بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Одним из важных событий, произошедших после битвы при Бадре, был поход на Зу Амар (местность во владении племени Гатафан). Также встречаются названия «поход на Гатафан» или «поход на Анмар». Это крупнейший поход, который Пророк ﷺ возглавил перед битвой при Ухуде. Поход случился на 3 году хиджры, а причиной его стала дошедшая до Пророка ﷺ весть о том, что собралась большая группа из Бану Саляба и Мухариб, которая хочет совершить набег на окраины Медины.
Пророк ﷺ двинулся к ним с армией в 450 воинов, среди которых были всадники и пешие, чтобы продемонстрировать этим племенам и другим арабам силу мусульман. Вместо себя Посланник Аллаха ﷺ оставил в Медине Усмана ибн Аффана (р.а.). По пути мусульмане поймали человека из Бану Саляба по имени Джубар. Его завели к Посланнику Аллаха ﷺ. Он ﷺ призвал этого человека к Исламу, и тот принял Ислам. Пророк ﷺ поручил Билялю (р.а.) обучить этого человека Исламу. Так мусульмане нашли себе проводника на землях врага. Узнав о приближении мусульман, мушрики из племён Бану Саляба и Мухариб разделились и бежали на вершины гор. Пророк ﷺ прибыл со своей армией к месту, где собиралась эта группа, то есть к водоёму Зу Амар, и оставался в Неджде около месяца. Не столкнувшись ни с какими провокациями, Пророк ﷺ принял решение вернуться обратно в Медину.
В этом походе один из гатафанских предводителей Дусур ибн аль-Харис, увидев чудо, связанное с Посланником Аллаха ﷺ, принял Ислам. Ибн Касир, Байхакы и другие приводят рассказ:
«Когда до Посланника Аллаха ﷺ дошла весть о том, что группа людей из гатафанского племени Бану Саляба ибн Мухариба собралась в Зу Амаре, желая воевать с ним, он выступил к ним из Медины в четверг 12 раби уль-авваль 3-го года хиджры. Вместо себя Пророк ﷺ оставил в Медине Усмана ибн Аффана. Пророк ﷺ отсутствовал 11 дней, а вместе с ним — и 450 воинов. Арабы же бежали на вершины гор. Войско Пророка ﷺ достигло водоёма Зу Амар и разбило там лагерь. Их настиг сильный дождь. Одежда Посланника Аллаха ﷺ промокла, поэтому он снял намокшую одежду, чтобы высушить, а сам разместился под деревом. Всё это происходило на виду (спрятавшихся на вершинах гор) мушриков. Они хотели довести своё дело до конца, поэтому отправили одного храбреца, которого звали то ли Гаурас ибн аль-Харис, то ли Дусур ибн аль-Харис, сказав ему, что это прекрасная возможность убить Мухаммада ﷺ. Этот человек, прихватив свой тяжёлый меч, отправился убивать Пророка ﷺ. Вот он встал над Посланником Аллаха ﷺ с обнажённым мечом и сказал: «Кто защитит тебя сегодня от меня?». Пророк ﷺ ответил: «Аллах!». И тут Джибриль толкнул этого человека, и меч выпал из его рук. Посланник Аллаха ﷺ подобрал меч и сказал: «Кто теперь защитит тебя от меня?». Тот ответил: «Никто. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я больше никогда не стану собирать людей против тебя!». Посланник Аллаха ﷺ вернул ему меч. А когда он вернулся к своей группе, люди сказали ему: «Горе тебе! Что случилось?!». Он ответил: «Я видел высокого человека, и он толкнул меня в грудь так, что я упал на спину. Я понял, что это был ангел. Затем я засвидетельствовал, что Мухаммад — посланник Аллаха. Клянусь Аллахом, отныне я не буду собирать людей против него». Потом он призвал свой народ к Исламу. По этому случаю был ниспослан аят:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱذۡكُرُواْ نِعۡمَتَ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ إِذۡ هَمَّ قَوۡمٌ أَن يَبۡسُطُوٓاْ إِلَيۡكُمۡ أَيۡدِيَهُمۡ فَكَفَّ أَيۡدِيَهُمۡ عَنكُمۡۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلۡيَتَوَكَّلِ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ١١
«О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки. Бойтесь Аллаха, и пусть на Аллаха уповают верующие!» (5:11)».
