بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Мурад Талиб
Многие люди не могут отчётливо представить партийную деятельность при Халифате и полагают, что она будет похожа на то, что происходит при нынешних системах. Они думают, что картина не будет резко отличаться от того, что мы видим сегодня. Политическая партия — это современный термин, демократические партии считаются старейшими в мире, поэтому наблюдателю может показаться, что другой модели партийной деятельности в политической жизни просто не существует.
Несмотря на яркое сияние политических партий, действующих в странах демократии, таких как Америка, Франция и Британия, любой, кто исследует реальность партийной работы в этих системах, вскоре обнаруживает, что партии при капитализме являются всего лишь отражением противоречий идеологии, на которой основаны эти страны. Неспособность найти истинную модель политической партии в рамках нынешних систем обусловлена четырьмя факторами.
Первый фактор: страны Запада не смогли дать чёткое определение «политической партии» и оставили в этом вопросе неясность
Многие исследователи, такие как Сэмюэл Хантингтон, избегали давать конкретное определение политической партии, а вместо этого устанавливали условия, при которых какая-либо сила может считаться политической партией. Те, кто пытался дать определение партии, прибегали к расплывчатым формулировкам, которые были ближе к описанию деятельности партий, чем к самому определению. Например, Жорж Бурдо писал: «Политическая партия — это любое объединение людей, которое верит в определённые политические идеи и работает над их победой и воплощением, собирая вокруг себя как можно большее количество граждан и стремясь получить власть или хотя бы повлиять на решения правящей власти». Попытки дать определение политической партии не увенчались успехом — в первую очередь потому, что на Западе не пришли к согласию относительно определения понятия политики: является ли политикой отношения между правителями и управляемыми в государстве? Или это методы и процедуры, ведущие к принятию решений для общества и человеческих групп? Или это искусство возможного?
Второй фактор: западный взгляд на возникновение и формирование политических партий
По мнению западных идеологов, главной причиной возникновения и формирования партий является то, что они назвали «дуализмом». Согласно этой теории, создание политической партии обусловлено защитой интересов одной стороны против другой. Таким образом, политические партии, по мнению западных теоретиков, возникают в результате раскола в обществе. Французский государствовед Дюверже предложил ряд дуальностей, которые можно противопоставить: политическая дуальность — между монархией и республикой, социальная — между рабочим классом и буржуазией, религиозная — между религиозными и светскими людьми. В результате конфликта между этими противоположностями группы людей объединяются или разделяются, создавая новые партии. Достаточно беглого взгляда на реальность партий в Европе и Америке, чтобы увидеть конфликты между ними, которые угрожают расколом и разделением обществ в этих странах и превращают жизнь людей в ад, подогреваемый непрерывным конфликтом внутри партий. Особенно это наблюдается в свете роста религиозных и националистических тенденций в Европе и обострения конфликта между нефтяной и технологической промышленностью в Америке. При виде всего этого осознаёшь степень неспособности построить успешную живую модель настоящей политической партии в западных системах.
Третий фактор: функции политических партий
Западные исследователи выделили следующие главные функции политической партии:
- Активизация политической жизни.
- Формирование общественного мнения.
- Формирование политического руководства.
- Достижение политической стабильности.
На первый взгляд, такое представление функций политических партий в существующих западных системах может показаться правильным. Однако при внимательном исследовании реальности того, чем занимаются политические партии на Западе, выясняется, что активизация политической жизни означает склонение людей к принятию политики, проводимой в интересах класса капиталистов, путём обмана избирателей, будто именно они и определяют действующую политику. Это стало настолько очевидно широкой общественности, что западные народы всё больше не желают участвовать в политической деятельности и даже участвовать в выборах.
Что касается формирования общественного мнения, просвещения граждан о политических проблемах и об их решениях, то эта функция политических партий на Западе является лишь пылью в глаза и не выходит за рамки предвыборной агитации. На Западе невозможно найти политическую партию, которая действительно работает на благо своих избирателей и сторонников. Скорее, все они ставят своим главным приоритетом интересы сторонников-капиталистов, которые финансируют партию и её деятельность.
