بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Юсуф ас-Сариси — Бейт аль-Макдис
Являются ли положения Ислама гибкими и могут ли они развиваться?
Все законы, будь то религиозные или рукотворные, стремятся решить проблемы человека, вытекающие из его поведения и действий, то есть вытекающие из его поступков. Законы обычно представляют собой неизменные тексты, которые выступают решением для определённых проблем, будь то старых или новых. Как правило, сначала изучается реальность проблем, а затем принимаются законы с целью их решения. Законы, принесённые религиями путём Откровения в священных книгах, характеризуются как устойчивые и неизменные, потому что Откровение, которое снизошло пророкам, заканчивалось с завершением божественной миссии каждого из них. В то же время рукотворные законы продолжают меняться, поскольку законодатели постоянно переделывают свои произведения, которые являются неполными, не охватывают все положения человека и не способны должным образом решить его проблемы. Законодатели всегда прибегают к добавлению новых законов и изменению старых, чтобы приспособиться к новым реалиям, когда обстоятельства меняются, а законы оказываются несовершенными.
Человек совершает определённые действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и инстинктов. Действия человека изменяются в связи с изменением средств и способов в каждую эпоху. Но при исследовании вопроса обнаруживается, что изменения происходят по форме, а не по существу, в том смысле, что меняется не основа человеческого действия, возникающего из жизненной энергии, а меняются лишь способ удовлетворения и средства удовлетворения.
Органические потребности, такие как нужда в еде, воде, сон, дыхание, отправление нужды, охлаждение и согревание организма являются человеческими действиями, возникающими по причине наличия в человеке жизненной энергии. Это первоначальные потребности, которые не меняются и не заменяются с изменением времени и ситуации. Меняются же способы и средства, используемые для удовлетворения этих потребностей. Еда является базовой потребностью каждого человека, но способы, формы, типы и средства, используемые для добычи пищи, как сельское хозяйство и промышленность, а также способы и средства, используемые для приготовления и употребления пищи, меняются и заменяются в соответствии со временем, ситуацией и особенностями народа.
То же самое касается и жизненной энергии, проистекающей из трёх инстинктов: выживания, сохранения рода и религиозности. Эти свойства человека не меняются со сменой времени, ситуации и народа. Скорее, они остаются неизменными и не могут быть стёрты, искоренены или подавлены. Человек вынужден выполнять определённые действия для удовлетворения этих потребностей и желаний. Если законы направлены на регулирование самих инстинктов и решение проблем, связанных с ними, то они упорядочивают основу неизменной инстинктивной энергии. Но если законы направлены на регулирование способов и средств, с помощью которых осуществляются процессы удовлетворения этих инстинктов, тогда люди — в любое время, в любом месте и народе — будут вынуждены изменять свои законодательства и законы, чтобы приспособиться к неизбежным новым реалиям, возникающим из-за стремления человека улучшить и изменить способы и средства жизни.
Например, инстинкт выживания вынуждает человека принимать меры защиты, что требует укрепления в определённых местах от опасностей, будь то исходящих от людей, хищников или природных факторов. Поэтому люди строят укреплённые дома, города и заборы, а также изготавливают оружие и снаряжение, защищающее от этих опасностей. Что же касается средств и способов, используемых в этих областях, то они различаются в зависимости от времени, ситуации и особенностей народа. Если законы направлены на взаимодействие с этими меняющимися средствами и способами, такими как виды оружия, формы жилищ и крепостей, используемые строительные материалы, то эти законы неизбежно будут меняться в соответствии со временем, обстоятельствами и особенностями народа. Но если законы направлены на решение сути проблемы, а именно — на решение проблемы защиты, тогда они станут охватывать источник инстинктивной потребности, который не меняется, сколько бы времени ни прошло, какие бы обстоятельства ни наступили и какого бы народа они ни коснулись.
