بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
С помощью Аллаха мы поговорим о понятии «победа», т.к. сегодня под воздействием разных просвещений умы мусульман отдалились от руководства законами Ислама.
В результате для многих стало неясно значение «победы», поэтому последовали разногласия о её осуществлении. Помимо этого, мусульмане заняли разные позиции относительно происходящего в наши дни в мусульманском мире. Сказал Аллах:
وَلَوۡ يَشَآءُ ٱللَّهُ لَٱنتَصَرَ مِنۡهُمۡ وَلَٰكِن لِّيَبۡلُوَاْ بَعۡضَكُم بِبَعۡضٖۗ وَٱلَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَلَن يُضِلَّ أَعۡمَٰلَهُمۡ ٤ سَيَهۡدِيهِمۡ وَيُصۡلِحُ بَالَهُمۡ ٥ وَيُدۡخِلُهُمُ ٱلۡجَنَّةَ عَرَّفَهَا لَهُمۡ ٦ يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِن تَنصُرُواْ ٱللَّهَ يَنصُرۡكُمۡ وَيُثَبِّتۡ أَقۡدَامَكُمۡ ٧
«Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха. Он поведёт их прямым путём, исправит их положение и введёт их в Рай, с которым Он их ознакомил. О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:4–7).
Нужно понимать, что победа исходит только от Аллаха, поэтому она имеет свои шариатские требования, и она не имеет ничего общего с мечтами ахлю ль-китаб:
لَيۡسَ بِأَمَانِيِّكُمۡ وَلَآ أَمَانِيِّ أَهۡلِ ٱلۡكِتَٰبِۗ مَن يَعۡمَلۡ سُوٓءٗا يُجۡزَ بِهِۦ وَلَا يَجِدۡ لَهُۥ مِن دُونِ ٱللَّهِ وَلِيّٗا وَلَا نَصِيرٗا ١٢٣
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдёт для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (4:123).
Некоторые мусульмане думают, что сложившиеся обстоятельства не позволяют одержать победу сейчас, что победа далека от нас, поэтому они решили, что необходимо подстроиться под такую реальность. Другие стали ограничивать приход победы приходом Махди, хадисами про время перед Судным Днём и другим множеством высказываний в этой области.
Если мы отследим историю человечества и борьбу культур, то увидим, что люди и государства сменяют друг друга, и это закономерность нашего мира. Нет такого государства, которое бы существовало на протяжении всей истории человечества. Смена счастья на несчастье — это так же закономерность от Аллаха в нашем мире. Так, иногда приверженцы лжи одерживают верх, а иногда приверженцы истины одерживают верх. Смысл в том, что приверженцы истины будут иметь конечный успех, если только будут продолжать придерживаться истины несмотря ни на что. Божественная закономерность — это незыблемый закон, он ни к кому не относится с пристрастием. Если кто-то находится в его сфере влияния, то относительно него применяется то же, что и в отношении другого, находящегося в этой же сфере. Это понимается из слов Всевышнего:
إِن يَمۡسَسۡكُمۡ قَرۡحٞ فَقَدۡ مَسَّ ٱلۡقَوۡمَ قَرۡحٞ مِّثۡلُهُۥۚ وَتِلۡكَ ٱلۡأَيَّامُ نُدَاوِلُهَا بَيۡنَ ٱلنَّاسِ وَلِيَعۡلَمَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَيَتَّخِذَ مِنكُمۡ شُهَدَآءَۗ وَٱللَّهُ لَا يُحِبُّ ٱلظَّٰلِمِينَ ١٤٠
«Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастья и несчастья) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников» (3:140).
Поэтому мы решили пролить свет на понятие «победа» в целом.
Слово «победа» (ан-наср) в арабском языке имеет несколько значений — помощь, поддержка и т.д. В терминологии оно означает «поддержка, при которой происходит превосходство над врагом с дальнейшим его разгромом».
Слово «победа» во многих местах Корана также включает в себя производные и формулы.