Что касается формирования политических руководств, то тут не о чем и говорить. Какие руководства могут вырасти и сформироваться в свете фальсификаций и обмана избирателей?!
Что касается функции «достижение политической стабильности», то любой наблюдающий за политической жизнью на Западе ясно видит масштабы нагнетания духа конфликта между сторонниками политических партий и углубления разрыва между составляющими общества. Посмотрите, как национальные, сектантские и меркантильные партии и их последователи реагируют на программы, противоречащие их программам. Они реагируют на расовом, сектантском или социальном уровне. И посмотрите на сцены расовых конфликтов и разногласий в западных странах, и потом скажите о плодах деятельности этих партий.
Четвёртый фактор: идея политического плюрализма и мирной передачи власти
Идея политического плюрализма пропагандируется как драгоценная жемчужина и предмет гордости демократических систем. Западные люди считают эту идею противоположностью диктатур и однопартийного доминирования.
Несмотря на блеск идеи политического плюрализма и её привлекательность для умов простых людей, практика западной политической жизни, особенно в крупных странах и старых демократиях, показывает, насколько эта идея рухнула. Франция, которая полагается на систему открытого плюрализма, не имела возможности сформировать сильное и стабильное правительство. Французские президенты всегда сталкивались с трудностями при формировании правительств и были вынуждены создавать коалиции, которые часто объединяют противоречивые партии, только для того, чтобы завоевать доверие парламента и получить его одобрение для формирования нового правительства. Некоторые могут на мгновение подумать, что идеальная система стабильной политической жизни — это двухпартийная система, в которой власть достигается посредством конкуренции между двумя основными партиями, как это имеет место в Британии и Америке, обеспечивая формирование сильных правительств, способных получить голоса и поддержку большинства избирателей. Внимательно изучая политику этих стран, вряд ли можно заметить реальную разницу в реализации их политики. Многие политики в этих двух странах даже прибегают к использованию таких терминов, как «скрытое правительство» и «глубинное правительство», чтобы описать то, что происходит в их политической жизни. Поэтому игра в демократию и передачу власти в двухпартийных системах больше похожа на инструмент, с помощью которого можно объединить энергию нации вокруг правящей партии, чтобы дать широким массам почувствовать, что будто именно они определяют вектор политики. На самом же деле эти партии представляют лишь интересы реальных руководителей страны — крупных капиталистов.
Как бы иронично это ни звучало, но Соединённые Штаты, которые могут похвастаться наличием одних из старейших политических партий в мире, не дали в своей конституции определения политической партии. Основатели государства изначально не предполагали, что американская система будет партийной. В «Записках федералиста» под статьёй №9 и №10 Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон соответственно писали конкретно об опасностях местных политических фракций. К тому же, первый президент США Джордж Вашингтон не был членом какой-либо политической партии на момент своего избрания и на протяжении всего своего президентства. Более того, до последних моментов своей политической карьеры он выражал надежду, что в стране не будут формироваться политические партии из-за страха перед конфликтом. Именно это и было одним из основных тезисов знаменитой прощальной речи, которую Вашингтон произнёс, уходя из политической жизни. Однако истоки двухпартийной системы в Америке возникли в ближайшем окружении первого американского президента. Гамильтон и Мэдисон, написавшие вышеупомянутые статьи против политических фракций, в конечном итоге стали лидерами формирующейся тогда партийной системы. Гамильтон стал лидером федералистов, а Джеймс Мэдисон — лидером демократов-республиканцев, что и создало условия для возникновения партийной жизни в Америке после того, как ещё недавно она была столь ненавистной.
После этого краткого описания партийной политической жизни в существующих западных системах, а также её негодности и явного противоречия во всех аспектах, давайте прольём свет на модель исламской политической жизни, которая воплотится в Халифате, не вдаваясь в яркие заголовки и пустые и обманчивые лозунги, преобладающие в западных системах, такие как плюрализм, представительство масс и мирная передача власти. Политическая и партийная жизнь в Исламе основывается на шариатских правилах, вытекающих из Откровения, кристаллизованных идеях, конкретных определениях и чётких действиях, вытекающих из текстов Откровения и позволяющих представить картину исламской политической жизни, показывающую величие этой религии.
