بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Саир Ахмад Саляма
Понятие ответственности в Исламе тесно связано с другими концепциями, которые Ислам прочно утвердил и на основе которых возложил на верующих определённые обязанности в зависимости от их положения в обществе и на основе связи, объединяющей верующих, как взаимопомощь (аль-вилая), которая делает верующих мужчин и женщин единым целым, подобными одному телу. Ислам установил индивидуальную и общую ответственность, распределив её в соответствии с ролью каждого мусульманина в обществе. Так, Имам является пастырем, ответственным за свою паству, поскольку его роль в жизни — это общая ответственность за заботу о делах своей паствы, как мусульман, так и зиммиев. К таким обязанностям относятся наказания за преступления (худуд), возмездие (кисас) и дисциплинарные меры (тазир), заключение договоров, ведение внутренней политики для заботы о делах в соответствии с предписаниями Ислама, разрешение конфликтов и исполнение прав ущемлённых, а также внешняя политика для несения исламского призыва и джихада. Все это возложено на правителя и тех, кого он назначает, чтобы гарантировать надлежащее выполнение этих обязанностей.
Таким образом, Имам наделён полномочиями, позволяющими ему выполнять свои обязанности. Он наделён силой для защиты Исламского Государства, у него находится в подчинении полиция, для соблюдения порядка, ему даны полномочия для исполнения одобряемого и устранения порицаемого. Если правитель пренебрегает своей ответственностью и халатно относится к своим обязанностям, то он впадает в большой грех. Например, когда бедствие одно за другим постигают мусульман на оккупированных землях, когда попирается честь благородных мусульманок, когда Запад грабит богатства Уммы, молчание правителей мусульман перед преступлениями врагов Уммы является прямым соучастием в грехе и агрессии. Каждый раз, когда происходит убийство мусульманина, они являются соучастниками этого убийства, каждый раз, когда попирается честь, они являются соучастниками этого преступления, так как не исполняют своей ответственности перед мусульманами. Единственным оправданием для них перед Аллахом может быть только максимальное усердие для предотвращения этих преступлений, но если они не делают этого, то являются врагами Ислама и равны в грехе совершающему преступление, а Аллах знает об этом лучше. На это указывают множество хадисов и аятов, которые мы привели, говоря о концепции ответственности ранее.
На армию возложены определенные обязанности, превышающие те, что возлагаются на обычных людей. Им надлежит защищать границы государства, распространять призыв путём джихада, вести оборонительный джихад и освобождать захваченные земли Ислама и защищать мусульман. Если они не выполняют эту роль, то на них ложится огромный грех, а их бездействие в оказании помощи своим братьям, является соучастием в агрессии против мусульман. Их бездействие в поддержке призыва к установлению Исламского Государства также является соучастием в продолжении существования зла и правления тирании. На них ложится грех за попранное право каждого, за каждое дело, в котором судят не по тому, что ниспослал Аллах, за каждую попранную честь, за всё, что украдено или разграблено врагами Аллаха из богатств Уммы.
Роль и ответственность учёных также очень важна, и на неё следует обратить отдельное внимание и напомнить о ней всем учёным Уммы. Аллах Всевышний сообщил нам, что учёный будет духовным наставником только благодаря тому, что он изучает Книгу Аллаха и обучает ей других. Аллах сказал:
وَلَٰكِن كُونُواْ رَبَّٰنِيِّۧنَ بِمَا كُنتُمۡ تُعَلِّمُونَ ٱلۡكِتَٰبَ وَبِمَا كُنتُمۡ تَدۡرُسُونَ
«Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» (3:79). Это почётное звание является одним из путей в Рай. Однако можно быть духовным наставником, учёным и навлечь на себя сильный гнев Господа, подвергнуться самому суровому наказанию. Это потому, что роль и миссия, возложенные на учёного, являются одной из самых ответственных и важнейших обязанностей. Учёный должен быть лидером общества, направлять его в правильное русло и вдохновлять на великие дела, которые оно должно исполнять. Одной из основных обязанностей учёных является повеление правителям делать благое и запрещение им делать предосудительное. Поэтому превосходство учёного по сравнению с простым поклоняющимся было отмечено в хадисе, переданном в Сахихе Абу Дауда, где Пророк ﷺ сказал:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقاً يَبْتَغِي فِيهِ عِلْماً سَهَّلَ اللهُ لَهُ طَريقاً إِلَى الجَنَّةِ، وَإنَّ المَلاَئِكَةَ لَتَضَعُ أجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ العِلْمِ رِضاً بِمَا يَصْنَعُ، وَإنَّ العَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّماوَاتِ وَمَنْ فِي الأرْضِ حَتَّى الحيتَانُ في المَاءِ، وَفضْلُ العَالِمِ عَلَى العَابِدِ كَفَضْلِ القَمَرِ عَلَى سَائِرِ الكَوَاكِبِ، وَإنَّ العُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأنْبِيَاءِ، وَإنَّ الأنْبِيَاءَ لَمْ يَوَرِّثُوا دِينَاراً وَلاَ دِرْهَماً وَإنَّمَا وَرَّثُوا العِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بحَظٍّ وَافِرٍ
«Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в Рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже рыбы в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел».
Прощение, о котором просят для учёного даже рыбы в воде и все обитатели небес и земли, не связано с белизной зубов этих учёных или с тем, чем заполнены их головы из наук, а связанно оно с их богоугодными позициями, которые они занимают. Будет ли учёный благочестивым или же он будет тем, на кого падёт сильный гнев Милостивого, зависит от его позиции по двум чрезвычайно важным вопросам.
Первый: позиция учёного в отношении правителей, которые незаконно присваивают себе богатства народа, берут взятки от врагов Уммы, позволяя врагам завладеть её богатствами и предоставляют неверующим власть над верующими, несмотря на строгий запрет этого. Благодаря этому враги Уммы присваивают себе её богатства и ресурсы незаконно. Но самое опасное — это то, что откупом за эту взятку является устранение правления тем, что ниспослал Аллах. И если учёный противостоит им как лев, запрещая поедать запретное, поднимая против них народ, то тогда такой учёный будет тем, за кого рыбы в море, а также обитатели небес и земли будут просить прощения.
Второе: позиция учёных относительно ложных высказываний правителей. Ведь сегодня из уст этих правителей не выходит ничего, кроме лжи. Таким образом, недостаточно только изучать Коран и учить ему других, чтобы уберечься от наказания Всевышнего Аллаха, ведь Он строго предостерёг учёных о суровом наказании. Один из самых устрашающих для учёных аятов в Коране, по словам самих же исламских учёных, являются слова:
لَوۡلَا يَنۡهَىٰهُمُ ٱلرَّبَّٰنِيُّونَ وَٱلۡأَحۡبَارُ عَن قَوۡلِهِمُ ٱلۡإِثۡمَ وَأَكۡلِهِمُ ٱلسُّحۡتَۚ لَبِئۡسَ مَا كَانُواْ يَصۡنَعُونَ٦٣
«Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного? Воистину, скверно то, что они творят» (5:63). Аллах Всевышний описал их как духовных наставников, и всё же упрекнул их и пригрозил им!
Как же скверно поступают учёные, когда они не запрещают правителям поедать запретное и произносить ложные речи. Это серьёзное предостережение от Господа миров ожидает таких учёных. Этот аят был ниспослан относительно раввинов и священнослужителей сынов Исраиля, которые видели, как их правители и судьи берут взятки от спорящих сторон, чтобы судить не по тому, что ниспослал Аллах, и они не запрещали им это отвратительное деяние, тем самым они препятствовали претворению законов Аллаха среди людей. Поедание запретного (взятки за суд не по законам Аллаха) — это точно такая же плата, которую получают сегодняшние правители мусульман в виде сохранения своей власти, позволяя врагам грабить богатства Уммы, открывая перед ними пути обеспечения сионистского образования всем необходимым, пропуская это через земли мусульман, несмотря на еврейскую агрессию против жителей Газы. Правители мусульман позволяют им это делать, учёные же не запрещают правителям это отвратительное деяние. Аллах предостерегает учёных, совершающих это, самым категоричным образом. Ведь последствия действий таких учёных — это введение в заблуждение всей Уммы, её обездвиживание и послушание правителям и врагам Уммы. Как же скверно поступают те из учёных, кто так делает!