История Дусура ибн аль-Хариса в походе на Зу Амар показывает склонность Посланника Аллаха ﷺ к прощению и помилованию тех, кто хотел навредить ему. Ибн Хаджар пишет: «Посланник Аллаха ﷺ простил его, так как сильно хотел, чтобы неверные вошли в Ислам». Благородство Пророка ﷺ сильно повлияло на местных арабов из Гатафана. Они осознали, что Мухаммад ﷺ был не только смелым, щедрым и милосердным, но ещё и пророком, посланным Аллахом. Короли и предводители племён не оставили бы в живых того, кто стоял над их головами с мечом в руках, угрожая убить их. Они не были настолько милосердны и снисходительны. Это оказало сильное влияние на отношение арабов к вхождению в Ислам. Поход на Зу Амар и другие походы и события показывают одну важную особенность Пророка ﷺ, а именно — что Аллах оберегал его благородную жизнь. Пророческая сира полна таких примеров: Аллах защитил Пророка ﷺ, когда его пытались убить Абу Джахль и Абу Ляхаб; Аллах защитил его в день хиджры, когда дом Пророка ﷺ был окружён теми, кто хотел убить его; Аллах защитил Пророка ﷺ, когда во время хиджры его настиг Сурака ибн Малик; точно так же Аллах защитил Пророка ﷺ от Дусура ибн аль-Хариса в походе на Зу Амар и от Гаураса ибн аль-Хариса в походе Зат ар-Рика.
Посланник Аллаха ﷺ претерпел от своих врагов много вреда, бед и козней с тех пор, как открыто провозгласил о своём призыве. Однако Аллах защитил его от зла людей. Аллах защищал его как от людей в общем, так и от мекканцев и их лидеров в частности. Защита Аллаха сопровождала Пророка ﷺ с тех пор, как он был послан с миссией, и Аллах сообщил, что будет оберегать его от вражды и коварства людей. Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلرَّسُولُ بَلِّغۡ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ مِن رَّبِّكَۖ وَإِن لَّمۡ تَفۡعَلۡ فَمَا بَلَّغۡتَ رِسَالَتَهُۥۚ وَٱللَّهُ يَعۡصِمُكَ مِنَ ٱلنَّاسِۗ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلۡكَٰفِرِينَ٦٧
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей» (5:67).
Ибн Касир сказал: «То есть: ты донеси Моё послание, а Я буду защищать тебя, поддерживать тебя и даровать победу против твоих врагов. Не бойся и не печалься, ибо ни один из них не нанесёт тебе никакого вреда и не причинит тебе зла». Аиша (р.а.) сказала: «До ниспослания этого аята Пророка ﷺ всегда охраняли. Затем он вышел из шатра и сказал: «Расходитесь! Теперь меня охраняет Сам Аллах!» (Тирмизи, Хаким). В словах «Аллах защитит тебя от людей» имеется два доказательства пророчества: первый — Аллах сообщил, что защитил Пророка ﷺ, и это уже свершилось; второй — сподвижники знали, что враги всегда будут пытаться убить Пророка ﷺ, и поэтому охраняли его. А когда был ниспослан этот аят, Пророк ﷺ попросил их разойтись, так как был уверен в том, что было ниспослано ему. Если бы он был самозванцем, то не рисковал бы собой. Человек никогда не лжёт самому себе. Следовательно, если бы Коран не был откровением от Аллаха, тогда Пророк ﷺ не распустил бы свою охрану.
Аль-Маварди в книге «Алям ан-нубувва» пишет: «Одним из чудес Пророка ﷺ было то, что Аллах защитил его от врагов, которых было очень много, они находились в состоянии сильного гнева и желали избавиться от него. Он же свободно находился среди них, когда они были совсем рядом. Они бросали на него злобные взгляды, но их руки тряслись в страхе. Сподвижники перестали его охранять. Среди этих врагов он провёл тринадцать лет, и он ушёл от них целым и невредимым. Ни сердце, ни тело его не было ранено. И это только благодаря защите Аллаха. Аллах обещал и исполнил Своё обещание:
وَٱللَّهُ يَعۡصِمُكَ مِنَ ٱلنَّاسِ
«Аллах защитит тебя от людей» (5:67). Аллах защитил его от врагов».
Есть множество примеров того, как Аллах защитил Пророка ﷺ от врагов:
Сообщается Абу Хурайры (р.а.):
قَالَ أَبُو جَهْلٍ: هَلْ يُعَفِّرُ مُحَمَّدٌ وَجْهَهُ بَيْنَ أَظْهُرِكُمْ؟ قَالَ: فَقِيلَ: نَعَمْ. فَقَالَ: وَاللاَّتِ وَالْعُزَّى لَئِنْ رَأَيْتُهُ يَفْعَلُ ذَلِكَ لأَطَأَنَّ عَلَى رَقَبَتِهِ أَوْ لأُعَفِّرَنَّ وَجْهَهُ فِى التُّرَابِ — قَالَ — فَأَتَى رَسُولَ اللَّهِ ﷺ وَهُوَ يُصَلِّى زَعَمَ لِيَطَأَ عَلَى رَقَبَتِهِ — قَالَ — فَمَا فَجِئَهُمْ مِنْهُ إِلاَّ وَهُوَ يَنْكِصُ عَلَى عَقِبَيْهِ وَيَتَّقِى بِيَدَيْهِ — قَالَ — فَقِيلَ لَهُ: مَا لَكَ؟ فَقَالَ: إِنَّ بَيْنِى وَبَيْنَهُ لَخَنْدَقًا مِنْ نَارٍ وَهَوْلاً وَأَجْنِحَةً. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: لَوْ دَنَا مِنِّى لاَخْتَطَفَتْهُ الْمَلاَئِكَةُ عُضْوًا عُضْوًا
«(Однажды) Абу Джахль спросил (людей): «Припадает ли Мухаммад лицом (к земле, когда находится) среди вас?». (Ему) сказали: «Да». (Тогда) он воскликнул: «Клянусь Лат и Уззой, если я увижу, что он делает это, то непременно наступлю ему ногой на шею (или: вываляю его лицом в пыли)!» Поручившись, что наступит ногой на шею Посланнику Аллаха ﷺ, он подошёл к нему, когда тот молился, но (люди, которые стали свидетелями этого, увидели, что Абу Джахль вдруг подался назад, защищаясь (от кого-то) руками. Потом его спросили: «Что с тобой (случилось)?» — и он сказал: «Поистине, (подойти к) нему мне (помешали) огненный ров, ужас и крылья (ангелов)!» (А потом) Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы он приблизился ко мне, ангелы разорвали бы его на куски!» (Бухари).
Враг Ислама Абу Джахль стал свидетелем этого великого чуда. Он увидел крылья ангелов, которые оберегали Посланника Аллаха ﷺ, и убедился в том, что Аллах защищает Пророка ﷺ Своим войском. Но гордыня и любовь к власти помешали ему признать и принять истину. Аллах говорит о таких мушриках:
فَإِنَّهُمۡ لَا يُكَذِّبُونَكَ وَلَٰكِنَّ ٱلظَّٰلِمِينَ بَِٔايَٰتِ ٱللَّهِ يَجۡحَدُونَ
«Они не считают лжецом тебя — беззаконники отвергают знамения Аллаха!» (6:33).
Навави пишет: «Есть много примеров того, как Аллах защитил Пророка ﷺ от Абу Джахля и других людей, желающих навредить ему. Подобно тому, как ангелы защищали Пророка ﷺ от Абу Джахля, они спустились, чтобы защитить его в день Ухуда, когда многобожники окружили его, а сподвижников не оказалось рядом. Сообщается от Саада ибн Абу Ваккаса (р.а.):
رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ يَوْمَ أُحُدٍ، وَمَعَهُ رَجُلاَنِ يُقَاتِلاَنِ عَنْهُ، عَلَيْهِمَا ثِيَابٌ بِيضٌ، كَأَشَدِّ القِتَالِ مَا رَأَيْتُهُمَا قَبْلُ وَلاَ بَعْدُ
«В день (битвы при) Ухуде я видел Посланника Аллаха ﷺ вместе с двумя людьми в белых одеждах, которые отчаянно сражались (защищая) его, и я никогда не видел их ни до, ни после этого (имея в виду Джибриля и Микаиля)» (Бухари, Муслим).
Также Навави сказал: «Это показывает, как дорог был Пророк ﷺ для Аллаха. Всевышний ниспослал ангелов, которые сражались вместе с пророком. Также это говорит о том, что ангелы сражались не только в битве при Бадре».
