بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Его зовут Тамим ибн Аус ибн Хариджа из племени Дар, относящийся к роду Ляхм. Его кунья (прозвище по детям) — Абу Рукия, по имени единственной дочери Рукии, кроме которой у него не было детей. Он родился в Палестине, да будет доволен им Аллах, и был монахом, погружённым в поклонение.
Затем он пришёл к Пророку ﷺ в Медину, чтобы обратиться в Ислам. Тамим был христианином, а Ислам принял в девятом году по Хиджре. Тамим сопровождал Пророка ﷺ, выходил с ним в военные походы и передавал от него хадисы. Он жил в Медине, а переселился оттуда, когда убили Усмана.
Одним из самых заметных черт личности Тамима ад-Дари было изобилие поклонения, так что он превратился в легенду своим постоянным поклонением, выстаиванием ночных молитв и чтением Корана. Передаётся от Масрука: «Один мекканец рассказывал: «Вот вам пример из жизни Тамима ад-Дари: однажды я видел его в одну из ночей, как он, зачитав этот аят из Корана, плакал, склонился в поясном поклоне и совершил земной поклон, пока не наступило утро:
أَمۡ حَسِبَ ٱلَّذِينَ ٱجۡتَرَحُواْ ٱلسَّئَِّاتِ أَن نَّجۡعَلَهُمۡ كَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ سَوَآءٗ مَّحۡيَاهُمۡ وَمَمَاتُهُمۡۚ سَآءَ مَا يَحۡكُمُونَ ٢١
«Неужели совершающие зло думают, что Мы уравняем их в их жизни и смерти с теми, которые уверовали и совершали благие деяния? Плохо они рассуждают» (88:21).
В народе утвердилось, что Тамим ад-Дари завершал прочтение Корана каждые 7 дней. От Сафвана ибн Салима передаётся: «После ночной молитвы Тамим ад-Дари встал в мечети и начал читать аят:
تَلۡفَحُ وُجُوهَهُمُ ٱلنَّارُ وَهُمۡ فِيهَا كَٰلِحُونَ ١٠٤
«Порывистый огонь будет обжигать их лица, и они будут находиться там (в Аду) сморщенными» (23:104),
— и не переставал читать, пока не услышал азан на утреннюю молитву».
Также относительно набожности Тамима ад-Дари передаётся, что он сказал об аяте:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ شَهَٰدَةُ بَيۡنِكُمۡ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ ٱلۡمَوۡتُ
«О вы, которые уверовали! Свидетельством между вами, когда явится одному из вас смерть...» (5:106),
— «Люди уцелели от этого аята, кроме меня и Ади ибн Бидаа». Они были христианами и часто посещали Шам до Ислама. И вот они прибыли туда для торговли, и к ним пришёл вольноотпущенник Бану Хашим Бадиль ибн Абу Марьям со своим товаром. Среди его товара была серебряная чаша, чья стоимость составляла значительную часть от стоимости товара, и он не хотел её продавать. Когда он заболел, то завещал им передать его семье то, что он оставил. Тамим рассказывает: «Когда он умер, мы взяли эту чашу, продали за тысячу дирхамов, и разделили деньги между мной и Ади ибн Бидаа. Когда же мы пришли к его семье и отдали им то, что осталось из товара Бадиля, они не обнаружили там этой чаши и спросили нас о ней. Мы же ответили, что он ничего кроме того, что мы принесли, не оставлял и не передавал нам. А когда я принял Ислам после приезда к Посланнику Аллаха ﷺ в Мадину, то раскаялся в этом деле, пришёл к семье Бадиля, признался во всём и заплатил пятьсот дирхамов, сообщив, что у моего товарища Ади ибн Бидаа — такая же сумма от продажи этой чаши. Они привели Ади к Посланнику Аллаха ﷺ, который повелел им привести свидетелей в подтверждение, но у них не было свидетельства. Тогда он ﷺ повелел им потребовать клятву с Ади против требующих долг, и Ади принёс эту клятву. Тогда Аллах ниспослал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ شَهَٰدَةُ بَيۡنِكُمۡ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ ٱلۡمَوۡتُ
«О вы, которые уверовали! Свидетельством между вами, когда явится одному из вас смерть...» (5:106), — до слов:
أَوۡ يَخَافُوٓاْ أَن تُرَدَّ أَيۡمَٰنُۢ بَعۡدَ أَيۡمَٰنِهِمۡ
«...чтобы они опасались, что после их клятв будут приведены противоположные клятвы» (5:108), — и поднялись Амру ибн аль-Ас и ещё один мужчина и принесли свои клятвы (против свидетельства Ади). И я заплатил за Ади ибн Бадаа ещё пятьсот дирхамов».
Также Тамим ад-Дари известен предложением многих инициатив Посланнику Аллаха ﷺ. От Ибн Умара передаётся: «Когда Пророк ﷺ потучнел, Тамим ад-Дари сказал ему: «О Посланник Аллаха! Не изготовить ли мне для тебя минбар?», — на что Пророк ﷺ ответил: «Да, конечно». И он изготовил для него минбар». Также он был инициатором освещения мечети масляными лампами, а до этого мечеть освещалась горящими пальмовыми ветвями. От Абу Хурайры передаётся: «Первый, кто осветил мечеть масляными лампами — Тамим ад-Дари. Он послал в мечеть одного из своих пяти слуг с масляной лампой, и тот осветил её. А до этого мечеть освещалась горящими пальмовыми ветвями. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто осветил эту нашу мечеть?». Тамим ад-Дари ответил: «Вот этот мой слуга». Пророк ﷺ спросил: «Как его имя?». Тамим ответил: «Фатх», — на что Пророк ﷺ сказал: «Напротив, его имя — Сирадж (освещающий)». И этот слуга впоследствии говорил: «Посланник Аллаха ﷺ назвал меня Сираджем».
Об одном из эпизодов отношений Тамима ад-Дари с Пророком ﷺ рассказывает Акрама: «Когда Тамим ад-Дари обратился в Ислам, то сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха! Аллах возвысил тебя над всей Землёй, даруй же мне моё поселение из жилищ Ляхма». Он ответил: «Оно твоё», — и письменно заверил это. И с этим письмом Тамим пришёл к Умару, который сказал: «Я был свидетелем этого и подтверждаю». От Зайда ибн Амра передаётся: «Я пришёл к Пророку и принял Ислам. Пророк ﷺ сказал Тамиму ад-Дари: «Проси у меня». И Тамим ад-Дари попросил у него жилища Айнун и мечеть Ибрахима, и Пророк ﷺ даровал ему это. Затем Пророк ﷺ сказал: «О Зайд! Проси у меня». И я сказал: «Прошу у тебя благополучия и веры для себя и для моих детей» (т.е., попросил его обратиться к Аллаху с молитвой об этом). И Пророк даровал мне это».
Что касается «хадиса Тамима ад-Дари», то Фатима бинт Кайс рассказывает: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ в спешке пришёл и сел на минбар, затем призвали на общую молитву, и люди собрались. И он сказал: «О люди! Я не собрал вас здесь для того, чтобы увещевать или предостерегать. Однако Тамим ад-Дари рассказал мне о том, что люди из Палестины вышли в море, и их занесло ветром на какой-то остров. Они обнаружили на нём живое существо, покрытое шерстью так, что невозможно понять, самец это или самка. Они спросили: «Кто ты?». И оно ответило: «Я — Джассаса». Они сказали: «Расскажи нам что-нибудь». Оно ответило: «Я не расскажу и не спрошу вас ни о чём. Но в том монастыре есть мужчина, который нуждается в том, чтобы расспросить вас и рассказать вам». Они вошли в этот монастырь и обнаружили там кривого на один глаз и закованного в железные оковы мужчину. Он спросил: «Кто вы?». Они ответили: «Мы — арабы». Он спросил: «К вам уже пришёл Пророк?». Они ответили: «Да». Он спросил: «Они последовали за ним?». Они ответили: «Да». Он сказал: «Это лучше для них». Потом он спросил: «А что происходит с персами? Он одержал над ними победу?». Они ответили: «Нет». Он сказал: «Что касается этого, то он скоро одержит над ними победу». Затем он спросил: «Как обстоит дело с колодцем Загар?». Они ответили: «Он доставляет воду народу». Он спросил: «А что с пальмами Бийсана, они плодоносят?». Они ответили: «Да». Затем он встряхнулся так, что они подумали, что он освободится, и спросили его: «Кто ты?». Он ответил: «Я — Даджаль, и скоро я буду господствовать на всей Земле, кроме Мекки и Тыбы (Медина)». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Возрадуйтесь, о присутствующие тут мусульмане! Он не войдёт в эту вашу Тыбу!».
