بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Кто такой Ханзала ибн Абу Амир (р.а.)?
Отец Ханзалы — Абу Амир, которого также называли Амр или Ибн Амр, а во времена джахилии его называли ар-Рахиб (монах). Мать Ханзалы — Рабаб бинт Малик ибн Амр ибн Азиз ибн Малик ибн Ауф ибн Амр ибн Ауф. Отец Ханзалы часто говорил о пророчестве и религии ханифов, ожидая появления посланника Господа миров.
Он слышал о качествах этого посланника от священников и монахов. Но когда Посланник Аллаха ﷺ пришёл с пророческой миссией, Абу Амир стал завидовать ему и питать злобу. Он отказался признавать Мухаммада посланником Аллаха. На одном из собраний ар-Рахиб обвинил Посланника Аллаха ﷺ во лжи, клевете и смешивании религии ханифов с чем-то другим. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что пришёл с чистой религией и что честность является одним из его качеств, о которых Абу Амиру говорили священники. Но Абу Амир обвинил во лжи благородного Посланника. Избранный Пророк ﷺ сказал ему, что лжец умирает в одиночестве и изгнании, и наделил его прозвищем Абу Амир аль-Фасик (нечестивец). Во время хиджры Пророка ﷺ Абу Амир встретился с лидерами курайшитов, подстрекая их и их семьи к борьбе с Мухаммадом ﷺ, пообещав им свою поддержку и помощь. Абу Амир остался жить в Мекке, а когда мусульмане завоевали город под предводительством Посланника Аллаха ﷺ, он бежал к римлянам и умер на чужбине, одиноким и как изгнанник. Однако его сын Ханзала (р.а.) принял Ислам вместе со своим народом ансаров во время переселения Посланника Аллаха ﷺ в Медину. Ханзала (р.а.) переживал за то, что делал его отец. Он просил у Посланника Аллаха ﷺ разрешения на то, чтобы убить отца, но Пророк ﷺ запретил ему. Ханзала был удостоен такой чести, которая не выпала на долю других. Ханзала женился на Джамиле бинт Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль, и у них родился сын Абдуллах ибн Ханзала ибн Абу Амир, который пал шахидом в битве аль-Харра.
Мученичество Ханзалы (р.а.) в битве при Ухуде
Битва при Ухуде произошла на третьем году хиджры. Ухуд — это гора, расположенная в трёх милях на северо-западе от Медины. Пророк ﷺ, посоветовавшись со своими сподвижниками, принял решение принять битву за пределами города. Он расположился лагерем у горы Ухуд и разместил на вершине горы пятьдесят лучников. Когда две армии встретились, многобожники сначала потерпели поражение. Увидев трофеи, лучники поспешили спуститься с горы. Халид ибн аль-Валид, который был в войске многобожников до принятия Ислама, увидел, что лучники покинули гору, и сразу же бросился со своей конницей в обход горы и нанёс удар в тыл мусульман. Мусульманское войско охватила паника, и мусульмане не могли разобраться, где свои, а где враги. Мусульмане потерпели поражение, потеряв шахидами семьдесят человек.
Абдуллах ибн Зубайр, вспоминая ту битву, говорил: «Люди оставили Посланника Аллаха ﷺ, так что некоторые из них добрались до селений у горы с одной из сторон Медины (то есть они бросили его и разбежались). А затем они вернулись к Посланнику Аллаха ﷺ. А Ханзала ибн Абу Амир встретился (то есть сразился) с Абу Суфьяном ибн Харбом, но когда он уже собирался убить Абу Суфьяна (подняв над ним свой меч), это увидел (один из многобожников) Шаддад ибн аль-Асвад, который ударил Ханзалу мечом и убил его. Ханлаза чуть было не убил Абу Суфьяна. И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, вашего друга Ханзалу омывают ангелы (хотя шахиды не омываются). Спросите его жену (Джамилю бинт Убайй ибн Салюль)». (Они спросили её о том, как Ханзала отправился на джихад и почему ангелы омывали его). Она сказала: «Он был в состоянии полового осквернения (джунуб), когда услышал призыв глашатая (то есть, услышав призыв на джихад, он тут же собрался и вышел, не успев совершить полное омовение (гусль)». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вот почему ангелы омыли его!». Ангелы омыли Ханзалу, так как он отправился на джихад, не успев совершить гусль. Поэтому он получил прозвище аль-Гасиль (омытый), а в книгах по сире можно встретить его как Гасиль аль-маляика (омытый ангелами). Какое же прекрасное прозвище заслужил Ханзала!
