Идеальная экономическая система. Часть VI

Идеальная экономическая система. Часть VI

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Махмуд Абдуль-Хади

Что касается правил исламской экономической системы, которые выстраивают её политику и позволяют достигнуть её целей, то при изучении шариатских хукмов становится очевидным, что исламская экономическая система опирается на три правила:

1. Собственность.

2. Распоряжение собственностью.

3. Распределение достояния (саура) между людьми.

В этой части, с дозволения Аллаха, мы рассмотрим первое правило, а в следующей, заключительной части, другие два.

1. СОБСТВЕННОСТЬ

При рассмотрении данного правила мы рассмотрим значение собственности, её виды и то, что считается причиной для приобретения собственности.

Значение собственности

В основе собственность принадлежит Аллаху. Всевышний Аллах говорит:

وَءَاتُوهُم مِّن مَّالِ ٱ للَّهِ ٱ لَّذِيٓ ءَاتَىٰ كُمۡ

«и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (24:33).

Маль (богатство) принадлежит только лишь Аллаху. Что касается приобретения в собственность маля, то это шариатское право, данное Аллахом, при этом Он определил для его приобретения причины. Частная собственность имеет шариатское значение, которое понимается при рассмотрении как приобретения собственности, так и его распоряжения. Под частной собственностью подразумевается не фактическая вещь, а определённые права, которые возложены на человека со стороны Аллаха и называется это «правом собственности».

Всевышний Аллах говорит:

وَأَنفِقُواْ مِمَّا جَعَلَكُم مُّسۡتَخۡلَفِينَ فِيهِ

«и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение» (57:7).

Таким образом, частная собственность — это разрешение Законодателя на использование вещи определённым образом, который разъяснён Шариатом.

Другими словами, частная собственность — это шариатский хукм в виде самой вещи или пользы от неё, позволяющий пользоваться ими (вещью или пользой от неё) тому, кому они переходят во владение. Это значит, что право собственности возникает не из самой вещи или её полезности, а из дозволения Законодателя. Следовательно, право собственности — это власть над тем, что Аллах создал для человека.

Виды собственности

Собственность делится на три вида: частная, общественная, государственная. Общественная и государственная собственности относятся к тому, что даёт возможность индивидам извлекать пользу, удовлетворять свои нужды, защищать свои интересы согласно тому, как указал на это Шариат. Среди этих интересов — претворение хукмов Ислама во всех сферах жизни и несение призыва. Собственность возникает лишь через шариатские основания, которые, в свою очередь, и определяют вид собственности, т.е. определяют то, что относится к частной, общественной или государственной собственностям.

То, что является причиной для приобретения собственности

Право собственности — это разрешение Законодателя. Само же разрешение Законодателя познаётся из шариатского доказательства. Законодатель установил признаки и качества, которые указывают на то, каким образом приобретается имущество; ещё это называется причиной для приобретения собственности. Причина в шариатской терминологии означает явное качество, на которое указывает шариатское доказательство, и это качество уведомляет о существовании шариатского хукма. Причиной для перехода вещи или её пользы в собственность является качество, уведомляющее об этом. Как пример для причины в Шариате можно привести следующие вещи:

• появление молодого месяца является причиной для наступления Рамадана;

• появление молодого месяца является причиной для наступления Ид аль-Фитр;

• прохождение солнца своего зенита является причиной для наступления полуденного намаза.

Каждый из этих трёх примеров является явным качеством, или, по-другому, признаком, уведомляющим о наступлении Рамадана и обязательности поста, о наступлении Ид аль-Фитр и обязательности разговения, о наступлении времени зухр намаза и обязательности его совершения. Другими словами, причина является точным признаком, уведомляющим о шариатском хукме. Причина будет причиной только на основе шариатского доказательства. Шариатский хукм вступает в силу, когда есть причина, но это не означает, что причина является тем, из-за чего появился шариатский хукм, ведь хукм возникает только из-за наличия шариатского доказательства. Так намаз зухр наступает, когда солнце минует свой зенит, Аллах говорит:

أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ لِدُلُوكِ ٱلشَّمۡسِ

«Совершай намаз при склонении солнца» (17:78).

