بسم الله الرحمن الرحيم
لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ
«Он сделает их преемниками на земле»
Всевышний Аллах сказал:
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он сделает их преемниками на земле, как сделал тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не придавая Мне сотоварищей. А кто после этого окажется неверным, те – грешники!» (24:55)
В своих комментариях к этому аяту Ибн Касир говорит то, что считается исполнением обещания, упомянутого в данном аяте. В частности он говорит: «Это – обещание Всевышнего Аллаха Своему Посланнику ﷺ о том, что Он сделает его умму наместниками на этой земли, то есть руководителями людей и правителями над ними. Благодаря им, страны будут пребывать в благоденствии и им будут подчиняться люди. Аллах даст им взамен после их страха безопасность и правление. И Всевышний Аллах, хвала Ему и благодарность, осуществил это: Посланник ﷺ не ушел с этого мира, пока Аллах не открыл ему Мекку, Хайбар, Бахрейн и всю остальную часть арабского полуострова, а также все земли Йемена.
Он брал подушный налог (джизью) с огнепоклонников Хаджара и некоторых окраин Шама. Затем, после смерти Посланника Аллаха ﷺ, правителем мусульман стал Абу Бакр. Он собрал воедино то, что ослабло после смерти Посланника ﷺ, подготовил арабский полуостров и отправил мусульманские войска в земли Персии, и они завоевали часть из них. Другую часть войск он отправил в земли Шама, а третью часть – в земли Египта. Еще в дни правления Абу Бакра, Аллах открыл для армии, отправленной в Шам, Басру, Дамаск и их территориальные владения Хауран с прилегающими к нему землями. Всевышний Аллах оказал милость мусульманам, внушив Абу Бакру оставить после себя преемником Умара Фарука. Умар стал правителем мусульман, и после пророков мир не знал подобного ему в силе его праведной жизни и совершенной справедливости. В его время завершилось завоевание всех земель Шама, Египта и большей территории Персии.
Был сломлен хосрой и ослабла мощь цезаря Ираклия, а их богатства были потрачены на пути Аллаха, как сообщал об этом и обещал Посланник Аллаха ﷺ. Затем, когда правителем мусульман стал Осман ибн Аффан, исламские владения протянулись на огромные расстояния от востока до запада. Были завоеваны земли Магриба до самой Андалусии, земли Кайруана и земли Сеуты, примыкающие к Средиземному морю. На востоке завоевания протянулись до самых крайних земель Китая. Был убит хосрой, и его царство полностью прекратило свое существование. Были разбиты города Ирака, Хорасан и Ахваз, мусульмане разгромили огромную численность тюрков, и их великий властелин потерпел поражение. Со всех сторон запада и востока к правителю правоверных Осману ибн Аффану (да будет Аллах доволен им) был собран поземельный налог (харадж) благодаря его чтению и изучению Корана, и объединению уммы сохранением Корана.
В сборнике достоверных хадисов приводится хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину Аллах показал мне землю, и я увидел весь мир, и дойдет владение моей уммы до тех мест земли, которая была показана мне». И вот мы идем к тому, что обещал нам Аллах и Его Посланник ﷺ. Они сказали истину. Мы просим у Аллаха веры в Него и в Его Посланника ﷺ и того, чтобы благодарить Его так, как Он будет доволен нами в этом.
Имам Муслим передал от Джабира ибн Самры, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Люди будут жить до тех пор, пока не завершится над ними правление двенадцати человек». Затем Пророк ﷺ сказал слова, которые были для меня неясными и я спросил своего отца: «Что сказал Посланник Аллаха ﷺ?» Он ответил мне: «Он сказал: «Все они из Курайша». В этом хадисе имеется указание на то, что должны быть двенадцать справедливых халифов из курайшитов, осуществляющих правление и творящих справедливость. Радостная весть о них сообщается в ранних книгах. Нет оговорки, что они будут править последовательно друг за другом. Их существование в умме происходит как последовательно, так и раздельно. Четверо из них уже были в правлении – это Абу Бакр, Умар, Осман и Али (да будет Аллах ими доволен). Затем после них был промежуток времени, в котором не было следующих из двенадцати. Потом из них были те, кого Аллах пожелал сделать халифами. И впоследствии могут быть те, кто остался из них, и в то время, которое знает только один Аллах…»
Далее в комментарии этого аята Ибн Касир говорит: «Рабиъ ибн Анас, передавая от Абу Аалия, относительно следующих слов Всевышнего Аллаха:
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он сделает их преемниками на земле, как сделал тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не придавая Мне сотоварищей. А кто после этого окажется неверным, те – грешники!» (24:55),
говорит: «Пророк ﷺ и его сподвижники находились в Мекке около десяти лет, скрыто призывая к Единому Аллаху и к поклонению лишь Ему одному, не придавая Ему сотоварищей. Они пребывали в страхе, и не приказывалось им сражение до тех пор, пока не было приказано им переселиться в Медину. Они переселились в Медину, и тогда Аллах предписал им сражение. Испытывая опасение в Медине, они ложились с оружием и просыпались с оружием. В таком положении они пробыли столько, сколько того пожелал Аллах. Один из сподвижников спросил у Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, всегда ли мы будем пребывать в таком страхе? Или придет время, когда мы будем в безопасности и оставим оружие в сторону?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Вам немного осталось терпеть. И тогда человек из вас будет спокойно сидеть среди большого количества людей, не имея при себе никакого оружия». АльБара ибн Аазиб сказал: «Когда был ниспослан этот аят, мы находились в большом страхе». Этот аят Корана подобен следующим словам Всевышнего Аллаха:
