بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Юсуф Аль-Сариси, Иерусалим
Падение Византийской империи в 1453 году и захват Османами столицы Восточной Православной Церкви, Константинополя, привело к сильнейшему потрясению в Европе. Это событие радикально изменило отношение европейцев к религиозным и политическим вопросам. Влияние исламской идеологии в Андалусии на европейцев создало условия и атмосферу, которые в итоге способствовали возникновению реформационного движения под руководством Мартина Лютера в 1517 году, что в конечном счёте и привело к расколу Западной католической церкви и зарождению протестантской церкви.
Эти мощные потрясения, которые разрушили основы Восточной Церкви и серьёзно пошатнули фундамент Западной Церкви, подтолкнули европейцев к переосмыслению роли религии в жизни общества и государства. Несмотря на то, что эти потрясения были вызваны влиянием Ислама, европейцы не рассматривали Ислам как альтернативу своему христианству. Однако эти события вызвали у них глубокие интеллектуальные переосмысления, в результате которых разгорелась жестокая борьба между европейскими мыслителями и философами с одной стороны и Католической и Протестантской церквями с другой. Это противостояние привело к компромиссному решению, точнее к идее секуляризма, в которой церковь отделена от государства, что стало основой и отправной точкой для новой идеологии — капитализма.
Следует отметить, что в протестантской Великобритании переход к капитализму произошёл достаточно мирно во время революции Кромвеля, которая началась в 1642 году. В то время как во Франции, где преобладал католицизм, во время Французской революции 1789 года переход был насильственным и кровавым. Это иллюстрирует причины атеистических и светских устремлений во Франции и объясняет глубину французской неприязни к религии.
1. Разложение фундаментов, на которых построена капиталистическая идеология
После долгого противостояния в Европе XVI века возник капитализм, основанный на доктрине отделения религии от жизни. Капиталисты стали воспринимать жизнь с позиции материальной ценности, отделив от неё религию, мораль и иные традиционные ценности. Это сформировало в них подход к жизни как к борьбе за выживание, подобно тому, как это происходит в животном мире, основываясь на дарвинистской идее о том, что жизнь человека также является борьбой, в которой выживает наиболее приспособленный. Это и есть их взгляд на жизнь — лишённый человечности и управляемый законами джунглей.
На основе этого дарвинистского взгляда они начали строить свои системы для жизни, охватывающие политику, экономику, управление и образование. Капиталистические философы и мыслители разработали экономическую систему, исходя из доктрины секуляризма и дарвинистского взгляда на жизнь. Особенно это проявлялось в трудах Адама Смита в Великобритании, который в 1776 году опубликовал свою работу «Богатство народов». Впоследствии Великобритания и другие западные страны начали активно применять эту капиталистическую экономическую систему.
Через несколько лет жители Европы на собственном опыте ощутили бедствия, порождённые претворением этой экономической системы дарвинистского характера, которая возвышала богатых и сильных за счёт слабых и бедных. В ответ на это они подняли восстание против этой системы и начали искать более справедливую альтернативу. Это привело к возникновению идеи государственного социализма, выступающих за социальную справедливость и коллективную собственность ресурсов и средств производства.
Затем из чрева социал-дарвинистского взгляда Европа породила расистские капиталистические партии и государства, такие как нацистская Германия и фашистская Италия. Эти движения начали экспансию и агрессию против человечества, осуществляя массовый геноцид и истребление людей «низших» рас. В результате этого Запад самостоятельно объединился во время Второй мировой войны, чтобы уничтожить это зло за их расизм и идеи превосходства над другими людьми. Запад гордится тем, что покончил с нацизмом и фашизмом, порождённые социал-дарвинизмом, который являлся одним из их капиталистических взглядов на жизнь. Но, несмотря на это, сам Запад продолжает придерживаться этих расистских взглядов, но в более скрытой и неявной форме, что стало особенно заметно при Трампе в США, а также на примере крайне правых партий, побеждающих на выборах во многих странах Европы.
