بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Мухаммад Саид аль-Абуд
Всевышний наделил благословенный месяц Рамадан многими особенностями и свойствами:
1) Месяц поста
Пост относится к обрядам поклонения и является четвёртым столпом Ислама. Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَتَّقُونَ١٨٣
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (2:183). Приводится от Ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَحَجِّ الْبَيْتِ وَصَوْمِ رَمَضَانَ
«Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник; совершении намаза; выплате закята; хадже и посте в месяц Рамадан» (Бухари, Муслим).
2) Месяц Корана
Рамадан — месяц, в котором началось ниспослание Корана:
شَهۡرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِيٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلۡقُرۡءَانُ هُدٗى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَٰتٖ مِّنَ ٱلۡهُدَىٰ وَٱلۡفُرۡقَانِ
«В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (2:185). Месяц Рамадан — это месяц, в котором есть ночь Предопределения (Ляйлят уль-кадр), которая лучше, чем тысяча месяцев:
لَيۡلَةُ ٱلۡقَدۡرِ خَيۡرٞ مِّنۡ أَلۡفِ شَهۡرٖ٣ تَنَزَّلُ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَٱلرُّوحُ فِيهَا بِإِذۡنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمۡرٖ٤ سَلَٰمٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطۡلَعِ ٱلۡفَجۡرِ٥
«Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (97:3–5).
Месяц Рамадан — это месяц, в котором принимается мольба (дуа). Ведь среди аятов о посте упоминается аят о мольбе:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌۖ أُجِيبُ دَعۡوَةَ ٱلدَّاعِ إِذَا دَعَانِۖ فَلۡيَسۡتَجِيبُواْ لِي وَلۡيُؤۡمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمۡ يَرۡشُدُونَ١٨٦
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путём» (2:186).
3) Месяц поминовения Аллаха, месяц чтения и изучения Корана, месяц раздачи милостыни (садака) и совершения благих дел
От Ибн Аббаса передаёт следующее:
كانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدَ النَّاسِ وَكَانَ أَجْوَدَ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ وَكَانَ يَلْقَاهُ فِي كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فَيُدَارِسُهُ الْقُرْآنَ فَلَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدُ بِالْخَيْرِ مِنَ الرِّيحِ الْمُرْسَلَةِ
«Посланник Аллаха ﷺ был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль. Во время Рамадана Джибриль встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану. И когда Посланник Аллаха ﷺ встречался с Джибрилем, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер» (Бухари, Муслим).
4) Месяц покаяния перед Аллахом и прощения грехов
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ وَالْجُمْعَةُ إِلَى الْجُمْعَةِ وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ إِذَا اجْتُنِبَت الْكَبَائِرَ
«Совершение пяти ежедневных молитв, совершение пятничной молитвы каждую неделю, пост в месяц Рамадан каждый год является искупление всех грехов, что между ними (от пятницы до пятницы, от Рамадана до Рамадана), если только среди них не было тяжких грехов» (привели Муслим и Ахмад, а также Бухари в книге «Ат-Тарих аль-Кабир»).
5) Месяц джихада, завоеваний и побед
В этот месяц Аллах даровал победу в битве при Бадре, даровал завоевание Мекки, победу над персами в решающей битве при Кадисии, завоевание Испании, победу в битве при Хаттине, победу в битве при Айн-Джалут и многие другие победы над неверными. Месяц Рамадан — это месяц распространения Ислама путём джихада, дабы Слово Аллаха было превыше других слов, дабы призыв к Исламу достиг всех концов света.
6) Месяц, когда лучи имана озаряют всё вокруг
В этот месяц души людей открыты перед принятием взглядов/понятий Ислама, т.е. они готовы принять слово Истины. Рамадан — это месяц призыва, т.е. это месяц возможностей для призывающих.
Одной из важнейших вещей, на которые следует обратить внимание во время призыва, является понимание вопроса исламского единства, который в очередной раз подтверждается видением нового месяца (фаза луны) и объявлением о начале поста месяца Рамадан для всех мусульман мира. Единое начало поста для всех мусульман создаёт атмосферу единства в мусульманских странах, что в свою очередь сводит на нет искусственные политические границы между мусульманскими странами в умах мусульман. Напомним, что современные границы мусульманских стран берут своё начало из соглашения Сайкса–Пико, а современные режимы мусульманских стран всячески пытаются подчеркнуть эти границы, именно поэтому каждая из стран начинает пост в месяц Рамадан по-своему, прикрываясь шариатскими мнениями.
