بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Аль-Мубарак ибн Ахмад Яхья, Йемен
Вернувшись из Таифа, Посланник Аллаха ﷺ начал обращаться к арабским племенам, знакомить их с Исламом и предлагать им войти в религию Аллаха. Затем он велел им оказать помощь (нусру) Исламу и предоставить ему убежище, чтобы Слово Аллаха продолжало распространяться. В частности, это происходило в сезоны паломничества и сезоны торговли, когда арабские племена собирались в одной местности.
Посланник Аллаха ﷺ принял точную программу призыва в соответствии с ясным и чётко определённым политическим планом. Он посещал представителей племён и видных лиц, которые обладали силой и укреплениями. С собой же он брал тех сподвижников, которые хорошо знали историю и родословную арабских племён, — Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.) и Али ибн Абу Талиба (р.а.). Эти двое расспрашивали представителей племён о том, что помогло бы узнать о характере племени, а также о том, есть ли у них возможность приютить Пророка ﷺ и оказать поддержку призыву. К примеру, они спрашивали: есть ли у вас укреплённое место? Есть ли у вас воины? Какова ваша численность? Всё это делалось до того, как начинал говорить Посланник Аллаха ﷺ.
Посланник Аллаха ﷺ призывал арабские племена, начиная от племени Кинд и Кальб. Он призвал следующие племена: Бану Амир, Гассан, Бану Фазара, Бану Мурра, Бану Ханифа, Бану Салим, Бану Абс, Бану Наср, Бану Саляба ибн Укаба, Бану Харис, Бану Кааб, Бану Узра, Бану Кайс ибн Хатым и Бану Абу аль-Юср Анас ибн Абу Рафи. Он говорил: «Есть ли тот человек, который отведёт меня к своему народу и защитит меня, пока я буду доносить до людей Послание моего Господа? Ведь курайшиты препятствуют мне доводить до людей Послание моего Господа!» (Ахмад, Ибн Хишам).
Посланник Аллаха ﷺ подвергся большому угнетению. Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах (р.а.) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْرِضُ نَفْسَهُ عَلَى النَّاسِ فِي الْمَوْسِمِ، فَيَقُولُ: أَلَا رَجُلٌ يَحْمِلُنِي إِلَى قَوْمِهِ، فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ مَنَعُونِي أَنْ أُبَلِّغَ كَلَامَ رَبِّي
«В сезон (хаджа в Мекке) Посланник Аллаха ﷺ представлял себя людям и говорил: «Есть ли (среди вас) человек, который отведёт меня к своему народу, ибо эти курайшиты помешали мне донести до людей речь моего Господа!?» (Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд).
Пророк ﷺ часто посещал племена, призывая их к Исламу, а они отвечали ему самым худшим образом, досаждали ему и говорили: «Его народ лучше осведомлён о нём! Как может принести нам пользу тот, кто несёт нечестие своему народу?!». Курайшиты распространяли о нём всякие слухи, и это хорошо удавалось им. Всё это причиняло боль Посланнику Аллаха ﷺ. Сообщается от Мудрика ибн Муниба, далее — от его отца, от деда (р.а.), который сказал:
رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ وَهُوَ يَقُولُ يَا أَيُّهَا النَّاسُ قُولُوا لَا إِلَهَ إِلاَّ اللهُ تُفْلِحُوا فَمِنْهُمْ مَنْ تَفَلَ فِي وَجْهِهِ وَمِنْهُمْ مَنْ حَثَا عَلَيْهِ التُّرَابَ وَمِنْهُمْ مَنْ سَبَّهُ حَتَّى انْتَصَفَ النَّهَارُ فَأَقْبَلَتْ جَارِيَةٌ بِعُسٍّ مِنْ مَاءٍ فَغَسَلَ وَجْهَهُ أَوْ يَدَيْهِ وَقَالَ يَا بُنَيَّةُ لَا تَخْشَي عَلَى أَبِيكِ غَلَبَةً وَلَا ذِلَّةً فَقُلْتُ مَنْ هَذِهِ قَالُوا زَيْنَبُ بِنْتُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهِيَ جَارِيَةٌ وَضِيئَةٌ
«Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ во времена джахилии сказал: «О люди, скажите, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и вы спасётесь!». И в тот день люди до обеда не оставляли его в покое, кто-то плевал ему в лицо, кто-то бросал в него землю, а кто-то ругал и оскорблял. Затем какая-то девушка принесла ему воды в большом сосуде. Посланник ﷺ вымыл своё лицо, руки и сказал: «О доченька, не бойся, что кто-то одержит верх над твоим отцом или унизит его». Тогда я спросил: «Кто эта девушка?». Мне ответили: «Это Зайнаб, дочь Посланника Аллаха ﷺ» (Бухари, Табарани). Абу Джахль и Абу Лахяб, да проклянёт их Аллах, не переставали причинять вред Посланнику Аллаха ﷺ.
Посланник Аллаха ﷺ во время посещения племён несколькими способами отвечал на козни многобожников, в том числе:
• Встреча с племенами ночью, чтобы многобожники не могли помешать ему. Встреча с ауситами и хазраджитами прошла ночью, так же, как и Первая и Вторая присяги у Акабы.
• Посещение племён на их же стойбищах. Он посетил Бану Кальб, Бану Ханифа и Бану Амир на их же стойбищах, чтобы не провоцировать курайшитов и вести переговоры надлежащим образом.
• Встречи в сопровождении сподвижников. Абу Бакр (р.а.) и Али (р.а.) сопровождали Посланника Аллаха ﷺ в нескольких переговорах с некоторыми племенами. Возможно, цель состояла в том, чтобы арабы не думали, что он один и не имеет помощников из знати своего народа и своих родственников. К тому же, эти сподвижники хорошо знали родословную арабов и характер племён, и могли выбрать из них тех, кто мог лучше остальных вынести тяготы призыва.
• Удостоверение в способности племени защитить себя. Чтобы удостовериться в способности племени обеспечить свою безопасность, Посланник ﷺ расспрашивал об их крепости и силе, прежде чем призывать их и просить защиты. Это было необходимо для защиты призыва от сил зла и лжи, а также в плане материальной и моральной подготовки, чтобы устрашить врага, защитить религию, обеспечить продолжение призыва и перенесение всех трудностей на этом пути.
Переговоры с Бану Амир ибн Сасаа
После того, как племя Сакиф отвергло призыв, Посланник Аллаха ﷺ задумал заключить союз с Бану Амир, которое находилось в разногласиях с Сакифом. Бану Амир — это сильное и уважаемое племя, входящее в число пяти племён, женщин которых никто не мог взять в плен во времена джахилии (сиба), которые не платили дани и не следовали за королём, наряду с Курайшем, Хузаа и Сакиф. В книгах по сире сообщается, что один представитель племени Сакиф по имени Байхара ибн Фирас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я взял этого юношу от курайшитов, то поглотил бы арабов при его помощи». Затем он добавил: «Что ты скажешь: если мы последуем твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить тех, кто тебе противодействует, будет ли власть нашей после тебя?». Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Власть полностью принадлежит Аллаху, кому хочет — тому даёт». Тот сказал: «Мы подставим свои шеи под мечи арабов из-за тебя, а когда Аллах даст тебе победу, мы ничего не получим?! Мы не нуждаемся в твоём предложении». Так они отказали Пророку ﷺ. (Ибн Хишам, Абу Нуайм в книге «Ад-Даляиль», Ибн Саад в книге «Мухтасар», Табари в книге «Тарих»).
Переговоры с Бану Шайбан
Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (р.а.) рассказывал: «Когда Всевышний Аллах повелел Своему Пророку искать защиты и покровительства у разных арабских племён, он вышел из дома, а я сопровождал его...». Далее он сказал: «...и мы подошли к другому собранию. Судя по их виду, это были благородные люди. Они двигались и разговаривали спокойно и с достоинством. Абу Бакр подошёл к ним и спросил: «Из какого вы племени?» Они ответили: «Шайбан ибн Саляба». Абу Бакр повернулся к Посланнику Аллаха и сказал: «Да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Это же прекрасные люди!» А среди них был человек по имени Мафрук, который превосходил остальных красотой и красноречием. У него было две косы, которые свешивались ему на грудь. Он сидел ближе всех к Абу Бакру. Абу Бакр спросил: «Какова ваша численность?». Мафрук ответил: «Нас больше тысячи, а одолеть тысячу сложно». Абу Бакр спросил: «А насколько вы сильны?». Мафрук ответил: «Когда мы встречаемся с врагом, наш гнев страшен. Когда мы гневаемся, мы бьёмся насмерть. О скакунах мы заботимся больше, чем о детях, и об оружии — больше, чем о дойных верблюдицах. Победа — от Аллаха. Он дарует её то нам, то нашим противникам... А ты, по всей вероятности, брат курайшитов?». Абу Бакр сказал: «Если до вас доходило известие о том, что он — Посланник Аллаха, то вот он перед вами». Мафрук спросил: «К чему ты призываешь нас, о брат курайшитов?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я призываю вас засвидетельствовать, что нет божества кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что я — раб Аллаха и Его Посланник. И я призываю вас приютить меня и защитить, потому что курайшиты восстали против Аллаха, обвинили во лжи Его Посланника, предпочли истине ложь и довольствовались ей. А ведь Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы». Мафрук спросил: «К чему ещё призываешь ты нас, о брат курайшитов? Твои слова красивы, и я не слышал ничего подобного раньше». В ответ Посланник Аллаха ﷺ прочитал им аят:
قُلۡ تَعَالَوۡاْ أَتۡلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمۡ عَلَيۡكُمۡۖ أَلَّا تُشۡرِكُواْ بِهِۦ شَيۡٔٗاۖ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنٗاۖ وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَوۡلَٰدَكُم مِّنۡ إِمۡلَٰقٖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُكُمۡ وَإِيَّاهُمۡۖ وَلَا تَقۡرَبُواْ ٱلۡفَوَٰحِشَ مَا ظَهَرَ مِنۡهَا وَمَا بَطَنَۖ وَلَا تَقۡتُلُواْ ٱلنَّفۡسَ ٱلَّتِي حَرَّمَ ٱللَّهُ إِلَّا بِٱلۡحَقِّۚ ذَٰلِكُمۡ وَصَّىٰكُم بِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَعۡقِلُونَ١٥١
«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете» (6:151).