Прохождение солнца своего зенита указывает на наступление обязательности по выполнению намаза.

Что касается нашей темы, то можно привести пример с имуществом умершего. Смерть является качеством, с появлением которого имущество умершего переходит в собственность его наследников, ведь таково постановление Шариата. Смерть человека является причиной для наступления права о наследстве. Таково понимание слова «причина», именно на таком понимании и исследуется то, что является причиной в приобретении собственности. Под «причинами в приобретении собственности» подразумевается изначальное появление имущества, поэтому появление имущества в ходе обмена или торговли не относится к причинам приобретения собственности. Ведь обмен или торговля относятся к использованию и увеличению уже имеющегося имущества. Другими словами, продающий и покупающий уже изначально имеют маль (богатство), который был задействован в процессе обмена или торговли.

Обсуждения причин для приобретения собственности касаются изначального приобретения собственности или приобретения пользы. Поэтому сюда можно отнести вопрос аренды/найма, поскольку одна сторона производит что-то или предоставляет услугу, которые позволяют другой стороне использовать их взамен оплаты. Следовательно, у наёмного работника/арендатора/производителя появляется маль взамен своей услуги/объекта аренды/продукции, а у второй стороны появляется польза маля или сам маль. Именно причины определяют вид собственности: частная, общественная или государственная.

Частная собственность

Причины, позволяющие приобрести частную собственность, сводятся к пяти пунктам:

1. Работа.

2. Наследство.

3. Нужда в мале для поддержания жизни.

4. Предоставление государством имущества из государственной собственности для населения.

5. Маль, безвозмездно получаемый индивидуумами.

Первая причина: работа

Слово «работа» несёт в себе очень широкий смысл. Причина этого заключается в том, что работа разнится по своим видам, формам и конечному результату. Законодатель утвердил ряд работ, которыми может заниматься человек в приобретении собственности. При рассмотрении шариатских хукмов мы видим, что к таким видам работ относятся:

а) Оживление «мёртвых» земель. Под «мёртвой» землёй подразумевается земля, у которой нет хозяина, которой никто не пользуется. Оживление подобной земли происходит посредством её засевания, или посадки деревьев, или постройки на ней строений, обкладыванием камнями (огораживанием) и т.д., ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَحْيَا أَرْضاً مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ

«Если кто-то оживит участок «мёртвой» земли, то она станет его [собственностью]»,

مَنْ أَحَاطَ حَائِطاً عَلَى أَرْضٍ فَهِيَ لَهُ

«Если кто-то обнёс участок земли забором, то он становится его [собственностью]»,

مَنْ سَبَقَ إِلَى مَا لَمْ يَسْبِقْهُ إِلَيْهِ مُسْلِمٌ فَهُوَ أَحَقُّ بِهِ

«Если кто-то опередил другого мусульманина в приобретении того, что не принадлежит никому из мусульман, то он имеет больше прав на него».

б) Добыча того, что находится под землёй, при этом оно не является потребностью общества. К этим вещам относится риказ, т.е. то, что не является правом всех мусульман. Кто извлечёт риказ, будет иметь право на долю 4/5 от него, а 1/5 часть выплачивается в качестве закята. Если же риказ относится к потребностям общества, тогда он будет относиться к общественной собственности. Передаётся от Амра ибн Шуайба, а он — от своего отца, а он — от своего отца: «Однажды Посланника Аллаха ﷺ спросили о находке, на что он ﷺ ответил:

مَا كَانَ فِي طَرِيقٍ مَأْتِيٍّ أَوْ فِي قَرْيَةٍ عَامِرَةٍ فَعَرِّفْهَا سَنَةً فَإِنْ جَاءَ صَاحِبُهَا وَإِلَّا فَلَكَ وَمَا لَمْ يَكُنْ فِي طَرِيقٍ مَأْتِيٍّ وَلَا فِي قَرْيَةٍ عَامِرَةٍ فَفِيهِ وَفِي الرِّكَازِ الْخُمْسُ

«Если она была найдена на проходимой дороге или в населённом пункте, то извести о ней (находке) в течение года, и если не объявится хозяин, то она твоя. Но если она найдена не на проходимой дороге и не в населённом пункте, то выделяется из неё и из риказа 1/5 часть».

К данному вопросу также относится добыча того, что находится в воздухе, и добыча всего, что является мубахом по Шариату. Сюда можно отнести добычу кислорода, азота и т.п. Пользоваться всем этим является дозволенным.

в) Охота. К охоте относится ловля рыбы, добыча жемчуга, кораллов и многого другого, что есть в морях и океанах. Также к охоте относится охота на птиц, животных и других обитателей суши. Аллах говорит:

وَإِذَا حَلَلۡتُمۡ فَٱصۡطَادُواْ

«Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться» (5:2),

أُحِلَّ لَكُمۡ صَيۡدُ ٱلۡبَحۡرِ وَطَعَامُهُ

«Вам дозволены морская добыча и питание ею» (5:96),

قُلۡ أُحِلَّ لَكُمُ ٱلطَّيِّبَٰتُ وَمَا عَلَّمۡتُم مِّنَ ٱلۡجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ ٱللَّهُۖ فَكُلُواْ مِمَّآ أَمۡسَكۡنَ عَلَيۡكُمۡ وَٱذۡكُرُواْ ٱسۡمَ ٱللَّهِ عَلَيۡهِ

«Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха» (5:4).

г) Маклерство/посредничество (симсара). Симсарами называют тех, кто работает на другого человека в сфере купли-продажи за плату, а также так называют самих посредников. Привёл Абу Дауд от Кайса ибн Абу Гараза:

كُنَّا فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نُسَمَّى السَّمَاسِرَةَ فَمَرَّ بِنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم فَسَمَّانَا بِاسْمٍ هُوَ أَحْسَنُ مِنْهُ فَقَالَ يَا مَعْشَرَ التُّجَّارِ إِنَّ الْبَيْعَ يَحْضُرُهُ اللَّغْوُ وَالْحَلِفُ فَشُوبُوهُ بِالصَّدَقَةِ

«Во времена Посланника Аллаха нас называли симсарами, а сам Посланник Аллаха проходя однажды мимо нас, назвал нас лучшим прозвищем, сказав: «О собрание торговцев! Торговля сопровождается пустословием и клятвами. Так искупайте же их садакой».

д) Мудараба. Мудараба — это участие двух людей в торговле, где один из них участвует своим имуществом, а другой — своим трудом, то есть это взаимодействие физической силы, с одной стороны, и имущества — с другой. Таким образом, от одного требуется имущество, а от другого — труд. Кроме этого, они должны договориться на определённую долю прибыли. Мудараба — это один из видов компаний в Исламе. Вкладывание труда и является той причиной, которая позволяет получить изначальную собственность, а тот, кто вкладывает своё имущество, лишь увеличивает свою собственность. Увеличение собственности относится ко второму правилу (распоряжение собственностью), которое будет затронуто в VII, заключительной части.

е) Орошение. Это когда человек отдаёт свой сад другому человеку для орошения и необходимого ухода взамен на определённую долю из урожая. Привёл Муслим от Абдуллаха ибн Умара:

عَامَلَ أَهْلَ خَيْبَرَ بِشَطْرِ مَا يَخْرُجُ مِنْ ثَمَرٍ أَوْ زَرْعٍ

«Посланник Аллаха заключил договор с жителями Хайбара на половину собираемых плодов и посевов».

Дозволено орошать за плату то, что даёт плоды, как, например, виноградники, пальмы, и запрещено орошать то, что не имеет плодов, как, например, ива. Что касается орошения за плату того, чьи листья или лепестки используются в качестве плодов, то в таком случае орошение допустимо.