Во время хиджры тоже имело место множество чудес, когда Аллах защитил Пророка ﷺ. Абу Бакр (р.а.) сказал:
فَارْتَحَلْنَا بَعْدَمَا مَالَتِ الشَّمْسُ، وَاتَّبَعَنَا سُرَاقَةُ بْنُ مَالِكٍ، فَقُلْتُ: أُتِينَا يَا رَسُولَ اللَّهِ، فَقَالَ: «لاَ تَحْزَنْ إِنَّ اللَّهَ مَعَنَا» فَدَعَا عَلَيْهِ النَّبِيُّ ﷺ فَارْتَطَمَتْ بِهِ فَرَسُهُ إِلَى بَطْنِهَا فَقَالَ: إِنِّي أُرَاكُمَا قَدْ دَعَوْتُمَا عَلَيَّ، فَادْعُوَا لِي، فَاللَّهُ لَكُمَا أَنْ أَرُدَّ عَنْكُمَا الطَّلَبَ، فَدَعَا لَهُ النَّبِيُّ ﷺ فَنَجَا، فَجَعَلَ لاَ يَلْقَى أَحَدًا إِلَّا قَالَ: قَدْ كَفَيْتُكُمْ مَا هُنَا، فَلاَ يَلْقَى أَحَدًا إِلَّا رَدَّهُ، قَالَ: وَوَفَى لَنَا
«И мы отправились после полудня. Сурака ибн Малик последовал за нами, и я сказал: «Нас догонят, о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Не печалься, ибо Аллах с нами». Пророк ﷺ обратился к Аллаху с мольбой против Сураки, и ноги его коня погрузились в землю по брюхо. Сурака сказал: «Я вижу, что вы обратились к Аллаху с мольбой против меня, обратитесь же к Нему с мольбой за меня, и, клянусь Аллахом, я заставлю вернуться тех, кто ищет вас». Пророк ﷺ обратился к Аллаху с мольбой за него, и он был спасён. Затем, всякий раз, когда он встречал кого-нибудь по дороге, он говорил: «Я напрасно искал его здесь», — и возвращал обратно всех, кто встречался ему. Таким образом, Сурака выполнил своё обещание» (Бухари). Анас сказал: «Таким образом, в начале дня он был врагом Пророка Аллаха, а уже в конце дня стал его защитником» (Бухари). Аллах спас Пророка ﷺ от Сураки, и это стало причиной принятия Ислама самим Суракой, который затем тоже стал защищать Пророка ﷺ. Обращаясь к Абу Джахлю, Сурака (р.а.) сказал: «О Абуль-Хакам, если бы ты видел, что случилось с моим конём, когда его ноги вросли в землю, то у тебя бы не осталось ни малейшего сомнения, что Мухаммад ﷺ — действительно Посланник. А кто может выстоять против Посланника?».
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) поведал другую историю о том, как Аллах защитил Своего Пророка ﷺ: «Однажды толпа курайшитов собралась в местности аль-Хиджр, и все они поклялись идолами Лат, Уззы, Манат, Наили и Исафа, что если увидят Мухаммада ﷺ, то непременно встанут перед ним как один человек и не отстанут от него, пока не убьют. Услышав это, Фатима (р.а.) заплакала и поспешила к отцу. Войдя к Посланнику Аллаха ﷺ, она сказала: «Эта толпа курайшитов поклялась убить тебя. Если они встретят тебя, то непременно убьют. И нет среди них никого, кто отказался бы принять участие в убийстве». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О доченька, помоги мне совершить омовение». Затем он совершил омовение и вышел к ним в мечеть. Когда они увидели его, то воскликнули: «Вот он!». Затем они опустили глаза вниз и подбородки до грудей. Они продолжали сидеть на своих местах, и никто из них не смел поднимать глаз. Никто так и не встал перед ним. Посланник Аллаха ﷺ приблизился к ним, встал над ними и взял в руки горсть земли, а их лица были безобразными. Он бросил в них эту землю. И каждый на кого попала эта земля, погиб в рядах неверных в битве при Бадре» (Ахмад).
Все эти примеры подтверждают пророчество Мухаммада ﷺ и показывают, как Аллах поддерживал его и защищал.