Роль истинных учёных в создании Праведного Халифата

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Люди без учёных превращаются в невежд, окружённых шайтанами из числа людей и джиннов, они оказываются охваченными заблуждениями и прихотями. Учёные — это дар Аллаха для людей. Учёные — это факелы, освещающие тьму, имамы прямого пути и аргументы Аллаха на земле.

Они очищают разум от заблуждений, а сердца и души — от сомнений. Учёные — это защитники от шайтана, жемчужины веры и лидеры Уммы. Они подобны звёздам, ведущим путников во мраке ночи, с исчезновением которых неминуемо заблуждение.

Одним из главных бедствий, постигших Исламскую Умму после разрушения Халифата, является отсутствие ведущей роли учёных в исламском призыве и шариатской политике. Многие учёные стали маргиналами, занимающими своё место только в духовных и нравственных вопросах. Они призывают Умму к Корану и Сунне только с духовной точки зрения, а политическую жизнь они оставили светским политикам. Те же, кто смеет призывать к применению Корана и Сунны во всех сферах жизни, подвергаются нападкам, обвинениям в экстремизме и терроризме. Поэтому необходимо прояснить, кто такие учёные и какова их роль в излечении и спасении Уммы от упадка.

Кто такие учёные?

Говоря «учёные», мы подразумеваем знатоков в области Шариата, то есть в религии. Коран описывает их следующими словами:

— которые страшатся Аллаха:

إِنَّمَا يَخۡشَى ٱللَّهَ مِنۡ عِبَادِهِ ٱلۡعُلَمَٰٓؤُاْۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах — Могущественный, Прощающий» (35:28).

— которые доносят религию Аллаха, акыду Ислама и его Шариат, боятся Аллаха и не боятся людей:

ٱلَّذِينَ يُبَلِّغُونَ رِسَٰلَٰتِ ٱللَّهِ وَيَخۡشَوۡنَهُۥ وَلَا يَخۡشَوۡنَ أَحَدًا إِلَّا ٱللَّهَۗ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ حَسِيبٗا٣٩

«Они передали послания Аллаха и боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха. Довольно того, что Аллах ведёт счёт» (33:39).

Ибн Касир так комментирует этот аят: «Аллах хвалит тех, которые передали послания Аллаха людям, выполнив свой долг, которые боятся Аллаха, но не боятся людей, которые не остановятся ни перед какой силой и которым достаточно Аллаха как Помощника и Защитника».

Конечно же, в первую очередь речь идёт о нашем господине Посланнике Аллаха Мухаммаде (с.а.с.). Он выполнил свой долг и донёс послание Аллаха до всего человечества. Он превознёс религию, Книгу и Шариат Господа над всеми остальными верованиями и законами. Если прежние пророки приходили с Посланием только к своим народам, то последний Пророк (с.а.с.) принёс послание ко всему человечеству. Аллах говорит:

قُلۡ يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنِّي رَسُولُ ٱللَّهِ إِلَيۡكُمۡ جَمِيعًا

«Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам» (7:158).

После Пророка Мухаммада (с.а.с.) миссия донесения религии Аллаха легла на плечи Уммы, и в первую очередь эту миссию взяли на себя его сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Всеми своими словами, действиями и позициями, в любое время дня и ночи, в пути и дома, открыто и тайно они доносили религию людям, как и было велено. Аллах был доволен ими за это. Затем из каждого следующего поколения вплоть до наших дней кто-то наследовал их миссию. Их примеру подражали ищущие прямой путь, а их методу следовали успешные. Мы просим Аллаха одарить нас доверенными учёными, которые исполняют завет своего Господа.

— которые не скрывают и не продают знания:

إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَيَشۡتَرُونَ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلًا أُوْلَٰٓئِكَ مَا يَأۡكُلُونَ فِي بُطُونِهِمۡ إِلَّا ٱلنَّارَ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ ٱللَّهُ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمۡ وَلَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٌ١٧٤

«Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы огнём. Аллах не станет говорить с ними в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (2:174).

— которые призывают к Аллаху, как призывал Посланник Аллаха (с.а.с.):

قُلۡ هَٰذِهِۦ سَبِيلِيٓ أَدۡعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا۠ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِيۖ وَسُبۡحَٰنَ ٱللَّهِ وَمَآ أَنَا۠ مِنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ١٠٨

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108).

Учёные — это не просто проповедующие, призывающие, наставляющие и обучающие, но и опекающие мусульман люди. Они и есть те самые влиятельные силы (ахлю-ль-халь ва-ль-акд), которым доверена политика Уммы, которые влияют на ход событий и строят настоящее и будущее. В первую очередь Аллах приказал повиноваться именно им, на них Он велел возлагать свои дела в мире, войне, радости и бедствии. К примеру, в следующем аяте говорится:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).

В аяте содержится приказ повиноваться обладателям влияния, то есть тем, кто имеет вес и власть. Как говорил Ибн Таймия: «Обладающие влиянием — это те, кто повелевает людям, будь то благодаря силе власти или силе знания и слова. Поэтому обладающие влиянием делятся на два вида: учёные и правители».

Учёные и завет

Аллах взял завет с учёных, что они будут разъяснять людям Коран, акыду и постановления, ничего не утаивая из этого, какими бы ни были обстоятельства, препятствия и трудности.

Аллах говорит:

وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ١٨٧

«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187).

Катада сказал: «Аллах взял завет с людей знания, так пусть же тот, кто имеет знания, передаёт их другим. Не скрывай знание, ведь в этом кроется твоя погибель. И не бери на себя то, в чём у тебя нет знания, иначе это выведет тебя из религии Аллаха, и ты станешь одним из измышляющих» («Дар аль-Мансур», ас-Суюти).

Аль-Хасан сказал: «Если бы не завет, который Аллах взял с людей знания, я бы не сказал вам многого из того, о чём вы спрашиваете» («Дар аль-Мансур», ас-Суюти).

Аль-Алуси в книге «Рух аль-Маани» пишет: «Из этого аята понимается необходимость раскрытия знания и запретность скрывать что-либо из религиозных вопросов с корыстной целью, например, облегчить угнетателям, усластить их души, призывать к их пути, привлечь на помощь к ним и так далее. В хадисе говорится:

مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ أُلْجِمَ يَوْمَ القِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ

«Того (человека), у которого просили о знании и который его утаил, в День воскресения взнуздают огненной уздой» (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи)».

Относительно слов из аята «продали его за ничтожную цену» Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур в книге «Ат-Тахрир ва ат-Танвир» пишет: «Покупка означает обмен. Ничтожная цена — это взятки и вознаграждения, которые они берут от тех, кто последовал за своими страстями, и несправедливых, будь то из числа правителей или простого народа, за поддержку их несправедливости и зла своими ложными толкованиями. Толкование каждого постановления — это удар по рукам тиранов и угнетателей за то, что они протягивают свои руки к угнетению подданных разного рода ложными толкованиями и предупреждениями тех, кто желает искоренить зло. Даже если аят был ниспослан относительно Людей Писания, однако закон, вытекающий из него, касается и тех мусульман, которые поступают подобным образом, поскольку род преступления и мотив одинаковы».

Учёные должны проповедовать только истину, а не скрывать знания, не продавать знания за ничтожную цену или за мирские блага. Они должны разъяснять то, что содержит религия, будь то вопросы вероубеждения, обрядов поклонения, социальные вопросы, экономические или политические. И не должно быть никакой двусмысленности, какими бы ни были обстоятельства и последствия.

Учёные — это наследники пророков

Учёные Ислама имеют большой статус, поскольку считаются наследниками пророков. Они унаследовали от пророков знания, дело религии, призыв, донесение, разъяснение Шариата, выполнение религии Аллаха и джихад для возвеличивания Слова Аллаха.

Сообщается от Абу ад-Дарды, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ عِلْمًا سَلَكَ اللَّهُ بِهِ طَرِيقًا مِنْ طُرُقِ الْجَنَّةِ، وَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ، وَإِنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَوَاتِ، وَمَنْ فِي الْأَرْضِ، وَالْحِيتَانُ فِي جَوْفِ الْمَاءِ، وَإِنَّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ، كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ، وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ، وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا، وَرَّثُوا الْعِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ

«Тому, кто отправился в путь, желая приобрести знания, Аллах облегчит один из путей, ведущих в Рай. Поистине, ангелы непременно будут простирать свои крылья над ищущим знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает. И поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже рыбы в толще воды! И превосходство обладателя знания над простым поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами, и поистине, обладающие знанием — это наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов. Они оставляют в наследство знание, а кто приобрёл его, тот приобрёл великий удел» (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, Ибн Хиббан).