2. Появление коммунистической идеологии является объявлением о провале капитализма
Из недр порочного капитализма возникла марксистская идея социализма, которую разработал Карл Маркс примерно в 1850 году. Затем, в 1917 году, коммунистическая партия в России пришла к власти и начала на практике применять марксистские идеи. С образованием Советского Союза и претворением коммунистической идеологии, у капитализма возник прямой конкурент в самой Европе. Тем самым Европа фактически сама признала порочность капиталистической идеологии и её неспособность решать проблемы. Таким образом, коммунизм начал конкурировать с капитализмом, активно пытаясь вытеснить его из Европы и из мира в целом. Коммунизм успешно распространился в странах Восточной Европы, в Китае и других странах, реально угрожая западной модели капитализма, претворяемой в Великобритании, Франции и США, особенно в период холодной войны.
Поскольку капиталистическая идеология по своей сути изменчива и эластична, не имеет устойчивой доктрины и неизменных гуманных, моральных и духовных ценностей, которые на практике ею игнорируются, а признаётся только одна ценность — выгода и прибыль. Поэтому было очевидным, что сторонники капиталистической идеологии не обладают глубокой верой в основы своей идеологии и легко могут изменять своим убеждениям и переступать через свои идеи, которые они ранее активно применяли и стремились распространить по всему миру. Их идеология не препятствует им отказываться от одних своих порочных принципов в пользу новых, соответствующих изменяющимся обстоятельствам и реалиям.
Например, когда капитализму угрожала коммунистическая идеология со своим социализмом, капиталисты начали приспосабливаться к новым вызовам, приняв элементы государственного социализма, чтобы залатать пробелы в своей порочной и несправедливой системе, которая благоприятствовала только богатым и сильным. Когда же их экономическая система потерпела провал после «Великой депрессии» в 1929 году, один из их мыслителей, английский экономист Кейнс, пересмотрел экономические основы, на которых строился классический капитализм Адама Смита, включая механизм ценообразования и «невидимую руку». Он стал призывать к необходимости государственного вмешательства в экономику. Капиталистические страны приняли кейнсианство и последовали за его идеями, однако со временем они начали постепенно возвращаться к классической свободной экономике в период правления Рейгана и Тэтчер после 1980 года. Затем, после распада Советского Союза в 1991 году, они начали политику приватизации и глобализации, основали Всемирную торговую организацию и были охвачены эйфорией от своей культуры, считая, что их идеология является пиком человеческого развития, с которой ничто не может сравниться по прогрессу и развитию, как это утверждал американский мыслитель Фукуяма.
Начало упадка и краха капитализма
События 11 сентября 2001 года были использованы Америкой как предлог для военной и экономической экспансии в исламский мир. Джордж Буш начал свои крестовые походы, вторгшись в Афганистан в 2002 году, а затем в Ирак в 2003 году. Однако эти кампании столкнулись с военными и политическими неудачами, что вынудило США к выводу войск. С тех пор Соединённые Штаты испытывают постоянный экономический и политический упадок. В 2008 году Америка и мировая экономика пережили глобальный финансовый кризис, который сильно ударил по основам капиталистической системы, последствия которого ощущаются и по сей день. Другой значительной проблемой является государственный долг США, который был относительно небольшим в 1981 году, около 1 триллиона долларов в начале правления Рейгана, к 2000 году он достиг 5.5 триллионов долларов, а в начале 2024 года уже приблизился к отметке в 34 триллиона долларов. Потолок долга продолжает расти, и, как предвидится, может в конечном итоге обрушиться на них, по воле Аллаха.
Так, основы капиталистической идеологии серьёзно пошатнулись в идейном, экономическом и военном аспектах, и эта система чуть не рухнула после финансового кризиса 2008 года. Однако, из-за отсутствия на международной арене конкурента, способного нанести решающий удар, капиталистический мир больше не ощущал необходимости в радикальных изменениях, как он поступал в прошлом при наличии серьёзных вызовов. Капиталисты продолжают погружаться в свои заблуждения, не обращая внимания на увеличивающиеся трещины и уязвимости, которых с каждым днём становится всё больше и больше. А из-за неправильных принципов и решений экономических, политических и идейных проблем, капитализм неуклонно движется к своему неизбежному краху, как это отмечают современные мыслители.