ё) Наём рабочего. Наём за оплату — это договор о пользе в обмен за вознаграждение. Наём — это передача в собственность нанимателю пользы (труда) от наёмника и передача в собственность наёмнику определённого маля (имущества) от нанимателя. Договор найма касается либо пользы от работы наёмника, как это происходит при найме того или иного мастера, либо касается пользы от самого работника, как это происходит при найме слуги или разнорабочего. Наёмный работник бывает либо частным, либо общим. К частным относятся госслужащие, а к общим — плотники, портные, сапожники, т.е. те, кто может принимать заказы от всех людей. Аллах говорит:

فَإِنۡ أَرۡضَعۡنَ لَكُمۡ فَ‍َٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ

«А если они выкармливают вам, то давайте им их плату» (65:6).

Также передаётся от Аиши:

اسْتَأْجَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبُو بَكْرٍ رَجُلًا مِنْ بَنِي الدِّيلِ هَادِيًا خِرِّيتًا وَهُوَ عَلَى دِينِ قُرَيْشٍ فَدَفَعَا إِلَيْهِ رَاحِلَتَيْهِمَا وَوَاعَدَاهُ غَارَ ثَوْرٍ بَعْدَ ثَلاَثِ لَيَالٍ بِرَاحِلَتَيْهِمَا صُبْحَ ثَلاَثٍ

«Посланник Аллаха и Абу Бакр наняли опытного проводника из рода Бану ад-Диль, который исповедовал религию курайшитов. Они передали ему своих верховых животных, взяв с него обещание, привести их (животных) к пещере на горе Саур через три дня. Утром третьего дня он привёл к ним верховых животных».

Наём/аренда — это договор, в котором требуется согласие обеих сторон и их правоспособность для этого. При найме работника необходимо указать саму работу, время, оплату и объём затрачиваемых усилий. Но если измерить объём усилий единым стандартом невозможно, то определение работы почасовой является самым близким ориентиром для измерения объём труда в один день. Наряду с этим определяется и вид работы, например, говорится, что нужно копать землю, строить железную дорогу, водить автомобиль и т.д.

Для любой работы, которая дозволена по Шариату, можно нанять работника, а для той работы, которая запрещена по Шариату, запрещено нанимать кого-либо. Например, запрещено нанимать человека для доставки алкогольной продукции, для работы по выдавливанию винограда с целью производства вина, для перевозки продукции свиноводства или мертвечины, для записи ростовщических договоров и т.д. Не ставится условием, чтобы наёмный работник и наниматель были мусульманами, если только речь не идёт об обрядах поклонения. Если речь идёт о найме для обрядов поклонения, тогда наёмный работник должен быть мусульманином. Поэтому муэдзин, учитель Корана или хадисов и судья должны быть мусульманами.

Что касается найма для обязательных обрядов поклонения или дополнительных, то если польза от них не переходит к другому человеку, то нанимать для таких вещей нельзя. Например, нельзя нанимать другого человека, чтобы он совершил вместо тебя хадж, если ты способен это сделать сам, нельзя нанимать другого, чтобы он выплачивал за тебя закят. Если же польза переходит к другим людям, тогда дозволено нанимать людей с этой целью. Например, дозволено нанимать муэдзина для произнесения азана, или человека для выполнения обязанностей имама в мечети, или для совершения хаджа от имени умершего, или для выплаты закята от имени умершего.

Вторая причина: наследство

Одной из причин приобретения имущества в собственность является наследство. Наследство подтверждается категоричным текстом Корана, который, в свою очередь, не несёт в себе иллята.

Третья причина: нужда в мале для поддержания жизни

Одной из причин приобретения собственности является нужда в мале для поддержания жизни, потому что каждый человек имеет право на жизнь. Причиной, гарантирующей гражданину Исламского Государства право добывать своё пропитание, является работа. В случае, если работа для него станет невозможной, то государство должно предоставить ему пропитание. Причина этого заключается в том, что именно государство несёт ответственность за своих подданных и за удовлетворение их нужд.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَالْأَمِيرُ الَّذِي عَلَى النَّاسِ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Амир — попечитель над людьми, и он несёт ответственность за своих подданных».