Наследники пророков — это те учёные, которые действуют согласно знаниям. Они — свет, освещающий мир и показывающий выход из тьмы невежества. Они — наместники пророков в знаниях, распространяемых среди Уммы. Они — прямые наследники пророков. Аллах говорит:

ثُمَّ أَوۡرَثۡنَا ٱلۡكِتَٰبَ ٱلَّذِينَ ٱصۡطَفَيۡنَا مِنۡ عِبَادِنَا

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали» (35:32).

Аз-Замахшари в книге «Аль-Кашшаф» пишет: «Наследниками пророков их назвали только потому, что они близки к пророкам в почёте и статусе, поскольку они — хранители того, с чем были посланы пророки».

Учёный не достигнет этого статуса, пока его знания и действия не будут чисты, пока он не поднимется к совершенству и пока не будет далёк от похоти, которая его унижает.

Аль-Хасан сказал: «Кто стремится к знаниям и желает того, что есть у Аллаха, тот получит лучшее, чем то, над чем восходило солнце».

Нет ступени выше ступени пророков. Нет почёта больше, чем у пророков. Не говорится, что они — наследники посланников, а говорится, что они — наследники пророков, ведь это слово обширнее. Пророки не оставляют в наследство ничего из этой жизни. Поэтому в руках учёных оказалось то, что оставили в наследство пророки. Так Умма имеет доступ к этому наследству, поскольку учёные будут раскрывать Ислам, распространять законы религии и исправлять положение явно и тайно. Посланник Аллаха (с.а.с.) назвал учёных наследниками пророков из-за того, что они несут большую ответственность за мусульман, за правителей и за установление Исламского Государства.

Всё это относится к учёным, которые были смелыми в истине, любили добро, приказывали одобряемое и запрещали предосудительное, отчитывали и наставляли правителей, защищали интересы мусульман, заботились о делах Уммы и переносили все трудности и страдания на этом пути.

Почёт, описанный выше, относится к тем учёным, которые защищают Ислам, верны религии Аллаха, которые призывают правителей к применению Шариата, которые перенимают качества посланников, действия которых являются отражением Корана и Сунны, которые называют тиранов тиранами, нечестивцев — нечестивцами, грешников — грешниками, которые исправляют то, что было испорчено, и выравнивают то, что было искривлено, которые не боятся людей и не боятся упрёков, которые говорят правителям и простым людям: «Идите по пути Аллаха, по пути Ислама, пути спасения и мира!».

Учёные не боятся правителей-угнетателей, поскольку они верят в слова Посланника (с.а.с.), переданные аль-Хасаном ибн Али (р.а.):

مَنْ رَأَى سُلْطَانًا جَائِرًا مُسْتَحِلًّا لِحُرَمِ اللَّهِ نَاكِثًا لِعَهْدِ اللهِ مُخَالِفًا لِسُنَّةِ رَسُولِ اللهِ يَعْمَلُ فِي عِبَادِ اللهِ بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ فَلَمْ يُغَيِّرْ عَلَيْهِ بِفِعْلٍ وَلَا قَوْلٍ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يُدْخِلَهُ مَدْخَلَهُ

«Кто увидит несправедливого правителя, разрешающего то, что запретил Аллах, расторгающего договор с Аллахом, нарушающего Сунну Посланника Аллаха, относящегося к рабам Аллаха греховно и враждебно, и не исправит это словом или делом, того Аллах ввергнет туда же, куда вверг такого правителя». Хадис вывел ат-Табари в книге «Ат-Тарих» и Ибн аль-Асир в книге «Аль-Камиль».

Учёные не молчат, когда обязаны говорить, не скрывают ни одно решение Аллаха, будь то связанное с делами Уммы, государством или правителем, потому что они верят в слова Аллаха:

إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلۡنَا مِنَ ٱلۡبَيِّنَٰتِ وَٱلۡهُدَىٰ مِنۢ بَعۡدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أُوْلَٰٓئِكَ يَلۡعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلۡعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ١٥٩

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие» (2:159),

وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ١٨٧

«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (3:187).

Некоторые великие учёные, как Ибн Таймия, Ибн Каййим и другие, говорили: «Умалчивающий истину — это немой шайтан».

Такими должны быть учёные, чтобы стать носителями Корана и религии Аллаха, чтобы стать наследниками пророков и продолжить миссию в донесении послания Аллаха к человечеству.

Учёные-наставники

Учёные, унаследовавшие от пророков, считаются наставниками (раббани). Аллах говорит:

مَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُؤۡتِيَهُ ٱللَّهُ ٱلۡكِتَٰبَ وَٱلۡحُكۡمَ وَٱلنُّبُوَّةَ ثُمَّ يَقُولَ لِلنَّاسِ كُونُواْ عِبَادٗا لِّي مِن دُونِ ٱللَّهِ وَلَٰكِن كُونُواْ رَبَّٰنِيِّ‍ۧنَ بِمَا كُنتُمۡ تُعَلِّمُونَ ٱلۡكِتَٰبَ وَبِمَا كُنتُمۡ تَدۡرُسُونَ٧٩

«Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» (3:79).

Ар-Рази относительно слова «раббани» сказал: «Будьте призывающими ко всем делам, которые ведут к довольству Аллаха, и будьте отвращающими от всех дел, которые ведут к наказанию Аллаха».

Ибн Ашур сказал: «Будьте приписываемыми к Господу (Раббун), Всевышнему Аллаху, поскольку быть приписанным к кому-либо означает быть связанным с ним. И тогда вы будете преданными только Аллаху».

Аль-Куртуби пишет: «Раббани — этот тот, кто приписан к Господу (Раббун). Он наставляет людей в малых и больших знаниях. Он — тот, кто следует заповедям Господа и наставляет людей. Именно такое значение сообщается от Ибн Аббаса».

Аль-Мубаррад сказал: «Раббани — это лидеры знаний. Воспитывать (рабба) или наставлять означает исправлять и опекать».

Истинный учёный — это тот, кто действует согласно знанию, иначе он не считался бы учёным. Муджахид сказал: «Раббани выше духовных лиц». Ан-Нуххас сказал: «Это хорошее слово, потому что духовные лица — это учёные». Раббани — этот тот, кто к своим знаниям добавил политическое видение, как говорят арабы: «Опекал дела людей, то есть исправлял и выполнял». Абу Убайда сказал: «Я слышал, как учёный сказал: «Раббани — это знающий запретное и дозволенное, приказ и порицание; владеющий новостями Уммы, а именно — что было и что происходит». Мухаммад ибн аль-Ханафия сказал в день смерти Ибн Аббаса: «Сегодня умер наставник (раббани) этой Уммы».

Как же мы нуждаемся сегодня в учёных-наставниках-политиках, которые днём и ночью работали бы над исправлением положения Уммы и вывели бы её из мрака к свету! Сегодня к таким учёным относятся те, кто работает над применением Исламского Шариата и объединением Уммы в едином государстве Халифат.

Роль учёных в государстве Халифат

Учёные играют важную роль в наставлении и исправлении правителей. Поэтому и говорят, что цари — это правители людей, а учёные — правители царей. В одном стихе говорится: «Великие люди правят людьми, а учёные правят великими людьми».

Исламская история записала великие позиции великих учёных перед правителями. Они были искренними, смелыми и верными религии Аллаха. Они были подобны звёздам, указывающим путь правителям и людям во тьме мирской жизни.

Именно учёные показывали величие Ислама и раскрывали реальность чистого Исламского Шариата своими твёрдыми позициями по отношению к правителям, хоть немного отклонившимся от истины. Они наставляли правителей в делах управления государством, являя миру силу веры своей стойкостью и храбростью. Они говорили слово истины перед лицом несправедливых правителей, не боясь их власти, силы государства и мощи их воинов. Их позиции соответствуют их статусу, ведь они несут знамя Исламского Шариата.

Несправедливые правители не могли склонить чистых учёных к сотрудничеству или хотя бы молчанию, даже имея в руках столько силы и мощи. И не могло быть иначе, ведь Аллах велел учёным и простым мусульманам:

وَلَا تَرۡكَنُوٓاْ إِلَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱلنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ مِنۡ أَوۡلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ١١٣

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).