Хочу «обрадовать» подобных правителей вестью от Посланника Аллаха ﷺ. От Абу Хурайры (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
يَأْتِي عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ لا يُبَالِي المَرْءُ مَا أَخَذَ مِنْهُ، أَمِنَ الحَلالِ أَمْ مِنَ الحَرَامِ
«Придёт время, когда человеку будет всё равно, откуда он берёт своё богатство, дозволенным путём или же запретным». Абу Бакр ас-Сиддик передал, что Пророк ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ جَسَدٌ غُذِّيَ بِحَرَامٍ
«Не войдёт в Рай тот, чья плоть была взращена на запретном». А также Зайд ибн Аркам передал от Абу Бакра ас-Сиддика, который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ جَسَدٍ نَبَتَ مِنْ سُحْتٍ فَالنَّارُ أَوْلَى بِهِ
«Каждая плоть, взращённая на запретном, Огонь для неё более подходящее место».
«Радуйтесь», о правители, тому, что взрастили свою плоть, поедая запретное, воруя общественное имущество, за те кресла, которые подарила вам Америка, а также за счёт того, что вы предоставили ей возможность грабить богатства Уммы. Всё это — поедание запретного, и плоть, взращённая на запретном, заслуживает на огонь. Пусть Аллах усилит вам ваше наказание и тем, кто вам помогает в вашем беззаконии. Однако ложные речи, как и поедание запретного, и их последствия менее серьёзны, чем грех за правление не тем, что ниспослал Аллах. И хотя в аяте упоминается поедание запретного как плата за суд не по тому, что ниспослал Аллах, однако не судить тем, что ниспослал Аллах ещё более отвратительно, чем поедание запретного. Если предостережение за менее значительные грехи так сурово, то наказание за молчание о более серьёзных грехах будет ещё более суровым:
لَبِئۡسَ مَا كَانُواْ يَصۡنَعُونَ
«скверно то, что они творят». Это клятва Аллаха, в которой он говорит: Клянусь, скверно то, что делали эти учёные и раввины, оставив предостережение от того, что делали те, кто спешил к совершению греха, беззакония и поеданию запретного. Таким образом, становится ясно, что роль и ответственность учёных чрезвычайно велики. Если они молчат о зле, и оно растёт, укрепляется и становится сильнее, то учёные соучастники этого зла!
Что касается важности роли обычных людей в важных вопросах мусульман, таких как правление не по тому, что ниспослал Аллах, оккупация земель мусульман, посягательство на жизни и честь мусульман, разрушение их домов, то понимание нами своей обязанности поможет нам выполнить свою важную роль, которую мы можем осуществить совместно, а не в одиночку. Эта задача не заключается в том, чтобы только просить Всевышнего в своих молитвах о помощи, не исполняя условий, необходимых для победы, и не ограничивается только сбором денег для своих братьев. Они могут выйти на площади своих городов и поселений, парализовать все государственные институты, торговлю производство, организовать всеобщее гражданское неповиновение, чтобы полностью парализовать жизнь в своих странах и усилить своё давление в достижении своих требований, пока не будут свергнуты правители и не будут мобилизованы армии, и не будут остановлены караваны помощи врагам, проходящие через их земли.
Если бы мусульмане поняли значимость своей роли, то поспешили бы выполнять эту важную миссию и тогда их положение изменилось бы в считанные дни. Однако учёные не довели до них понимание этой обязанности и не возглавили их, выйдя на улицы городов, требуя объявления джихада и установления законов Аллаха. Вместо этого учёные говорили им, что всё, что они могут сделать — это дуа Аллаху, помогать материально и осуждать зло в своих сердцах. Таким образом, учёные предоставили Умме отдушину, которая отвлекает её от выполнения своих обязанностей, которые реально изменили бы положение мусульман. Ведь дуа Аллаху делается после того, как Умма, армии, правители и учёные выполняют то, что на них возложено. Поэтому учёные являются соучастниками в грехе, если не выполняют своих обязательств.