وَٱلَّذِينَ فِيٓ أَمۡوَٰلِهِمۡ حَقّٞ مَّعۡلُومٞ٢٤ لِّلسَّآئِلِ وَٱلۡمَحۡرُومِ٢٥

«которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (70:23,24).

Посланник Аллаха ﷺ также сказал:

أَيُّمَا أَهْلُ عَرْصَةٍ أَصْبَحَ فِيهِمْ امْرُؤٌ جَائِعٌ فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُمْ ذِمَّةُ اللَّهِ تَعَالَى

«Если один из жителей какого-нибудь двора окажется голодным, то они все лишаются покровительства Всевышнего Аллаха»,

مَا آمَنَ بِي مَنْ بَاتَ شَبْعَانَ وَ جَارُهُ جَائِعٌ إِلَى جَنْبِهِ وَهُوَ يَعْلَمُ بِهِ

«Не уверует в меня тот, кто провёл ночь сытым, зная о том, что его сосед голоден».

Амир/Имам является тем, кто выступает от имени Уммы в претворении хукмов Шариата.

Четвёртая причина: предоставление государством имущества из государственной собственности для населения

Здесь речь идёт о покрытии нужд населения, а также о возможности в полной мере использовать своё имущество. Например, у населения есть долги, которые необходимо выплатить, у населения есть земли, которые необходимо засеять. Аллах говорит:

وَٱلۡغَٰرِمِينَ

«для должников» (9:60).

В своё время Посланник Аллаха ﷺ выделил наделы для Абу Бакра, Умара, аз-Зубайра. Затем праведные халифы выделяли наделы другим мусульманам. К этой причине также можно отнести распределение военной добычи среди воинов со стороны государства и изъятие Имамом доли из военной добычи.

Пятая причина: маль, безвозмездно получаемый индивидуумами

Данная причина включает в себя пять пунктов:

а. Взаимоотношение между людьми, например, посредством подарков, завещания, даров и т.д.

б. Право на получение маля как возмещение за нанесённый вред. Например, выплата дии (искупление за убийство), выплата за нанесённые увечья.

в. Право на получение махра (свадебного дара невесте) на основе заключения договора о никяхе.

г. Находка.

д. Выплата компенсаций халифу и тем, кто считается правителями, поскольку у них нет возможности для заработка. Другими словами, это выплаты взамен отсутствия у них возможности зарабатывать как обычные люди.

Общественная собственность

Некоторые вещи Законодатель сделал общественным достоянием, поэтому никто не имеет права переводить их в личную собственность. Так же и государство не имеет права переводить их в свою собственность или передавать их кому-либо. Другими словами, каждый член общества имеет право получать пользу от общественной собственности, независимо от его дееспособности и бедности. Люди могут пользоваться общественной собственностью через овладение некоторой её частью в виде заготовления дров, использования воды из рек, озёр и т.п., либо могут использовать её без овладения, как, например, использовать дороги, плавать на своих судах по морю, пользоваться побережьем, охотиться и т.д. Общественная собственность — это разрешение Законодателя на совместное использование маля членами общества.

Причины, позволяющие приобрести общественную собственность, являются качеством, при наличии которого та или иная вещь будет относиться к общественной собственности. Данных качеств — три:

1. Это такие объекты, без которых общество не может обходиться в своей повседневной жизни и без наличия которых люди начнут расходиться, подобно воде. Посланник Аллаха ﷺ описал виды данных объектов подробным образом. От Абу Хираша, от некоторых сподвижников Пророка ﷺ передаётся, что: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلَاثٍ: فِي الْمَاءِ وَالْكَلَإِ وَالنَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх (вещах): в воде, пастбище и огне».

