بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Саир Саляма Абу Малик
Основу вопроса о том, кому принадлежит право издавать законы, мы заложили в книге «Чёрный ящик западных идей» под авторством Саира Салямы. Это едва ли не центральный вопрос, затрагиваемый книгой. В ней автор постарался объяснить сложные мыслительные проблемы, возникающие в результате передачи права законодательства в руки людей. В этой статье мы представляем решения, которые возвращают вопрос в правильное русло: к чему приведёт возвращение права законодательства от людей к Творцу? Почему мы обязаны сделать это? Почему необходимо принимать Исламский Шариат с его превосходными характеристиками как метод исправления человечества, установления истины, достижения справедливости и правильного устройства жизни?
Качества и характеристики, гарантирующие правильность законодательства, которыми должен обладать законодатель, например, понимание действительности, а также свойства, связанные с природой закона
1) Определение правильного угла, с которого нужно смотреть на реальность, чтобы дать проблеме такое решение, которое подходит для любого времени и места, характеризуется всесторонностью, обширностью, стабильностью и способностью реагировать на возникающие изменения в жизни людей, а также отсутствием гибкости и развития. При наличии всех этих характеристик законодатель не впадёт в дилемму необходимости перемен, или принятия разных решений в зависимости от времени, места и среды, или необходимости впадать из одной крайности в другую, что приведёт общество к мыслительному замешательству и к неизбежному отсутствию справедливости.
Исламский угол рассмотрения является универсальным, решающим человеческие проблемы таким образом, который пригоден для каждого человека на земле. Природа и характеристики (жизненная энергия, инстинкты и органические потребности) современного человека не отличаются от природы и характеристик человека, жившего тысячу лет назад. Поэтому постановления Ислама пригодны для решения проблем любого человека, так как они связаны с его природой.
Исламские решения универсальны, а не относятся к определённому народу, исключая другие. Ислам учитывает различие полов, способностей, энергии и умения при рассмотрении ответственностей, обязанностей и положений. В Исламе есть законы, специально ниспосланные в отношении женщин, а есть законы, относящиеся только к мужчинам. Что касается тех дел, в которых разница полов не играет никакой роли, то Ислам в них обращается к обоим полам. Исламское законодательство распределило обязанности, права и ответственность между человеком, семьёй, обществом и государством в соответствии со способностями и возможностями. Такой подход гарантирует участие индивида в достижении благополучия общества, его безопасности и сохранения его ценностей, а также гарантирует ответственность общества и государства за решение проблем индивида, в том числе гарантирует справедливое распределение богатств, что устраняет всякий разрыв между группами общества. К исламскому подходу можно отнести такие принципы, как «приказ одобряемого и запрет предосудительного», «социальная солидарность», «трофеи (фай)».
Ислам не направил эти приказы и запреты — а также ответственность, обязанности и права — на потребности, которые меняются, движутся и различаются в зависимости от обстоятельств, условий, времени, места, окружающей среды и обычаев. Скорее, Ислам с помощью законодательства решает проблему с самими условиями, обстоятельствами, бедствиями, обычаями и интересами. То есть, когда Ислам имеет дело с возникающими или существующими бедствиями и проблемами, он не воспринимает эту реальность источником фикха и размышлений, чтобы извлекать из неё решения, а, скорее, воспринимает как объект размышлений и изменений, сопоставляя её со своими концепциями и постановлениями, чтобы разработать решение. Такие решения будут стабильными, а не изменчивыми. Благодаря этой стабильности Ислам гарантирует непрерывность достижения справедливости, надлежащее достижение целей и задач, а также сохранение гармонии законодательной системы. И тогда реальность не будет восприниматься источником размышлений, а законодатель не будет говорить: «Людям нужно жильё, а построить его им не по карману, и поэтому нет другого решения, кроме как приостановить запрет ростовщичества и принять закон о работе банков и кредитовании под проценты». Ислам никогда не окажется в таком положении. Такое мышление есть продукт капиталистической системы, при которой государство отказывается от заботы о людях и превращается в сборщика налогов. Капитализм не вмешивается в обеспечение основных потребностей людей. Его система основана на концентрации богатств в руках маленькой группы капиталистов, а не на справедливом распределении в обществе. В капитализме финансовые киты монополизируют природные ресурсы и их добычу, а также ресурсы, необходимые для строительства домов, такие как цемент и железо. Как следствие, цены на эти материалы значительно растут. Бумажноденежная система капитализма, не обеспеченная золотом, приводит к инфляции в экономике. В результате обесценивания денег начинают расти цены. Таким образом, люди в своём подавляющем большинстве превращаются в наёмных работников для тех, кто владеет компанией и капиталом. Они не могут позволить себе построить дом, так как подорожание стройматериалов — это бич капиталистической системы. Поэтому люди вынуждены обращаться в банки. В то же время Ислам не разрешил частным лицам владеть природными ресурсами, такими как нефть, золото, соль, железо, цемент и т.п. Вместо этого такие природные ресурсы в Исламе принадлежат обществу. И хорошее управление добычей этих ресурсов и вкладыванием полученных от неё средств достаточно для обеспечения основных потребностей и значительной части второстепенных потребностей мусульман. К тому же, денежная система, основанная на золоте и серебре, не подвержена инфляции.