Что касается концепции опеки (аль-вилая) между верующими мужчинами и женщинами, то она является противоположностью понятию разделения Уммы на нации и народы. Жители Египта, Иордании или Пакистана больше не считают, что бедствия жителей Косово, Палестины, Шама или Бирмы касаются их лично. Их порочные лозунги теперь звучат как «Иордания прежде всего» или «Египет для египтян». Хотя Коран возлагает на них ответственность друг за друга. Аллах Всевышний говорит:
وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ وَٱذۡكُرُواْ نِعۡمَتَ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ إِذۡ كُنتُمۡ أَعۡدَآءٗ فَأَلَّفَ بَيۡنَ قُلُوبِكُمۡ فَأَصۡبَحۡتُم بِنِعۡمَتِهِۦٓ إِخۡوَٰنٗا وَكُنتُمۡ عَلَىٰ شَفَا حُفۡرَةٖ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنۡهَاۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ لَكُمۡ ءَايَٰتِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَهۡتَدُونَ١٠٣
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём» (3:103). Аллах также сказал:
إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱلَّذِينَ يُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَهُمۡ رَٰكِعُونَ٥٥ وَمَن يَتَوَلَّ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ فَإِنَّ حِزۡبَ ٱللَّهِ هُمُ ٱلۡغَٰلِبُونَ٥٦
«Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (5:55,56).
В хадисе, переданном Бухари, Муслимом и ан-Насаи со слов Анаса (р.а.) Пророк ﷺ сказал:
وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ مِنْ الْخَيْرِ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, не уверуете вы, пока не будете желать своему брату того, что желаете самому себе из блага». Ат-Табарани передал хадис Пророка ﷺ, в котором говорится:
أوثقُ عُرَى الإيمانِ المُوَالَاةُ فِي اللهِ وَالمُعَادَاةُ فِي اللهِ وَالحُبُّ فِي اللهِ وَالبُغْضُ فِي اللهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Самый сильный из узлов веры — дружба ради Аллаха, вражда ради Аллаха, любовь ради Аллаха и ненависть ради Великого и Всемогущего Аллаха».
Общая опека (аль-вилая) между верующими мужчинами и женщинами определена аятом из суры «Ат-Тауба»:
وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَيُطِيعُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ سَيَرۡحَمُهُمُ ٱللَّهُۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٞ٧١
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71). Из этого аята мы видим, что Шариат отвёл роль, которую выполняет верующая женщина наряду с её обязанностями домохозяйки, жены, сестры, матери и верующей в общественной жизни. Её роль в общей опеке среди верующих мужчин и женщин включает в себя такие обязанности, как:
- Призыв к одобряемому и запрещение предосудительного.
- Совершение молитвы.
- Выплата закята.
- Повиновение Аллаху и Его Посланнику ﷺ.
Эти действия являются основными столпами общей опеки между верующими.
Понятие опеки (аль-вилая) включает в себя поддержку, помощь, совет, любовь, взаимовыручку между верующими. Таким образом, мусульманин не может отстраниться от своих обязанностей по отношению к проблемам мусульман, ограничивая себя только заботой о себе и своей семье. Его ответственность распространяется и на верующих мужчин и женщин и на проблемы Уммы, где он должен выполнять свою роль и исполнять возложенные на него обязанности.
Если выполнение этих обязанностей требует объединения мусульман и их сплочённости, это становится обязательным для них, так как то, без чего не может быть выполнено обязательное, само становится обязательным. Таким образом, понятие ответственности (аль-вилая), возложенное на верующих мужчин и женщин, связано с понятием выполнения обязанностей и исполнением роли, возложенным на каждого, в зависимости от его положения и способностей. При этом необходимо учитывать, что способности совершить что-либо объединившись, отличаются от индивидуальных способностей, и в положении, когда индивидуум неспособен устранить проблему, то для него становится обязательным объединение с другими, дабы устранить эту проблему. И также не стоит забывать о своей обязанности требовать отчёта с правителей. А Аллах знает об этом лучше.
Устаз АбдуСсалям Ясин, да помилует его Аллах, сказал: «Если вера лежит в основе понятия опеки (аль-вилая) между верующими, то проявлением этой веры является совершение коллективной молитвы в мечети. В благородном хадисе Пророка ﷺ говорится:
إِذَا رَأَيْتُمْ الرَّجُلَ يَعْتَادُ المَسَاجِدَ فَاشْهِدوُا لَهُ بِالْإِيمَانِ
«Если вы увидите человека, часто посещающего мечети, свидетельствуйте о его вере» (ат-Тирмизи) признан достоверным. А практическое доказательство аль-вилая заключается в призыве к одобряемому и запрещении предосудительного, в соучастии в благих делах, координации усилий для установления истины вместо лжи, государства Ислама вместо государства смуты и в противостоянии козням шайтана, будучи на стороне Аллаха и Его друзей» (Аль-Вилая байна аль-Муминин, автор Маджид Фулюх).