بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Самой великой милостью Аллаха по отношению к нам было то, что Он сотворил нас и направил по правильному пути, указал нам, что является благом, и пожелал, чтобы мы оставались на этом до самой смерти. Аллах создал для нас месяцы и времена года, чтобы мы приумножали в них свои праведные деяния, ведь это позволит нам приблизиться к Нему.
Среди месяцев есть месяц Зуль-хиджа, который был так назван в честь совершения в его время главного паломничества (хаджа). Особенность этого месяца заключается в том, что он является одним из запретных месяцев и имеет десять благословенных дней. В книге «Ад-Дурру аль-мансур фи тафсир ал-маасур» Джалалуддин ас-Суюти писал: «Привели Ибн аль-Мунзир, Ибн Абу Хатим и Абу аш-Шейх аль-Асбахани разными путями от Ибн Аббаса касательно слов Всевышнего:
وَوَٰعَدۡنَا مُوسَىٰ ثَلَٰثِينَ لَيۡلَةٗ وَأَتۡمَمۡنَٰهَا بِعَشۡرٖ
«Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним ещё десять» (7:142), — речь идёт о Зуль-када и десяти дней Зуль-хиджа» (конец цитаты). Привели Ахмад, Хаким и Байхакы от Джабира, что Пророк ﷺ касательно слов:
وَٱلۡفَجۡرِ١ وَلَيَالٍ عَشۡرٖ٢ وَٱلشَّفۡعِ وَٱلۡوَتۡرِ٣ وَٱلَّيۡلِ إِذَا يَسۡرِ٤ هَلۡ فِي ذَٰلِكَ قَسَمٞ لِّذِي حِجۡرٍ٥
«Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами! Клянусь чётом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв недостаточно для обладающего разумом?» (89:1–5), — сказал следующее:
إِنَّ الْعَشْرَ عَشْرُ الْأَضْحَى وَالْوَتْرَ يَوْمُ عَرَفَةَ وَالشَّفْعَ يَوْمُ النَّحْرِ
«Десять дней — это дни Зуль-хиджа, нечётный день — это день Арафата, чётный день — это день жертвоприношения». Что касается слов:
وَيَذۡكُرُواْ ٱسۡمَ ٱللَّهِ فِيٓ أَيَّامٖ مَّعۡلُومَٰتٍ
«...и поминают имя Аллаха в известные дни» (22:28), — то Ибн Аббас и Ибн Касир сказали, что речь о десяти днях Зуль-хиджа ‹...› «Привёл Мухаммад ибн Наср в разделе намаза от Абу Усмана ан-Нахди:
كَانُوا يُعَظِّمُونَ ثَلَاثَ عَشَرَاتٍ الْعَشْرَ الْأُوَلَ مِنْ ذِي الْحِجَّةِ وَالْعَشْرَ الْأَخِيرَ مِنْ رَمَضَانَ وَالْعَشْرَ الْأُوَلَ مِنَ الْمُحَرَّمِ
«Они [сподвижники Пророка ﷺ] возвеличивали десять дней трёх месяцев: десять последних дней месяца Рамадан, десять первых дней месяца Зуль-хиджа и десять первых дней месяца Мухаррам» (конец цитаты).