Понимание исламского единства при начале поста в месяц Рамадан обязывает проповедников разъяснить мусульманам об этом шариатском законе, они должны подчеркнуть его практическое значение в укреплении единства Уммы идейно, эмоционально, политически. Идейное и эмоциональное единство происходит через взгляды/понятия Ислама. Политическое единство происходит через претворение систем Ислама в едином для всех мусульман государстве Халифат, где у власти стоит халиф, получивший добровольную присягу от мусульман. Мусульмане должны следовать пути пророчества Мухаммада ﷺ и воплощать в жизнь слова Аллаха:
إِنَّ هَٰذِهِۦٓ أُمَّتُكُمۡ أُمَّةٗ وَٰحِدَةٗ وَأَنَا۠ رَبُّكُمۡ فَٱعۡبُدُونِ٩٢
«Воистину, эта ваша религия — религия единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92). Единство начала поста является одним из важнейших правил на сегодняшний день, которое подтверждает понимание единства Уммы. Единство Уммы — это фард, который Аллах вменил мусульманам, это фард, за который мусульмане должны держаться крепко обеими руками и не разделяться после того, как к ним пришли ясные доказательства из Корана и Сунны. Аллах говорит:
وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ وَٱذۡكُرُواْ نِعۡمَتَ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ إِذۡ كُنتُمۡ أَعۡدَآءٗ فَأَلَّفَ بَيۡنَ قُلُوبِكُمۡ فَأَصۡبَحۡتُم بِنِعۡمَتِهِۦٓ إِخۡوَٰنٗا وَكُنتُمۡ عَلَىٰ شَفَا حُفۡرَةٖ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنۡهَاۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ لَكُمۡ ءَايَٰتِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَهۡتَدُونَ١٠٣ وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ١٠٤ وَلَا تَكُونُواْ كَٱلَّذِينَ تَفَرَّقُواْ وَٱخۡتَلَفُواْ مِنۢ بَعۡدِ مَا جَآءَهُمُ ٱلۡبَيِّنَٰتُۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ لَهُمۡ عَذَابٌ عَظِيمٞ١٠٥
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:103–105).
Пророк ﷺ так же подчеркнул о единстве Уммы. Об этом приводится от Абу Саида аль-Худри:
إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الْآخَرَ مِنْهُمَا
«Если будет дана клятва на верность двум халифам, то убейте последнего» (Муслим). Приводится от Арфаджа: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِنَّهُ سَتَكُونُ هَنَاتٌ وَهَنَاتٌ فَمَنْ أَرَادَ أَنْ يُفَرِّقَ أَمْرَ هَذِهِ الْأُمَّةِ وَهِيَ جَمِيعٌ فَاضْرِبُوهُ بِالسَّيْفِ كَائِنًا مَنْ كَانَ
«[Наступят времена, когда] появятся разные вещи (смуты и злодеяния), и если кто пожелает расколоть дело этой общины, когда она едина, то поразите его мечом, кем бы он ни был!» (Муслим). Передаётся от Арфаджа: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ أَتَاكُمْ وَأَمْرُكُمْ جَمِيعٌ عَلَى رَجُلٍ وَاحِدٍ يُرِيدُ أَنْ يَشُقَّ عَصَاكُمْ أَوْ يُفَرِّقَ جَمَاعَتَكُمْ فَاقْتُلُوهُ
«Если к вам придёт некто, желая разрушить ваше единство и разделить вашу общину, в то время как все вы находитесь под началом одного человека, то убейте его» (Муслим).
Все эти аяты и хадисы утверждают, что единство Уммы является судьбоносной проблемой, и она достойна того, чтобы ради неё проливалась кровь, ради неё отдавались души. Эти аяты и хадисы подчёркивают, что необходимо отказаться от идеи национального государства для каждого народа, отказаться от связей на основе регионализма, расы и иных основ, которые продвигаются врагами Ислама. Все проекты, продвигаемые Западом, направлены на разделение единства Уммы, на разрушение связи на основе чистой исламской акыды и идей, вытекающих из неё. Сегодня призывающие/проповедники должны напомнить мусульманам об их единстве под сенью государства Халифат, ведь именно под сенью этого государства сольются воедино разные нации, языки, а расовые и классовые различия исчезнут, как это уже было в своё время. Именно под сенью Халифата был достигнут такой успех, который не был достигнут в эпоху других империй и государств. Именно под сенью Халифата удалось воплотить всю суть слов Посланника Аллаха ﷺ, которые передал Нуман ибн Башир:
مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِى تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى
«Верующие во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу подобны единому телу, если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (Муслим).
Учитывая обстоятельства и требования Шариата, необходимо изменить типичное поведение мусульман в Рамадан, которое выражается в повторениях тех уроков и назиданиях, которые не мешают Западу и их прислужникам из числа правителей мусульман в продвижении своих проектов и идей. Напротив, должны быть уроки, проповеди, назидания, которые ведут к изменению понимания вопроса единства Уммы, ведут к установлению Халифата и главенству Шариата в жизни общества. Сегодня Умма крайне нуждается в призыве к единству Уммы под сенью Халифата, к призыву возвысить Слово Аллаха посредством государства Халифат. Однако этот призыв должен происходить посредством партийной деятельности, посредством оказания помощи носителям призыва.
