وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь десятью ночами!»
Всевышний Аллах обособил некоторые месяцы, дни и ночи определенными превосходствами. По Его милости в них увеличивается награда и приумножается благодать для людей. Одними из них выступают первые десять благословенных дней месяца Зуль-Хиджа. Их превосходствами являются:
– Всевышний Аллах поклялся ими и возвеличил их этой клятвой.
Всевышний Аллах говорит:
وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (89:1-2)
Десять ночей означают десять первых дней месяца Зуль-Хиджа согласно толкованию большинства муфассиров.
– Это определенные дни, в которые Всевышний Аллах приказывает людям поминать Его.
Аллах Свят Он и Велик говорит:
وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ
«…и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их…» (22:38).
Большинство улемов сошлись на том, что это десять дней месяца Зуль-Хиджа.
– Это самые лучшие дни ближайшего мира
От Посланника Аллаха ﷺ передается: «Лучшие дни этого ближайшего мира (т.е. дунья) – это десять дней (месяца Зуль-Хиджа). Его спросили: «И нет равных им на пути Аллаха?» – «Нет, – ответил он, – кроме, как только человек, который (от длительной ходьбы на пути Аллаха) запачкал лицо пылью». Передал аль-Баззар и Ибн Хиббан. Проверил аль-Албаний.
– В них день Арафа – день самого большого паломничества в Мекку «аль-Хадж аль-Акбар», день прощения грехов, день избавления от огня
И даже если бы в них был только день Арафа, то этого достаточно было бы для благодати.
– В них день жертвоприношения
Это лучшие дни года, как об этом сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Лучшие дни перед Всевышним Аллахом – это день жертвоприношения «Явм-Нахри», а затем последующий за ним день «Явм-уль-Къарри». Передали Абу Дауд и ан-Насаий. «Явм-уль-Къарри» – это день, когда паломники останавливаются в Мине после освобождения от тавафа (обхода Каабы) и закалывания жертвенного животного.
– В них объединяются самые важные обряды поклонения
Аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «аль-Фатх» пишет: «По всей видимости, причиной отличительности месяца Зуль-Хиджа стало то, что в нем сливаются воедино самые значимые обряды поклонения: намаз, пост, милостыня (садака) и хадж. Такое не встретишь в другие месяцы».
– Это дни, которые Всевышний Аллах даровал Мусе, мир ему, чтобы он завершил свой сорокадневный срок
Как об этом Всевышний Аллах говорит:
وَوَاعَدْنَا مُوسَى ثَلاَثِينَ لَيْلَةً وَأَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً
«Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей»(7:142).
Сообщается от Муджахида и Масрука, что мы (мусульмане) имеем больше прав на Мусу, мир ему, чем иудеи.
– Совершенное в эти дни деяние является самым любимым для Всевышнего Аллаха, чем в другие дни
Передал Абу Дауд в своем сборнике достоверных хадисов от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет дней, в которых совершенные праведные дела являлись бы более любимыми Аллахом, чем эти дни (десять дней Зуль-Хиджа)». Они (сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха Всевышнего, кроме случая, когда человек выходит в путь (джихад) со своей душой и своим имуществом, а затем не возвращается с чем-то из этого».
– В эти дни приумножается награда за праведные деяния
От Абу Саида ибн Джубайра (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет лучших дней для Аллаха и нет более желаемых для Аллаха, Свят Он и Велик, деяний, совершенных в них, чем эти десять дней (Зуль-Хиджа). Так увеличьте в них слова тахлиля (ля иляха илля-Ллах), такбира (Аллаху акбар) и тахмида (альхамду ли-Ллах). Поистине, пост одного дня из них равен посту одного года, а награда за одно богоугодное дело увеличивается в семьсот раз». Это приводится в книге ученого аль-Мунзири «ат-Таргиб и ат-Тархиб».
От Абу Хурайры (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет более любимых дней, в которых Аллах желал бы, чтобы поклонялись Ему, чем десять дней месяца Зуль-Хиджа. Пост каждого дня из них равен посту одного года. Каждая проведенная в молитвах ночь из них равна проведенной в молитве «ал-Ляйлат уль-Кадр» – ночи Предопределения». Передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
Благие дела, которые желательно совершать в эти дни: чистосердечное раскаянье, серьезная решительность на достижение все превосходств этих дней, совершение дополнительных добровольных намазов и соблюдение поста. Передал Ахмад, да смилуется над ним Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ держал пост девять первых дней месяца Зуль-Хиджа и десятый день Ашура, а также три дня каждого месяца».
