بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Всевышний Аллах в аятах Священного Корана достаточно большое количество законов изложил в краткой форме, а затем Пророк ﷺ в своих хадисах разъяснил их.
Например, Аллах приказал совершать намаз, выплачивать закят, совершать хадж, однако аяты не разъясняют количество намазов, порядок их совершения и т.д. Они не разъясняют, с чего именно взимается закят и в каком количестве. Нет разъяснения того, каков порядок ихрама, количество обходов Каабы, сколько нужно находиться в долине Арафат и т.д.
Что касается намаза, Аллах сказал следующее:
حَٰفِظُواْ عَلَى ٱلصَّلَوَٰتِ وَٱلصَّلَوٰةِ ٱلۡوُسۡطَىٰ وَقُومُواْ لِلَّهِ قَٰنِتِينَ ٢٣٨
«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238),
وَٱلَّذِينَ هُمۡ عَلَىٰ صَلَوَٰتِهِمۡ يُحَافِظُونَ ٩
«которые регулярно совершают намаз» (23:9),
أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ لِدُلُوكِ ٱلشَّمۡسِ إِلَىٰ غَسَقِ ٱلَّيۡلِ وَقُرۡءَانَ ٱلۡفَجۡرِۖ إِنَّ قُرۡءَانَ ٱلۡفَجۡرِ كَانَ مَشۡهُودٗا ٧٨
«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).
Затем Пророк ﷺ в своих хадисах учит нас, что предписанных намазов в течение суток — пять, разъясняет количество ракяатов и земных поклонов в том или ином намазе, когда необходимо читать в слух, а когда — про себя. Обо всём этом он ﷺ сказал так:
صَلُّوا كَمَا رَأَيْتُمُونِي أُصَلِّي
«Совершайте намаз так, как вы видите совершаю его я!» (Бухари).
Что же касается закята, то сказал Всевышний:
وَرَحۡمَتِي وَسِعَتۡ كُلَّ شَيۡءٖۚ فَسَأَكۡتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ
«Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу её для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят» (7:156),
فَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَ وَٱعۡتَصِمُواْ بِٱللَّهِ
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха» (22:78),
ٱلَّذِينَ يُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَمِمَّا رَزَقۡنَٰهُمۡ يُنفِقُونَ ٣
«которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (8:3).
А Пророк ﷺ уже разъяснил, с чего именно взимается закят, в каком количестве, в какое время и т.д.
Относительно хаджа:
وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗا
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97),
وَأَذِّن فِي ٱلنَّاسِ بِٱلۡحَجِّ
«Возвести людям о хадже» (22:27).
Пророк ﷺ совершил хадж, а с ним — тысячи мусульман, и они делали всё то, что он ﷺ делал во время хаджа; он ﷺ обучал их. Приводится от Джабира: «Когда Пророк ﷺ, сидя на своём верблюде, кидал камешки в каменные столбы (джамарат), он говорил следующее:
لِتَأْخُذُوا مَنَاسِكَكُمْ فَإِنِّي لَا أَدْرِي لَعَلِّي لَا أَحُجُّ بَعْدَ حَجَّتِي هَذِهِ
«Берите от меня ваши обряды (хаджа), ибо я не знаю — быть может, я больше не совершу хадж после этого» (Муслим).
Вот так Пророк ﷺ разъяснял кратко изложенные аяты, поэтому ни один истинный мусульманин не согласится изменить даже малую часть религии; мусульмане принимают порядок совершения того или иного хукма лишь от Пророка ﷺ.
Однако парадокс заключается в том, что мусульмане согласились, а кто-то промолчал, когда на протяжении десятилетий были изменены законы правления в Исламе, как и законы, связанные с политикой, экономикой и т.п., несмотря на то, что это пришло в аятах в открытой форме, а Пророк ﷺ разъяснил их, показав на практике их применение. Затем данную практику продолжили проводить его сподвижники и табиины, и так продолжалось на протяжении столетий. Причина этого заключается в том, что сам Аллах приказал нам править тем, что Он ниспослал:
فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُۖ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ عَمَّا جَآءَكَ مِنَ ٱلۡحَقِّۚ
«Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5:48),
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).