Если законы направлены на способы и средства, которые используются для удовлетворения потребностей, то их, несомненно, придётся менять с изменениями времени, ситуации и народа. Но если законы направлены на источник потребности или жизненной энергии, решая, что подходит для удовлетворения, а что не подходит, и как нужно удовлетворять, то этот источник не меняется с изменением времени, ситуации и особенностей народа. Потребность — это часть природы каждого человека во все времена, которую нельзя изменить или заменить.
Следовательно, законы, направленные на решение сути человеческих потребностей и инстинктов, охватывают те действия человека, которые не меняются со временем, изменением ситуации и особенностей народа. Эти законы не нужно менять всякий раз, когда происходят изменения в области способов и средств. Вышеописанные особенности относятся к божественным законам. Что касается законов, направленных на способы и средства, не имеющие непосредственного отношения к органическим потребностям и инстинктам, то их необходимо менять в соответствии с постоянными изменениями в способах и средствах. Таким образом, эти законы меняются и не могут служить регулятором человеческих отношений на протяжении всех времён и при различных ситуациях. Такие особенности закреплены за рукотворными законами.
Исламский Шариат — это божественный свод законов. Он не меняется и не заменяется до Судного Часа. Шариатские тексты из Корана и Сунны не прибавляются и не уменьшаются. Эти тексты конечны, и они содержат постоянные правовые постановления, которые не развиваются и не меняются в зависимости от времени, ситуации и особенностей народа. Скорее, они обращены ко всем людям, рассматривая каждого из них как человека и рассматривая их действия как проблемы человека. Таким образом, исламское законодательство направлено на природу человека и источник его действий, а именно — инстинкты и органические потребности. Стремление совершать действия для удовлетворения своих инстинктов и органических потребностей является врождённым качеством человека, которое не меняется, не заменяется и не развивается. Сущность, природа человека не менялась со времён Адама (а.с.), и она никогда не изменится до Конца Времён. Меняются только способы и средства, используемые при совершении действий для удовлетворения потребностей и желаний.
Точно так же при рассмотрении реальности человеческих действий обнаруживается, что человек совершает их для удовлетворения своих инстинктов и органических потребностей, представляющих собой жизненную энергию. Эта энергия является врождённой в каждом человеке вне зависимости от его индивидуальных качеств. С точки зрения наличия жизненной энергии все люди одинаковы, поскольку она никак не меняется от человека к человеку, даже если может отличаться по своей силе. Таким образом, решения, направленные на корень человеческих действий, одинаковы для всех людей в любое время и в любом месте. Если эти решения подходят для группы людей в определённом обществе, тогда они применимы ко всем людям в любое время и в различных ситуациях, как бы ни разнились расы и национальности людей.
Когда решения проблем человека направлены на его врождённые свойства и природу, тогда они будут постоянными и не будут меняться с изменением времени и ситуации, ибо начало, побуждающее человека совершать поступки, статично и не изменяется.
Пригодность Исламского Шариата во все времена и в разные ситуации
Для того, чтобы законодательство было пригодным в любое время и в любом месте, есть два условия:
1. Оно должно быть способным вырабатывать решения для всех существующих и ожидающих проблем человека на протяжении всех времён.
2. Постановления, связанные с потребностями человека, должны решать его проблемы правильным образом.
1. Что касается того, охватывают ли исламские законы все существующие и ожидаемые проблемы человека, то ответом здесь будет то, что на любые проблемы человека, существующие или ожидающие, есть своё шариатское решение. Это подтверждается рядом шариатских текстов, а также тем фактом, что Ислам является последним божественным законодательством, поэтому он должен быть всеобъемлющим. Аллах говорит:
ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),
وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89). «Разъяснение каждой вещи» означает, что в Исламе есть решение любой человеческой проблеме и что это законодательство пригодно для всех людей в любые времена и по поводу любой ситуации, а не только для арабов. Также Аллах говорит:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا كَآفَّةٗ لِّلنَّاسِ بَشِيرٗا وَنَذِيرٗا وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ٢٨
«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28).
