Хадиджа дочь Хувайлида, Фатима дочь Мухаммада и Асия жена Фараона» (Хадис передал Термези). Этих женщин объединяет то, что они уверовали в Аллаха, несли призыв и выдержали страдания на пути Аллаха.
Женщины подобные Фатиме, дочери Посланника ﷺ, качество щедрости которой было всем известно. Однажды один из сподвижников Пророка ﷺ Салман альФариси (да будет доволен им Аллах) искал еду для одного мусульманина, который долгое время уже ничего не ел. Обойдя несколько домов и обратившись к нескольким мусульманам, он ничего не нашел, постучался в дом Фатимы. Она сказала ему, что у нее в доме нет никакой еды уже целых три дня. Но, несмотря на это она дала Салману кусок материи и попросила его продать его еврею Шимону (это событие оказало на него такое влияние, что он принял Ислам), а на вырученные деньги купить хлеб (в зерне) для голодного мусульманина. Когда Салман принес ей оставшиеся зерна, она перемолола их, испекла лепешки и послала их еврею, отказавшись оставить из этого чтонибудь для себя и своей семьи, поскольку отдала весь кусок материи ради Всевышнего Аллаха.
Женщины подобные Аише, жене Посланника ﷺ, которая обладала метким умом и удивительной памятью, и которая передала более двух тысяч хадисов, имела глубокое понимание в области толкования хадисов, фикха (мусульманского права) и шариата.
Женщины подобные Хансе, которая была превосходным поэтом. Она воспользовалась своими стихами, для того чтобы побуждать своих сыновей к джихаду. И когда они становились шахидами, она восхваляла Аллаха, который оказал ей честь тем, что они смогли стать шахидами, и просила Аллаха, чтобы Он соединил ее с ними в раю.
Женщины подобные Умму Аммаре, которая была искусным воином. Она участвовала в битве при Ухуде и своим телом защищала Посланника ﷺ так, что куда бы он ни поворачивал свою голову, видел как она сражается, чтобы защитить его. Посланник ﷺ обратился с мольбой к Аллаху, чтобы Он сделал ее и ее семью его друзьями в раю.
Женщины подобные Сумайе (Умму Аммар), жене Ясира, которая стал первой женщиной шахидом в Исламе, когда непоколебимо стояла на своей вере и терпела мучения до тех пор, пока не покинула этот мир от рук Абу Джахла. Это была мусульманка, которой Пророк ﷺ обещал рай, когда сказал: «Семья Ясира, терпите. Поистине вам обещан рай».
Женщины подобные Асме, дочери Абу Бакра, которая терпела трудности, помогая Посланнику Аллаха ﷺ и Абу Бакру, когда они оба находились в пещере на пути в Медину. Испытала страдание от Абу Джахла, который ударил ее по лицу, чтобы она указала ему местопребывание Посланника Аллаха ﷺ, но она терпела и была непоколебима.
Женщины подобные Фатиме, дочери Хаттаба, которая вступила в спор со своим братом Умаром ибн Хаттабом, а он стал бить ее за принятие ею Ислама. Но затем его стала удивлять ее непоколебимость и стойкость в своей вере, и он поспешил к Посланнику ﷺ, чтобы объявить о своем принятии Ислама.
Женщины – мыслители, не подражающие вслепую западным женщинам и действующие согласно учениям своей религии, даже если это противоречит господствующим манерам (критериям) в обществе. Женщины, приобретающие уверенность в себе из своей религии и не связывающие свою уверенность со своим внешним видом, а также не заняты своей фигурой во вред своим личностям. Женщины, которые думают о своей роли в исполнении религии и возрождении исламского образа жизни подобно прежним мусульманкам. В этом и заключается смысл хадиса Посланника ﷺ «Женщины – сестры мужчин». Они равны с мужчинами в шариатских поручениях и в несении ответственности за исключением того, в чем Аллах особо выделил их, и того, в чем Он особо выделил мужчин.
(Конец)