Для начала необходимо дать конкретные определения, связанные с темой исследования, чтобы с их помощью мы могли представить картину политической жизни в Исламе.
Политика в нашем понимании — это забота о делах людей согласно Исламу. Государство является органом, отвечающим за исполнение совокупности концепций, мерил и убеждений, принятых Исламской Уммой. Политическая среда согласно Исламу — это правители, лидеры и те, кто имеет вес и влияние в жизни и деятельности людей, а также все, кто занимается политикой, будь то правитель, или тот, кто отчитывает правителя, или тот, кто желает получить власть, или тот, кто стремится распространить свои политические взгляды на основе Ислама. Что касается определения политической партии, то это каждое сплочение, которое заботится о делах людей с Исламом, будь то посредством своего присутствия у власти или посредством отчёта правителей.
Простые, на первый взгляд, определения отражают лёгкость осуществления политических действий и политической жизни в Исламском Государстве. Правда заключается в том, что войти в политическую жизнь и остаться в ней могут только те, кому свойственны черты мужественности и искренности. К дверям политики в Исламе трудно подойти тем, у кого слабая решимость и шаткая воля, однако эти двери ведут к великой награде, повышая перед Аллахом статус того, кто войдёт в них.
Ислам здесь имеет только одно значение — полноценная идеология с основополагающей доктриной (акыда) и системой. Эта идеология воплощается в каждой личности, которая хочет войти в двери политики и присутствовать в исламской политической среде. Политическое качество появляется у каждого, кто стремится достичь власти через Умму. Первое и самое главное качество политика — это воплощение исламской акыды в его личности. Акыда Ислама основана на борьбе, состязании и принятия ответственности за других. Исламская акыда и твёрдая вера заключается в следующем: Аллах — Един; Он — Тот, Кто создал Вселенную, человека и жизнь; Он управляет всем, что существует во вселенной; жизнь коротка; человеку суждено либо попасть в Рай, либо в Ад; пропитание (рызк) находится в руках только Одного Аллаха; конец жизни (аджаль) находится в руках только Аллаха; Коран — Книга Аллаха; Аллах послал Коран к человечеству, чтобы вывести людей из тьмы на свет; Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ пришёл с Посланием от Аллаха. В исламской акыде скрывается великая сила для того, кто примет её на основе убеждения. В этом и заключается секрет стремления тех, кто придерживается исламской акыды, к политическим действиям, принятию на себя ответственности за других и стремлению заботиться о делах людей и исправлять их жизнь.
В первой статье проекта Конституции, принятой Хизб ут-Тахрир, пишется: «Исламская доктрина (акыда) является основой государства. Ничто не может существовать в государственной структуре, форме правления, подотчётном органе или в любой другой сфере государственной деятельности, что не исходит из исламской акыды в качестве своего источника. Исламская акыда также является основой Конституции и законов Шариата. Недопустимо наличие чего-либо в основном законе без того, чтобы это не исходило из исламской акыды». Эта статья, несмотря на простоту языковой структуры, имеет очень глубокий смысл. И любой, кто внимательно смотрит, видит яркую картину политической жизни в Исламском Государстве, где существует чистая искренняя политическая среда, в которую можно войти только на основе веры в Ислам как акыды и системы. Государство в момент появления приложит все усилия, чтобы целиком и полностью ликвидировать ту политическую среду, которая сейчас существует не на исламской основе. Оно будет привлекать к ответственности тех, кто заслуживает наказания за свои преступления против Уммы, и включать в круг сомнительных тех, чьи прямые преступления не доказаны, но они были связаны с преступной политической средой и были близки к своим хозяевам, так что никто из них не избежит ответственности.
Что же касается тех, кто был далёк от предательских режимов и сохранял в себе искренность, а возможно — и пострадал от несправедливости в результате своих действий, то их вхождение в политическую среду, независимо от того, являются ли они отдельными людьми, движениями и группами, зависит только от выполнения ими необходимых шариатских условий. Отдельные люди, имеющие влияние и знание, в ком видны следы исламской акыды как доктрины борьбы и состязания, будут приветствоваться в этой среде. Скорее, их присутствие лишь обогатит политическую жизнь Уммы, несмотря на слабость их влияния, которая обусловлена тем, что они действуют индивидуально. И это то, на что они должны обратить внимание, если хотят оказывать реальное влияние на политическую жизнь.