Ислам даёт решение по человеческому поступку, совершаемому с целью удовлетворения проявления инстинкта или органической потребности. Действия и взаимоотношения человека подпадают под однообразные правила и названия. Например, способы удовлетворения инстинкта продолжения рода и то, что под этим подразумевается, как брак и развод, или способы и виды торговых сделок. Таким образом, решения относятся к человеческим действиям и реальностям. Для каждой реальности есть своё неизменное решение. К примеру, прелюбодеяние — это не то же самое, что поцелуй или касание. У каждого действия — своё решение и своё наказание. Так же и намаз-кусуф (при затмении) — это не намаз-джаназа. Действия человека имеют определённую форму взаимоотношений, которые повторяются в любое время и в любом месте. К примеру, это пути приобретения имущества, такие как работа (сюда входит охота, работа в компании по принципу мудараба, осваивание целины, работа по найму т.д.), наследство и издержки и т.д. Все эти взаимоотношения, то есть работа за плату, аналогичны в Китае и Америке, в нынешние времена или раньше, будь то работа в компании или на частное лицо, к примеру, пошив одежды сегодня или, допустим, в эпоху Аббасидов. Если раньше в азартных играх использовались стрелы, то сегодня используется, к примеру, лотерея. Ислам предоставил решение на действия, которые совершаются для удовлетворения проявлений инстинктов или органических потребностей. Так же Ислам разъяснил пути осуществления взаимоотношений, таких как торговля и бракосочетание. К примеру, он разъяснил пути приобретения чего-либо во владение (машины, лука и т.д.) для удовлетворения своих потребностей и показал разрешённые и запрещённые пути использования вещей (торговля, кража и т.д.). В Исламе предоставлены детальные решения: дозволенность торговли, запретность ростовщичества (риба), кражи или разграбления, законы закята и так далее. Также Ислам разъяснил положения, гарантирующие права, вытекающие из этих действий (например, право работника на заработную плату). Все эти решения и положения останутся неизменными до Судного Дня. Правила торговли не будут меняться из-за того, что раньше продавали верблюдов, а сегодня самолёты. Кроме того, понятие «торговля» включает в себя все виды коммерческих сделок. Аллах говорит:
وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْ
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275). Решение в этом аяте касается всех видов торговых сделок.
В экономике, социальной сфере и остальных системах Ислам рассматривает проблему не как экономическую или социальную, а, скорее, как экономическую проблему, связанную с человеком1. Нам не нужно обсуждать методы Кейнса, чтобы решить проблему безработицы и периодического застоя в капиталистической экономике. А для искоренения бедности нам не нужно увеличивать производство, а, скорее, следует вернуться к распределению богатства каждому члену общества, чтобы он имел возможность удовлетворить свои основные потребности. На Западе экономический рост рассматривают через призму валового национального дохода, хотя количество владеющих богатством не превышает пяти процентов населения, а уровень безработицы, бездомности, бедности и отсутствия медицинского обслуживания — астрономический. Это результат рассмотрения проблемы как чисто экономической, не имеющей прямой связи с каждым индивидом. Что касается Ислама, то он решает проблему бедности как отдельного человека, так и общества, установив систему «социальной солидарности».