Однако стоит отметить, что слова, упомянутые в хадисе, являются словами категории «исм джамид» (имя существительное, к которому не применимо словообразование и словоизменение), а значит, в хадисе нет иллята. Если отталкиваться от этого, то получается, что хадис не содержит иллята, следовательно, можно подумать, что только три вещи могут представлять собой общественную собственность, а их качества как объекты общественных нужд не берутся во внимание. Однако при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Посланник ﷺ позволил индивидам брать в частную собственность воду в ат-Таифе и Хайбаре. Их жители действительно владели ей для орошения своих посевов и садов. Это говорит о том, что если бы при владении водой учитывалось то, что она — вода, а не то, что она является потребностью людей, тогда Пророк ﷺ не позволил бы индивидам брать её в частную собственность. Поэтому из слов Посланника ﷺ: «Мусульмане — совладельцы в трёх вещах...», — и его ﷺ разрешения отдельным лицам владеть водой выводится иллят касательно партнёрства в воде, пастбищах и огне. Иллят будет заключаться в том, что подобные объекты относятся к нуждам общества, а значит, наличие или отсутствие мотивированной вещи (маалюль) зависит только от иллята. Следовательно, любой объект, который квалифицируется как общественная нужда, будет считаться общественной собственностью. И не важно, идёт ли речь о воде, пастбище, огне или чём-то другом, т.е. будет не важно, упоминается данный объект в хадисе или нет.

2. Это полезные ископаемые, которые существуют в больших количествах, реальные масштабы которых тяжело оценить и которые сложно исчерпать. Полезные ископаемые бывают в небольшом количестве и в огромном. Небольшое количество может находиться в частной собственности, и это считается риказом, с которого выплачивается 1/5 в Байт уль-Маль. Огромное количество не может быть частной собственностью; к этому относится нефть или шахты для добычи полезных ископаемых в промышленных масштабах. Доказательством тому, что эти полезные ископаемые являются общественной собственностью, является то, что передано от ат-Тирмизи, от Абьяда ибн Хаммаля аль-Мазани:

أَنَّهُ وَفَدَ إِلَى رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَاسْتَقْطَعَهُ الْمِلْحَ فَقَطَعَ لَهُ، فَلَمَّا أَنْ وَلَّى قَالَ رَجُلٌ مِنَ الْمَجْلِسِ: أَتَدْرِي مَا قَطَعْتَ لَهُ؟ إِنَّمَا قَطَعْتَ لَهُ الْمَاءَ العَدَّ. قَالَ: فَانْتَزَعَهُ مِنْهُ

«Однажды он подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой выделить ему землю, где находится соль, и Пророк ответил на его просьбу. Когда же тот отошёл, один из присутствующих людей сказал: «Знаешь ли ты, что выделил этому человеку? Ты отдал ему в имущество неисчерпаемую воду (т.е. залежи соли)», — после чего Пророк забрал их обратно».

Факт того, что Посланник Аллаха ﷺ забрал обратно выделенные ранее Абъяду ибн Хаммалю залежи соли, когда он ﷺ узнал, что соль была в неисчисляемом количестве, является доказательством того, что любой подобный ресурс не может находиться в частных руках, поскольку он — собственность всех мусульман. Этот вопрос не относится только к соли, он охватывает все ресурсы и полезные ископаемые, какими бы они ни были, главное, чтобы они были подобны залежам соли или неисчерпаемой воде.

3. Существуют такие объекты, природа которых не позволяет индивидам владеть ими. Этот тип общественной собственности — хотя без него и не может обходиться жизнь общества подобно первому качеству (т.е. подобно объектам, без которых общество не может обходиться в своей повседневной жизни и без наличия которых люди начнут расходиться) — имеет такую природу, которая не позволяет ей находиться в частных руках в отличие от упомянутого первого качества объектов собственности, которыми может владеть частное лицо. К этому третьему качеству можно отнести мечети, государственные школы, государственные больницы, детские площадки, убежища и т.д.

Государственная собственность

Любой объект, будь то земля или здание, на который имеют право все мусульмане и который не относится к общественной собственности, является госсобственностью. Передача подобных объектов в частные руки означает, что вопрос государственной собственности выходит за рамки экономической системы, поскольку есть необходимость заботиться о делах граждан во всех сферах, а не только в экономической плоскости, как, например, имеется необходимость в претворении исламской системы, несении призыва и ведении джихада.