3. Свидетельства мыслителей прошлого о приближающемся закате капитализма
Дальновидные мыслители предрекали скорый конец капиталистической идеологии, среди которых наиболее известными были Маркс и Энгельс. Они развили теорию капитализма и предсказали его конечное завершение из-за классовой борьбы между слоями общества, считая, что капитализм в итоге будет заменён новой системой — коммунизмом, как это подробно изложено в книге «Капитал. Критика политической экономии», опубликованной в 1867 году. Также В. Ленин в 1916 году, во время Первой мировой войны, в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» отметил, что империализм характеризуется распространением колониализма и иностранных инвестиций, что приводит к усилению экономических и геополитических конфликтов между ведущими капиталистическими державами за ресурсы и влияние. Это увеличивает общественные беспорядки и классовую напряжённость, что в некоторых случаях может привести к народным революциям против капиталистической системы.
В трудах шейха Такыюддина Набхани, да помилует его Аллах, таких как «Система Ислама» и «Экономическая система Ислама» (1953 г.), а также в других своих книгах и публикациях он выявил слабости капиталистической идеологии с идейной, экономической и политической стороны, указывая на его порочную сущность и неспособность адекватно решать проблемы людей. Он утверждал, что этот порочный капитализм будет заменён правильной системой Ислама, которая распространится по земле и будет управлять ею согласно исламскому Шариату, по воле Всевышнего Аллаха.
4. Закат капитализма: свидетельства из их же уст
Что касается современных высказываний, то сами мыслители и философы капитализма, как в прошлом, так и сейчас, свидетельствуют о его порочности и приближающемся крахе. Свидетельство самих же приверженцев обычно имеет больший вес и оказывает более сильное воздействие на восприятие общественности. Идея падения капитализма не нова, она была впервые озвучена в книге «Взлёты и падения великих держав», написанной американским аналитиком Полом Кеннеди в конце 1970-х. Кеннеди предсказал ряд событий, многие из которых касаются Китая, Азии, Советского Союза и Америки, и большинство из этих прогнозов сбылись. Он стал первым американским автором, который открыто говорил о потенциальном упадке американского превосходства как в политическом, так и в экономическом плане. Однако Фрэнсис Фукуяма в 1992 году утверждал, что Америка сохранит своё доминирующее положение на международной арене на следующее столетие, что в итоге оказалось не более, чем желанием, которому не суждено осуществиться.
Сэмюэль Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1996 году, начал ощущать опасность и усомнился в абсолютном доминировании капитализма. Он говорил, что история не завершилась в пользу западного капитализма после падения коммунистической идеологии с падением Берлинской стены в 1989 году, и что либерализм не достиг своей окончательной победы. Вместо этого характер противостояния изменился с идеологической и экономической плоскости в сторону просвещенческой, доктринальной и культурной. Хантингтон утверждает, что предстоящее столкновение в ближайшем будущем произойдёт между тремя культурами: западной капиталистической, китайской и исламской. В долгосрочной перспективе этот потенциальный конфликт ограничится столкновением между западной капиталистической и исламской культурами. Хантингтон также отмечает, что, несмотря на то, что Запад и Америка достаточно сильны на международной арене, благодаря своему экономическому и демографическому влиянию, но более важным является моральный упадок, культурное самоубийство и политическая дезинтеграция, которые ведут Запад к неизбежному краху.
5. Книги и прогнозы западных мыслителей о закате капиталистической идеологии
Крах капитализма — это то, что предсказывали многие мыслители Запада. Волнующий их вопрос не касается того, как или почему произойдёт этот крах, они задаются вопросами: когда он наступит, будет ли он в скором времени или же это произойдёт нескоро? Чтобы подчеркнуть приближающийся закат западной капиталистической культуры и её предстоящее падение, приведём свидетельства ряда западных мыслителей и философов — приверженцев этой идеологии, указывающие на порочность капиталистической идеологии и её приближение к концу. Ниже будут перечислены эти книги в порядке их публикации:
- Книга «Взлёты и падения великих держав», автор Пол Кеннеди, 1987 год.
