В седьмом году до хиджры в Мекке, когда Посланник Аллаха ﷺ подвергался преследованиям курайшитов, как и его сподвижники, и нес заботы и тяготы призыва, превратившие его жизнь в сплошную цепь горестей и бед. И вот, когда он был в таком тяжёлом положении, его жизнь была озарена радостью. К нему прибыл гонец с радостной вестью о том, что Умм Айман родила мальчика. Лицо Пророка осветилось радостью, и счастье разгладило скорбные морщины. Кто этот счастливый младенец, принёсший Посланнику Аллаха ﷺ такую радость? Этого мальчика звали Усама ибн Зайд.
Никто из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ не был удивлён его восторгом по поводу новорождённого, ибо все знали, насколько высоко Пророк ﷺ ценил его родителей. Мать мальчика звали Барака аль-Хабашийа, а в народе её прозвали Умм Айман. В своё время она принадлежала Амине, дочери Вахба — матери Посланника Аллаха ﷺ. Она воспитывала Пророка ﷺ и стала его кормилицей после смерти матери. Когда Посланник Аллаха ﷺ открыл глаза в этом мире, то не знал другой матери, кроме своей кормилицы. Он возлюбил её самой глубокой и искренней любовью. Очень часто он приговаривал: «Это моя вторая мать и полноправный член моей семьи». Итак, это была мать счастливого ребёнка, а его отцом был любимец Посланника Аллаха и его приёмный сын до прихода Ислама Зайд ибн Харис. Зайд ибн Харис был неотлучным спутником Пророка ﷺ, хранителем его секретов, членом его семьи и самым любимым человеком в эпоху Ислама. Все мусульмане обрадовались рождению Усамы ибн Зайда так, как не радовались ни одному другому новорождённому. Они всегда были счастливы тому, что радовало Пророка ﷺ. Мусульмане искренне радовались тому, что вселяло радость в сердце Посланника Аллаха ﷺ. Люди прозвали счастливого младенца «любимцем, сыном любимца».
Мусульмане нисколько не преувеличивали, когда прозвали так маленького мальчика Усаму. Посланник Аллаха ﷺ так сильно возлюбил его, что этой любви завидовал весь мир. Усама был примерно одного возраста с внуком Пророка ﷺ Хасаном ибн Али, да будет доволен ими Аллах. Хасан был светлокожим, цветущим и красивым мальчиком, очень похожим на своего деда — Посланника Аллаха ﷺ. Усама же был темнокожим мальчиком с приплюснутым носом, очень похожим на свою мать-эфиопку. Однако Посланник Аллаха одинаково горячо любил обоих детей. На одно колено он сажал Усаму, а на другое Хасана. Затем он их обоих прижимал к груди, приговаривая: «О Аллах! Истинно, я возлюбил их, возлюби же и Ты их». Об огромной любви Посланника Аллаха ﷺ к Усаме свидетельствует следующий случай. Как-то раз, споткнувшись о порог, Усама упал и до крови разбил себе лоб. Из раны сочилась кровь, и Пророк ﷺ сказал Аише (р.а.), чтобы она остановила кровотечение, но она побоялась вида крови. Тогда к Усаме подошёл сам Посланник Аллаха ﷺ и начал отсасывать кровь из раны, сплёвывая её. При этом он очень ласковыми и добрыми словами успокаивал Усаму.
Так же как и в младенчестве, Посланник Аллаха ﷺ продолжал горячо любить Усаму и тогда, когда он стал юношей. Один из знатных курайшитов Хаким ибн Хазам подарил Посланнику Аллаха ﷺ дорогую одежду, которую он купил в Йемене за пятьдесят динаров золотом у одного из йеменских царей по имени Зу-язан. Отказавшись принять такой подарок от курайшита, поскольку тот в то время был всё ещё язычником, Пророк купил у него эту одежду. Лишь один раз благородный Пророк ﷺ надел эту одежду на себя в одну из пятниц, а затем, сняв её, подарил Усаме ибн Зайду. Он гордо носил её среди своих сверстников из молодых мухаджиров и ансаров.
