بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Шавваль — десятый месяц лунного календаря, который наступает после Рамадана.
В первые дни этого месяца мусульмане празднуют Ид аль-Фитр. Шавваль считается одним из тех месяцев, в котором много пользы и благ для тех, кто совершает обряды поклонения.
Вот некоторые из них:
— Радость, наполняющая сердца мусульман после окончания поста в месяц Рамадан, ведь в Рамадан прощаются грехи и записывается огромное количество награды:
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللَّهُ تَعَالَى إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِى وَأَنَا أَجْزِى بِهِ يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجْلِى لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ
«За всякое благое дело сына Адама будет воздано от десятикратного количества до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, т.к. пост соблюдается только ради Меня, и Я воздам за него, ведь человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей еды ради Меня!». Постящегося ждут две радости: одна при разговении его (т.е. в начале месяца Шавваль, а именно — Ид аль-Фитр — прим. автора), а другая — при встрече с его Господом» (Бухари, Муслим).
— Помимо радости Ид аль-Фитр, в эти дни проявляется единство мусульман во всех частях света. Мусульмане собираются, чтобы совершить единый обряд, который начинается с праздничного намаза и заканчивается общим восхвалением и возвеличиванием Аллаха. Именно это сплачивает Умму и именно это раздражает Запад, поэтому он приказал своим агентам подтасовывать начало месяцев Рамадан и Шавваль, дабы Умма делилась. Но куда им там!
— Шавваль является одним из месяцев хаджа:
ٱلۡحَجُّ أَشۡهُرٞ مَّعۡلُومَٰتٞ
«Хадж совершается в известные месяцы» (2:197).
Первым месяцем сезона хаджа идёт Шавваль, затем Зуль-каъда, а за ним — Зуль-хиджа. Именно в эти месяцы паломник, совершающий хадж-таматту, облачается в ихрам.
— В Шавваль соблюдается дополнительный пост продолжительностью 6 дней, как об этом упомянуто в хадисе, переданном Абу Айюбом аль-Ансари: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«Кто постился в месяц Рамадан, а затем добавил к нему пост в течение шести дней месяца Шавваль, подобен постившемуся в течении всего года» (Муслим).
Поститься в месяце Шавваль можно начать со второго дня и до окончания месяца, при этом не ставится условием поститься подряд, напротив, можно с перерывами в любые из дней. Однако рекомендуемым временным отрезком для поста считается начать его со второго дня и закончить седьмым днём месяца Шавваль из-за достоинств и приумноженной награды в гонке за делами, приближающими к Творцу. Пост очищает от малых грехов и дурных проступков, укрепляет искренность, исправляет ошибки, допущенные в месяц Рамадан — это можно сравнить с дополнительными намазами, которые исправляют недостатки и упущения в обязательных намазах. Сказал Пророк ﷺ:
إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ فَإِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَىْءٌ قَالَ الرَّبُّ عَزَّ وَجَلَّ اُنْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِى مِنْ تَطَوُّعٍ فَيُكَمَّلَ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ
«Первое дело, за которое будет спрошен раб Аллаха в День Воскрешения — намаз, и если намаз будет хорошим, то человек достигнет успеха и будет счастлив, если же намаз будет скверным, то он понесёт убыток и утрату. Если же в обязательном намазе его будет какой-то недостаток, то Великий и Всемогущий Аллах скажет (ангелам): «Посмотрите, есть ли у Моего раба добровольные намазы, чтобы посредством этого были устранены недостатки обязательных намазов». А затем уже будет расчёт за другие деяния» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
— Женитьба в этот месяц будет мандубом (желательной), т.к. это месяц благословения и праведных дел. Однако это не касается тех, кто считает дурным предзнаменованием женитьбу в месяц Шавваль, или женитьбу между Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, как это было принято во времена джахилии. В те времена считали, что любовь исчезает в этот временной отрезок, однако правильным будет то, что это — месяц благословения, как об этом нам рассказала Аиша (р.а.):
تَزَوَّجَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي شَوَّالٍ وَبَنَى بِي فِي شَوَّالٍ فَأَيُّ نِسَاءِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ أَحْظَى عَنْدَهُ مِنِّي
«Посланник Аллаха заключил брак со мной в месяц Шавваль, и он забрал меня как невесту в свой дом также в месяц Шавваль. Так кто же из прочих супруг Посланника Аллаха может быть дороже ему, чем я?». Урва ибн Зубайр продолжил:
وَكَانَتْ عَائِشَةُ تَسْتَحِبُّ أَنْ تُدْخِلَ نِسَاءَهَا فِي شَوَّالٍ
«Аиша считала мандубом для женщин (своей семьи) входить в дома как невесты именно во время месяца Шавваль» (Ибн Маджа).
— Ещё одним достоинством является возобновление поста после месяца Рамадан, что указывает на согласие с постом в Рамадан. Ведь если Аллах принял какое-то праведное деяние раба, то Он направит его на ещё одно дело, чтобы укрепить его в подчинении Себе. Передала Аиша, что Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
وَأَنَّ أَحَبَّ الْأَعْمَالِ إِلَى اللَّهِ أَدْوَمُهَا وَإِنْ قَلَّ
«Больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало» (Бухари).
Таким образом раб понимает, что поклонение не ограничивается только месяцем Рамадан, напротив, оно должно продолжаться, пока не наступит конец срока жизни человека. Сказал Аллах:
وَٱعۡبُدۡ رَبَّكَ حَتَّىٰ يَأۡتِيَكَ ٱلۡيَقِينُ
«Поклоняйся Господу твоему, пока убеждённость (смерть) не явится к тебе» (15:99).