Что касается его значения в Шариате, то в одиннадцати местах оно используется в различных значениях. Всё зависит от контекста аята. Вот самые важные из них:
1) Защита и отпор. Большинство значений слова «победа» приходит в контексте угрозы неверным и непокорным. Для этого используется несколько формулировок:
а) В форме отрицания способности защититься от наказания в Последующей жизни. Сказал Всевышний:
يَوۡمَ لَا يُغۡنِي عَنۡهُمۡ كَيۡدُهُمۡ شَيۡٔٗا وَلَا هُمۡ يُنصَرُونَ ٤٦
«В тот день их козни не принесут им никакой пользы, и никто не поможет им» (52:46).
б) В форме отрицания самостоятельной способности защититься от наказания в Последующей жизни. Всевышний сказал:
وَيَٰقَوۡمِ مَن يَنصُرُنِي مِنَ ٱللَّهِ إِن طَرَدتُّهُمۡۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ ٣٠
«О мой народ! Кто защитит меня от Аллаха, если я прогоню их? Неужели вы не помяните назидание?» (11:30).
в) В форме мести как ответ за причинённую несправедливость. Сказал Аллах:
وَلَمَنِ ٱنتَصَرَ بَعۡدَ ظُلۡمِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ مَا عَلَيۡهِم مِّن سَبِيلٍ ٤١
«Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо» (42:41).
г) В форме помощи и поддержки. Сказал Аллах:
مَن كَانَ يَظُنُّ أَن لَّن يَنصُرَهُ ٱللَّهُ فِي ٱلدُّنۡيَا وَٱلۡأٓخِرَةِ فَلۡيَمۡدُدۡ بِسَبَبٍ إِلَى ٱلسَّمَآءِ ثُمَّ لۡيَقۡطَعۡ فَلۡيَنظُرۡ هَلۡ يُذۡهِبَنَّ كَيۡدُهُۥ مَا يَغِيظُ ١٥
«Кто полагает, что Аллах не окажет ему (Мухаммаду) помощи в этом мире и в Последней жизни, пусть подвяжет верёвку к небу, а затем перережет её и посмотрит, устранит ли его хитрость то, что вызывает его ярость» (22:15).
Также учёные упомянули разницу между победой (наср) и помощью (ина) в том плане, что победа происходит лишь над врагом, а помощь — во всех случаях. Другими словами, помощь более широка по значению, нежели победа.
2) Одержать верх и триумф. Когда слышишь слово «победа», на ум приходят именно эти значения. Сказал Аллах:
وَمَا جَعَلَهُ ٱللَّهُ إِلَّا بُشۡرَىٰ وَلِتَطۡمَئِنَّ بِهِۦ قُلُوبُكُمۡۚ وَمَا ٱلنَّصۡرُ إِلَّا مِنۡ عِندِ ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ ١٠
«Аллах сделал это доброй вестью, дабы ваши сердца обрели покой. Победа может быть только от Аллаха. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (8:10).
Это подтверждает, что победа напрямую зависит только от Аллаха.
3) Производные от слова «победа». Их довольно много имеется в Коране. Упомянем некоторые из них: фатх (завоевание), тамкин (получение власти), зухур (появление), фауз (успех), фуркан (различение), наджа (избавление), галяба (одержать верх).
Из всего вышесказанного и из определения первопричины (т.е. сабаб, а это то, при наличии чего приходит победа, а с его отсутствием она не наступает) мы находим, что истинная причина победы только в руках Аллаха, а ценой этой победы будет оказание помощи Его религии. Имеется два фундаментальных условия (шарта) для победы. Учитывая определение слова «условие» (шарт) в усуле, понимается, что с отсутствием такого условия не будет победы, но и его наличие ещё не значит приход победы. Всё это является даром от Аллаха. Двумя условиями победы являются:
1. Вера, которая толкает нас к подчинению, просьбе о помощи, полной отдаче самого себя только Всевышнему Аллаху:
وَلَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا مِن قَبۡلِكَ رُسُلًا إِلَىٰ قَوۡمِهِمۡ فَجَآءُوهُم بِٱلۡبَيِّنَٰتِ فَٱنتَقَمۡنَا مِنَ ٱلَّذِينَ أَجۡرَمُواْۖ وَكَانَ حَقًّا عَلَيۡنَا نَصۡرُ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ ٤٧
«Мы уже отправляли до тебя посланников к их народам, и они приносили им ясные знамения. Мы отомстили грешникам, и Нашим долгом было помогать верующим» (30:47).
2. Подготовка сил. Здесь это приходит в общем значении. Имеется в виду подготовка тех сил, которые доступны:
وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا ٱسۡتَطَعۡتُم مِّن قُوَّةٖ وَمِن رِّبَاطِ ٱلۡخَيۡلِ تُرۡهِبُونَ بِهِۦ عَدُوَّ ٱللَّهِ وَعَدُوَّكُمۡ وَءَاخَرِينَ مِن دُونِهِمۡ لَا تَعۡلَمُونَهُمُ ٱللَّهُ يَعۡلَمُهُمۡۚ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيۡءٖ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ يُوَفَّ إِلَيۡكُمۡ وَأَنتُمۡ لَا تُظۡلَمُونَ ٦٠
«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (8:60).
Виды побед:
1) Победа, которую обещал Аллах, если мы выполним упомянутые выше два условия: вера и подготовка доступных военных сил. При этом любые недочёты или ослушания не принесут победы. Например, в битве при Ухуде некоторые лучники из числа сподвижников ослушались приказа Посланника ﷺ. Так же и в битве при Хунейне, когда мусульмане (а среди них — и сподвижники) впали в западню шайтана, восхитившись своей мощью.
2) Победа посторонней силы, что так же может идти нам на пользу. В данном случае по мудрости Аллаха одна посторонняя сила одерживает победу над другой посторонней силой:
غُلِبَتِ ٱلرُّومُ ٢ فِيٓ أَدۡنَى ٱلۡأَرۡضِ وَهُم مِّنۢ بَعۡدِ غَلَبِهِمۡ سَيَغۡلِبُونَ ٣ فِي بِضۡعِ سِنِينَۗ لِلَّهِ ٱلۡأَمۡرُ مِن قَبۡلُ وَمِنۢ بَعۡدُۚ وَيَوۡمَئِذٖ يَفۡرَحُ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٤
«Повержены римляне, в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до десяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются» (30:2–4).
3) Победа идеологии. Это когда человек умирает, оставаясь верным своей идеологии (т.е. будучи мусульманином); и в результате он выходит победителем перед Аллахом подобно верующим «асхаб аль-Ухдуд», которые были убиты, однако остались стойкими в вере в Аллаха, одержав идейный верх над своими противниками.
Вот таковы виды побед.
Что касается победы, обещанной нам Аллахом, то и Посланник Аллаха ﷺ обрадовал нас ею. Она будет первой победой, которую мы осуществим, и мы просим Аллаха об её скорейшем осуществлении.
Мы хотели бы затронуть ещё один аспект, а именно — связь победы с испытанием, борьбой и человеческими усилиями. Исходя из явных примеров в Коране, можно абсолютно точно утверждать о том, что победа не наступает без испытаний. Однако есть такие, кто говорит: «Разве есть необходимость в испытаниях, чтобы одержать победу?». Ответ очевиден: «Да!», — ведь закономерность Аллаха на земле заключается в том, чтобы невзгоды и скорбь были, пока со стороны людей не будут приложены все усилия и затрачена вся энергия. Таким образом, только после полного использования всех видимых причин придёт победа. Сказал Всевышний:
أَمۡ حَسِبۡتُمۡ أَن تَدۡخُلُواْ ٱلۡجَنَّةَ وَلَمَّا يَأۡتِكُم مَّثَلُ ٱلَّذِينَ خَلَوۡاْ مِن قَبۡلِكُمۖ مَّسَّتۡهُمُ ٱلۡبَأۡسَآءُ وَٱلضَّرَّآءُ وَزُلۡزِلُواْ حَتَّىٰ يَقُولَ ٱلرَّسُولُ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَعَهُۥ مَتَىٰ نَصۡرُ ٱللَّهِۗ أَلَآ إِنَّ نَصۡرَ ٱللَّهِ قَرِيبٞ ٢١٤
«Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придёт помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).