Имам ан-Нававий, да смилуется над ним Аллах, написал в своих книгах, что пост десяти дней месяца Зуль-Хиджа является весьма рекомендуемым делом. Также совершение хаджа (большого паломничества), умры (малого паломничества) и провождение времени в мечети с намерением и’тикаф, даже если это продлится один час. Также больше произносить слова такбира, тахлиля и тахмида. Передает аль-Бухари, что Ибн Омар и Абу Хурайра, да будет доволен Аллах ими обоими, выходили на рынок в десять дней Зуль-Хиджа с возгласами Аллаху акбар и люди повторяли за ними. Все эти дни Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, возглашал такбиры в местности Мина после намаза, перед сном, в своей палатке, во время совещания и ходьбы. В целом, рекомендуется совершать благие деяния и стараться исполнить праздничный намаз и жертвоприношение.
Явм-уль-Арафа
(Девятый день месяца Зуль-хиджа – день Арафа)
– Это лучший из дней
От Джабира, далее от Посланника Аллаха ﷺ передается: «Лучший из дней – это день Арафа». Передал Ибн Хиббан. В другой версии от Джабира сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет лучше дня пред Аллахом, чем день Арафа. Аллах нисходит на небеса ближайшего мира и гордится обитателями земли перед обитателями неба». В другой версии говорится: «Воистину, Аллах гордится находящимися на Арафате людьми перед своими ангелами, говоря: «О ангелы! Посмотрите на Моих рабов! Они пришли ко мне с растрепанными волосами и покрытые пылью!»
– Всевышний Аллах поклялся им в Священном Коране.
Большинство толкователей Корана сошлись на том, что под зарей, упомянутой в аяте, имеется в виду заря дня Арафа.
– Это день завершения религии и милости.
Передал Бухари по своей цепочке, что иудеи сказали Умару: «Вы читаете аят (Сегодня я завершил вашу религию…), который если бы был ниспослан нам, мы бы сделали этот день праздником». Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Поистине, я знаю, когда он был ниспослан, где он был ниспослан и где находился Посланник Аллаха ﷺ во время его ниспослания. Поистине, он был ниспослан в день Арафа».
– Это день празднования.
От Абу Амама передается, что Пророк ﷺ сказал: «День Арафа и день закалывания жертвенного животного и дни ат-Ташрик (три дня, следующие за десятым Зуль-Хиджа) – наш праздник, о приверженцы Ислама! Это дни угощения (для принятия пищи и питья)». Передал Абу Дауд.
– Пост в этот день смывает грехи за два года.
Пророк ﷺ сказал: «За пост в день Арафа я ожидаю от Аллаха прощение грехов за прошлый и последующий года». Передал Муслим. Поэтому рекомендуется держать пост тому, кто не является паломником. Что касается паломника, то ему не следует держать пост, чтобы не ослабеть в исполнении обрядов хаджа и в поминании Всевышнего Аллаха.
– Это день искупления грехов и освобождения от наказания ада.
От Аишы (р.а.) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Нет ни одного дня, в котором Аллах освобождает раба так сильно от огня, как в день Арафа. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят». Ибн Абдульбарра сказал: «Это свидетельствует о том, что Аллах – прощающий грехи людей. Поскольку Он гордится ошибающимися и грешащими творениями, но после раскаянья и прощения».
– Это лучший день для молитвы.
Пророк ﷺ сказал: «Лучшая молитва (ду’а) – это молитва в день Арафа. Лучшее, что говорили я и предыдущие мне пророки – это слова «Нет божества, кроме Аллаха. Он Един и нет у Него сотоварищей». Передал Малики. От Али, да будет доволен им Аллах, сообщается, что самой учащенной молитвой Пророка ﷺ в день Арафа были слова: «Господь, Тебе хвала, которую мы приносим, и лучшее из того, что поминаем. Господь, Тебе мой намаз, мои поклонения, моя жизнь и моя смерть. К тебе мои стремления, и Тебе, Господь мой, мое наследие. О Аллах! Прибегаю к тебе за защитой от наказания в могиле, самовнушений и разобщенности дела. О Аллах! Прибегаю к тебе за защитой от зла, которое Ты низведешь ветрами» (передал Тирмизи).