Касательно особенностей десяти дней Зуль-хиджа Бухари, Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие привели от Ибн Аббаса: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:
مَا مِنْ أَيَّامٍ الْعَمَلُ الصَّالِحُ فِيهِنَّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ الْعَشْرِ فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ فَلَمْ يَرْجِعْ مِنْ ذَلِكَ بِشَيْءٍ
«Аллах любит праведные деяния, которые были совершены в эти десять дней [Зуль-хиджа], больше, чем дела, совершённые в другие дни». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! [Любимее, чем] даже джихад на пути Аллаха?», — на что он ﷺ сказал: «[Любимее, чем] даже джихад на пути Аллаха, если не считать случая, когда человек вышел [сражаться на пути Аллаха], рискуя своей жизнью и своим имуществом, и не вернувшегося ни с чем из этого». В версии ат-Табарани говорится:
مَا مِنْ أَيَّامٍ يُتَقَرَّبُ إِلَى اللَّهِ فِيهَا بِعَمَلٍ أَفْضَلَ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ الْعَشْرِ
«Нет лучших дней для приближения к Аллаху через благие деяния, чем десять дней [Зуль-хиджа]». В версии ад-Дарими говорится, что Пророк ﷺ сказал:
مَا مِنْ عَمَلٍ أَزْكَى عِنْدَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَلَا أَعْظَمَ أَجْرًا مِنْ خَيْرٍ يَعْمَلُهُ فِي عَشْرِ الْأَضْحَى
«Нет более чистого дела перед Аллахом и более вознаграждаемого, чем деяния, совершённые в первые десять дней Зуль-хиджа». Привёл Абу Дауд ат-Тиялиси от Абдуллаха ибн Умара: «Как-то во время десяти дней [Зуль-хиджа] я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ, и он сказал:
مَا مِنْ أَيَّامٍ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ الْعَمَلُ فِيهِ مِنْ عَشْرِ ذِي الْحِجَّةِ
«Всемогущий и Великий Аллах любит праведные деяния, которые были совершены в десять дней Зуль-хиджа».
В хадисе разъясняется, что джихад по своей награде не опережает праведные деяния в первые десять дней Зуль-хиджа, исключением является лишь положение, когда муджахид выходит на джихад, беря с собой свои деньги, затем его деньги теряются, а он погибает, и в результате ничего не возвращается обратно. Аш-Шаукани сказал: «Хадис повествует о том, что десять дней имеют превосходство перед другими днями в году». В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар аль-Аскаляни писал, что в этом хадисе говорится, что благое деяние становится более предпочтительным, если оно совершено во временной отрезок, который имеет особый статус. Поэтому деяние в первые десять дней Зуль-хиджа превосходят деяния, совершённые в другие дни. Исключением являются только лучший вид джихада, т.е. когда человек уходит на джихад, взяв с собой деньги, а по итогу ни он, ни деньги не возвращаются обратно. Что касается мудрости преимущества десяти дней Зуль-хиджа, то Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» сказал: «Очевидно, что причина преимущества десяти дней Зуль-хиджа заключается в том, что в них сливаются воедино самые значимые обряды поклонения: намаз, пост, милостыня (садака) и хадж. В другое время подобного сочетания не происходит». Хасан аль-Басри не совершал добровольные посты, если у него имелись пропущенные дни месяца Рамадан, исключением служил пост в первые десять дней Зуль-хиджа. Аль-Басри говорил: «Пост в первые десять дней Зуль-хиджа равен посту длинною в два месяца». Мухаддис, факих Джабир ибн Зайд, ученик Ибн Аббаса, совершал умру в первые десять дней Зуль-хиджа. Тому, кто пожелает заклать жертвенное животное во время Курбан-байрама, будет мустахабом не стричь свои волосы, ногти и кожу в области ногтей до тех пор, пока не будет завершён обряд. Привёл Муслим от Умму Салямы, что Пророк ﷺ сказал:
إذا دَخَلَ الْعَشْرُ وَأَرَادَ أَحَدُكُمْ أَنْ يُضَحِّيَ فَلَا يَمَسَّ مِنْ شَعَرِهِ وَلَا مِنْ بَشَرِهِ شَيْئًا
«Когда наступят [первые] десять дней [Зуль-хиджа], и кто-то из вас захочет принести в жертву животное, пусть ничего не трогает из волос и кожи [в области ногтей]». Ан-Навави, комментируя этот хадис:
فَلَا يَأْخُذَنَّ شَعْرًا وَلَا يَقْلِمَنَّ ظُفُرًا
«...пусть не стрижёт волосы и не подстригает ногти», — в книге «Аль-Минхадж фи шарх сахих муслим» писал следующее: «Запрет подразумевает под собой оставить эти части в целости, чтобы это способствовало освобождению от Огня в Судный день». Одной из особенностей десяти дней Зуль-хиджа является пост в эти дни. Привели Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и другие от Хунайды ибн Халида, а он — от своей жены, а она — от некоторых жён Пророка ﷺ:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ تِسْعَ ذِي الْحِجَّةِ وَيَوْمَ عَاشُورَاءَ وَثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ
«Посланник Аллаха ﷺ постился: девять дней месяца Зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждого лунного месяца». Относительно поста в течение десяти дней Зуль-хиджа имам ан-Навави сказал, что это является крайне желательным делом (мустахаб). Привёл Ибн Хиббан от Хафсы следующее:
أَرْبَعٌ لَمْ يَكُنْ يَدَعُهُنَّ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صِيَامَ يَوْمِ عَاشُورَاءَ وَالْعَشْرَ وَثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ وَالرَّكْعَتَيْنِ قَبْلَ الْغَدَاةِ
«Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха ﷺ: пост в день Ашура, [пост в] первые десять дней месяца Зуль-хиджа, трёхдневный [пост] в каждый месяц и двухракаатный суннат-намаз перед утренним намазом».