Что касается объединений и групп, то им для выхода на арену политической жизни и участия в политической среде, а также для достижения власти посредством Уммы необходимо соответствовать условиям политической партии, основанной на Исламе. Несмотря на простоту требования, достичь его на практике непросто, учитывая важность терпения, искренности, решимости и готовности идти на жертвы ради решения проблем и достижения интересов Уммы. Учитывая состояние этих групп — и несмотря на наличие в них искренности, — они столкнутся с большими препятствиями, которые им придётся преодолеть, если они захотят заниматься исламской политикой и оставаться в ней. Доказательством тому служит неспособность заниматься исламской политикой тех, кто пытался, несмотря на то, что они обладали идейной силой и набрали опыт в рядах партии. Возможно, они получали поддержку со стороны стран и учреждений для создания движений, конкурирующих с Хизбом в Умме. Все они провалились с треском. Вот наиболее заметные из препятствий, с которыми они столкнутся и которые должны преодолеть:
Первое препятствие: Отсутствие комплексного взгляда на Ислам как на применимую идеологию на арене политической жизни и общества, в системе управления, экономике, социальной системе, внутренней политике, вопросах образования, здравоохранения и других вопросов, которые лежат в основе заботы о делах Уммы в области управления и администрирования.
Второе препятствие: Построение группы на прочной шариатской партийной основе, защитившись таким образом от негативного воздействия порочной реальности. Только Ислам должен выступать в качестве основы строения и организации. Нужно держаться подальше от патриотизма и национализма, а также всех форм разделения и фанатизма, которые отвергаются исламским Шариатом. Группа должна придерживаться принципа, заложенного Посланником Аллаха ﷺ, который гласит: не из нас тот, кто призывает к разделению (асабии). Всё это требует огромной энергии, больших усилий и жертв, чтобы группы могли стать представителями Уммы, что даёт им право играть жизненно важную роль в политической жизни и даёт им возможность достичь власти посредством Уммы.
Третье препятствие: Убеждение Уммы в своём праве на власть. Умма, восстановив свою власть и вернув суверенитет в свои руки, владея общественным сознанием и общественным мнением, основанным на Исламе, не согласится передать власть тому, в ком не видит качества силы и способности сохранить доверенное ему и позаботиться об этом должным образом, ведь она уже вкусила горечь унижения из-за тех, кто подвёл её на различных этапах. Следовательно, эти группы должны пройти практический тест, чтобы войти в политическую жизнь, доказав обоснованность своих программ, силу своих кадров и способность к лидерству, создав у Уммы убеждённость в их компетентности в руководстве.
Тем, кто внимательно изучает форму политических действий на основе Ислама в условиях Халифата, проясняется два факта.
Первый факт: важность наличия общественного мнения среди Уммы и отстаивание своего права как носителя власти в Исламе. А также Умма всегда должна осознавать, что политические действия в Исламе — это арена жертв, а не делёжка добычи. Таким образом, Умма поддерживает постоянный контроль и отчитывает за каждое действие в этой области. И это обеспечит выживание идеи о том, что политик, когда он берёт на себя ответственность за дела Уммы, находится в состоянии ответственности и подотчётности. Следовательно, если политик сделает добро, Умма поможет ему, а если он сделает упущение, Умма исправит. Благодаря такому подходу Умма построит политическую жизнь так, чтобы этим был доволен Всемогущий Аллах. Тот, кто хочет работать в политической среде, должен готовить себя к подотчётности перед Уммой и к усердному следованию примеру сподвижников в вопросе жертвования и не упускать из виду, что Умма наблюдает за ним и в любой момент отчитает его за малое или большое упущение.
