بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
На шестом году по хиджре Посланник Аллаха ﷺ решил расширить масштабы своего призыва, поэтому он ﷺ написал и отправил восемь посланий царям арабов и неарабов, в которых он ﷺ призвал их к Исламу. Среди тех, кому было отправлено послание, был Сумама ибн Усаль.
В этом нет ничего удивительного, поскольку Сумама был одним из арабских лидеров во времена джахилии. Про него говорили, что он царь, глава, ведь если Сумама повелевал, то его слово исполнялось. Сумама был одним из глав Бану Ханифа и царём царей Ямамы. Сумама принял послание Пророка ﷺ с пренебрежением и надменностью, что ввергло его в грех, т.е. помешало ему открыть сердце перед призывом. Сумама оставался глух к истине, затем шайтан оседлал его и стал искушать убийством Посланника Аллаха ﷺ. Он продолжал искать возможность убить Пророка ﷺ, пока один из дядей Сумамы не отговорил его от этого в самый последний момент. Так Аллах огородил Своего Посланника ﷺ от зла Сумамы. Хоть Сумама и оставил в покое Посланника ﷺ, но он не оставлял в покое его сподвижников. Однажды он схватил некоторых из них и убил наихудшим образом. После этого Посланник ﷺ объявил среди своих сподвижников о дозволенности пролить кровь Сумамы.
Через некоторое время Сумама решил отправиться в Мекку для совершения умры. Он выехал из земель Ямамы в сторону Мекки с намерением совершить обход Каабы и принести в жертву животных ради идолов. Когда он достиг места недалеко от Медины, с ним произошло то, о чём он и не мог подумать. Один из отрядов Посланника ﷺ производил разведку из опасений, что кто-то может напасть на Медину. В один из моментов отряд наталкивается на Сумаму и берёт его в плен, при этом не зная, кто он такой. Его доставили в Медину и привязали к одной из колонн мечети, пока Посланник Аллаха ﷺ не скажет, что делать с пленным дальше.
Войдя в мечеть, Посланник ﷺ увидел Сумаму, после чего обратился к своим сподвижникам со следующими словами: «Вы знаете, кого схватили?», — на что они сказали: «Нет о Посланник Аллаха». Он ﷺ продолжил: «Это Сумама ибн Усаль аль-Ханафи, поэтому обращайтесь хорошо со своим пленником!».
Пророк вернулся к своей семье и сказал: «Соберите всё, что есть у вас из пищи, и пошлите её Сумаме ибн Усалю!». Затем Посланник ﷺ приказал утром и вечером доить свою верблюдицу и относить молоко Сумаме. Всё это было организовано до того, как Посланник ﷺ поговорит с Сумамой во второй раз.
Второй раз Посланник ﷺ встретился с Сумамой с целью призвать его к Исламу. Во время встречи он ﷺ спросил: «Что скажешь, о Сумама?», — на что Сумама сказал: «У меня всё хорошо, о Мухаммад, ведь если ты убьёшь меня, то будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному, если же ты хочешь денег, то проси и получишь что пожелаешь!». Посланник Аллаха ﷺ оставил его на два дня.
В течение этих двух дней Сумаме приносили еду и питьё, а также молоко верблюдицы. Затем Посланник ﷺ снова пришёл и спросил: «Что скажешь, о Сумама?», — на что он сказал: «То же, что я уже говорил: если окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному, если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить, если же ты хочешь денег, то я дам тебе то, что ты захочешь!». Тогда Посланник Аллаха ﷺ велел своим сподвижникам следующее: «Отпустите Сумаму!». Его развязали и отпустили.
Выйдя из мечети, Сумама направился в пальмовую рощу, находившуюся на окраине Медины неподалёку от кладбища аль-Баки, поскольку там была вода. Достигнув воды, Сумама заставил своего верблюда опуститься, затем он тщательно очистился водой из источника, а затем снова направился в мечеть. Когда он достиг её, то остановился перед группой мусульман и произнёс: «Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник». Затем Сумама направился к Посланнику ﷺ и обратился к нему со следующими словами: «О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но этот город стал для меня самым любимым».
Далее он сказал: «Я пролил кровь твоих сподвижников. Что я должен теперь сделать?», — на что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет тебе порицания за это, о Сумама. Ислам стирает то, что было до него». Далее Посланник ﷺ возвестил ему о добре, которое ниспошлёт ему Аллах за то, что он принял Ислам. Черты лица Сумамы разгладились, и он с воодушевлением воскликнул: «Клянусь Аллахом, что я уничтожу язычников во много раз больше, чем я убил твоих сподвижников! Я отдаю себя, свой меч и всех моих людей в помощь тебе и твоей религии!». Затем он сказал: «О Посланник Аллаха! Твоя конница захватила меня, когда я намеревался совершить умру. Как ты думаешь, что мне делать?», — на что Посланник ﷺ сказал: «Продолжи совершение прерванной умры, но только в рамках Шариата Аллаха и Его Посланника». Затем Посланник ﷺ обучил его необходимым обрядам. Достигнув Заповедного Дома Аллаха — Каабы, которая была его целью, Сумама остановился и своим громким, звучным голосом возвестил:
«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой!
Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой!
Поистине, хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе!
И нет у Тебя сотоварища».
Это был первый на земле мусульманин, который, вступив на священную территорию Мекки, произнёс слова тальбии. Услышав тальбию, курайшиты переполошились, их охватил гнев, заблестели выхваченные из ножен мечи, и они устремились в сторону голоса, чтобы расправиться с тем, кто посмел вторгнуться в их обитель.
Когда люди приблизились к Сумаме, он ещё громче стал произносить тальбию, поглядывая на них гордо. Один из курайшитских юношей приготовился поразить его стрелой из своего лука, но другие воспрепятствовали ему в этом, говоря: «Горе тебе! Знаешь ли ты, кто это? Ведь это Сумама ибн Усаль, властитель Ямамы. Клянёмся Аллахом! Если вы причините ему зло, то его народ прекратит снабжать нас продовольствием, и мы умрём с голоду!». Вложив мечи в ножны, люди подошли к Сумаме и спросили: «Да что с тобой, о Сумама, ты впал в детство, оставил свою веру — веру твоих отцов?», — На что Сумама сказал: «Я не впал в детство, а принял лучшую религию. Я стал последователем религии Мухаммада». Далее он продолжил: «Клянусь Владыкой этого Дома! После моего возвращения в Ямаму вы не получите оттуда ни одного пшеничного зёрнышка или чего-либо другого из её благ, пока все до единого не станете последователями Мухаммада!». Далее на глазах у курайшитов Сумама ибн Усаль совершил умру точно так, как повелел ему Посланник Аллаха ﷺ, затем зарезал жертвенное животное во имя Аллаха, а не во имя истуканов и идолов, и только затем отправился обратно в свои земли. Прибыв туда, он повелел своему народу прекратить поставки продуктов курайшитам. Люди послушно выполнили его приказ, и блага Ямамы перестали поступать жителям Мекки.
Постепенно экономическая блокада курайшитов, установленная Сумамой, становилась всё жёстче. В результате начался рост цен, люди стали голодать и впадать в отчаяние. Многие уже всерьёз опасались голодной смерти. В этой ситуации они направили послание Посланнику Аллаха ﷺ, в котором говорилось: «Мы обещали тебе, что будем поддерживать родственные связи и побуждать к этому, однако ты разорвал наши родственные связи, наших отцов убил мечом, а детей умертвил голодом. Более того, Сумама ибн Усаль прекратил поставлять нам продовольствие, чем нанёс нам огромный ущерб. Если ты сочтёшь возможным написать ему, чтобы он возобновил поставки самого необходимого, то сделай это». Посланник Аллаха ﷺ, написал Сумаме, чтобы он возобновил поставки продовольствия. Сумама выполнил это указание.
Всю свою жизнь Сумама ибн Усаль был верен своей религии и сохранял преданность Посланнику ﷺ. Когда Посланник Аллаха ﷺ предстал пред Всевышним, а арабы группами и поодиночке начали отказываться от религии Аллаха, и когда лжепророк Мусайлима из племени Бану Ханифа начал призывать их уверовать в него, Сумама встал на его пути. Он обратился к своему народу со следующими словами: «О люди Бану Ханифа! Остерегайтесь этого мрака, ибо нет в нём никакого света. Клянусь Аллахом, большую беду ниспошлёт Всевышний и Всемогущий Аллах тому из вас, кто пойдёт за лжепророком, но будут и испытания для тех, кто не последует за ним». Он также сказал: «О люди Бану Ханифа! Не может быть двух пророков одновременно. Мухаммад — Посланник Аллаха, и нет пророка после него, и нет пророка вместе с ним». Затем он продекламировал им следующее:
غَافِرِ ٱلذَّنۢبِ وَقَابِلِ ٱلتَّوۡبِ شَدِيدِ ٱلۡعِقَابِ ذِي ٱلطَّوۡلِۖ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۖ إِلَيۡهِ ٱلۡمَصِيرُ٣
«Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Нет божества кроме Него, и к Нему предстоит прибытие» (40:3).
Далее Сумама сказал: «Разве могут быть словами Аллаха то, что говорит Мусайлима: «О лягушка чистая, не испортишь ты питья и не замутишь ты воды»?». После этого, объединившись с теми из своего народа, кто сохранил верность Исламу, Сумама начал вести джихад с вероотступниками во имя Аллаха и ради возвышения Его слова на земле.
Пусть Всевышний щедро вознаградит добром Сумаму ибн Усаля за его преданность как Исламу, так и мусульманам, и пусть дарует ему Рай, обещанный богобоязненным!