Поэтому учёные отчитывали и наставляли отклонившихся от правильного пути правителей. Учёные отказывались от всех предлагаемых им благ и терпели все преследования. Они спешили к этому противостоянию, не боясь никого, кроме Аллаха. Вот вам несколько примеров:

— Сообщает Бухари, что Абу Саид аль-Худри сказал: «Люди продолжали придерживаться этого, пока однажды в праздничный день (жертвоприношения или разговения) я не отправился на намаз вместе с Марваном, являвшимся в то время правителем Медины. Когда мы пришли к месту намаза, оказалось, что там стоит минбар, установленный Кaсиром ибн ас-Сальтом, и Марвану вдруг захотелось взобраться на него до намаза. Я потянул его за одежду, но он высвободил её у меня из рук, поднялся на минбар и произнёс хутбу до намаза. Я сказал ему: «Клянусь Аллахом, вы ведь изменили (Сунну)!» В ответ мне он сказал: «О Абу Саид, то, что ты знаешь, уже ушло в прошлое!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, то, что я знаю, лучше того, что мне неизвестно!» В своё оправдание Марван сказал: «Люди не стали бы сидеть после намаза, чтобы послушать нашу хутбу, и поэтому я произнёс её перед намазом». В версии аш-Шафии говорится: «То, что ты знаешь, уже оставлено».

— Когда Харун ар-Рашид отправился в Медину, чтобы посетить могилу Посланника Аллаха (с.а.с.), он вошёл в Мечеть Пророка и увидел, как Имам Малик преподавал там. Он сказал Имаму: «Не мог бы ты прийти к нам и преподавать у нас?». Имам Малик ответил ему: «Знания не ходят за людьми, а люди ходят за знаниями». Харун сказал: «Ты прав, о Имам города хиджры! Я приду к тебе в мечеть». Имам сказал: «Если ты опоздаешь, я не позволю тебе переступать через людей в мечети». Харун сказал: «Слушаюсь и повинуюсь». Когда Имам Малик преподавал после намаза аср, в мечеть зашёл Харун ар-Рашид, а вместе с ним зашёл другой человек и поставил для правителя стул. Когда Имам увидел, что Харун сидит на стуле, сказал между слов: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ تَوَاضَعَ لِلَّهِ رَفَعَهُ اللَّهُ وَمَنْ تَكَبَّرَ وَضَعَهُ اللَّهُ

«Кто скромен перед Аллахом, того Аллах возвысит, а кто кичится, того Аллах унизит». Харун ар-Рашид понял, что эти слова обращены к нему, и приказал убрать стул, а потом сел на пол, как и остальные люди. После этого он всегда заходил к Имаму Малику перед дорогой и оставлял ему подарок. Однажды Харун сказал: «Возьми этот подарок (сообщается, что это было четыреста динаров)». Имам Малик сказал: «Прошу прощения, о повелитель правоверных, но я не заслуживаю милостыню и не приму». Ар-Рашид сказал: «Почему ты не примешь дар, ведь сам Пророк (с.а.с.) принимал дары?». Малик сказал: «Я — не пророк». Харун сказал: «Прими это от меня и полагайся на Аллаха». Затем правитель пригласил Имама Малика посетить Багдад, столицу Аббасидского Халифата, но Имам отклонил предложение, сказав: «Клянусь Аллахом, я не желаю другого соседа, кроме Посланника Аллаха (с.а.с.)».

— В войске Ибн аль-Ашаса было много учёных, факихов и хафизов. Все они вышли на джихад, чтобы помочь религии Аллаха, в том числе — Саид ибн Джубайр, Тальк ибн Хабиб, Муджахид ибн Джабр, аш-Шааби, Ибн Абу Лейля. Они были величайшими учёными своего времени, и не только Ирака, но и всего исламского мира. И каждый из них выразил свою поддержку Ибн аль-Ашасу против угнетателя Хаджаджа, который преступил все дозволенные границы. Эта поддержка со стороны учёных придала большие силы восстанию Ибн аль-Ашаса. К нему стали присоединяться люди со всех уголков исламских земель, что, конечно же, раздражало Хаджаджа.

— Султан учёных, достопочтенный Иззуддин ибн Абдуссалям, занимал высокое положение, придерживаясь прямого пути. Однажды он отправился из аль-Кудса в Египет, где его встретил султан Наджмуддин Айюб, сразу же назначив на высокую государственную должность. Хотя султан был благородным человеком, но также он был деспотичен и настолько могущественен, что никто никогда не смел ни говорить в его присутствии, ни заступаться за кого-либо, а мог только отвечать на его вопросы.