Коран сам по себе является чудом. Но также его чудотворность заключается в том, что его тексты являются всеобъемлющими и содержат решения по каждому действию человека.
2. Что касается вопроса, решает ли Ислам человеческие проблемы правильным образом, то ответ имеется в ряде ясных аятов. Аллах говорит:
أَلَا يَعۡلَمُ مَنۡ خَلَقَ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلۡخَبِيرُ١٤
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:14),
وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ١٠٧
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107),
وَنُنَزِّلُ مِنَ ٱلۡقُرۡءَانِ مَا هُوَ شِفَآءٞ وَرَحۡمَةٞ لِّلۡمُؤۡمِنِينَ
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (17:82),
وَعَسَىٰٓ أَن تَكۡرَهُواْ شَيۡٔٗا وَهُوَ خَيۡرٞ لَّكُمۡۖ وَعَسَىٰٓ أَن تُحِبُّواْ شَيۡٔٗا وَهُوَ شَرّٞ لَّكُمۡۚ وَٱللَّهُ يَعۡلَمُ وَأَنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).
Исламский Шариат — это единственное законодательство, пригодное для решения проблем человека на протяжении всех времён и в любой ситуации, поскольку это божественный свод законов, ниспосланный от Проницательного и Ведающего о каждом творении и о том, что нужно каждому творению.
Точно так же определение добра и зла, хорошего и плохого является прерогативой Шариата, а не разума. Человек не может судить о действиях, глядя только на их реальность. Скорее, есть явления, обстоятельства и мотивы, которые и делают действие либо запрещённым (харам), либо дозволенным (халял). Но эти измерения доступны лишь Аллаху. Поэтому решения по человеческим поступкам должны исходить от Всезнающего и Мудрого Творца. То есть главенство (хакимия) принадлежит только Аллаху.
Хотелось бы детализировать и рассмотреть практическую сторону того, что мы написали в первом пункте и ответить на вопрос: каким образом Шариат вырабатывает решения для всех существующих проблем человека и каким образом охватывает все совершаемые человеком действия. Несколько аспектов делают Шариат способным решать все человеческие проблемы в любое время, и мы опишем их следующим образом [1]:
Ислам предоставляет решения по проблемам человека как такого. Природа человека и его особенности (жизненная энергия в виде инстинктов и органических потребностей) одинаковы у всех и не различаются по прошествии времени и с изменением ситуации.
Шариатские решения направлены на человеческие действия, а средства и способы, которые используются в совершении действий, затрагиваются этими решениями лишь в общих формах. Шариатское решение направлено на первоначальные действия человека.
Основной принцип средств и способов заключается в том, что они разрешены, если нет доказательств запрета. Относительного того, что входит в понятие культуры, Ислам даёт ответ, а что касается того, что связано с цивилизацией, то человеку предоставлено право изобретать как он пожелает.
Решения связаны с человеческими действиями и связаны с реальностью. На каждую реальность есть установленное Шариатом решение. И за каждым решением стоит соответствующее воздаяние. Шариатские решения отличаются неизменностью и точностью соответствия реальности.
Действия и взаимоотношения человека подпадают под схожие правила и главы. Все пути удовлетворения могут быть определены и перечислены. Могут быть определены как действия, которые человек совершает для удовлетворения, так и связанные с этим вопросы организации действий. Шариат даёт неизменные и постоянные решения для них, потому что он рассматривает решения с точки зрения того, что их можно определить и предоставить соответствующие и неизменные решения.
Некоторые человеческие действия повторяются, невзирая на смену времени и обстоятельств. Например, пути приобретения имущества, как работа или получение наследства; пути увеличения имущества, как положения о торговле и договорах. Все они имеют неизменные решения. Ислам предоставляет решения для действий, описывает детали метода взаимоотношений и раскрывает решения, которые гарантируют защиту прав, вытекающих из этих действий. Такие взаимоотношения постоянны и не видоизменяются в зависимости от времени и ситуации.
