بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Кораниты — это люди, которые нашли трудным выполнение предписаний Посланника Аллаха ﷺ и прибегли к отрицанию Сунны или облегчению в её исполнении. Таким отношением они ухудшили своё положение.
Оказавшись на краю пропасти, они упали в бездну невежества и заблуждения. Кораниты делятся на две группы: первая прямо отрицает Сунну, а вторая отрицает Сунну косвенно.
Первая группа отрицает даже ту Сунну, которая известна у коранитов как «Сунна аль-вакиийя» (Сунна, подтверждённая Кораном), отвергая обязательность подчинения Мухаммаду ﷺ. Наряду с этим, она отвергает повествуемую Сунну вместе с передатчиками, содержанием и записями. Придя к таким выводам и последовав за шайтаном, эта группа осталась только с Кораном и стала говорить то, на что у неё нет доказательств. Они стали заявлять всякие странности, отвергая Сунну и пример Пророка ﷺ. В отрицании некоторых преданий они полагаются на другие предания, а порицание некоторых передатчиков хадисов они стали приписывать первым мусульманам, но первые мусульмане не видели в этих же самых преданиях повода для отрицания Сунны.
Эта группа сказала: «Достаточно нам Корана», — и стала изощряться и произвольно трактовать его смыслы. В своих интерпретациях они не стали мучиться с арабским языком, который лёг на них тяжким бременем. Сунну Посланника Аллаха ﷺ они посчитали его личным пониманием Корана, соответствующим тому времени и не обязывающим нас ни к чему. В то же время они принялись обязывать нас считаться с их современным пониманием Корана.
Вторая группа отрицает Сунну под предлогом её противоречия Корану. Они сказали, что не принимается хадис, если он противоречит Корану. Эта группа более опасна, поскольку её притязания близки к сердцу и легче воспринимаются, хотя в итоге она ведёт к тому же, к чему ведёт первая группа. На самом же деле там, где хадисы не противоречат Корану, они противоречат интерпретациям этой группы. Но они предпочитают не шокировать людей при первом разговоре и стараются проникнуть в их разум, заполучив доверие.
Таковы кораниты и таковы их притязания. Современный коранизм появился в начале девятнадцатого века на индийском субконтиненте. Появление этого движения в неарабских странах свидетельствует о том, как слабость арабского языка сыграла важную роль в возникновении сектантских религиозных толков в истории мусульман.
Слабость арабского языка оказывает большое влияние на возникновение идейных отклонений. Исхак ибн Ибрахим аль-Ханзали говорил: «Хорасан выявил трёх людей, которым не было равных во лжи и нововведениях: Джахм ибн Сафван, Умар ибн Субх, Мукатиль ибн Сулейман». Сообщается, что Имам Абу Ханифа говорил: «Два мерзких убеждения пришли к нам c Востока: от Джахма (ибн Сафвана), опустошителя божественных атрибутов (муаттыль), и от Мукатиля (ибн Сулеймана), уподобляющего Аллаха Его творениям (мушаббих)».
Хотя кораниты появились в наше время, но в истории мусульман у них есть высохшие корни, которые временами возрождаются востоковедами и теми мусульманами, кто заразился от них. Эти корни уходят далеко во времена Посланника Аллаха ﷺ. Сообщается, что Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (р.а.) сказал:
كُنْتُ أَكْتُبُ كُلَّ شَيْءٍ أَسْمَعُهُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم أُرِيدُ حِفْظَهُ فَنَهَتْنِي قُرَيْشٌ وَقَالُوا أَتَكْتُبُ كُلَّ شَيْءٍ تَسْمَعُهُ وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم بَشَرٌ يَتَكَلَّمُ فِي الْغَضَبِ وَالرِّضَا فَأَمْسَكْتُ عَنِ الْكِتَابِ فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم فَأَوْمَأَ بِأُصْبُعِهِ إِلَى فِيهِ فَقَالَ اكْتُبْ فَوَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ مَا يَخْرُجُ مِنْهُ إِلاَّ حَقٌّ
«Я записывал всё, что слышал от Посланника Аллаха ﷺ, желая выучить это наизусть, а курайшиты запретили мне делать это, сказав: «Ты записываешь всё, что слышишь от Посланника Аллаха ﷺ? Но ведь он — человек, который говорит и в гневе, и в довольстве». После этого я перестал записывать. Я рассказал обо всём Посланнику Аллаха ﷺ, и он указал рукой на свой рот и сказал: «Пиши, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не выходит из него ничего, кроме истины». Хадис вывел Абу Дауд и другие с сахих цепочкой. Также среди этих корней есть хариджиты, которые отрицали Сунну и принесли странное понимание Ислама, даже если они оправдывали своё отрицание неверием передатчиков.
Также нужно упомянуть, что Шафии в книге «Джима аль-ильм» приводит главу «Секта, которая отвергает все сообщения» и «Секта, которая отвергает некоторые сообщение, то есть сообщения хасс и ахад». Среди этих корней есть секта Марисизм, основанная Бишрем аль-Мариси, который, наставляя своих последователей, сказал: «Если они приводят против вас Коран, отвечайте им толкованием, а если они приводят против вас хадисы, считайте это ложью». Из всего этого видно, что появление подобных людей и движений является одной из форм конфликта между правдой и ложью.
Посланник Аллаха ﷺ предупреждал о появлении тех, кто будет отвергать его Сунну. Сообщается от Микдама ибн Мадикариба, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلاَ إِنِّي أُوتِيتُ الْكِتَابَ وَمِثْلَهُ مَعَهُ أَلاَ يُوشِكُ رَجُلٌ شَبْعَانُ عَلَى أَرِيكَتِهِ يَقُولُ عَلَيْكُمْ بِهَذَا الْقُرْآنِ فَمَا وَجَدْتُمْ فِيهِ مِنْ حَلاَلٍ فَأَحِلُّوهُ وَمَا وَجَدْتُمْ فِيهِ مِنْ حَرَامٍ فَحَرِّمُوهُ
«Поистине, мне была дарована Книга и нечто подобное вместе с ней. Но приближается время, когда сытый человек, возлежащий на ложе своём, будет говорить: «Следуйте только этому Корану. И что обнаружите в нём разрешённым, то считайте разрешённым, а то, что обнаружите в нём запретным, считайте запретным» (Абу Дауд). Сказав «сытый человек», Посланник Аллаха ﷺ имел в виду живущего в роскоши и удобствах, который сидит дома и не выходит в поисках знаний. Аль-Хаттаби сказал: «Этот хадис является доказательством того, что нет нужды сравнивать хадис с аятами Корана, ибо хадис, если он достоверный, является самостоятельным доводом».
Некоторые из них приводят риваят, что якобы Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا جَاءَكُمْ الْحَدِيثُ فَاعْرِضُوهُ عَلَى كِتَابِ اللهِ فَإِنْ وَافَقَه ُفَخُذُوهُ
«Если до вас дошёл хадис, сравните его с Книгой Аллаха, если они согласуются, берите его». Но этот хадис — выдуманный и не имеет под собой оснований. Рассказал Закария ас-Саджи, что Яхья ибн Маин сказал: «Этот хадис придумали зиндики». Зиндики — это одни из первых коранитов, и они придумывали хадисы о необходимости сопоставления хадисов с Кораном, чтобы поддержать своё мнение. Но они не учли того, что их выдуманные хадисы тоже могут противоречить Корану. Аллах приказал полностью подчиняться Посланнику Аллаха ﷺ, в то время как их хадисы не имеют никакого веса с точки зрения цепочки передач, ведь их смысл и содержание — полная ложь.