В то же время подходы, которые светский либерализм применял к проблемам, заключались в том, чтобы обеспечить человеку свободу выбора и дать ему возможность в высшей степени использовать материальные блага. Исследование проблемы в экономической или социальной плоскости, в отрыве от их отношения к человеку и обществу, и с той точки зрения, что истина относительна, а изменение есть правило жизни, — это то, что заставило их законодательство и законы барахтаться между противоречиями.
2) Ислам учитывает каждый реальный или предполагаемый фактор, влияющий на действия и вещи. Таким образом, не обращается внимания на те факторы, которые никак не влияют на реальность законодательства и принятие законов, такие как место, время, окружающая среда, технический, промышленный и градостроительный прогресс. Так же не обращается внимания на те факторы, которые оказывают воздействие на поведение человека, но законодательство устраняет это воздействие, чтобы человек не стал пленником ложных норм, к примеру, обычаев и традиций.
3) Ислам не рассматривает вопрос пользы и вреда с чисто материальной стороны, чтобы не ставить его в зависимость от желаний и наклонностей человека, а также его ограниченной оценки того, что полезно или вредно. Скорее, Ислам предоставил человеку универсальную систему жизни, которая становится для него образом жизни. Эта система обеспечивает правильную и полноценную организацию экономических, социальных и других отношений. Она определила индивидуальную и общественную ответственность человека и ответственность государства в виде полноценной системы, приносящей человеку счастье и спокойствие, реализующей для общества стабильность, а для Уммы — подъём.
4) Человек строит своё законодательство на достижении интересов, которые чаще сводятся к материальным интересам, либо его мерила носят чисто материальный и утилитарный характер, поскольку человек-законодатель не может в полной мере определить интересы. Поэтому в своих законах человек впадает из одной крайности в другую. Более того, в его оценках всегда есть вероятность ошибки. У человека нет того инструмента, который помогает хотя бы предполагать, какое из многих решений будет правильным. Как следствие, отсутствуют пути реализации какой-либо ценности через эти законы и законодательства. Иногда для достижения интереса приходится отменять закон, но и это становится понятным только спустя какое-то время. Или же закон достигает интереса лишь на короткий промежуток времени, а потом меняются обстоятельства, и оказывается, что тот же закон не достигает интереса людей. Следовательно, приходится заменять этот закон или вносить в него поправки. Иногда решение может скрываться в том месте, которое даже в голову не приходило человеку-законодателю. Поэтому политические партии на Западе в каждой предвыборной кампании обещают изменить законы и повернуть политику в другую сторону из-за их негативного воздействия на общество. Поэтому необходим такой источник законодательства, в котором отсутствуют какие-либо вероятности в определении интересов, а есть лишь истина.
5) Более того, своими действиями человек стремится к достижению не только материальной ценности, но ещё и духовной, гуманной и моральной. Поэтому мы видим на Западе сухость по отношению к другим ценностям помимо материальной выгоды. К примеру, когда на улице нападают на кого-либо, мало кто из прохожих заступится за него. И если даже он сделает это, то только из христианских побуждений или из-за гуманных ценностей, укоренившихся в нём вне зависимости от западного образа жизни, а не из-за того, что западное светское общество воспитывает в нём эту ценность.
6) В Исламе взгляд на интересы включает в себя материальные, духовные, моральные и гуманные ценности. Законодательство в Исламе направлено на достижение этих ценностей, или же оно является частью большой системы законодательств, приносящей огромную пользу. К примеру, система закята приносит обществу стабильность и солидарность, даже если это всего лишь процесс сбора средств с богатых. Как минимум, в исламском законодательстве есть уверенность, что оно достигает интереса, поскольку исходит от Осведомлённого, Знающего.
7) Пригодность и беспристрастность законодательства. Законодательство не должно быть направленным на достижение обманчивых лозунгов, таких как «социальное равенство», который, в свою очередь, не обращает внимания на разницу в качествах, обязанностях и способностях. Также законодательство должно быть осуществимым, к примеру, как в Исламе «социальная солидарность», а не фантастическим, как «построение демократии на мнении большинства или на общей воле».
8) А для того, чтобы поведение человека приводило к заполнению мира добром, а не к опустошению земли, учитывая его природу и разум и достигая его интерес, требуется, чтобы законодатель обладал знанием в области интереса человека и общества, а также того, что оказывает воздействие на них.