Ислам даёт решение по вопросам вынужденного состояния человека (дарура), так как учитывает обычные обстоятельства (азима) и исключительные, вынужденные и экстраординарные обстоятельства (рухса).
Теперь поговорим о том, каким образом шариатские тексты из Корана и Сунны имеют способность давать решения по каждому действию человека. Эта способность связана с природой и обширностью самих шариатских текстов, а также с языком, на котором они пришли и хранятся. Языком шариатских текстов является арабский. Это достаточно обширный язык, и он отличается от других языков. Человеческие законодательства дают решения по человеческим проблемам и поступкам, используя только изложенное значение (мантук). Что касается шариатских текстов, то из них можно брать решения, используя разные приёмы. Да, шариатский текст имеет изложенное значение, но в нём так же открыта дверь и для других приёмов, таких как понимаемое значение (мафхум) и рациональное значение (маъкуль), которое включает такие принципы, как аналогия (кыяс) и шариатский мотив (иллят). Таким образом, Шариат довольно обширный, и эта обширность отражается следующим образом:
Источники Шариата — это Коран и Сунна. С точки зрения законодательных текстов Шариат ограничен именно этими двумя источниками. Но значения, имеющиеся в этих источниках, применимы к новым реалиям вплоть до Последнего Часа, поскольку природа арабского языка обширна и может короткими предложениями выражать много смыслов.
Шариатские тексты применимы ко всем обновляемым и множественным человеческим действиям, как бы они ни были разнообразны, потому что эти тексты пришли в виде слов, имеющих определённые коннотации (даляля), и в них для донесения желаемого смысла используется сила красноречия (аль-баян).
Шариатские решения наделены широкими рамками, то есть они пришли с общими (амм) значениями, специфическими для описания действий, и эти решения распространяются на всё, что подпадает в эти рамки. Другими словами, когда решение было дано роду или виду действия в общем значении, тогда оно применимо ко всякому действию такого рода или вида. Человеческому разуму же была дана возможность выводить из этих общих значений решения на свои нововозникающие проблемы. Следовательно, нет такой проблемы у человека, на которую не было бы решения в Исламском Шариате.
Шариатские тексты были ниспосланы в виде шариатских решений. В них есть частичные или подробные решения, есть общие (амм) или всеобъемлющие (куллий) решения, есть общие и всеобъемлющие правила и шариатские определения, есть выведенные (мустанбат) или исследованные (мустакра) решения, подпадающие под общее значение, если описание не мотивировано, или относящееся ко всему, что включает подобное описание; если же оно мотивировано, тогда проводится аналогия (кыяс). Таким образом, муджтахид может подразделять эти правила на многие решения и включать отдельные решения под эти правила. Шариатские определения так же применимы ко многим реальностям, как и мотивы объединяют в себе многочисленные беспрецедентные явления (навазиль).
Законодатель установил в текстах некоторые признаки, которые можно применять к вещам вне зависимости от их разнообразия. Для муджтахида они играют роль критериев, которые позволяют применять решения, указанные в этих текстах, к новым явлениям. И при этом муджтахид понимает, к чему было ниспослано решение (манат аль-хукм).
Все эти свойства шариатских текстов делают религию полноценной и всеобъемлющей, а Шариат сделали обширным и способным давать ответы и решать проблемы человека вплоть до Судного Дня. К тому же эти решения обладают отличительным качеством — они статичны и неизменны. При такой стабильности шариатские решения могут обеспечить постоянство в достижении справедливости, гарантировать правильное достижение целей и задач, а в самой законодательной системе будет царить гармония. Шариат обширен, но эта обширность не означает, что он гибкий и способный подстроиться под любую реальность, даже если она противоречила ему, и не означает, что Шариат развивается так, что со временем меняется его внутренняя структура, а означает, что его тексты довольно обширны и содержат в себе множество решений, а сами решения применимы к многочисленным ситуациям и явлениям.