Основанием для существования государственной собственности являются качества, наличие которых в мале переводит его (маль) из частной или общественной собственности в государственную.

Государственная собственность — это маль, который может находиться в частной собственности, но при этом такой маль не относится к общественной. Государственная собственность является правом всех мусульман. Государственная собственность является третьим видом собственности. Распоряжение и управление государственной собственностью возложено на Имама, ведь на нём лежит ответственность за распоряжение всем тем, на что имеет право община мусульман. В силу того, что объекты государственной собственности не являются общественной собственностью (т.е. Имаму дозволяется передача таких объектов в частное владение и распоряжение, что не дозволяется в отношении объектов общественной собственности), то государство имеет над ними право распоряжения — в этом и заключается смысл владения. Данную собственность Имам может использовать для строительства дорог, мечетей, убежищ, или для промышленности, для научно-исследовательских центров, для ведения джихада и т.д. Государство может передать свою собственность в собственность индивидам — как право полного владения, или как право только распоряжения, чтобы помочь людям или чтобы создать экономический баланс в обществе.

Таким образом, государственная собственность является малем, который несёт пользу всему обществу и который отличается от общественной собственности тем, что последняя не может быть передана государством кому-либо. При этом государственная собственность может быть передана в частные руки, если халиф видит в этом пользу для мусульман. К государственной собственности относятся такие вещи, как военная добыча (фай), харадж, джизья. Что касается закята, то он не относится к государственной собственности, т.к. Шариатом определены категории людей, на которых должен расходоваться закят, поэтому халиф имеет право расходовать закят только среди этих восьми категорий.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что Шариат определил три вида собственности (частная, общественная, государственная). Шариат не дозволил делать из частной собственности общественную или государственную, как и не дозволил из общественной делать государственную. Собственность может переходить из рук в руки лишь на основе права данного Шариатом. Поэтому такая вещь, как национализация частной собственности со стороны государства, или такая вещь, как приватизации (перевод общественной собственности в частную или предоставление особенного права кому-либо на это) не имеют места в Исламе. Подобного рода процессы присущи социализму и капитализму, а также тем системам, у которых дозволяется управлять общественной или частной собственностями, как если бы они были государственной собственностью.

Однако государство имеет право охранять общественную собственность или «мёртвые» земли с целью заботы об интересах всех мусульман, а не отдельной, избранной группы людей. Например, государство может выделить ряд земель, или гор, или морскую акваторию для обучения в этих местах своих военных или для постройки там фабрик или нефтеперерабатывающих заводов, как и может использовать водопады для производства электроэнергии. Хотя все упомянутые вещи и являются общественной собственностью, но при этом государство использует их для увеличения общественного блага и во благо общих интересов мусульман. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا حِمَى إِلَّا لِلَّهِ وَلِرَسُولِهِ

«Хима (объекты, находящиеся под защитой государства) принадлежит только Аллаху и Его Посланнику», — т.е. «только государству». Абу Абид передал от Амира ибн Абдуллаха сообщение, в котором говорится:

أَتَى أَعْرَابِيٌّ عُمَرَ فَقَالَ يَا أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ بِلَادُنَا قَاتَلْنَا عَلَيْهَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ وَأَسْلَمْنَا عَلَيْهَا فِي الْإِسْلَامِ عَلَامَ تَحْمِيهَا قَالَ فَأَطْرَقَ عُمَرُ وَجَعَلَ يَنْفُخُ وَيَفْتُل شَارِبَهُ وَكَانَ إِذَا كَرِبَهُ أَمْرٌ فَتَلَ شَارِبَهُ وَنَفَخَ فَلَمَّا رَأَى الْأَعْرَابِيُّ مَا بِهِ جَعَلَ يُرَدِّدُ ذَلِكَ عَلَيْهِ فَقَالَ عُمَرُ الْمَالُ مَالُ اللهِ وَالْعِبَادُ عِبَادُ اللهِ وَاللهِ لَوْلَا مَا أَحْمِلُ عَلَيْهِ فِي سَبِيلِ اللهِ مَا حَمَيْتُ مِنَ الْأَرْضِ شِبْرًا فِي شِبْرٍ