Если бы Аллах не позволил приверженцам истины защищаться от приверженцев лжи, то они бы притесняли праведных и распространяли бы нечестие по земле. Поэтому мы находим, что перед победой сначала происходит борьба между истиной и ложью, и это длится, пока эта борьба не достигает своего предела, а затем Аллах оказывает Свою помощь истине: словом, делом и результатом. Таким образом, истина одерживает победу. Сказал Аллах:
ٱلَّذِينَ أُخۡرِجُواْ مِن دِيَٰرِهِم بِغَيۡرِ حَقٍّ إِلَّآ أَن يَقُولُواْ رَبُّنَا ٱللَّهُۗ وَلَوۡلَا دَفۡعُ ٱللَّهِ ٱلنَّاسَ بَعۡضَهُم بِبَعۡضٖ لَّهُدِّمَتۡ صَوَٰمِعُ وَبِيَعٞ وَصَلَوَٰتٞ وَمَسَٰجِدُ يُذۡكَرُ فِيهَا ٱسۡمُ ٱللَّهِ كَثِيرٗاۗ وَلَيَنصُرَنَّ ٱللَّهُ مَن يَنصُرُهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ ٤٠
«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40).
Некоторые ошибочные понятия среди мусульман привнесли за собой понятие «пассивность». Причиной этому стало их невежество в своей религии, которая, в свою очередь, является божественным методом для жизни всех людей. Именно поэтому было вменено в обязанность человеку прилагать усердие в рамках сложившихся вокруг обстоятельств. В результате, для воплощения победы необходимо, чтобы группа людей:
понесла эту религию;
верила в неё полной верой, при этом сталкиваясь с испытаниями, пока это не закалит и не укрепит их;
усердствовала для того, чтобы эта религия вошла в сердца других и чтобы осуществилась победа. Сказал Аллах:
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11).
Также существуют факторы, которые препятствуют победе. Основными являются те, при наличии которых невозможна победа, но и при их отсутствии не гарантируется достижение победы, а также нет гарантий в исчезновении самих этих факторов вовсе. К ним относятся:
— Препирательство и разделение. Сказал Всевышний:
وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَا تَنَٰزَعُواْ فَتَفۡشَلُواْ وَتَذۡهَبَ رِيحُكُمۡۖ وَٱصۡبِرُوٓاْۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ ٤٦
«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (8:46).
Препирание — это разногласие, которое проникает в ряды муджахидов после того, как они достигают мощи.
— Ослушание и невыполнение приказов. Под «ослушанием» имеется в виду невыполнение приказов Аллаха. Под «невыполнением приказов» подразумевается неисполнение приказов руководителей боевых отрядов в том, что не гневит Аллаха, при этом руководители отрядов и их солдаты не должны следовать за финансовой выгодой, властными креслами и т.п.
— Брать в помощники других, но не Аллаха, и следовать не Его пути. Если мы желаем, чтобы Аллах оказал нам помощь, то мы должны выбирать в друзья только Его, следовать только Его пути:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَتَّخِذُواْ بِطَانَةٗ مِّن دُونِكُمۡ لَا يَأۡلُونَكُمۡ خَبَالٗا وَدُّواْ مَا عَنِتُّمۡ قَدۡ بَدَتِ ٱلۡبَغۡضَآءُ مِنۡ أَفۡوَٰهِهِمۡ وَمَا تُخۡفِي صُدُورُهُمۡ أَكۡبَرُۚ قَدۡ بَيَّنَّا لَكُمُ ٱلۡأٓيَٰتِۖ إِن كُنتُمۡ تَعۡقِلُونَ ١١٨
«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (3:118).
И другие препятствующие факторы.
И после всей этой отстранённости от религии Аллаха мы умудряемся возмущаться вопросом: «Где помощь Аллаха, которую Он обещал?».