Приведём пример, демонстрирующий обширность Шариата и то, как текст может содержать общие значения. Аллах говорит:
فَإِنۡ أَرۡضَعۡنَ لَكُمۡ فََٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ
«Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение» (65:6). Речь идёт о плате за выполнение определённого действия какой-либо женщиной, а именно — кормление грудью. Но смысл аята — общий, и он затрагивает любое действие, за выполнение которого мужчине или женщине причитается выплата как в случае найма на работу. Из такого значения найма можно вывести общее шариатское правило: «Каждому работнику для другого человека причитается зарплата за выполненную работу». Это правило применимо к любым вопросам, подпадающим под его общий смысл. Таким образом, один шариатский текст даёт решения на множество действий человека.
Тогда о каком обновлении религии может идти речь?
Абу-ль-Аля Маудуди сказал: «На самом деле, обновление — это очищение Ислама от всех примесей джахилии, а затем — работа над возрождением его как можно более чистым».
Обновление религии в соответствии с шариатским пониманием осуществляется путём понимания Ислама таким, каким он был ниспослан в Откровении Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы эта религия снова выполняла те функции и роли, которые Аллах вложил в неё. Для этого необходимо было кристально чисто определить исламскую идею. Для того, чтобы восстановить чистоту, необходимо, чтобы каждая мысль, решение или мнение были увязаны со своим доказательством из Корана и Сунны, т.е. были увязаны с Откровением. Чистота — это исключение любой мысли, решения или мнения, которая не является частью исламской идеи. Также это устранение из исламской идеи примесей, которые смешались с ней, и мыслей, которые проникли в неё в эпоху упадка или в результате идейного и миссионерского вторжения, или в результате искажения текстов в «современных» учебных заведениях, или в результате интерпретации Ислама так, чтобы он согласовывался с существующей реальностью. Кристаллизация же исламских концепций — это улучшение образа исламской идеи в умах людей. При этом не стоит забывать, что мысль исходит из ощущений. Кристаллизация идеи приводит к тому, что человек правильно понимает идеологию как идею и метод, а затем работает над изменением реальности.
Что касается того, как добиться этого обновления, то ответом будет: следовать Корану и Сунне и придерживаться их в соответствии с правильным пониманием, основанным на арабском языке, каким было это понимание во времена Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, а также придерживаться правильных шариатских постулатов в соответствии с шариатскими науками, как усуль ад-дин (основы религии), усуль аль-фикх (основы юриспруденции), улуюм аль-хадис (знание о пророческих изречениях) и других.
Теперь относительно того, в каких сферах необходимо обновление. На самом деле обновление происходит во всех вопросах религии и во всех делах мусульман. Оно включает в себя верования (акыда), шариатские решения и язык, а также беспрецедентные явления (навазиль) и проблемы, которые беспокоят мусульман в нынешнюю эпоху.
Первый шаг, который должен сделать обновитель, — это систематический обзор усуля, будь то усуль ад-дин или усуль аль-фикх. Он изучает усуль ад-дин, то есть акыду, изучает в ней наиболее важные понятия и оценивает их в соответствии с рациональными и шариатскими правилами, а также категоричными доказательствами. Затем изучаются проблемы акыды и связанные с этим вопросы, после чего удаляется всё, что смешивалось с ней на протяжении веков.
Обновитель изучает последствия вторжения греческой и персидской философий в акыду, особенно такие вопросы, как сотворённость Корана, судьба и предопределение, атрибуты Аллаха, смерть, средства к существованию (ризк), упование на Аллаха, логика, мистицизм (тасаввуф) и освящение святых. Также он изучает влияние идей светскости, отделения религии от жизни, демократии, социализма, атеизма, научного метода, дарвиновской теории эволюции и других вопросов, причиной вторжения которых в Ислам было попадание мусульман под влияние философий и принципов, противоречащих Исламу. Какая бы из этих идей ни противоречила Исламу и его акыде, она будет отвергнута и удалена из религиозных вероучений, а всё, что не противоречит Исламу и может быть построено на акыде Ислама, может быть принято без проблем.