В один праздничный день Иззуддин ибн Абдуссалям пришёл в замок Наджмуддина Айюба и увидел солдат, выстроившихся перед ним на государственном совете, и чиновников, целующих землю перед ним. Тогда шейх стал жёстко при всех осуждать подобное, а затем добавил: «Как ты можешь позволять продавать в стране алкоголь?». Также Иззуддин перечислил и другие мерзости. Султан ответил ему: «Это происходит со времён моего отца». Шейх сказал султану: «Неужели ты повторяешь слова тех, кто говорил:

إِنَّا وَجَدۡنَآ ءَابَآءَنَا عَلَىٰٓ أُمَّةٖ وَإِنَّا عَلَىٰٓ ءَاثَٰرِهِم مُّقۡتَدُونَ

«Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам» (43:23)?».

Тогда султан поднялся и издал указ о запрете всего того, что перечислил великий учёный. Сообщается, что когда весть об этом разговоре разошлась среди людей, аль-Баджи спросил: «О шейх, как Вы себя чувствуете?». Он же ответил: «Я увидел тщеславие и решил унизить его». Аль-Баджи спросил: «Не боитесь ли Вы его?». На это шейх ответил: «Клянусь Аллахом, о сынок, я представил себе величие Аллаха, и тогда султан в моих глазах стал котёнком».

— Ибн Хазм яростно критиковал королей-адептов сект Андалусии за их пренебрежение религией и верой. В своей книге «Накт аль-арус фи таварих аль-хуляфа» он написал: «Клянусь Аллахом, если бы они посчитали, что поклонение кресту решит их дела, то непременно поклонились бы ему. Эти короли полагаются на христиан и позволяют им нарушить неприкосновенность мусульман, отдавая им своих детей и людей. Они отправляют своих пленных в их страны. Возможно, они даже готовы добровольно отдать им города и замки, чтобы очистить их от Ислама и построить колокольни». Ибн Хазм выступал против таких королей, за что и был выслан с этих земель. Они боялись его мнения и идей, которые раскрывали их подлость и преступность.

— Абу Хамид аль-Газали написал: «Таков был жизненный путь учёных и их обычай в приказе одобряемого и запрете порицаемого. Их не заботило могущество правителей. Они полагались на защиту Аллаха. Они были довольны решением Аллаха о том, что им будет дарован статус шахида. Когда их намерение было искренним перед Аллахом, то их слова обретали воздействие на чёрствые сердца людей, делая их мягкими. Но сейчас желания связали их языки, и они молчат. И даже если они заговорят, то их дела не будут соответствовать их словам, и они не добьются успеха. Если бы они говорили только правду и стремились бы к истинным знаниям, то непременно добились бы успеха. Людей портит испорченность правителей, правителей портит испорченность учёных, а учёных портит любовь к имуществу и положению. Кто оказался в плену любви к жизни, тот не способен удержать от мерзостей даже себя. Как же он удержит правителя?».

Роль учёных во время отсутствия Исламского Государства

Учёные играли заметную роль в те времена, когда мусульмане лишались всеобщего правителя, который объединял всю Умму. Аль-Джувайни в книге «Гияс аль-умам фи тияс аз-зулям» пишет: «В любые времена, когда у мусульман не было Имама и когда не было знающего и смелого султана, тогда ответственность ложилась на учёных. Люди, независимо от класса, должны обращаться к учёным, которые выносят решения по всем вопросам. Если будет сделано именно так, тогда люди последуют прямому пути, а учёные станут правителями».

Такой роли учёных боится международная система, построенная на том, что полностью противоречит мнению этих учёных. Поэтому их оставили в забвении, не позволяя им влиять на процессы изменения. Поэтому оборвали все связи этих учёных с людьми, особенно с активной молодёжью. Так мы стали пользоваться ограниченным фикхом и вступать в борьбу без сознательности. Не осталось у нас никакой методологии, и мы стали биться и барахтаться, не понимая, зачем. Настоящие учёные оказались меж двух огней: надменный враг и безжизненный друг.

Никогда ещё мусульмане не оказывались в полном хаосе без единого центра, ведь их религия неосуществима без государства. Поэтому в отсутствие Халифата мусульмане, в первую очередь — учёные, обязаны работать над его установлением. На данный момент это самая главная задача, как об этом единогласно утверждают учёные. Аль-Хайсами в книге «Ас-Саваик аль-мухрика» пишет: «Знай же, что абсолютно все сподвижники единодушно сошлись на том, что избрание Имама после окончания периода пророчества является ваджибом. Они даже считали это самым важным ваджибом». Но для выполнения этого ваджиба нужно знать следующее:

— Недостаточно вести этот призыв в одиночку без специально подготовленной группы. Должно быть коллективное действие после осознания этого долга и того, что с ним связано. Призыв неосуществим без изучения конкретных шариатских текстов, истории Исламской Уммы и тех, кто её окружал. Всё это является обязательным.