После окончания битвы при Ухуде Пророк ﷺ отправился проверить состояние раненых и забрать тела шахидов. И он увидел, что многие лучшие сподвижники отдали свои жизни на пути Аллаха, в том числе: Хамза ибн Абдульмутталиб, Мусаб ибн Умайр, Саад ибн Раби, Анас ибн Надр, Ханзала ибн Абу Амир и другие, да будет доволен ими Аллах. Увидев их тела, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَنَا شَهِيدٌ عَلَى هَؤُلاَءِ يَوْمَ القِيَامَةِ وَأَمَرَ بِدَفْنِهِمْ بِدِمَائِهِمْ، وَلَمْ يُصَلِّ عَلَيْهِمْ وَلَمْ يُغَسَّلُوا
«Я буду свидетельствовать за них в День Воскресения!», — и он велел хоронить их, не смывая с них кровь, и поэтому над ними не совершали молитву и их не омывали» (Бухари).
Вакиди сказал: «Ханзала ибн Абу Амир женился на Джамиле бинт Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль. Её привели к нему в ночь, а утром уже было сражение при Ухуде. Он попросил позволения у Посланника Аллаха ﷺ провести эту ночь с ней, и он разрешил. Наутро, совершив намаз, он хотел отправиться к Посланнику Аллаха ﷺ, но Джамиля попросила его остаться (ещё немного). Он вернулся и провёл ещё некоторое время с ней. Потеряв полное омовение (гусль), он решил выйти. Она до этого послала за четырьмя своими людьми, чтобы они засвидетельствовали, что он вступил с ней в близость. Однажды её спросили: «Зачем тебе эти свидетельства?». Она ответила: «Я видела, как небеса раскрылись, и через них прошёл Ханзала, а затем они закрылись. Я подумала, что он станет шахидом, поэтому и попросила засвидетельствовать, что он вступил со мной в близость».
Сообщил Сухайли от Вакиди и других, что Ханзалу (р.а.) искали среди погибших, а когда нашли, увидели, что с его головы стекали капли воды, хотя поблизости не было воды. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, вашего друга Ханзалу омывают ангелы». Так Аллах почтил шахида. Мунави сказал: «Это событие — великая честь для Ханзалы. И оно не противоречит тому, что шахидов нельзя омывать, потому что запрет относится к совершеннолетнему человеку (а не к ангелам)».
Ханзала (р.а.) — гордость Ауса
Сообщается, что Анас (р.а.) сказал: «Племена ансаров Аус и Хазрадж начали хвастаться друг перед другом. Аус сказал: «Из нашего числа Омытый ангелами — Ханзала ибн ар-Рахиб (ибн Абу Амир), из нас тот, из-за смерти которого затрясся трон Милостивого — Саад ибн Муаз, из нас тот, кто спасся благодаря пчёлам — Асим ибн Сабит ибн Абу Афлядж, из нас тот, чьё свидетельство приравнивается к свидетельствам двух — Хузайма ибн Сабит». Хазраджиты сказали: «Из нас четверо, которые собирали Коран во времена Посланника Аллаха ﷺ, тогда как никто другой кроме них не собирал — Зайд ибн Сабит, Абу Зайд, Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабаль».