Рыцарь Ислама и покорный слуга Всевышнего Аллаха — имам ас-Сармари

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

В этой статье мы постараемся пролить свет на выдающуюся исламскую личность и учёного, который был покорным рабом и бесстрашным воином на пути Аллаха.

Возможно, эту статью прочтёт один из современных учёных и последует примеру этого выдающегося учёного, став в первые ряды деятелей, трудящихся над изменением сегодняшней порочной ситуации. Видящий сегодняшнее положение Уммы человек понимает, что больше всего Умма нуждается в преданных Исламу учёных, которые направляли бы её на путь истины и спасения в этом мире. И как может быть иначе, ведь учёные — это наследники пророков и маяки верного пути, освещающие людям прямой путь к довольству Всевышнего Аллаха и его помощи. От Абу ад-Дарды (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:

وإنَّ العُلَماءَ ورَثةُ الأنبياءِ، وإنَّ الأنبياءَ لم يُورِّثوا دينارًا ولا درهمًا، ورَّثوا العِلْمَ

«Поистине, учёные являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрёл его, достался великий удел». Сегодня мы расскажем об учёном, покорном рабе и воине, который участвовал в священных сражениях своим имуществом и телом — Ахмаде ибн Исхаке ас-Сармари — очевидце исторических свершений и человеке возвышенных позиций в набожности и священной борьбе.

Его имя и родословие

Ахмад ибн Исхак ибн аль-Хосейн ибн Джабир ибн Джандал Абу Исхак ас-Сальми аль-Бухари, известный как ас-Сармари. Сармари — один из населённых пунктов в провинции Бухара. Он — отец Абу Суфвана Исхака ибн Ахмада. Составитель сборников достоверных хадисов Имам Бухари упоминает его имя в цепочке передачи хадисов об описании намаза Пророка Мухаммада ﷺ, Худайбийских событий, а также в энциклопедии «Аль-Фатх» и других книгах со слов Убайдуллаха ибн Мусы ибн Усмана ибн Умара ибн Фариса и Йялы ибн Убайда и Амра ибн Асима.

Его рождение и воспитание

Этот великий имам родился в деревне Сармари, примерно в двадцати километрах от Бухары, в этом прекрасном населённом пункте, лежащем в объятиях зелёного участка долины реки Заравшан, который сейчас находится в Узбекистане. Подробная биография этого набожного имама-муджахида Ахмада ибн Исхака ас-Сармари не сохранилась до нашего времени, за исключением нескольких строк, несмотря на значимость его как учёного и воина. Достаточно ему того, что он был одним из учителей Аль Бухари. О его заслугах говорили такие учёные, как Сам'ани, Захаби и ибн Хаджар Аль Аскаляни.

Его биография и характеристика

Шейх ас-Сармари был предводителем в знаниях и набожности, как и был бесстрашным рыцарем. Он не только предавался кружкам знаний в качестве ученика или преподавателя, но также и практиковал эти знания вместе со священной войной. Поэтому его часто встречали добровольцем в военных похода джихада и в отражении вражеских нападок. Это и стало причиной того, что ас-Сармари получил прозвище «доброволец», участвующий вместе с регулярными войсками в защите рубежей и границ военных лагерей муджахидов.

Имам аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал о нём: «Абу Исхак был истинным имамом, аскетом, покорным слугой Аллаха, муджахидом и рыцарем Ислама. Все его пересказы и придания заслуживают доверия. О его отважности ходят легенды. Рассказы об этом воине радуют сердца верующих».

Ибрахим ибн Аффан аль-Баззаз сказал: «Я был вместе с Абу Абдуллахом аль-Бухари, и речь зашла о Абу Исхаке ас-Сармари. Он сказал: «Мы не встречали подобного ему среди мусульман». Затем я вышел и встретил командующего добровольческим отрядом и рассказал ему об этом. Он разозлился, пошёл к аль-Бухари и спросил его об этом, на что последний сказал: «Скорее, мы не знали подобного ему человека ни во времена Ислама, ни в доисламские времена».