— Призыв нуждается в шариатских знаниях. В том смысле, что просвещение и деятельность группы — это первое, за что берутся учёные этой группы. Они определяют исламские мысли и выводят шариатские решения, необходимые для ведения деятельности. Среди мусульман должна появиться группа, взявшаяся за установление Закона Аллаха, и в первую очередь в ней должны быть учёные.

— Приобретение и присоединение учёных к призыву является одним из важнейших факторов успеха этого призыва, поскольку они являются ключом к сердцам мусульман. Учёный, как и остальные мусульмане, обязан работать над установлением Закона Аллаха. Учёные — весомые люди, и их слова высоко ценятся. Поэтому важно направить усилия на привлечение учёных в ряды призывающих.

Правители осознали важность учёных, поэтому они приобрели их в качестве своих сторонников, чтобы использовать и подчинить, а затем требовать от них угодных для себя фетв. Пророк (с.а.с.) предупреждал, что в Умме будут придворные нечестивые учёные, сказав:

إنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَيْكُمْ بَعْدِي كُلُّ مُنَافِقٍ عَلِيمِ اللِّسَانِ

«Поистине, больше всего я опасаюсь для вас после себя всяких красноречивых лицемеров» (Ахмад). Сообщается, что однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Джабиру ибн Каабу ибн Уджре:

يَا كَعْبُ بْنَ عُجْرَةَ أَعَاذَكَ اللَّهُ مِنْ إِمَارَةِ السُّفَهَاءِ قَالَ وَمَا إِمَارَةُ السُّفَهَاءِ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ أُمَرَاءُ يَكُونُونَ بَعْدِي فَمَنْ أَتَى أَبْوَابَهُمْ فَصَدَّقَهُمْ بِكَذِبِهِمْ وَأَعَانَهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ فَأُولَئِكَ لَيْسُوا مِنِّي وَلَسْتُ مِنْهُمْ وَلا يَرِدُوا عَلَى حَوْضِي وَمَنْ لَمْ يَأْتِ أَبْوَابَهُمْ وَلَمْ يُصَدِّقْهُمْ بِكَذِبِهِمْ وَلَمْ يُعِنْهُمْ عَلَى ظُلْمِهِمْ فَأُولَئِكَ مِنِّي وَأَنَا مِنْهُمْ وَسَيَرِدُونَ عَلَى حَوْضِي

«О Кааб ибн Уджра! Да убережёт тебя Аллах от правления глупцов». Кааб спросил: «Что значит правление глупцов?», — на что Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Это правители, которые будут после меня. Кто придёт к их дверям, посчитает их ложь правдой и будет помогать им в их несправедливости, с теми у меня нет ничего общего, и их не будет у моего райского источника. Тот же, кто не придёт к их дверям, не посчитает их ложь правдой, не будет помогать им в их несправедливости, те со мной и будут у моего источника» (Хаким). Этот хадис предостерегает мусульман от прислуживания правителям. Отсюда и понимается важность роли учёных в Исламе. Они должны нести пользу призыву больше, чем принесли пользу несправедливым правителям.

Ранее учёные уже доказали, что они живут только ради Ислама и действительно являются наследниками пророков. Ислам сегодня требует, чтобы учёные, находящиеся на распутье, приложили все усилия и смело разъясняли шариатские решения, а также несли призыв и посвятили себя религии Аллаха. Если они не будут помогать истине, не будут противостоять лжи, не будут приказывать одобряемое и запрещать предосудительное, тогда в чём смысл их наличия?! В таком случае им лучше лежать в земле, чем ходить по ней.

Учёные, которые не достигли своего Ислама и потерпели поражение в борьбе с неверием, должны последовать путём праведных предшественников, чтобы превратить свою неудачу в чистую победу, чтобы вернуть Исламу его первоначальный вид, возобновив исламский образ жизни, после чего окрепнет религия, учёные и их последователи, а неверие, его воины и сторонники потерпят неудачу.

Положение Уммы не исправить без богобоязненных учёных и праведных халифов, которые принесут ей славу и величие. Как же мы нуждаемся сегодня в таких учёных!

 

Ясин Мутаххар аль-Андалуси