Победа может задержаться и для тех, кто идёт по пути истины, пытаясь вернуть исламский образ жизни. Причина этого заключается в том, что победа не приходит случайно, она подчинена закономерностям и законам Всевышнего. А если Аллах и отстрачивает её, значит, в этом есть Его решение. Причины этого могут быть следующими:
1. Умма должна созреть для получения победы, ведь если она её получит сейчас, то, скорее всего, не сможет сохранить.
2. В убеждениях Уммы должна произойти кристаллизация того, что все силы этого мира не дадут ей победы, что её может дать только Аллах.
3. Умма должна быть категорично убеждена, что её связь с Аллахом является единственной гарантией для её правильности после осуществления победы.
4. Мы должны увидеть всю фальшь и обман, увидеть приверженцев лжи во всех их проявлениях.
Что касается торопливости человека в отношении победы, то это не проблема и не харам, ведь человек по своей натуре тороплив:
وَيَدۡعُ ٱلۡإِنسَٰنُ بِٱلشَّرِّ دُعَآءَهُۥ بِٱلۡخَيۡرِۖ وَكَانَ ٱلۡإِنسَٰنُ عَجُولٗا ١١
«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (17:11).
Даже сподвижника просили Посланника ﷺ, чтобы он попросил о помощи для них, и он ﷺ молился за них и требовал от них терпения. Один сподвижник Посланника Аллаха ﷺ — Хаббаб ибн аль-Аррат — рассказывал: «В один из дней мы пожаловались Посланнику Аллаха на притеснения, чтобы Посланник попросил нам помощь Аллаха, на что он ﷺ ответил:
كَانَ الرَّجُلُ فِيمَنْ قَبْلَكُمْ يُحْفَرُ لَهُ فِي الأَرْضِ فَيُجْعَلُ فِيهِ فَيُجَاءُ بِالمِنْشَارِ فَيُوضَعُ عَلَى رَأْسِهِ فَيُشَقُّ بِاثْنَتَيْنِ وَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ وَيُمْشَطُ بِأَمْشَاطِ الحَدِيدِ مَا دُونَ لَحْمِهِ مِنْ عَظْمٍ أَوْ عَصَبٍ وَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ وَاللَّهِ لَيَتِمَّنَّ هَذَا الْأَمْرَ حَتَّى يَسِيرَ الرَّاكِبُ مِنْ صَنْعَاءَ إِلَى حَضْرَمَوْتَ لَا يَخَافُ إِلَّا اللَّهَ أَوِ الذِّئْبَ عَلَى غَنَمِهِ وَلَكِنَّكُمْ تَسْتَعْجِلُونَ
«Тех, кто был до вас, закапывали живьём в землю, а их головы отрезали пилой, и железом отделяли их мясо от их костей, а вы торопите. Придут такие дни, когда верующие будут ходить от одной части Аравии (от Саны) до другой её части (до Хадрамаута), не боясь за свою жизнь и имущество. Поистине, вы слишком торопитесь!» (Бухари).
После этого небольшого разъяснения мы хотим сказать, что помощь Аллаха неизбежна, когда мы выполняем Его условия. Ведь изменения начинаются с самих людей, чтобы каждый взял на свои плечи ответственность за то, чтобы быть из числа той группы, которая несёт призыв к религии Аллаха со всей искренностью. На плечи тех, кто не участвует в установлении Халифата, ложится грех, поэтому они должны присоединиться к тем, кто ведёт деятельность по его установлению. Когда человек станет частью этой группы, он должен приложить все усилия на этом пути. В эти дни перед нами спало много лживых масок и раскрылись пустые лозунги.
О дорогой брат, приложив лишь малые усилия, ты без труда сможешь найти эту праведную группу, в руках которой имеется ясный проект и идеологическая цель. Эта группа не отступает от Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ. И тогда, возможно, Аллах запишет тебе благо и озарит твой ум. От тебя требуется устремиться к тому, чтобы вести общественную деятельность по изменению общества. И, с дозволения Аллаха, твои действия станут оправданием за твой долг. И нужно помнить, что Аллах осведомлён о намерениях каждого!
Абдуль-Карим Абу Мусъаб