Да, здесь имеется обращение к Пророку ﷺ, но когда обращаются к нему — обращаются и к его Умме, т.е. Умма должна править только законами Всевышнего. Пророк ﷺ также разъяснил, кто будет судит по законам Всевышнего после его ﷺ смерти:
كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمْ الأَنْبِيَاءُ كُلَّمَا هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبِيٌّ وَإِنَّهُ لا نَبِيَّ بَعْدِي وَسَتَكُونُ خُلَفَاءُ تَكْثُرُ قَالُوا: فَمَا تَأْمُرُنَا؟ قَالَ: فُوا بِبَيْعَةِ الأَوَّلِ فَالأَوَّلِ وَأَعْطُوهُمْ حَقَّهُمْ فَإِنَّ اللَّهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ
«Сынами Израиля управляли пророки. Если умирал один пророк, ему на смену приходил другой. После меня же пророков не будет. В будущем появятся халифы, и их будет много». Сподвижники спросили: «Что же ты нам прикажешь?». Пророк ﷺ сказал: «Соблюдайте присягу, данную первому, и первому из них, и отдавайте им их права. Воистину, Аллах спросит о том, что Он дал им под ответственность» (Муслим).
Сподвижники знали, что система Халифата является системой, в основе которой лежат законы Шариата, связанные с политикой, правлением, экономикой, социальной системой и т.д., и они должны быть претворены в жизнь. Именно через Халифат они претворяли законы Всевышнего в прошлом, вследствие чего на протяжении столетий Умму опекали Халифат и халиф. Однако, начиная с падения Халифата в 1342 г.х. (1924 г.) и до наших дней, Ислам отсутствует в сфере правления; теперь вместо него над нами главенствуют законы Запада. И, по-видимому, люди уже свыклись с этими режимами, раз замалчивают отсутствие в жизни общества законов Ислама.
Почему люди молчат об этом? Почему они довольствуются претворяемыми системами неверия? Почему, когда ведётся призыв к установлению государства Халифат, люди медлят? Разве нет необходимости быстро ответить и объединить свои усилия с теми, кто уже ведёт деятельность по его установлению?
Вероятно, причиной такой медлительности являются следующие факторы:
1. Отсутствие Халифата. Такое положение способствовало разделению мусульманских земель между европейскими колонизаторами. Именно они отдалили Ислам от власти и политики, водрузив на его место свои законы и системы. Были учреждены учебные заведения, где программа образования базировалась на ценностях Запада. После окончания подобных учебных заведений большое количество мусульман стало идейными и политическими агентами Запада. Именно им были переданы бразды правления в странах мусульман после того, как Запад убедился, что они будут претворять его законы и конституции.
Колонизатор проявил осторожность, чтобы не затронуть вопросы поклонения в лице намаза, поста, хаджа и т.п., ведь иначе чувства мусульман будут затронуты, из-за чего они могут восстать от гнева. Более того, он даже побуждал акцентировать всё внимание на вопросах поклонения, не затрагивая вопросы правления и политики. В результате выросло целое поколение мусульман, не знающее ничего из Ислама, кроме вопросов поклонения, пищи и нравственности. И когда рассказывают о правлении в Исламе, о Халифате, то они воспринимают это как историческое наследие, время которого уже завершилось.
2. Учёные, продавшие свою религию за блага этого мира. Эти учёные согласились с тем, что правители использовали их на своё усмотрение. Они своими проправительственными решениями сеют смуту среди людей, укрепляя власть тиранов. В обмен на это СМИ рекламируют таких учёных, чтобы простые люди брали вопросы религии только от них. Эти учёные сдерживают пыл сынов Уммы, говоря, что сегодняшние правители — это обладатели власти в Исламе, что им необходимо подчиняться, что запрещено выходить против них, говорить о них плохое. Некоторые из них докатились до того, что стали искажать законы Ислама, применять его тексты не к месту, с целью навязать людям свою искажённую религию. Эти учёные плохо повлияли на Умму, а ведь Умма нуждается в учёных, чтобы брать от них свою религию!