Это был краткий обзор происхождения и притязаний коранитов. Что касается пути первой группы, которая желает аннулировать Сунну, то она ссылается на измышления, то есть их путь — это обман и вселение сомнений. Всевышний Аллах говорит:
وَكَذَٰلِكَ جَعَلۡنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوّٗا شَيَٰطِينَ ٱلۡإِنسِ وَٱلۡجِنِّ يُوحِي بَعۡضُهُمۡ إِلَىٰ بَعۡضٖ زُخۡرُفَ ٱلۡقَوۡلِ غُرُورٗاۚ وَلَوۡ شَآءَ رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُۖ فَذَرۡهُمۡ وَمَا يَفۡتَرُونَ ١١٢ وَلِتَصۡغَىٰٓ إِلَيۡهِ أَفِۡٔدَةُ ٱلَّذِينَ لَا يُؤۡمِنُونَ بِٱلۡأٓخِرَةِ وَلِيَرۡضَوۡهُ وَلِيَقۡتَرِفُواْ مَا هُم مُّقۡتَرِفُونَ ١١٣
«Так Мы определили для каждого пророка врагов — дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями. Мы сделали так, чтобы к этим словам склонялись сердца тех, которые не верят в Последнюю жизнь, и чтобы они довольствовались ими и совершали то, что они совершают» (6:112,113).
Здесь мы приводим их измышления, в том числе — их атаки на содержание хадисов. Кораниты принялись вводить в заблуждение, чтобы опровергнуть истины, прибегнув к использованию аристотелевской формальной логики, которая представляет собой построение одних предпосылок на других, чтобы достичь результата. Ошибочность такого подхода заключается в том, что построение относительного порядка может произойти из неправильных предпосылок или в построении может быть одна неправильная предпосылка, что ведёт к ложному результату. Примером неправильной предпосылки является порождение сомнений относительно содержания хадисов. Например, хадис:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ بِقَوْمٍ يُلَقِّحُونَ فَقَالَ لَوْ لَمْ تَفْعَلُوا لَصَلُحَ قَالَ فَخَرَجَ شِيصًا فَمَرَّ بِهِمْ فَقَالَ مَا لِنَخْلِكُمْ قَالُوا قُلْتَ كَذَا وَكَذَا قَالَ أَنْتُمْ أَعْلَمُ بِأَمْرِ دُنْيَاكُمْ
«Пророк, проходя мимо людей, которые проводили искусственное оплодотворение финиковых пальм, сказал: «А вот если бы вы этого не стали делать, то и так всё было бы хорошо!». Но финики не уродились, и он, снова проходя мимо них, спросил: «Что это с вашими пальмами?». Те ответили: «Помнишь, ты сказал то-то и то-то?». Он сказал: «Вы лучше знаете о делах этой жизни» (Муслим). В версии аль-Баззара, выведенного по пути Хаммада, говорится, что Пророк ﷺ сказал:
أَنْتُمْ أَعْلَمُ بِمَا يَصْلُحُكُمْ فِي دُنْيَاكُمْ فَأَمَّا أَمْرُ آخِرَتِكُمْ فَإِلَيَّ
«Вы лучше знаете, что хорошо в ваших мирских делах, но я лучше знаю о делах Последующего мира». Рассадники сомнений сказали, что это ложь, приписанная Посланнику Аллаха ﷺ, потому что Посланник не может быть причиной разорения людей и потери плодов, а, следовательно, хадис — ложный. Но эти глупцы ошиблись, поскольку Пророк ﷺ в этом случае не говорил как Посланник и Пророк, а говорил как правитель, заботящийся о делах людей. Вопрос не связан с донесением послания, поэтому неуместно говорить, что такого не могло произойти. Таким образом, то, что они считали истинной предпосылкой, скорее, является ложной предпосылкой.
Кораниты прибегают к обобщению частного случая. Например, хадис, приведённый Муслимом в книге «Сахих» во главе «Начало создания» от Абу Хурайры (р.а.):
أَخَذَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِي فَقالَ خَلَقَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ التُّرْبَةَ يَوْمَ السَّبْتِ وَخَلَقَ فِيهَا الجِبَالَ يَوْمَ الأَحَدِ وَخَلَقَ الشَّجَرَ يَوْمَ الاِثْنَيْنِ وَخَلَقَ المــَـكْرُوهَ يَوْمَ الثُّلَاثَاءِ وَخَلَقَ النُّورَ يَوْمَ الأَرْبِعَاءِ وَبَثَّ فِيهَا الدَّوَابَّ يَوْمَ الخَمِيسِ وَخَلَقَ آدَمَ عَلَيْهِ السَّلَامُ بَعْدَ العَصْرِ مِنْ يَوْمِ الجُمُعَةِ فِي آخِرِ الخَلْقِ فِي آخِرِ سَاعَةٍ مِنْ سَاعَاتِ الجُمُعَةِ فِيمَا بَيْنَ العَصْرِ إِلَى اللَّيْلِ
«Посланник Аллаха ﷺ взял меня за руку и сказал: «Аллах создал землю в субботу и создал на ней горы в воскресенье, и создал деревья в понедельник, и создал всё дурное во вторник, и создал свет в среду, и расселил по земле животных в четверг и создал Адама (а.с.) в послеполуденное время в пятницу, и стал он последним творением, созданным в последнюю часть дня между послеполуденным временем и ночью».
Первые кораниты обсуждали цепочку и содержание этого хадиса. Многие из них посчитали хадис ошибкой Муслима, сказав: «Ошибка заключается в том, что хадис ложно приписали к Посланнику Аллаха ﷺ, хотя это — слова Каба аль-Ахбара». Другие посчитали хадис достоверным с точки зрения цепочки и содержания, исправив все недостатки. В любом случае, даже если они посчитали хадис недостоверным, нельзя обобщать и говорить о недостоверности всей книги «Сахих» Муслима. Ошибка должна быть ограничена своим местом, но кораниты стали обобщать и говорить о недостоверности всех хадисов и всех книг, а это неправильно.
Также кораниты нападают на передатчиков, особенно тех, кто передал много хадисов, таких как Абу Хурайра (р.а.). Они говорят: «Он передал более пяти тысяч хадисов! Как это возможно?! Это огромное число для того периода, которое он провёл с Посланником Аллаха ﷺ». Их предположения разбиваются следующими фактами:
1. На самом деле, если отсеять множество путей (турук) и свидетельств (шавахид), число преданий от Абу Хурайры не превысит 1300, и тогда на самом деле получается, что — это небольшое количество переданных хадисов Абу Хурайрой по сравнению с периодом, проведённым им вместе с Посланником Аллаха ﷺ.
2. Если предположить, что он передал 5000 хадисов, и поделить их на количество дней, проведённых с Посланником ﷺ, а именно — 1460, то получится, что он запоминал примерно три хадиса в день, а это несложно.
3. Не все свои хадисы Абу Хурайра (р.а.) слышал из уст Посланника Аллаха ﷺ, поскольку сподвижники слышали хадисы от других сподвижников. Такие хадисы называются «мурсаль ас-сахаби», и они принимаются как из уст Пророка ﷺ.
4. Некоторые сподвижники проводили время с Посланником ﷺ в раннем возрасте, такие как Ибн Аббас, и от них передаются тысячи хадисов. В таком случае, если подозрения относительно Абу Хурайры были бы верны, тогда подозрения в передачах Ибн Аббаса более уместны.
5. Очень малое количество хадисов Абу Хурайры является одиночными. В большинстве случаев эти самые хадисы переданы и другими сподвижниками.
6. Арабы имели сильную память и могли запоминать до десятков тысяч стихов в доисламский период. Разве будет для них сложным запоминать большое количество рассказов лучшего творения на земле после принятия Ислама?
Кораниты пытаются ввести в заблуждение, заявляя, что отрицание одним сподвижником риваята другого сподвижника из-за того, что его невозможно объединить с Кораном, или из-за противоречия Корану, или из-за случая, который был засвидетельствован этим сподвижником, заставляет усомниться в риваяте. В качестве примера они приводят хадис Фатимы бинт Кайс. Приводится от Ибн Исхака: «Как-то я сидел вместе с аль-Асвадом ибн Язидом в Соборной мечети (города Куфы), и рядом с нами был Амир аш-Шааби. Амир аш-Шааби стал рассказывать о Фатиме бинт Кайс:
أنَّ رَسولَ اللَّهُ صَلَّى اللَّهُ عليه وَسَلَّمَ، لَمْ يَجْعَلْ لَهَا سُكْنَى وَلَا نَفَقَةً ثُمَّ أَخَذَ الْأَسْوَدُ كَفًّا مِن حَصًى فَحَصَبَهُ به فَقَالَ وَيْلَكَ تُحَدِّثُ بِمِثْلِ هَذَا قَالَ عُمَرُ لَا نَتْرُكُ كِتَابَ اللَّهِ وَسُنَّةَ نَبِيِّنَا صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِقَوْلِ امْرَأَةٍ لَا نَدْرِي لَعَلَّهَا حَفِظَتْ أَوْ نَسِيَتْ لَهَا السُّكْنَى وَالنَّفَقَةُ قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِن بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إلَّا أَنْ يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ
«что Посланник Аллаха ﷺ не выделил ей (Фатиме бинт Кайс после трёх разводов) жилья и не назначил материального обеспечения». Тогда аль-Асвад взял горсть камешек и бросил в Амира аш-Шааби со словами: «Горе тебе, как ты можешь такое рассказывать?! Ведь в своё время Умар сказал: «Мы не откажемся от Книги Аллаха и Сунны нашего Пророка ﷺ из-за слов женщины, ибо не знаем, всё ли она запомнила или что-то забыла! Разведённой положено жильё и содержание, ибо Аллах сказал: «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» (65:1)» (Муслим). Даже если в этом сообщении есть ошибка, однако это не обязывает отвергать все сообщения или отвергать науку о хадисе. Умар практиковал эту науку.
Даже если он отверг какое-либо сообщение, то ведь принял много других сообщений. И всё это было мнением Умара. Он поступал как учёный. Все сподвижники стремились исследовать достоверность сообщений, как и следует поступать учёным науки о хадисе. Наука о хадисе непоколебима, и отвергать её может только невежда, у которого нет ни капли знаний. Поэтому действия Умара и других учёных-хадисоведов лишь укрепляют эту науку, а не ослабляют. К тому же, отрицание сообщения — это мнение одного сподвижника, которое не обязывает других к принятию. Другой может принять это сообщение, а может оставить, поскольку, хотя правила и образ мышлений одинаковы, но предварительная информация различается.
Также кораниты атакуют метод фиксации хадисов. Они говорят, что хадисы начали записываться полтора столетия спустя после смерти Посланника Аллаха ﷺ, а до этого хадисы передавались из уст в уста, из-за чего они подвержены искажению. Хотя это — серьёзное обвинение, однако оно разбивается фактами. На самом деле записывание хадисов началось гораздо раньше и происходило даже во времена Посланника Аллаха ﷺ. Известно, что часть Сунны была записана при жизни Посланника Аллаха ﷺ и непосредственно по его поручению.
Например, так были записаны его письма, послания к главам народов и вождям племён, а также соглашения, договоры и примирения, которые имели место при жизни Пророка ﷺ. Эти записи собраны и считаются важными документами, а некоторые из них даже утверждены печатью Пророка ﷺ. Сюда относятся письма Посланника ﷺ своим амилам (главам районов), в которых он сообщал о решениях относительно некоторых дел в их вилаятах, о некоторых положениях закята, дии и наследства и некоторых других законах.
В качестве примера можно также привести сборник хадисов Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (р.а.), записанный с дозволения Посланника Аллаха ﷺ, а также подобный сборник Али (р.а.). К тому же, в год открытия Мекки по приказу Пророка ﷺ для Абу Шаха аль-Ямани было записано что-то из хутбы. Следовательно, неправильно утверждать, что в эпоху Посланника Аллаха ﷺ Сунна не записывалась вообще.