Ибрахим ибн Шимас сказал: «Я переписывался с Ахмадом ибн Исхаком ас-Сармари. В одном письме он написал мне: «Когда захочешь выйти на вражеские земли для выкупа военнопленных, напиши мне письмо». И я написал ему, а он приехал ко мне в Самарканд. Мы вышли в путь вместе.

Командующий вражеским войском Джабавейх встретил нас со своей армией. Эту ночь мы остались у него. Наутро Джабавейх решил нам продемонстрировать свою армию. Среди вражеских воинов выделился один воин, который поприветствовал и уступил путь Джабавейху. Шейх ас-Сармари спросил меня об этом воине, и я сказал: «Этот человек — боец, который по своей силе равен тысячам рыцарей». В ответ ас-Сармари сказал: «Я бросаю ему вызов», — и замолчал. Увидев наше общение, Джабавейх спросил меня: «Что говорит твой знакомый?», — и я рассказал ему о нашем разговоре. Джабавейх сказал: «Наверное, он пьян и неадекватно воспринимает ситуацию. Завтра посмотрим на него в деле». Когда наступил завтрашний день, воины оседлали коней. Шейх ас-Сармари так же сел на коня и взял с собой шест в рукаве. Затем он встал напротив дуэлянта и бросил ему вызов. Сделав вид, что проигрывает, шейх ас-Сармари увёл противника далеко от войска, затем развернулся и принялся атаковать его. Шейх ас-Сармари ударил противника шестом и убил его.

Ибрахим ибн Шимас поскакал за ним, поскольку ас-Сармари далеко ушёл от него. Джабавейх узнал о случившееся и подготовил отряд из пятидесяти отборных всадников, чтобы найти ас-Сармари и привести того к нему. Они догнали его, но шейх спрятался под большим деревом. Дождавшись того, когда они все пройдут вперёд, ас-Сармари принялся сзади наносить удары своим шестом, пока не убил сорок девять всадников, а пятидесятого захватил, отрезал ему нос и уши и отпустил, чтобы тот рассказал своему командующему о произошедшем. Спустя два года шейх ас-Сармари покинул этот мир. Но когда Ибн Шимас вновь отправился за военнопленными к Джабавейху, последний спросил его: «Кем был тот человек, который убил моих всадников?». Я ответил: «Это был Ахмад ас-Сармари», — на что он сказал: «А почему ты не взял его с собой?». Я ответил: «Он умер». Услышав это, Джабавейх ударил меня в лицо и сказал: «Если бы ты сказал мне, что это был он, я дал бы ему пятьсот аргамаков — дорогих породистых азиатских (восточных) лошадей — и десять тысяч овец».

Историк Ганджар в своих летописях писал: «Мне рассказали Мухаммад ибн Халид и Ахмад ибн Мухаммад, как Абдуллах ибн Василь говорил: «Однажды Ахмад ас-Сармари, вынув свою саблю, сказав: «Я убил тысячи врагов (из числа неверующих тюрок). И если бы я дальше жил, то убил бы ещё тысячу других. Не будь у меня опасения за нововведение, я бы приказал похоронить эту саблю со мной вместе».

От Имрана ибн Мухаммада аль-Мутаввый сообщается о том, что его отец говорил: «Шест ас-Сармари весил 18 манн (манн — это мера веса, равная двум иракским ратлям, а 1 ратль = 449,28 г.). Когда он постарел, то уменьшил вес на 12 манн. Большую часть своих сражений он вёл с применением этого шеста».

Махмуд ибн Сахль аль-Кятиб в своих воспоминаниях пишет: «В одной из битв мусульмане окружили место дислокации врагов. Командующий вражеским войском сидел в своём укрытии. Шейх ас-Сармари выпустил стрелу и попал в него. Раненый командир дал знак, чтобы вынули стрелу, но ас-Сармари выпустил в него другую стрелу и вонзил её прямо в его руку. Враг захотел вынуть стрелу из этой руки другой рукой, но ас-Сармари впустил третью стрелу и попал прямо ему в шею, насмерть поразив противника. Так мусульмане одержали победу».

