بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
— Всевышний Аллах говорит:
مَا تَعۡبُدُونَ مِن دُونِهِۦٓ إِلَّآ أَسۡمَآءٗ سَمَّيۡتُمُوهَآ أَنتُمۡ وَءَابَآؤُكُم مَّآ أَنزَلَ ٱللَّهُ بِهَا مِن سُلۡطَٰنٍۚ إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلۡقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ٤٠
«Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40).
Из аята видно, что суд и правление считаются ибадатом (поклонением). По этой причине в аяте говорится:
إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِ
«Решение принимает только Аллах». Право на принятие решения (хукм) принадлежит исключительно Всевышнему Аллаху, поэтому никому не позволительно искать решений в других местах. По этой причине в аяте говорится:
أَمَرَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ
«Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него». Это указывает, что вопрос правления является ибадатом, и тут необходимо ограничиваться исключительно решениями Аллаха.
— Всевышний Аллах говорит:
أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ ضَلَٰلَۢا بَعِيدٗا٦٠
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60). Слово «тагут» несёт общее значение. Всё, чему поклоняются кроме Аллаха, принимают за объект обожествления или чему повинуются кроме повиновения Аллаху и Его Посланнику ﷺ, является тагутом. Слово «тагут» — производное от слова «беззаконие, притеснение» (тугъян), что значит переступание линии, границы. Каждый, кто выносит решение или правит в противоречии тому, с чем пришёл Пророк Аллаха ﷺ, считается обращающимся к тагуту и правящим по несправедливости. Шейх Саиди в своём тафсире пишет: «Обращение к Книге Аллаха и Сунне является условием веры. Это означает, что тот, кто не обращается к этим двум источникам в спорных вопросах, не считается по настоящему верующим, более того, это значит, что он верит в тагут, как сообщается в аяте:
أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ
«Разве ты не видел тех, которые заявляют», — и т.д. Вера человека (иман) требует принять руководство Шариатом Аллаха, чтобы он стал единственным источником в вынесении решения по всем жизненным вопросам человека. Тот, кто заявляет, что он является верующим, и при этом избирает для себя вариант обращения за решением к тагуту вместо решения Аллаха, нечестен с самим собой в этом вопросе...».
— Всевышний Аллах говорит:
ٱتَّخَذُوٓاْ أَحۡبَارَهُمۡ وَرُهۡبَٰنَهُمۡ أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِ وَٱلۡمَسِيحَ ٱبۡنَ مَرۡيَمَ وَمَآ أُمِرُوٓاْ إِلَّا لِيَعۡبُدُوٓاْ إِلَٰهٗا وَٰحِدٗاۖ لَّآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۚ سُبۡحَٰنَهُۥ عَمَّا يُشۡرِكُونَ٣١
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (9:31).
В одном хасан, длинном по содержанию хадисе, который передают Ахмад, ат-Тирмизи и другие по сообщению от Ади ибн Хатима, где говорится, что когда он ещё был христианином и услышал от Пророка ﷺ содержание этого аята, то сказал ему ﷺ: «Но ведь мы не поклонялись им!». Тогда он ﷺ спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещённым, а если они разрешали вам запрещённое Аллахом, то и вы разрешали себе это?». Я ответил: «Да». Тогда он ﷺ сказал: «Это и есть поклонение им!».
— Всевышний Аллах говорит:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا٦٥
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65). Ибн Касир в комментарии к этому аяту говорит: «Аллах клянётся Собой, что никто не может считаться верующим, пока не станет обращаться за судом к Пророку ﷺ во всех вопросах. И какое решение он вынес, считается истиной, которой следует подчиниться внутренне и внешне». Ибн Кайим по поводу этого аята говорит: «Всевышний Аллах клянётся Самим Собой такой клятвой, которая отрицает веру людей, пока они не подчинятся Его Посланнику во всём, что возникает между ними в основных и второстепенных вопросах жизни, по поводу норм Шариата и положений воздаяния в день Суда. Вера таких людей не подтверждается, пока они не перестанут испытывать стеснения в своей груди из-за этих решений и не подчинятся безусловным и полноценным образом. Решение от Аллаха должно встречаться с удовольствием, преданностью и без возражений — только тогда можно говорить о полноценной вере человека».
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا٥٩
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59). Обращение к Шариату Аллаха за нахождением решения, возвращение спора к текстам двух источников Откровения (Корану и Сунне) является условием веры. Поэтому Ибн Кайим говорит: «Слова Аллаха:
فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ
«Если же вы станете препираться о чём-нибудь», — приведённые в общей форме, охватывают всякий спор и расхождение среди мусульман в различных вопросах религии — тонких и очевидных, скрытых и явных. Если бы содержания Книги Аллаха, Сунны Его Посланника ﷺ и разъяснения решений из религии в спорных вопросах не было бы достаточным, то не было бы приказа обращаться к этим источникам. Не представляется возможным приказ Всевышнего обращаться во время споров к тому, что в себе не содержит потенциала решить этот спор. Отсюда же говорится об обязательном условии веры, когда вопрос касается возвращения решения к Аллаху. Когда нет этого обращения, тогда нет и веры. Нет одного без другого… Затем в аяте сообщается, что такое обращение за решением к Аллаху лучше для них и что исход дел или вознаграждение в таком случае лучше для верующих» («Илям аль-Мувакиин» (1/49,50)). Ибн Касир говорит: «Таким образом, любое решение в книге Аллаха и в Сунне, если оно достоверно, является истиной, а что может быть после истины кроме заблуждения?! Поэтому Аллах сказал:
إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ
«Если вы веруете в Аллаха и в Последний день», — т.е. возвращайтесь во всех спорных и непонятных вопросах к книге Аллаха и Сунне Пророка ﷺ обращайтесь за решением к этим источникам во всех спорных делах. Слова Аллаха:
إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ
«Если вы веруете в Аллаха и в последний день», — указывают на то, что, если кто-то не обращается за решениями в спорных вопросах к Книге Аллаха и Сунне Пророка ﷺ, не является верующим в Аллаха и в Судный день» («Тафсир» Ибн Касира, (3/209)).
— Всевышний Аллах говорит:
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَٱعۡلَمۡ أَنَّمَا يُرِيدُ ٱللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعۡضِ ذُنُوبِهِمۡۗ وَإِنَّ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلنَّاسِ لَفَٰسِقُونَ٤٩
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49). Всевышний Аллах повелевает Своему Пророку ﷺ править между людьми Писания согласно тому, что ниспослал Аллах. Он запрещает следовать их страстям, ведь они содержат в себе неповиновение тому, что было ниспослано. Он предостерегает от того, чтобы они не уклонили тебя от части Писания. Даёт знание о том, что если они уклонятся от ниспосланного решения Аллаха, то это значит, что Аллах хочет испытать их и наказать за некоторые их грехи. Аллах даёт знать, что отступление от решения Аллаха и Его Посланника ﷺ в пользу хукма согласно страстям — это причина бед и наказаний от Аллаха.