9) Способность достигать справедливости, беспристрастности и равенства перед законом, гарантировать права, достигать баланса между правами индивида, общественным интересом и общественным правом, соразмерность наказания вине, равенство и сходство в наказании.
10) Законодательство должно проникать в глубину проблемы, в глубину того, что оказывает воздействие на проблему, и того, на что воздействует сама проблема. Также необходимо смотреть на проблему объёмно и со всех сторон, исходя из знания души человеческой, её побуждений, стремлений и склонностей, а также знания человеческой жизни, многообразия её потребностей и изменений.
Характеристики, гарантирующие пригодность законодательства, которые связаны с применением решений в жизни
1) Связывание законодательства с религиозными и моральными ценностями, чтобы законодательство было на их службе и защите, а не было средством их разрушения.
2) Должны существовать решения для естественных условий, так же они должны существовать и для исключительных обстоятельств, в которых может оказаться человек, к примеру, законы необходимостей (дарурат) и трудностей (машаккат).
3) Необходимы ценности и мерила, которые призваны главенствовать в обществе или быть целями законодательства. Однако существование таких ценностей и мерил противоречит идейной базе секуляризма и демократии и того, что они называют «плюралистическим обществом». Существование этих ценностей и мерил угрожает идее плюрализма, а также не позволяет навязывать обществу определённые взгляды, которые лишают человека права мыслить и делают законодательство жёстким, в то время как они твердят, что природа их законодательства относительна и изменчива. Это широко открывает двери для разрушения справедливости и лишения законодательства любых социальных целей и задач.
4) Необходимо постоянство, так как изменение является признаком разрушения системы и неспособности законодательства решать проблемы должным образом. Изменение является признанием этого разрушения, поскольку проблема остаётся той же, а новое решение превосходит старое и доказывает его неправильность. Продолжение изменений указывает на неспособность людей издавать законы. Кроме того, изменение означает признание того, что прежняя система не добилась справедливости или желаемых ценностей на уровне общества. В то же время невозможно пересмотреть все старые решения, чтобы исправить их ошибки и добиться в них справедливости. Таким образом, общество продолжает кружиться в спирали неспособности добиться справедливости и общественных ценностей. Это ослабляет доверие людей к законам и законодательству, ослабляет их уважение к ним и выявляет неспособность системы решать проблемы.
5) Ислам принёс ряд положений, которые всецело охватывают решения проблем и достигают законодательных целей. Например, Ислам принёс закон о запрете воровства и отсечении руки вору; применяя его в отрыве от остальных постановлений, мы можем усмотреть несоответствие принципу «милосердия ко всем людям». Однако исследовав повнимательнее, мы обнаружим, что Ислам разъяснил и побуждает к дозволенным путям приобретения имущества. К примеру, работа (дозволенность торговли и запрет на рост (риба), организация договоров и их форм, а также возникающих из них проблем, таких как долги, продажа в рассрочку и тому подобное), наследство, дарение, издержки, обязанность государства обеспечить всех жильём, одеждой, лечением и образованием, то есть всеми основными потребностями, а также предотвращение самовластия и незаконного лишения имущества со стороны государства и т.д. В общем, система этих законов несёт в себе милосердие и справедливость. В таком положении отсечение руки вору вследствие того, что он вышел за рамки полноценной системы законов, которые обеспечивают удовлетворение всех потребностей человека, в том числе — и этого вора, считается милосердием по отношению к нему (так как наказание считается искуплением преступления) и к обществу (так как наказание удерживает от повторения преступления, защищает имущество и безопасность). И такое милосердие соответствует степени тяжести преступления. Следовательно, чтобы достичь интереса и отразить зло, требуется более высокое мышление, чем просто размышление о проблеме и разработка решения. Необходимо размышление в рамках полноценной системы социальных законов, решающих проблему с корня, гарантирующих человеку удовлетворение его потребностей при любых обстоятельствах и гармонирующих с безопасностью и системами общества. Но для этого сама система общества должна быть полноценной и всеобъемлющей. Это то, чего недостаёт системам, придуманным людьми. Все они сосредоточены на законах, направленных лишь на решение самой проблемы, не рассматривая его последствия для всеобщей системы.
Предыдущая часть