В ту эпоху не было большой нужды в записывании Сунны, так как она хранилась в сердцах мусульман первого поколения, которые не лгали и не предавали религию. К тому же, Посланник Аллаха ﷺ боялся, что эти записи могут спутаться с Кораном, и поэтому не разрешал вести групповую запись хадисов, а поручал это отдельным людям. Подобным образом дело обстояло и во времена праведных халифов, которые запрещали вести групповую запись Сунны из-за отсутствия нужды в этом и чтобы не отвлекать недавно вошедших в Ислам людей возможными противоречиями между сообщениями.
Кораниты говорят, что хадисы стали записываться спустя много лет после Пророка ﷺ, а именно — в середине второго столетия или в третьем столетии по хиджре, а это — преувеличение и ложь. На самом деле фиксация Сунны началась во втором веке по хиджре, а именно — в 101 году, в эпоху правления Умара ибн Абдульазиза. Он увидел нужду в срочном сборе и фиксации Сунны, опасаясь утраты некоторых сообщений или смешивания правды с ложью. Умар направил послания с соответствующей просьбой к некоторым учёным в конце первого столетия и начале второго, учитывая их местонахождение.
Имам Малик в книге «Аль-Муватта» пишет, что Умар ибн Абдульазиз написал Абу Бакру ибн Мухаммаду ибн Хазму: «Посмотри, что есть из хадисов Посланника Аллаха ﷺ, его Сунны или что-то вроде того, и запиши это. Поистине, я боюсь, что исчезнут занятия по религиозному знанию и уйдут из жизни учёные».
Здесь мы завершим рассмотрение подозрений коранитов в адрес содержания хадисов, передатчиков и процесса фиксации.
Кораниты отрицают доказательную силу «Сунны аль-вакиийя» (в их понимании, это Сунна, которая не противоречит Корану), когда заявляют о том, что нет нужды в подчинении и следовании словам, действиям и решениям Посланника Аллаха ﷺ. Они говорят, что в Коране нет ни одного аята, указывающего на это, и что слова Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику» (4:59),
— означают повиновение Корану. Также слова Аллаха:
وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7),
— по их мнению, тут имеется в виду необходимость принимать и отстраняться от всего, что оговорено аятами Корана. Так они утверждают... Но они ошиблись в отношении первого аята, поскольку Аллах утвердил подчинение именно Посланнику ﷺ, а если бы речь шла только о Коране, тогда Посланник ﷺ не был бы упомянут отдельно. Что касается второго аята, то, безусловно, он является общим (амм), а, как мы знаем, «во внимание берётся всеобщность слов, а не конкретизация причины ниспослания». В таком случае частичка «то, что» (ما) подразумевает как Коран, так и всё остальное.
Кораниты проводят различие между пророчеством и посланием в вопросе необходимости подчинения Посланнику ﷺ. Они говорят, что подчинение обязательно в том положении, когда он — Посланник, принёсший послание, и что подчинение необязательно в том случае, когда он — Пророк, который принимает решения, соответствующие его времени и состоянию народу. По их словам, в пророчестве имеются ошибки. Степень их невежества и заблуждения видна с нескольких сторон:
В Коране есть места, где не проводится различие между двумя положениями с точки зрения подчинения Посланнику ﷺ. Аллах говорит:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65),
قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡ
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи» (3:31),
وَمَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَغُلَّۚ وَمَن يَغۡلُلۡ يَأۡتِ بِمَا غَلَّ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ
«Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придёт в День воскресения с тем, что он присвоил» (3:161).
С их точки зрения получается, что это обращение адресовано к Пророку ﷺ и не касается нас, и тогда нам дозволено присваивать трофеи. А это, несомненно, ошибка. Те упрёки, которые были адресованы Пророку ﷺ, касались применения им шариатского закона, а не донесения и формирования Шариата. Аллах упрекал Пророка ﷺ не из-за допущенной ошибки, а из-за того, что хотел направить его к более правильному решению.
Невозможно, чтобы Посланник Аллаха ﷺ не подчинялся приказам Аллаха. Так же дело обстоит по вопросам пленных и воздержания от дозволенного и др. Сподвижники хорошо различали положение донесения и положение применения шариатского закона, с которыми Посланник ﷺ сталкивался при Бадре, Худайбии и в других местах. Таким образом, выясняется несостоятельность их утверждения о необходимости различия между пророчеством и посланием.