В Рамадан на повестке дня должны выйти заголовки/лозунги, способствующие укреплению силы духа и стойкости на пути призыва. Ведь именно в Рамадан Умма более склонна слушать о своей религии, поскольку в воздухе витает атмосфера веры. И это не удивительно, ведь именно Рамадан является месяцем терпения, победы, джихада и завоеваний. Поднимая актуальные для Уммы вопросы, мы вселяем в неё силу духа и стойкость на пути призыва к истине, дабы её целью стало стремление оказания помощи Исламу и установить власть Ислама на земле. Мы просим Аллаха, чтобы стремления и усилия мусульман обернулись победой Ислама под сенью государства Халифат, правление в котором, с дозволения Аллаха, будет осуществляться по методу пророчества.
Сегодня мы находимся в периоде, когда Умма переживает огромные испытания, среди которых — зверства сионистов в Газе. Однако эти события объединили всех мусульман мира, несмотря то, что у них тоже свои проблемы и испытания. Умма по-прежнему жива и стремится к своему единству, несмотря на предательство своих правителей и ухищрения Запада. Сегодня правители мусульман не позволяют своим армиям начать войну против сионистов. Более того, они снабжают сионистов необходимым продовольствием, оправдываясь тем, что это соблюдение ранее заключённых договоров, словно до этого заключать договоры с сионистами было дозволено. К числу таких правителей можно отнести Эрдогана. Есть и те, кто в период страданий мусульман Газы не отменил свои безумные празднества на землях Хиджаза, словно их страдания — это не страдания мусульман Хиджаза. Здесь речь идёт о Мухаммаде ибн Сальмане. Складывается ощущение, что он ожидает, когда всё закончится, чтобы возобновить свои усилия по налаживанию дружественных отношений с «Израилем». Взгляните на Мухаммада ибн Заида, который празднует вместе с сионистами день их независимости и оказывает им свою поддержку. Что касается Ибрахима Раиси, то он бросил мусульман Палестины в тисках сионистов, а вся его помощь вылилась лишь в сотрясение воздуха. Оправдываясь перед Уммой, Иран заявил, что необходимо отвлечь Нетаньяху от его намерения расширить масштабы войны. Видимо, Иран полагает, что все вокруг слепы и глухи и не понимают, что позиция Ирана — это проамериканская позиция. Абдуль-Фаттах ас-Сиси пошёл дальше всех: он запретил поставку продовольствия, лекарств и необходимых вещей в Газу. Он приказал армии стоять на страже его безопасности, поскольку боится за своё кресло и за любые нарушения его соглашений с сионистами.
Таким образом, мы видим, что каждый из правителей мусульманского мира имеет свои страницы злодеяний против Уммы.
Запад и его агенты из числа мусульманских правителей опасаются, что в месяц Рамадан мусульмане выдвинутся в поддержку Газы. Именно поэтому они поднимали вопрос о необходимости перемирия в Рамадан, дабы только после него возобновились боевые действия. Оправданы ли их опасения? Большая часть того, что мы слышим от придворных учёных касательно ситуации в Газе — «У нас нет военной мощи, поэтому мы можем делать только дуа». Однако на самом деле у нас помимо дуа есть много других вещей, среди которых — призыв к решению проблемы Газы коренным решением. Мы может пробудить решительность в самих мусульманах, мы можем мобилизовать миллионы для демонстраций в поддержку Газы, дабы оказать давление на правителей и армии мусульман, дабы они открыли свои границы и начали штурмовать позиции сионистов. Мы можем призывать армии к смене прозападных правителей, дабы вместо них главенствовал Ислам. Мы можем сделать Умму той, кто возьмёт на себя установление власти законов Аллаха.
Приказывать одобряемое и запрещать предосудительное в текущих обстоятельствах является высшей формой подчинения Аллаху. А учитывая, что сейчас — месяц Рамадан, в котором награда увеличивается в многократном размере, нужно приложить максимальные усилия в этом направлении. Более того, мусульмане ощущают, что в Рамадан возрастает тяжесть греха, и спрос за него в Судный день так же возрастает. Об этом упомянули Ибн Аббас и Ибн Масуд. Поэтому нам необходимо воспользоваться Рамаданом как огромной возможностью во благо Уммы и Ислама, дабы мусульмане в полной мере прочувствовали страдания мусульман Газы. Может быть, тогда из груди мусульман вырвется глас, который сотрясёт троны режимов и восстановит права угнетённых. Пусть Рамадан, который мы назвали «месяц великих тем и великих идей», станет таким в наших делах и речах.