Второй факт: сила государства и стабильность политической жизни в нём не имеют ничего общего с многочисленностью политических партий или с принципом сменяемости власти. Более того, многочисленность партий может стать фактором слабости в отсутствие реального фактора силы, то есть в отсутствие общественного мнения и подотчётности политиков. Беглый взгляд на ход политической жизни в Первом Исламском Государстве, в котором люди передали власть сплочению сподвижников, будь то в эпоху Посланника Аллаха ﷺ или в эпоху праведных халифов после него, показывает нам, что сила государства основывается на общественном мнении и на подотчётности политиков. Также беглый взгляд показывает нам, что слабость закралась в это государство при наличии конкуренции за власть в свете слабого общественного мнения и отсутствия подотчётности политиков.
Наличие такого видения исламской политической жизни показывает нам степень доверия, возложенного на плечи тех, кто посвятил себя восстановлению власти Уммы и возобновлению исламской политической жизни. Они — единственные, кто компетентен и способен сформировать политическую среду. На них лежит ответственность поддерживать сильное общественное мнение в Умме, а также обеспечивать постоянную бдительность и тщательное отслеживание политической жизни, чтобы Умма помогала творцам добра и отчитывала беспечных. Эта задача требует от партийных кадров постоянной работы, постоянного движения и поддержания непрерывной производительности труда, во-первых, как от части этой Уммы, во-вторых, как от лидеров этой Уммы на политическом уровне. Партия действует как во власти, так и в вопросе отчёта власти через Маджлис уль-умма, Маджлис уль-вилаят или другие инструменты в политической жизни. Отчёт происходит по всем делам управления и администрирования во всех сферах государства, чтобы политическая жизнь двигалась в правильном направлении.
Существование такого понимания, степень доверия и его значимость требуют от членов партии прилагать все усилия, чтобы быть готовыми к решающему моменту, надеясь на помощь Аллаха и желая получить награду в Следующей жизни. Это же достижимо, если:
- Стараться приблизиться к Аллаху, повинуясь Ему, читая Коран и всегда помня о важности полагаться на Него в любое время и мгновение.
- Сосредоточиться на книгах партийного просвещения, чтобы усвоить, понять и нести их как концепции, регулирующие ход политической жизни в государстве и обществе. Это требует от членов Хизба отдать халакатам должное внимание в подготовке личностей и осмыслении идей, а также мониторить продуктивность халаката в формировании политиков и лидеров Уммы, а также уделять внимание к самосовершенствованию, чтобы подготовиться к несению большой ответственности и выполнить свой долг перед Аллахом.
- Проявлять заботу о непрерывности связи с Уммой и постоянно орошать её идеями Ислама, чтобы поддерживать её бдительность, сохранять в ней силу общественного мнения и не допускать её уклонения от совершения того, что предписал ей Аллах, а именно: отчёт политиков, приказ добра и запрещение зла. Это единственный способ сохранить силу государства и улучшить ход политической жизни в нём.
- Обеспечить то, чтобы атмосфера веры оставалась доминирующей в деятельности членов Хизба, и обеспечить то, чтобы эта атмосфера не угасала. Величину жертв и бремя доверия можно вынести только под воздействием этой атмосферы.
- Полная забота и предельное внимание к психологическому аспекту личности носителей призыва, что удерживает их от высокомерия и тщеславия, а также укрепляет их решимость в терпении, усилиях и жертвовании.
- Обеспечение достижения ощутимых результатов и желаемых целей от действий партии. Члены Хизба не должны ни на минуту забывать, что их действия относятся к методу и должны иметь ощутимые результаты. Поэтому чтение должно концентрировать и кристаллизировать концепции. Обучение в халакатах должно производить политических деятелей. Живой контакт с Уммой должен приводить к руководству людьми и увеличению партийного тела. Необходимо почувствовать результаты и осознать тот факт, что отсутствие ощутимых результатов указывает на наличие дефекта, который необходимо быстро устранить.
В завершение: это то, что я обнаружил во время исследования вопроса восприятия партийной деятельности в условиях Халифата и доверие, которое партия и её члены должны оправдать, чтобы получить довольство Аллаха и великую награду в Загробной жизни. Если моё исследование принесёт пользу, тогда оно от Аллаха, а если я ошибся, тогда это от меня или от шайтана. И вся хвала принадлежит Аллаху — Господу миров.