Касательно же обновления усуль аль-фикха следует отметить, что обновитель должен проводить систематический обзор усуль аль-фикха. Он изучает усуль в соответствии с шариатскими правилами и категоричными доказательствами. Затем он изучает основные проблемы, связанные с вопросом шариатских доказательств, а именно: как следует приводить доказательство, проводить аналогию (кыяс), находить мотив (иллят), отдавать предпочтение (тарджих) или уравнивать (таадуль) и так далее. Происходит изучение усуль аль-фикха и связанных с ним вопросов, а затем удаляется всё, что примешивалось на протяжении веков, как шариатские доводы, построенные на предположениях, в том числе такие вопросы: истихсан (поиск пользы), мазхаб сподвижника, действие жителей Медины, урф (традиция), маалят аль-афаль (изучение последствий).
Точно так же изучаются вопросы интересов (масалих), фикх необходимости (дарура), фикх меньшинств (акалийят), цели Шариата (макасид) и другие вопросы, посредством которых некоторые модернисты пытаются внести западные системы в религию под видом того, что они являются «шариатскими доказательствами». На самом деле это лишь подобие доказательств, построенное на плохом понимании усуля. Мотивом для этого является подражание Западу и получение выгоды от его идей и систем под предлогом изучения усуля. Они используют этот предлог для изменения Ислама в соответствии с современной западной культурой. Подобное очень опасно для Ислама, потому что вносит в усуль аль-фикх доказательства и правила, которые не имеют к нему никакого отношения. Мусульманин думает, что они из религии и что они основаны на доказательствах из усуль аль-фикха, тогда как эти правила представляют собой интерпретацию тех, кто находится под влиянием культуры, господствующей в «современном», «цивилизованном» и «развитом» мире.
Что касается науки о хадисе, то мусульмане в ранние века осознавали опасность измышления хадисов и установили в этой области рациональные и шариатские правила, чтобы устранить всю ложь и обман, которые накопились за какое-то время. Построение этой науки завершилось ещё в первые века Ислама. Теперь мы можем использовать то, чего достигли первопроходцы в этой области. Нам необходимо обращать внимание на слабые хадисы, на то, как нужно отдавать предпочтение и комбинировать доказательства, которые кажутся противоречащими друг другу. Все эти процессы проходят через науку усуль аль-фикх. Также обновитель должен отвечать на измышления исказителей, востоковедов и скептиков, атакующих хадисы Посланника Аллаха ﷺ и науки о хадисах в целом.
То же самое касается и наук об арабском языке. Первые мусульмане приложили много усилий, чтобы собрать, записать и установить правила арабского языка, защитив его от искажений.
Что касается области шариатского иджтихада, то обновитель выполняет этот иджтихад в соответствии с правилами усуль аль-фикха по всем вопросам, которые коснулись мусульман, чтобы они хорошо обновили понимание своей религии. Обновитель предлагает шариатские постановления, связанные с нынешней жизнью мусульман, чтобы решить их проблемы и вопросы. К примеру, он показывает, как нужно восстановить Исламский Халифат и то, какие законы будут действовать в этом государстве в области экономики, социальной системы, правления, политики, образования, здравоохранения и так далее.
Между шариатским иджтихадом и обновлением есть разница. Не каждый муджтахид является обновителем религии, но обновитель непременно должен быть муджтахидом, чтобы выводить решения Аллаха по разным вопросам и быть способным правильно увязывать шариатские постановления с реальностью для решения всех проблем и вопросов, интересующих мусульман.
