بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا وَإِنْ أَتَانِى يَمْشِى أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً
«Аллах говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если он приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (Бухари, Муслим).
Поминание Аллаха — это лучшее из того, посредством чего мусульманин приближается к Господу. К поминанию относится всё то, чем мы прославляем и восхваляем Аллаха — сердце, язык или части тела. Аллах велит Своим рабам поминать Его и обещает за это поминание великую награду.
В хадисе-кудси Аллах говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой». Если кто-то думает об Аллахе хорошо, тогда Аллах будет таким для него. Хорошо думать об Аллахе означает делать то, что ведёт к восхвалению Аллаха и к надежде на Него. Раб Аллаха совершает праведные деяния и думает лишь о том, что Аллах примет его дела. Человек найдёт Аллаха там, где надеется найти Его. Аллах будет таким, каким человек представляет себе и насколько верит в Него. Аллах воздаёт человеку настолько, насколько человек надеется на Его вознаграждение или наказание, добро или зло. Кто надеется получить от Аллаха что-то важное, тому Аллах дарует это. Нет ничего обременительного для Аллаха. Если же раб Аллаха предполагает о Своём Господе хорошее, но ничего не делает для этого, то это называется пустым желанием. Кто следует за своими хотениями и возлагает на Аллаха надежду, тот считается слабым. Аллах говорит: «Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня». Когда раб Аллаха поминает Его тасбихом, тахлилем или другими зикрами «в душе» (в уединении от других людей), тогда и Аллах «поминает его про Себя», а «если раб Аллаха поминает Его в обществе (других людей)», тогда и Аллах «помянет его среди тех, кто лучше их», то есть среди наивысшего общества.
Далее Аллах говорит: «Если он приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!». В любом положении Аллах приближается к человеку больше, чем человек приближается к Нему. В этом предложении разъясняется, что раб Аллаха всегда получит больше, чем он совершил. Хадис-кудси повествует о достоинствах поминания Аллаха тайно и открыто, говоря о том, что человек получит вознаграждение за свои действия. То есть вознаграждение будет зависеть от рода действия. Хадис побуждает думать об Аллахе хорошо, так как Аллах говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой». Поэтому человек должен стремиться к хорошему мнению об Аллаха и к совершению праведных деяний. Кто совершает дурные поступки, того мнение об Аллахе будет плохим. А если он хочет думать об Аллахе хорошо, тогда должен менять своё поведение, усердствуя в подчинении Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Аллах обещает тем, кто совершал благое, великий удел и достойный исход. Плохое мнение об Аллахе будет у того, кто совершает дурные поступки, как об этом говорится в хадисе Джабира:
لَا يَمُوتَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ إِلَّا وَهُوَ يُحْسِنُ الظَّنَّ بِاللَّهِ
«Пусть никто из вас не встречает смерть иначе, кроме как с хорошим мнением об Аллахе» (Муслим).
В нашем хадисе-кудси говорится о том, что Аллах всегда сопровождает того, кто поминает Его. Поэтому нужно чаще вспоминать Аллаха. Сопровождение Аллаха означает содействие, направление, защита и сохранение. Аллах говорит в Коране:
إِنَّ ٱللَّهَ مَعَنَا
«Аллах — с нами» (9:40),
إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ
«Воистину, Аллах — с терпеливыми» (2:153),
قَالَ لَا تَخَافَآۖ إِنَّنِي مَعَكُمَآ أَسۡمَعُ وَأَرَىٰ٤٦
«Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» (20:46). Аллах сопровождает каждого приближённого, подчинившегося и поминающего. Поэтому верующий должен быть в числе поминающих, а не беспечным. Лицемеров отличает редкое поминание. Аллах говорит:
إِنَّ ٱلۡمُنَٰفِقِينَ يُخَٰدِعُونَ ٱللَّهَ وَهُوَ خَٰدِعُهُمۡ وَإِذَا قَامُوٓاْ إِلَى ٱلصَّلَوٰةِ قَامُواْ كُسَالَىٰ يُرَآءُونَ ٱلنَّاسَ وَلَا يَذۡكُرُونَ ٱللَّهَ إِلَّا قَلِيلٗا١٤٢
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (4:142). Верующие же часто поминают Аллаха:
وَٱلذَّٰكِرِينَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا وَٱلذَّٰكِرَٰتِ أَعَدَّ ٱللَّهُ لَهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمٗا
«Часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱذۡكُرُواْ ٱللَّهَ ذِكۡرٗا كَثِيرٗا٤١ وَسَبِّحُوهُ بُكۡرَةٗ وَأَصِيلًا٤٢
«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (33:41,42),
فَإِذَا قُضِيَتِ ٱلصَّلَوٰةُ فَٱنتَشِرُواْ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَٱبۡتَغُواْ مِن فَضۡلِ ٱللَّهِ وَٱذۡكُرُواْ ٱللَّهَ كَثِيرٗا لَّعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ١٠
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (62:10),
فَٱذۡكُرُونِيٓ أَذۡكُرۡكُمۡ وَٱشۡكُرُواْ لِي وَلَا تَكۡفُرُونِ١٥٢
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (2:152),
إِنَّ ٱلۡمُسۡلِمِينَ وَٱلۡمُسۡلِمَٰتِ وَٱلۡمُؤۡمِنِينَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتِ وَٱلۡقَٰنِتِينَ وَٱلۡقَٰنِتَٰتِ وَٱلصَّٰدِقِينَ وَٱلصَّٰدِقَٰتِ وَٱلصَّٰبِرِينَ وَٱلصَّٰبِرَٰتِ وَٱلۡخَٰشِعِينَ وَٱلۡخَٰشِعَٰتِ وَٱلۡمُتَصَدِّقِينَ وَٱلۡمُتَصَدِّقَٰتِ وَٱلصَّٰٓئِمِينَ وَٱلصَّٰٓئِمَٰتِ وَٱلۡحَٰفِظِينَ فُرُوجَهُمۡ وَٱلۡحَٰفِظَٰتِ وَٱلذَّٰكِرِينَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا وَٱلذَّٰكِرَٰتِ أَعَدَّ ٱللَّهُ لَهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمٗا٣٥
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).