Когда Усама ибн Зайд возмужал, в нём сполна проявились высокие и благородные морально-нравственные качества, что делало его достойным любимцем Посланника Аллаха ﷺ. Он отличался острым умом, беспримерным мужеством и отвагой, мудро и своевременно решал все вопросы, правильно определяя степень их важности. Усама был целомудренным человеком, которому претило всё низменное. Он был очень общительным, любимым людьми, праведным и набожным, что было угодно Аллаху. В день битвы при Ухуде Усама ибн Зайд с группой молодых людей из числа сподвижников Пророка ﷺ прибыл на поле боя, желая принять участие в джихаде на пути Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ принял некоторых из них, а остальных отослал обратно по причине несовершеннолетия. Среди отосланных находился и Усама ибн Зайд. Он возвращался домой с глазами полными слёз, опечаленный тем, что не участвует в джихаде под знаменем Посланника Аллаха ﷺ.
В дни битвы у Рва Усама ибн Зайд опять прибыл на поле боя с группой своих сверстников из числа сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Он усиленно тянулся вверх, чтобы казаться выше ростом, надеясь, что Посланник Аллаха ﷺ разрешит ему принять участие в бою. Пророк ﷺ сжалился над ним и позволил остаться. С мечом в руках Усама принял участие в священной войне на пути Аллаха в возрасте пятнадцати лет.
В битве при Хунайне, когда мусульмане терпели поражение, Усама ибн Зайд с дядей Пророка аль-Аббасом, его двоюродным братом Абу Суфьяном ибн аль-Харисом и шестью другими лучшими сподвижниками Пророка выстояли на поле боя. Благодаря этой маленькой группе героев-правоверных, Посланник Аллаха ﷺ смог превратить поражение в победу, защитив отступающих мусульман от язычников.
В битве при Муте Усама сражался под знаменем своего отца Зайда ибн Хариса в возрасте неполных восемнадцати лет. Своими собственными глазами он видел гибель отца, однако это не ослабило и не сломило его. Он продолжал яростно сражаться под знаменем Джафара ибн Абу Талиба, пока и он не был сражён врагами на глазах Усамы. Он продолжал сражение под командованием Абдуллы ибн Равахи, пока и он не последовал за своими предшественниками. После гибели Равахи Усама продолжал бой под знаменем Халида ибн аль-Валида, пока маленькая армия не вырвалась из когтей византийцев. Стойко переживая потерю отца, Усама вернулся в Медину, оставив безгрешное тело Зайда ибн Хариса на просторах аш-Шама. Он был верхом на коне, на котором погиб его отец.
В одиннадцатом году по хиджре благородный Посланник Аллаха ﷺ повелел собирать армию, чтобы выступить в поход против византийцев. Среди воинов этой армии находились Абу Бакр, Омар, Саад ибн Абу Ваккас, Абу Убайда ибн аль-Джаррах и другие выдающиеся сподвижники Пророка ﷺ. Командующим этой армией Посланник Аллаха ﷺ назначил Усаму ибн Зайда, которому было в то время неполные двадцать лет. Он приказал Усаме пройти конницей в районе аль-Балка и крепости ад-Дарум вблизи Газы в стране византийцев. Когда армия собиралась выступить в поход, Посланник Аллаха ﷺ заболел, а когда его болезнь усилилась, военные приготовления были приостановлены в ожидании исхода болезни Пророка ﷺ. Сам Усама рассказывал: «Когда болезнь Пророка Аллаха ﷺ обострилась, я с другими людьми навестил его. Когда я вошёл к нему, он так ослабел от болезни, что лежал молча, будучи не в силах разговаривать. Он поднял к небу руку, а затем положил её на меня. Я понял, что он благословляет меня».
Вскоре Посланник Аллаха ﷺ расстался с этой жизнью, и мусульмане присягнули Абу Бакру. Он приказал Усаме выступить в поход. Однако группа ансаров сочла необходимым отложить поход. Они попросили Омара ибн аль-Хаттаба поговорить по этому поводу с Абу Бакром. Они сказали Омару: «Если он будет настаивать на выступлении в поход, то передай ему от нас, чтобы он назначил нашим командующим человека старше Усамы по возрасту». Когда Правдивейший Абу Бакр услышал от Омара то, что просили передать ансары, то от возмущения вскочил с места, схватил аль-Фарука за бороду и гневно воскликнул: «Чтоб твоя мать осиротела и потеряла своего сына, о Ибн аль-Хаттаб! Его назначил командующим Посланник Аллаха ﷺ, а ты мне приказываешь снять его?! Клянусь Аллахом, этого не будет!» Когда Умар вернулся к людям, они спросили его о результатах. Умар сказал: «Идите прочь, вы, матери которых потеряли своих сыновей! Из-за вас я получил то, что причитается от халифа Посланника Аллаха!»
Когда армия под руководством своего молодого командующего выступила в поход, халиф Посланника Аллаха Абу Бакр пешком провожал Усаму, который сидел на коне. Усама обратился к нему: «О халиф Посланника Аллаха! Клянусь Аллахом, или ты сядешь на коня или же я спешусь».
Абу Бакр ответил: «Нет, клянусь Аллахом, ты не спешишься, а я не сяду на коня! Неужели я не могу один час пройти пешком по пути Аллаха?!» Затем он продолжал:
«Да сохранит Аллах твою религию, безопасность, и ниспошлёт тебе успех в твоих делах! Я прошу тебя выполнить то, что приказал тебе Посланник Аллаха ﷺ». Наклонившись к Усаме, Абу Бакр сказал: «Если ты считаешь возможным, чтобы Омар помог мне здесь, то разреши ему остаться со мной». Усама разрешил Омару остаться.
Вместе со своей армией Усама ибн Зайд продолжил поход и выполнил всё то, что повелел Посланник Аллаха ﷺ. Конница мусульман захватила район аль-Балка и крепость ад-Дарум в Палестине, искоренив из сердец мусульман легенду о могуществе византийцев. Этим походом был открыт путь для дальнейших завоеваний в аш-Шаме, Египте и во всей Северной Африке вплоть до Атлантического океана. Из похода Усама вернулся в седле того самого коня, на котором принял мученическую смерть его отец. С собой он вёз неисчислимые трофеи и огромную добычу. Было сказано даже: «Никто не видел другой такой армии, которая бы понесла такие небольшие потери и захватила такие богатые трофеи, как армия Усамы ибн Зайда».
На протяжении всей своей жизни Усама ибн Зайд продолжал оставаться предметом почитания и возвеличивания всеми мусульманами, которые тем самым демонстрировали свою преданность Посланнику Аллаха ﷺ. Аль-Фарук назначил Усаме жалованье больше чем собственному сыну Абдулле ибн Умару. Абдулла сказал отцу: «Послушай, отец, ты назначил жалованье Усаме в четыре тысячи, а мне в три тысячи. У его отца было не больше заслуг, чем у тебя, а у самого Усамы заслуг не больше, чем у меня». Аль-Фарук ответил ему: «Какая же большая разница между нами. Его отца Посланник Аллаха ﷺ любил больше, чем твоего. А самого Усаму Посланник Аллаха ﷺ любил больше, чем тебя». После этого Абдулла ибн Омар удовлетворился установленным ему жалованьем. Всякий раз, встречая Усаму ибн Зайда, Омар ибн аль-Хаттаб говорил ему: «Приветствую моего эмира!» Увидев человека, удивлённого таким приветствием, Омар пояснял: «Моим эмиром его назначил Посланник Аллаха ﷺ».
Да будет милостив Аллах к таким великодушным людям. История не знала более великих, совершенных и благородных личностей, чем сподвижники Посланника Аллаха, да благословит Аллах нашего Пророка и да будет доволен его сподвижниками.