Его воздержанность

Абу Суфван — сын шейха ас-Сармари — упоминает в своих мемуарах: «Султан Мамун даровал моему отцу 30 тысяч дирхамов, 10 коней и невольницу, но отец отказался принять такое жалование».

Его афоризмы

От Ахмада ибн Исхака сообщается следующее:

«Командующий наступательным отрядом должен иметь десять качеств:

1. Быть бесстрашным в своём сердце как лев

2. Быть сердитым и не терпящим унижение как тигр

3. Быть хищным и борющимся всем телом как медведь

4. Быть устремлённым вперёд и не поворачивающимся назад как кабан

5. Быть неотступным как волк, и если не получается достичь цели с одной стороны, необходимо действовать с другой

6. Быть выносливым как муравей, способным нести на себе оружие больше своего веса

7. Быть неодолимым и стойким как скала

8. Быть выдержанным как осёл, готовым сносить все тяготы и огорчения

9. Быть наглым как собака, готовым войти в огонь за своей добычей

10. Быть шустрым как петух, использующим любой удобный случай».

Его кончина

От Бакра ибн Мунира сообщается, что он видел шейха ас-Сармари незадолго до смерти. Согласно его рассказам, это был седой широкоплечий и высокий человек. Он умер в своей деревне. Он задолжал десять дирхамов за аренду верхового животного — коня. За ним оставались большие долги. Его заимодавцы скупали оставшиеся от него связки тростника за пятьдесят дирхамов, а некоторые — за сто от большой любви к нему. Таким образом, его долг был полностью погашен.

Выдающийся учёный аль-Хафиз Абу аль-Къасым ад-Димашкъый упоминает, что шейх ас-Сармари, да смилуется над ним Аллах, умер в месяц Джумада аль-ахира в 242 году по хиджре. Он был одним из великих усердствующих на пути Аллаха учёных и искренним набожным слугой Всевышнего Аллаха.

Заключение

Биография имама ас-Сармари — одна из страниц жизни настоящих учёных, которые открыто заявляли истину перед власть имущими, эмирами и султанами, и безупречно исполняли вверенное им на хранение великое дело — приказ к одобряемому и удержание от запретного, участвовали в самых почётных и великих священных сражениях, оставляя навеки за собой светлые страницы, освещающие верный путь и вдохновляющие пришедших после них искренних мусульман.

Кто листает страницы исламской истории, тот находит множество примеров таких выдающихся учёных, которые несли исламскую религию со всей серьёзностью и с полной искренностью. Они и есть подлинные учёные, которые вобрали в себя как исламское право, так и исламскую политическую сознательность. И благодаря их усилиям Ислам занимал лидирующее место на мировой арене.

На примере этого учёного — Ахмада ибн Исхака ас-Сармари — Исламская Умма вырастила огромное количество искренних покорных служителей Аллаха, ставших подлинными учёными и бесстрашными воинами благодаря Исламу и его законам, воспитав их видными исламскими личностями в истории великой Исламской Умме. В своих заботах и свершениях они стремились к довольству Всевышнего Аллаха. Ни торговля, ни другие житейские дела не отвлекали их от поминания Аллаха. Они были честны с Аллахом, и Он их удостоил честью. Они полюбили своего Господа, и Он их полюбил.

Сегодня мы как никогда нуждаемся в изучении и следовании биографии таких выдающихся личностей, чтобы ими вдохновлять себя и вершить новейшую светлую историю нашей Уммы, дабы вернуть ей былую славу и вновь сделать её лучшей общиной, выведенной во благо человечества, дабы восстановить её великую державу — Праведный Халифат по методу пророчества.

О Аллах! Сделай любимые нам дары, которыми Ты одарил нас, силой, которая будет побуждать нас к тому, что любишь Ты! Оберни лишения любимых нами вещей, которые Ты предписал нам, возможностью для нас ещё больше посвятить себя тому, что любишь Ты! Направь наши стремления и усилия к тому, что любишь Ты! Помоги нам и ускорь для благородной Исламской Уммы свершение великой радости!

Мухаммад Хилял — Турция