Вместо беспечности верующий и верующая должны часто поминать Аллаха сердцем, языком, частями тела и действиями, в частности — обрядами поклонения и повиновением. Аллах уже приготовил им дары за благодеяния, так как Он — Щедрый. Кто поспешит к добрым делам, тому Аллах содействует, того направляет и о том заботится. Поэтому в хадисе-кудси Аллах говорит: «Если он приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!». Щедрость Аллаха не знает границ, поэтому Он спешит воздать человеку благами. И только Аллаху ведомо о том, что означает Его приближение к верующему на локоть и сажень. Поэтому следует думать об Аллахе хорошо, обращаясь к Нему с просьбами и мольбами. Аллаху нравится, когда люди обращаются к Нему, и Он всегда находится рядом с тем, кто молит Его.
Относительно предложения «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой» Навави пишет: «Учёные говорили, что хорошо думать об Аллаха означает надеяться на прощение и милость. Они же говорили, что лучшее состояние человека — между страхом и надеждой, и эти чувства должны быть на одном уровне. Некоторые сказали, что страх должен превышать. Когда человек чувствует приближение смерти, тогда надежда преобладает, поскольку страх имеет смысл для отдаления от грехов и увеличения благих дел, а в предсмертном состоянии человек не может это делать или не может делать большинство из благих дел. Поэтому нужно хорошо думать об Аллахе, проявляя свою нужду в Нём и повинуясь Ему».
Ибн Хаджар так прокомментировал эти слова в книге «Фатх аль-Бари»: «Я воздам в соответствии с тем, что он думает обо Мне. Если он надеется на Мою милость и думает, что Я прощу Его, тогда быть этому. Надеется на Аллаха только верующий, который знает о воздающем Господе. Если же он отчаивается в Моей милости и думает, что Я накажу Его, тогда быть этому, потому что отчаивается только неверующий».
В книге «Файд аль-Кадир» пишется: «Ибн Абу Джамра относительно слов «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой» сказал, что верующий должен верить в ответ, когда обращается с мольбой, верить в прощение, когда обращается с просьбой о прощении, верить в награду, когда совершает обряд поклонения по всем нормам». Также он сказал: «Грех перед Аллахом не так страшен, как отчаяние в Его прощении. Кто знает своего Господа, тот умалит свой грех по сравнению с великодушием Аллаха. Не останется и следа от малого греха перед справедливостью Аллаха, и не останется следа от большого греха перед милосердием Аллаха».
Ибн Абу Дунья сообщил, что Ибрахим относительно слов «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой» сказал: «Человеку, находящемуся при смерти, желательно напоминать о его благих делах, чтобы он хорошо думал об Аллахе. Некоторые имамы знания говорили: «Тому, кто переживает болезнь, нужно прочитать сорок хадисов о надежде на Аллаха, чтобы он был хорошего мнения об Аллахе, поскольку Аллах будет таким, как считает человек» («Субуль ас-Салям фи Китаб аль-Джаназа»).
Ибн Кайим сказал: «Нет сомнения в том, что хорошее мнение приходит с праведными деяниями. Совершающий добро хорошо думает об Аллахе, чтобы получить награду. Аллах же не нарушает обещаний и всегда принимает просьбу о прощении. Грешник же, упорствующий в больших грехах и беззаконии, не может думать об Аллахе хорошо из-за тяжести своих преступлений. Беглый раб, непослушный своему хозяину, никогда не думает о хозяине хорошо. Тяжесть грехов несовместима с хорошим мнением. Преступник портит своё мнение об Аллахе в силу тяжести грехов. Самого лучшего мнения об Аллахе придерживается тот, кто более послушен Ему. Хасан аль-Басри сказал: «Верующий хорошо думает об Аллахе и совершает благое, а грешник плохо думает об Аллахе и совершает зло. Когда человек просит о прощении, Аллах радуется подобно тому, кто нашёл свою вещь, утерянную в пустыне. Покаяние — это признание, сожаление, оставление и решимость не повторять содеянное. Аллах великодушен по отношению к человеку. Аллах говорит: «Если он приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом». Аллах — Самый Великодушный и Самый Скорый в ответе».