«Однажды к Умару пришёл один бедуин и сказал: «О Амир уль-муминин, мы сражались за наши земли в джахилии и подчинились на них в Исламе. Почему ты сделал их заповедными?». Умар замолк, стал надуваться и закручивать усы. Когда его что-то огорчало, он надувался и закручивал усы. Бедуин, увидев его состояние, стал повторять ему свои слова, а Умар сказал: «Имущество — это имущество Аллаха, а рабы — это рабы Аллаха. Клянусь Аллахом, если бы не та ответственность на пути Аллаха, которая на меня возложена, я бы не сделал заповедной и пяди земли».

Заводы/фабрики могут быть частной и общественной собственностью. Если они стали общественной собственностью, тогда запрещено кому-либо владеть ими. Всё зависит от используемых полезных ископаемых, задействованных при производстве конечной продукции. Заводы/фабрики будут считаться частной собственностью, если они созданы за счёт частных вложений и если в производстве используются материалы, которые могут быть частной собственностью. Заводы/фабрики могут быть общественной собственностью, если их продукция является общественной собственностью, например, заводы по добыче и переработке нефти. Заводы/фабрики будут государственной собственностью, если государство использует их во имя общественной собственности. Заводы/фабрики могут быть частной собственностью, но её владельцы не имеют права перерабатывать или использовать в производстве общественную собственность, если только государство не берёт в аренду эти заводы и фабрики для производства общественной собственности. Причина этого заключается в том, что именно государство несёт ответственность за мусульман.

Таким образом, завод/фабрика обретают положение (хукм) той собственности, продукцию которой они выпускают. Поэтому завод/фабрика могут относиться как к частной собственности, так и выпускать общественную, а если арендатор — государство, то такие завод/фабрика будут относиться к положению общественной собственности.

Байт уль-Маль

Польза от государственной собственности возвращается к индивидам общества, поскольку на плечах государства лежит забота об интересах общества, лежит обязанность по претворению хукмов Ислама над людьми, лежит обязанность несения призыва и ведения джихада. Так же и польза от общественной собственности возвращается к индивидам общества, при этом Шариат возложил на государство управление общественной собственностью, чтобы хукмы общественной собственности выполнялись в полной мере. Государственная и общественная собственности, будь то движимое или недвижимое имущество, могут увеличиваться и уменьшаться, при этом пользу от них получают люди, поэтому необходимо вести учёт государственной и общественной собственности.

Байт уль-Маль — это ведомство, отвечающее за все доходы и расходы государства, на которые имеют право мусульмане. Любое имущество (земля, строения, полезные ископаемые, деньги или товары), принадлежащее мусульманам согласно хукмам Шариата, но владельцем которого не является конкретное лицо, даже если и известно направление расходования этого имущества, — всё это относится к имуществу Байт уль-Маль. Причём имуществом Байт уль-Маль считается любое имущество, которое, согласно хукму, имеет к нему прямое отношение, даже если по факту оно в нём не содержится.

Постоянными источниками Байт уль-Маль являются трофеи, харадж, джизья и ушр, все виды ресурсов общественной и государственной собственности, пятая часть риказа, полезные ископаемые и доходы, полученные посредством закята, пошлина, взимаемая с торговцев вражеских стран, союзников, а также имущество, получаемое из общественной или государственной собственности, как и имущество, оставшееся от покойного, не имеющего наследников. Однако имущество, полученное путём закята, собирается в Байт уль-Маль в отдельном месте и расходуется строго на восемь упомянутых в Коране категорий людей. Аналогично этому доходы общественной собственности собираются в особом отделе Байт уль-Маль, не перемешиваясь с другими, поскольку хукмы распоряжения ими отличаются от хукмов распоряжения государственной собственностью.

Предыдущая часть, следующая часть