وَاذْكُرُواْ إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Вспомните, когда вас было мало, и вы были ослаблены на земле, в страхе, что люди угонят вас силой. И Он дал вам убежище и подкрепил Своей помощью и наделил вас благами, – может быть, вы будете благодарны!» (8:26)
لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ
«Он оставит их преемниками на земле, как оставил тех, кто был до них» (24:55)
Также как сказал Всевышний о Мусе (мир ему), что он сказал своему народу:
وَنُرِيدُ أَن نَّمُنَّ عَلَى الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا فِي الْأَرْضِ وَنَجْعَلَهُمْ أَئِمَّةً وَنَجْعَلَهُمُ الْوَارِثِينَ
«Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и наследниками» (28:5)
وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى
«и утвердит им их религию, которую избрал для них» (24:55)
Посланник Аллаха ﷺ спросил у Удай ибн Хатима, когда тот пришел к нему: «Знаешь ли ты что такое Хира?» Он ответил: «Я не знаю его, но слышал о нем». Посланник ﷺ сказал: «Клянусь тем, в Чьих руках находится моя душа, Аллах непременно завершит это дело, и выйдет женщина из Хиры и совершит обход вокруг Каабы без чьейлибо защиты, и мы непременно завоюем богатства Хосроя ибн Хурмуза, и непременно будет раздаваться столько денег, что уже никто не будет их брать». Удай ибн Хатим сказал: «Эта женщина выходит из Хиры и совершает обход вокруг Каабы без чьейлибо защиты, и я был среди тех, кто завоевал богатства Хосроя ибн Хурмуза. И клянусь тем, в Чьих руках находится моя душа, обязательно произойдет третье, так как Посланник Аллаха ﷺ сказал о нем». Имам Ахмад передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обрадована эта умма радостной вестью о величии и могуществе, об укреплении религии, и даровании ей победы и власти на этой земле. И кто из них совершит ради этой жизни дело, предназначенное для жизни Грядущей, тому не будет удела в жизни Грядущей». И слова Всевышнего Аллаха:
يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا
«Они будут поклоняться Мне, не придавая Мне сотоварищей» (24:55)
Имам Ахмад передал от Муаза ибн Джабала, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Муаз ибн Джабал». Я ответил: «Да я слушаю, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Знаешь ли ты, что является правом Аллаха на Его рабах?» Я ответил: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал мне: «Правом Аллаха на Его рабах является то, чтобы они поклонялись Ему и никого не придавали Ему в сотоварищи». Затем Посланник ﷺ через некоторое время продолжил: «О Муаз ибн Джабал», и я ответил ему: «Да я слушаю, о Посланник Аллаха». И он сказал мне: «А знаешь ли ты, что является правом рабов на Аллахе, если они сделали это?» Я ответил: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Правом рабов на Аллахе является то, чтобы Он не наказывал их». Этот хадис приведен альБухари и Муслимом в их достоверных сборниках «Сахих». И слова Аллаха:
وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«А кто после этого окажется неверным, те – грешники!» (24:55),
то есть, кто после этого отошел от подчинения Мне, тот вышел из подчинения приказу своего Господа, что является великим грехом. И поскольку сподвижники (да будет Аллах доволен ими) правильнее и прямее всех людей, после Пророка ﷺ, соблюдали приказы Аллаха Всевышнего и лучше всех подчинялись Ему, то и помощь им даровалась в соответствии с их делами. Они проявили превыше всего слово Аллаха на земле, и Аллах даровал им великую помощь, и они управляли многими народами и странами. А когда, после них, люди стали допускать небрежность относительно некоторых приказов Аллаха, то и их победа сократилась в соответствии с их делами.
Но при этом в двух достоверных сборниках сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В моей умме до Судного дня будет группа людей, строго держащихся истины, и не будет вредить им тот, кто оставит их без помощи, и тот, кто будет выступать против них. И так будет до Судного дня». В других передачах этого хадиса говорится: «…пока не настанет Судный день, и они будут находиться в этом положении», «…и они будут сражаться с Дадджалом (Антихристом)», «...пока не снизойдет Иса ибн Марьям, и они будут победителями». Все эти передачи данного хадиса достоверны, и между ними нет противоречия.
«АльВаъй»: Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас из числа той победоносной группы, и чтобы Он обрадовал нас победой и укреплением Ислама, даровав нам из Своей милости установление праведного Халифата, который станет ключом для последующего добра, а именно: для уничтожения евреев: «евреи будут воевать с вами, и вы будете убивать их»; для завоевания Рима – твердыни христианства: «будет завоеван Рим»; и для распространения Ислама во всем мире: «и дойдет владение моей уммы до тех мест земли, которая была показана мне».