Мафрук сказал: «Ты призвал нас к религии Аллаха, благонравию и прекрасным деяниям, и проиграл твой народ, когда обвинил тебя во лжи и превознёсся над тобою...». Затем он предоставил слово Хани ибн Кубайсу, сказав: «Это Хани, наш старейшина и хранитель нашей религии». Хани сказал: «Я слышал сказанное тобою, о брат курайшитов, и я считаю, что оставить нашу религию и стать твоими последователями после одной встречи с тобой для нас слишком серьёзный шаг. В таких делах поспешность ни к чему. Мы не хотим разом перечеркнуть наше прошлое и не желаем принимать решение, не посоветовавшись с нашими людьми. Лучше мы сейчас расстанемся и подумаем». Затем он предоставил слово аль-Мусанне ибн Харисе, сказав: «Это аль-Мусанна, наш старейшина и полководец». Аль-Мусанна (который впоследствии принял Ислам) сказал: «Я слышал сказанное тобою, о брат курайшитов, и мой ответ тебе относительно отказа от нашей религии и принятия твоей — тот же, что и ответ Хани ибн Кубайса. Поистине, мы поселились между двух водоёмов. Один — в аль-Ямаме, другой — в ас-Самаме». Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что это за водоёмы?». Аль-Мусанна ответил: «Реки хосроя и источники арабов. Если говорить о реках хосроя, то здесь мы совершим непростительный грех, и у нас не будет достойного оправдания, потому что мы связаны с хосроем договором о том, что мы не станем совершать преступлений и не станем покровительствовать тем, кто совершает преступления. А то, к чему ты призываешь, как я понимаю, царям и владыкам не по душе. Если же ты желаешь, чтобы мы взяли тебя под своё покровительство и защищали тебя от тех, кто живёт со стороны источников арабов, то мы готовы сделать это». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В вашем ответе не было ничего дурного, ибо вы сказали правду. Однако религию Аллаха поддержит по-настоящему лишь тот, кто окружит её со всех сторон... Если вскоре Всевышний Аллах отдаст в ваши руки их земли, а их дома и женщины их перейдут к вам, станете ли вы восхвалять Аллаха и возвеличивать Его?». Ан-Нуман ибн Шурайк воскликнул: «О Аллах! Если бы это случилось, тогда да!» (Абу Нуайм в книге «Ад-Даляиль ан-нубувва»).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Пророк ﷺ искал нусру, чтобы уберечь призыв и призывающих и обеспечить продолжение призыва среди людей. С другой стороны, это необходимая мера для того, чтобы взять бразды правления и применить Исламский Шариат, наполнив землю справедливостью. В этом и заключается метод Посланника Аллаха ﷺ в принятии власти. При внимательном рассмотрении становится ясно:
• Талаб ан-нусра (поиск помощи и защиты) начался по велению Аллаха.
• Талаб ан-нусра начался после того, как Пророк ﷺ потерял свою жену Хадиджу и дядю Абу Талиба, которые защищали его от курайшитов, и после усиления гонений над мусульманами так, что несущий призыв уже не мог предпринимать эффективных действий и не мог создавать соответствующую атмосферу, чтобы найти отклик.
• Посланник Аллаха ﷺ отказался предоставлять какой-либо силе, желающей поддержать Ислам, какие-либо гарантии того, что их представители получат часть правления и власти в качестве награды за помощь, потому что исламский призыв — это призыв к Аллаху. Главное условие, стоящее перед тем, кто уверовал и кто готов оказать помощь, — это искренность перед Аллахом.
Дорогой читатель! Носитель призыва должен понимать, что путь призыва сопряжён со страданиями, и от нас требуется старание, искренность, настойчивость и усердие, поскольку за этим кроется довольство Аллаха и награда в Райских Садах. Так пусть же мусульманин стремится проявить искренность и усердие до того, как покинет этот бренный мир, а потом станет говорить: «Господь! Верни меня на землю, чтобы я совершал праведные деяния!». А ведь смерть к нам очень близка. Просим Аллаха сделать нас из числа тех, кто внесёт свою лепту в установление Исламского Государства, как это было обещано. Просим Аллаха в скорейшем времени вернуть на землю Второй Праведный Халифат по методу пророчества, чтобы в мире вновь восторжествовала справедливость, чтобы вернулся Шариат Аллаха и чтобы все угнетённые нашли убежище.