Также кораниты отрицают необходимость подчинения Посланнику ﷺ, заявляя, что право запрещать принадлежит лишь Аллаху и что Пророк ﷺ не имеет права запрещать. Кроме того, они утверждают, что Пророк ﷺ лишь сам получал запреты и что эти запреты касались только тех времён. Эти утверждения ошибочны и могут быть высказаны только упрямым невеждой. Аллах закрепил за Посланником ﷺ право запрещать, поскольку Он — тот, кто устанавливает Шариат. Аллах говорит:
وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥ وَلَا يَدِينُونَ دِينَ ٱلۡحَقِّ
«Не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию» (9:29).
Но они приводят другой аят:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ لِمَ تُحَرِّمُ مَآ أَحَلَّ ٱللَّهُ لَكَۖ تَبۡتَغِي مَرۡضَاتَ أَزۡوَٰجِكَ
«О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам?» (66:1),
— и считают его доказательством того, что Пророк ﷺ не может запрещать. Их утверждение абсолютно неверно. Посланник ﷺ не запрещал то, что разрешил Аллах. Под «Запрещаешь» в этом аяте имеется в виду «дал клятву, что не будешь делать». На это указывает следующий аят:
قَدۡ فَرَضَ ٱللَّهُ لَكُمۡ تَحِلَّةَ أَيۡمَٰنِكُمۡۚ وَٱللَّهُ مَوۡلَىٰكُمۡ
«Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах — ваш Покровитель» (66:2).
Аллах не обратился к Пророку ﷺ из-за допущенной им ошибки, в содержании текста даже нет упрёка в адрес Пророка ﷺ. Аллах лишь указал Посланнику ﷺ правильный путь. Нельзя утверждать, что Пророк ﷺ запретил, будучи убеждённым в том, что этот поступок разрешён, поскольку это расценивается как неверие, а неверие невозможно для Пророка ﷺ. Так же нельзя сказать, что Пророк ﷺ дал клятву о воздержании, переступив закон Аллаха, поскольку известно, что Пророк ﷺ может воздерживаться от дозволенного, когда пожелает, поскольку Аллах сказал:
كُلُّ ٱلطَّعَامِ كَانَ حِلّٗا لِّبَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ إِلَّا مَا حَرَّمَ إِسۡرَٰٓءِيلُ عَلَىٰ نَفۡسِهِۦ مِن قَبۡلِ أَن تُنَزَّلَ ٱلتَّوۡرَىٰةُ
«Любая пища была дозволена сынам Исраила, кроме той, которую Исраил запретил самому себе до ниспослания Таурата» (3:93).
Скорее, Аллах предостерегает Посланника ﷺ от того, что он делал, из-за того, что это может послужить примером для остальных мусульман или что они могут подумать о запретности какого-либо действия. Это — тонкий намёк на то, что каждая мелочь, исходящая от Посланника ﷺ, является примером для мусульман. Иначе Аллах не запрещал бы ему воздерживаться от дозволенного.
Таким образом, мы выяснили, что кораниты ошибаются в своих догадках, а Посланник ﷺ является примером подражания в словах, действиях и решениях. Единственным же путём выявления примеров из жизни Посланника ﷺ являются сообщения и предания правдивых людей. Риваят, в свою очередь, подобен свидетельству. Аллах приказал принимать свидетельство правдивых, однако относительно преданий учёные более разборчивы и критичны, чем судьи относительно свидетельств.
Собиратели хадисов подвергали сообщение двум исследованиям: внутреннему и внешнему. Исследование содержания хадиса вынуждает исследовать и цепочки передач. Великие учёные собирали все версии сообщений одного человека и рассматривали их, чтобы иметь полное представление о хадисе. Но временами появляются такие ничтожные люди и берутся обсуждать то, в чём у них нет знаний. Да убережёт нас Аллах от невежества!
Нур Ахмад, Газа