Самое важное из того, что должен делать обновитель, помимо обновления вопросов мысли и фикха, таких как толкование, хадисы, язык и т. д., — это изучение реальности своего времени, а также проблем, вопросов и бедствий, с которыми столкнулась его Умма, чтобы иметь представление о том, как изменить эту реальность в лучшую сторону. Таким образом, его усилия по обновлению превращаются в процесс изменения реальности, которая противоречит Шариату и причиняет страдания мусульманам. Его цель заключается в том, чтобы поднять Умму, снова сделать её лучшей общиной, появившейся на благо человечества, изменить испорченную реальность и снова поставить всё на свои места.
Важнейшие плоды обновления религии
Важнейшие плоды обновления религии отражаются в решении проблем мусульман в современную эпоху, так как это дело считается одним из важнейших и необходимых дел обновления. Если обновитель проделал работу в области мысли и Шариата, не изучив решение Аллаха по существующей реальности и то, как изменить эту реальность и провести её в жизни как во времена Пророка ﷺ и праведных халифов, тогда его знания, усилия и польза останутся лишь теорией в книгах и другой литературе. При этом жалкая реальность мусульман не будет меняться из-за отсутствия деятельности по обновлению религии.
Следовательно, обновитель должен глубоко изучить проблемы мусульман в современную эпоху и изучить то, как решать эти проблемы в соответствии с рациональной и шариатской методологией. Он должен решать эти проблемы систематично в соответствии с законом причинно-следственной связи и в соответствии с шариатскими доказательствами, которые касаются этих проблемных вопросов в современную эпоху. То есть обновителю необходимо изучить текущие проблемы мусульман и связать следствия с причинами.
Обновитель сначала определяет фундаментальную проблему мусульман, над решением которой он должен работать. Он изучает давнюю и недавнюю историю мусульман и определяет проблемы, которые возникли в понимании Ислама. При этом нужно понимать, что эти проблемы считаются причинами, создавшими неправильное понимание Ислама. К числу таких проблем относятся: появление философии, греческой логики и, как следствие, науки калям, появление мыслительной путаницы в таких вопросах, как созданность Корана, атрибуты Аллаха, судьба и предопределение и другое. Также сюда можно отнести проблему выдумывания хадисов, закрытия дверей шариатского иджтихада, проникновение индийской философии, появление проблемы мистицизма (тасаввуф) и метафизического фатализма (аль-кадария аль-гайбия), а также разрыв между силой арабского языка и силой Ислама. Всё это привело к непониманию Ислама, что вылилось в неправильное применение Шариата в государстве. Затем пришло бедствие проникновения западной светской капиталистической мысли и её влияние на многих мусульман в XIX веке и последовавшее за этим разрушение Исламского Халифата после Первой мировой войны, а также разделение мусульманских стран на слабые и скудные образования, что окончательно разрушило их единство.
Затем обновитель должен изучить подход к решению фундаментальной проблемы мусульман и к тому, что из этого вытекает, превращая причины проблемы в причины решения, а следствия проблемы превращая в цели, которые он стремится решить. Таким образом, цель состоит в том, чтобы возобновить исламский образ жизни, установив Халифат и работая над объединением мусульманских стран в одно государство. План состоит в том, чтобы достичь этого путём улучшения понимания Ислама благодаря озаряющей мысли. Обновление здесь заключается в переформулировании концепций Ислама в новой мыслительной формулировке таким образом, который будет понятен современникам. На этом этапе он представляет Ислам как идеологию (основной принцип) для всех жизненных дел с целью восстановления доверия мусульман к идеям и решениям Ислама, которое было ослаблено в ходе западного мыслительного вторжения в мусульманские страны. Также необходимо воссоединить силу арабского языка с силой Ислама для улучшения понимания религии. Он изучает наиболее опасные идеи, просочившиеся к мусульманам из других философий, и устраняет недопонимание, которое они создали. Затем он распространяет эти исламские концепции среди мусульман и формирует общественное мнение в их пользу посредством взаимодействия с обществом. Однако это не индивидуальная миссия, а скорее, коллективная, то есть миссия сплочения, которое несёт мысль, принимает её и распространяет в обществе, чтобы создать о ней общественное мнение. После этого нужно привести Ислам к власти, следуя правильному шариатскому методу, а затем революционно применить Ислам к обществу.