Из историй о его взаимоотношениях со сподвижниками случай с нашим господином Умаром (р.а.). От Хумайды ибн Абдур-Рахмана передаётся, что Тамим ад-Дари несколько лет просил у Умара разрешения на то, чтобы рассказывать людям поучительные истории, но Умар отказывал ему. Тамим продолжал делать это, пока Умар не спросил его: «Что ты будешь рассказывать?». Он ответил: «Буду зачитывать людям Коран, приказывать одобряемое и предостерегать от порицаемого». Умар сказал: «В этом будет польза». Затем сказал: «Делай наставление до джума, пока я не выйду (на хутбу)». И он занимался этим, а во время правления Усмана (р.а.) попросил дополнительного времени, и Усман выделил ему отдельный день.
Из эпизодов его историй с табиинами передаётся от Мухаммада ибн Куба аль-Кады, от его отца, от деда: «Мы пришли к Тамиму ад-Дари, когда тот кормил коня своими руками, и сказали: «О Абу Рукайя! Неужели у тебя нет слуг, чтобы заменить тебя в этом?». Он ответил: «Конечно, есть. Но я слышал от Посланника Аллаха ﷺ: «Кто держит на привязи коня для джихада и кормит его собственной рукой, тому за каждое зёрнышко будет записано благое дело».
Его хадисы от Пророка ﷺ. Муслим приводит цепочку сообщения от Тамима ад-Дари, что Пророк ﷺ сказал: «Религия — это искренность». Мы спросили: «В отношении кого?». Он ответил: «Аллаха, Его Книги, Его Посланника и Имама мусульман».
Также от него передают хадис: «Первое, за что спросят раба в Судный день — это молитва. Если она была полноценной, то ему запишут дополнительные деяния. А если она окажется неполноценной, то Аллах, Пречист Он, скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у Моего раба дополнительные поклонения, и покройте ими то, что утеряно из его обязательного». Затем, его дела будут изыматься пропорционально этому».
От него также передаётся хадис: «Это дело обязательно достигнет тех пределов, куда доходит день и ночь. И Аллах не оставит ни дома Мудар, ни дома Вабр (название племён), не введя Ислам в них либо с явным величием, либо с явным унижением: величием Аллах покроет Ислам, а унижением — неверие». Сам Тамим ад-Дари говорил: «Я уже увидел это в своих домочадцах. Того из них, кто обратился в Ислам, постигло добро, слава и величие. А того из них, кто остался неверным, постигло унижение, неуважение и джизья».
От Тамима ад-Дари передавали хадисы 14 сподвижников и табиинов, из них: Абдуллах ибн Аббас, Кубайса ибн Зуайб, Ата ибн Язид и др. Его хадисы привели в своих сборниках Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа и Ахмад.
Из изречений Тамима ад-Дари. От Язида ибн Абдуллаха передаётся: «Один мужчина спросил Тамима ад-Дари: «Какова твоя молитва ночью?». Тот разгневался и сказал: «Клянусь Аллахом, что один ракаат, прочитанный мною ночью втайне, любимее для меня, чем вся ночь, проведённая в поклонении, если потом я расскажу об этом кому-нибудь!». Мужчина тоже разозлился и сказал: «Аллах вас знает лучше, о сподвижники Посланника Аллаха ﷺ! То спрашиваешь вас о чём-либо — и вы проявляете радость, то спрашиваешь вас о чём-либо — и вы бранитесь!». Тогда Тамим подошёл к нему и сказал: «Как ты думаешь: если ты — сильный верующий, а я — слабый, разве будет правильным, если я ещё подарю тебе (из своих дел), вдобавок к тому, что даровал тебе Аллах? Поэтому бери из поучений религии для своей души, а от своей души бери для религии, пока не утвердишься на таком поклонении, которое посильно для тебя».
Его кончина. Он умер в сороковом году по хиджре, да будет доволен им Аллах.