Выдающийся табиин Саид ибн Джубайр, когда наступали первые десять дней Зуль-хиджа, проявлял усердие в поклонении настолько, что никто не мог с ним сравниться в этом. Также передаётся, что он сказал: «Будите слуг, чтобы они приняли пищу во время сухура, дабы затем держать пост в день Арафата, и не тушите свет в первые десять ночей». В этих словах содержится намёк на ночное выстаивание намазов и увеличение совершения благих дел в эти благословенные дни Зуль-хиджа. Одной из особенностей десяти дней Зуль-хиджа является то, что привёл ат-Табарани от Ибн Умара: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا مِنْ أَيَّامٍ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ وَلَا أَحَبُّ إِلَيْهِ الْعَمَلُ فِيهِنَّ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ الْعَشْرِ فَأَكْثِرُوا فِيهِنَّ مِنَ التَّهْلِيلِ وَالتَّكْبِيرِ وَالتَّحْمِيدِ
«Нет более великих дней перед Аллахом, и нет любимей дел, совершённых в эти десять дней, так чаще произносите в эти дни тахлили (Ля иляха илля Ллах), такбиры (Аллаху акбар) и тахмиды (аль-Хамду ли Ллях)». Имам Бухари сказал: «Ибн Умар и Абу Хурайра выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджа, произнося вслух такбиры, и люди повторяли за ними». Также он говорил: «Умар ибн аль-Хаттаб произносил такбиры в своём шатре в долине Мина, и люди, находившиеся в мечети, слышали его и начинали повторять за ним такбиры, а также повторяли люди, которые были на рынке, так, что вся Мина сотрясалась от такбиров». Ибн Умар произносил такбиры в Мине после каждого обязательного намаза, и лёжа на своей постели, и находясь в своей палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком. В эти дни является мустахабом (желательным) произносить такбиры вслух, основываясь на действиях Умара ибн аль-Хаттаба, его сына (Абдуллаха ибн Умара) и Абу Хурайры. Что касается формы такбиров, то от сподвижников и табиинов передаётся несколько вариантов:
• Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар кабиран (اَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا),
• Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля иляха илля Ллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва ли Лляхи ль-хамд (اَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْدُ),
• Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля иляха илля Ллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва ли Лляхи ль-хамд (اَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْدُ).
Одной из особенностей десяти дней Зуль-хиджа является пост в день Арафата для тех, кто не совершает хадж. Привёл Муслим, что Посланник ﷺ сказал:
صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ
«... И поистине, я надеюсь, что за пост в день Арафа Аллах простит грехи за прошедший и следующий год...».
Таким образом, в течение этих десяти дней Зуль-хиджа мусульманин может совершить много благих дел и получить за это двойную награду. Среди этих дел может быть: пост, выстаивание дополнительных намазов, чтение Корана, дуа, раздача садака, совершение большого количества зикров, благой нрав, поддержание родственных связей, заклание жертвенного животного, прошение прощения у Аллаха (истигфар), искреннее покаяние (тавба), забота об интересах людей, оказание помощи нуждающимся, повелевание одобряемого и удерживание от предосудительного, призыв к установлению правления на основе Шариата. Последнее является наивысшим благом, поскольку от него зависит претворение всего Ислама. В эти дни дверь благих деяний широко открыта, и известно, что распространение доброго деяния, которое стремятся совершить и другие, лучше, чем деяние, которое ограничивается одним человеком, хотя в обоих содержится благо для самого человека.