Такое обновление религии будет продуктивным и полезным для мусульман. Все их проблемы будут решены, ряды и слово — объединены, а статус среди народов — повышен. Тогда мусульмане через Государство Халифат понесут исламский призыв миру и будут вести джихад на пути Аллаха. Они овладеют землёй и распространят на ней справедливость Ислама, как предсказывал наш господин Мухаммад ﷺ.
Эта работа подчёркивает важность роли исламских учёных в обновлении, в руководстве людьми и в направлении их к истине. Их роль — великая и основательная. Учёные должны взять на себя инициативу и присоединиться к проекту реальных изменений, основанных на озаряющей обновительской мысли, а затем призвать к нему людей, будучи идейными лидерами и носителями знамени истины среди мусульман. У них есть влияние среди людей, а их слова имеют значимость. Учёные должны помнить завет, который Аллах взял с них, а именно — что они обязаны говорить об Аллахе только истину. Посланник Аллаха ﷺ назвал учёных наследниками пророков, поэтому они несут большую ответственность в отношении мусульман и их правителей, а также в отношении установления Исламского Государства.
Обновитель нынешней эпохи
Обновление требуется реальностью и Шариатом. Оно происходит каждое столетие. Обновители очищают религию от всех примесей и возвращают ей такой вид, какой он был при Посланнике Аллаха ﷺ. Они показывают мусульманам правильное решение современных проблем и вопросов.
На протяжении всей истории мусульман из их же числа появлялись выдающиеся обновители. В первом веке появился халиф Умар ибн Абдульазиз. В начале второго века появился Имам Шафии. Из числа тех обновителей, которые несли проект изменения и возрождения религиозных наук, можно выделить в пятом веке хиджры Абу Хамида аль-Газали по прозвищу «Довод Ислама». В восьмом веке по хиджре проект обновления понёс Шейх уль-Ислям ибн Таймия. В число обновителей входили многие деятели, которые старались изменить реальность мусульман и обновить религию.
Вопрос в том, есть ли среди мусульман кто-нибудь, кто работает над обновлением религии в современную эпоху?
Ответом будет: да, в современную эпоху появилось много людей, в которых можно предположить желание обновить религию. Но при рассмотрении их действий и соответствия их деятельности условиям обновления, о которых мы говорили выше, за последние десятилетия имеется только одна серьёзная попытка обновить религию. И это то, что сделал имам-обновитель и учёный аль-Азхара шейх Такыюддин ан-Набхани. Он выдвинул комплексный проект по обновлению религии в конце четырнадцатого века по хиджре, то есть во второй половине двадцатого века. Его обновление отразилось на практике. На основе своего проекта по обновлению религии он создал сплочение «Хизб ут-Тахрир». Оно утвердило эти обновительские концепции и взялось распространять их среди мусульман, чтобы создать общественное мнение. Затем сплочение начало обращаться за помощью к людям силы и власти, чтобы установить Исламский Халифат. Это государство найдёт точку опоры в одной из стран-маджал исламского мира, затем присоединит остальные исламские земли, а после этого станет нести Ислам всему миру путём давата и джихада.
Мусульмане поймут важность того, что сделал обновитель века шейх Такыюддин ан-Набхани, уже после того, как установится Второй Праведный Халифат по методу пророчества. Но пока что мусульмане в целом ещё не осознают важность обновительской деятельности, проделанной шейхом Такыюддином, из-за издательской блокады, информационных искажений и страха перед тиранией правителей. История когда-нибудь вспомнит шейха Такыюддина как одного из самых выдающихся обновителей своего времени. Его труды станут предметом рассмотрения, изучения, подражания и последующей деятельности для возрождения мусульман и донесения их призыва до всего мира.
Первая часть по ссылке
1. Из книги Саира Салямы Абу Малика «Чудо исламского Шариата: характеристики и свойства».