3. Наличие движений, групп и партий, которые претендуют на право говорить от имени Ислама, но таковыми не являются. Некоторые из их числа сотрудничают с правителями в совершении несправедливости, объясняя это гибкостью Ислама и тем, что он идёт в ногу со временем. На самом деле, они являются теми, кто за основу берёт не законы Ислама, а сложившиеся обстоятельства. Поэтому свои решения они выносят, исходя из того, что подходит на данный момент. Вторые говорят, что необходимо уделить внимание вопросам вероубеждения, их тонкостям, не ограничиваясь лишь общим пониманием.
Как будто вероубеждение Ислама является теоретическим, не имеющим никакой связи с системами для жизни! Таким образом они отдалили многих мусульман от политической деятельности. Третьи заявили, что здесь имеется вопрос предопределения и что власть — от Аллаха, поэтому кому Он пожелает, тому и даёт власть. По их мнению, мы должны лишь делать дуа и проявлять терпение до тех пор, пока Всевышний не даст нам праведного правителя. Подобные люди, к сожалению, внесли довольно-таки большой вклад в заблуждение Уммы, лишив её возможности заняться деятельностью, ведущей к возрождению на основе Ислама.
Однако, несмотря на эти и другие факторы, в Умме по-прежнему есть благо, ведь среди её сынов есть те, кто днём и ночью ведёт деятельность по возобновлению исламского образа жизни под сенью Второго Праведного Халифата, перенося на своих плечах последствия и трудности на пути осуществления этой великой цели. Эта деятельность уже начала давать свои плоды, ведь теперь Умма стала тосковать по Халифату, и это произошло после того, как она отвергла другие системы, как потерпели неудачу движения и партии, заявляющие о демократии и соучастии в правлении с целью претворить законы Шариата, после того, как стали известны агенты Запада из числа политиков и мыслителей, после того, как показали своё лицо придворные учёные. Сегодня люди стали больше доверять носителям призыва.
Теперь на плечи носителей призыва ложится ещё больший груз, ведь нужно приложить ещё больше усилий, чтобы убедить Умму в том, что она нуждается в их идее, ведь только в этой идее есть спасение для Уммы, а точнее — спасение для всего человечества. В то же время, Запад ощущает для себя опасность призыва к возобновлению исламского образа жизни, из-за чего его охватила паника и страх, и он начал стравливать сынов Уммы между собой, мобилизовать свои войска, создавать союзы для нанесения удара по Исламу под предлогом борьбы с терроризмом.
Несмотря на эти козни, в Умме по-прежнему есть благо, а призыв к Халифату продолжает возвышаться. От носителей призыва требуется искренность перед Аллахом, требуется ускорить свой шаг, сосредоточиться на идейных обсуждениях с людьми, разъясняя им, что дело Халифата является таким же фардом, как намаз, где неприемлемо оставление той или иной его составляющей. Да, установление Халифата в отличие от намаза является фардом-кифая (коллективной обязанностью), однако выполнение фарда-кифая не означает, что те, кто в этом не участвует, избегают греха. Единственный способ избежать греха — это заняться выполнением обязательного. Любой мусульманин, оставивший деятельность по установлению государства Халифат, продолжает находиться в грехе, а если он умрёт в таком положении, то его смерть по греховности сопоставима со смертью времён джахилии (невежества).
О шабабы Хизб ут-Тахрир, Умма готова двигаться вместе с нами ради возвращения Праведного Халифата времён Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Так будьте же её предводителями, будьте для неё лидерами в призыве и деятельности по установлению государственности, пока Аллах не одарит нас Своей победой в лице установления Его власти на земле после эпохи тиранов и несправедливости. Воистину, лишь Он Один — наш Покровитель, и Он способен на всякую вещь.
إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا وَيَوۡمَ يَقُومُ ٱلۡأَشۡهَٰدُ ٥١
«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (40:51).