- Книга «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы», автор Збигнев Бжезинский, 1997 год.
- Книга «После империи. Pax Americana — начало конца», автор Эммануэль Тодд, 2003 год.
- Книга «Печали империи: маска и истинное лицо американского величия», автор Чалмерс Джонсон, 2004 год.
- Книга «Самоубийство Запада», авторы Ричард Кук и Крис Смит, 2006 год.
- Книга «Капитализм на пути к саморазрушению», авторы Патрик Арту и Мари-Поль Феррар, 2008 год.
- Книга «Почему страны терпят неудачу: происхождение власти, процветания и нищеты», авторы Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон, 2012 год.
- Книга «Система ничтожества», автор канадский писатель Алан Дено, 2015 год.
- Книга «Смерть Запада», автор Патрик Бьюкенен, 2015 год.
- Книга «Декаданс: от Иисуса до Бен Ладена, жизнь и смерть Запада», автор французский философ Мишель Онфре, 2017 год.
- Книга «Благие намерения», автор Стив Уолт, 2018 год.
Заключение
Выше мы перечислили одиннадцать книг, предрекающих закат западной капиталистической культуры, и представили краткое изложение некоторых из них. Существует ещё множество других трудов и исследований, посвящённых изучению капиталистического мира, выражающих опасения по поводу его упадка, застоя и его примитивности. Некоторые из этих исследований предсказывают, что Ислам может служить альтернативой капитализму, поскольку он имеет культурное преимущество и превосходство над утилитарным западным взглядом.
Мы подвергли критике капиталистическую идеологию, опираясь на свидетельства двух её представителей, выражающие это как устно, так и письменно. Существует множество других материалов и исследований, предсказывающих закат капиталистической идеологии и её падение. Однако мы акцентировали внимание на высказываниях западных мыслителей, так как их свидетельство имеет особое значение для тех, кто не разделяет наши взгляды. Поэтому, как вы видите, это не желания и мечты мусульман, вызванные неприязнью или враждебностью к западной культуре, которая полностью противоречит исламской, а реальность, происходящая сегодня, которая ведёт к необратимым последствиям, по воле Аллаха.
Законы Аллаха действуют над государствами и идеологиями, и они не встают на чью -либо сторону. Среди законов Всевышнего оговорено то, что у государств и народов есть свои жизненные сроки, подобные человеческим, которые могут быть долгими, а могут быть и короткими, в зависимости от определённых причин и закономерностей. Государства, основанные на несправедливости и тирании, идущие вразрез с человеческой природой, как правило, существуют недолго, как, например, Советский Союз. Этот закон также применим и к другим идеологиям, за исключением исламской, поскольку она — божественного происхождения, и Аллах обещал оберегать Своё Послание, которое Он ниспослал Своему Посланнику. Частью этого обещания является защита тех, кто заботится о сохранении Послания, несёт его и применяет на практике. Это и сохранит исламскую идеологию и религию до Судного дня, несмотря на попытки людей уничтожить её, ведь Пророк ﷺ говорил, что он попросил Аллаха не дать погибнуть его Умме в целом, и Аллах принял его молитву.
Мы обращаемся к Всевышнему Аллаху с мольбой, чтобы поскорее наступил крах западной капиталистической идеологии и её тиранических государств, виновных в преступлениях против человечества, в частности против мусульман. Особенно мы молим о падении Америки, главы неверия, которая вместе с еврейским образованием, её избалованным дитя, совершает преступления против народа Палестины и Газы в эти дни. Мы молим, чтобы Аллах одарил мусульман Халифатом, который будет распространять справедливость, бороться с несправедливостью и с теми, кто это творит, который объединит земли и людей, освободит Палестину, Аль-Аксу, Газу и другие оккупированные мусульманские территории в ближайшее время, по воле Аллаха. А затем он понесёт Ислам как свет и благо всему миру, чтобы власть Исламской Уммы распространилась везде, где сменяются день и ночь. Аминь, вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров.