Поистине, дом Пророка самый почетный и чистый из домов. Если для нас в Пророке был лучший пример, то в его жизни, в доме и его семье есть для нас большая доля этого. Это жизнь, которая была построена на повиновении Аллаху. Его жены сохраняли благополучную жизнь, чистую атмосферу веры и несли вместе с ним призыв, стараясь донести его до людей. Аллах почтил их и сделал их матерьми правоверных. Всевышний Аллах сказал:
النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ
«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены их матери.» (33:6).
Для нас в матери правоверных Хатидже бинт Хувайлид много примеров для подражания. В ее эпоху Пророк ﷺ становится Пророком и милостью для миров. В ее эпоху ему ниспосылается откровение, а она помогает ему и верит в него в то время, когда все люди сочли его лжецом. Она сохранила ему чистоту и спокойствие. И она была для него самым лучшим помощником. И как она хороша для подражания! Как велико ее вознаграждение! В действительности она – госпожа женщин всех миров.
Ее родословная
Ее отец был господином ее племени и народа. Они повиновались ему, почитали и уважали его мнение. Къурайш запомнил его смелость, когда он выступил против короля Йемена, когда тот хотел унести черный камень в свою страну. Он предотвратил это и Къурайш сделал его главой, которому никто не мог возражать.
У него был сын брата по имени Варака, который был известен среди людей мудростью и благоразумием. Он один из четверых, кто осудил Къурайш за его идолопоклонство. Когда къурайшиты не ответили им, то они отдалились от них и от того, чему те поклоняются.
Ее рождение
Хувайлид женился на къурайшитке Фатыме бинт Зайд ибн аль-Ахамм – на самой красивой и прелестной госпоже Мекки. Она родила ему Хатиджу (да будет доволен ею Аллах) приблизительно за пятнадцать лет до года Слона. Она была копией матери, а также унаследовала от отца Хувайлида решительность и ум и приобрела от двоюродного брата Вараки знания и мудрость.
Ее детство
Хатиджа (да будет доволен ею Аллах) выросла в чистом и хорошем родословном доме.
О ее браке говорит аз-Зухрий: «Хатиджа бинт Хувайлид ибн Асад до Посланника Аллаха ﷺ была замужем за двумя мужчинами, первым из которых был Атикъ ибн Аиз. Она родила ему девочку. Затем после него был Абу Халя ат-Тамимий из племени Бану Асид ибн Амр. Она родила ему Халя и Хинда. А когда они умерли один за другим, она стала воспитывать своих детей, и она была известна всем по прозвищу «Чистая» и «Госпожа Къурайша».
В торговле
Хатиджа (да будет доволен ею Аллах) работала в сфере торговли и смогла учредить огромный финансовый дом, что стало ее знаменем, которым она распознавалась. Ее караваны отправились в Шам, Йемен и привозили товары, что приносило ей огромную прибыль.
Аль-Амин возглавляет ее торговлю
Ибн Исхакъ говорит: «Госпожа Хатиджа была знатной и у нее были деньги, на которые она вела торговлю и нанимала мужчин и платила им определенную плату. А когда до нее дошли вести о Мухаммаде: о его правдивости в речи, честности и высоком нраве, то она отправила за ним, предлагая ему поехать в Шам для торговых целей, и тем самым она хотела заплатить ему ту цену, которую еще никому не платила из торговцев прежде. Он должен был выйти в путь с юношей по имени Майсара».
От Нафисы бинт Манийя передается, что она сказала: «Когда Посланнику Аллаха ﷺ исполнилось 25 лет и его в Мекке знали только по имени Аль-Амин (верный), и когда в нем сформировались благие качества Абу Талиб сказал: «О сын моего брата! Я человек, у которого нет денег, а времена стали тяжелыми. У нас нет ни денег, ни торговли. А это верблюды твоего народа направляются в Шам, и Хатиджа бинт Хувайлид отправляет людей из твоего народа вместе со своим караваном. Они ведут ее торговлю и получают пользу. Если бы ты пошел к ней и предложил бы себя, то она предпочла бы тебя над другими из-за твоей чистоты, о которой она узнала. Хотя я сам не хочу, чтобы ты отправлялся в Шам и боюсь за тебя от евреев, но это необходимо».
Однако благородный Пророк был застенчивым и самолюбивым. Он сказал своему дяде Абу Талибу: «Может быть, она сама сделает мне это предложение». Абу Талиб сказал: «Я боюсь, что она найдет другого человека для этого дела и ты упустишь свой шанс». До Хатиджи дошел разговор его дяди, а до этого его правдивость и порядочность. И она сказала: «Я не знала, что он хочет этого». Затем она отправила за ним со следующими словами: «Я отправила за тобой, потому что до меня дошла твоя правдивость в речи, верность и твой высокий нрав. Я плачу тебе двойную плату человека из твоего народа». И Посланник Аллаха ﷺ согласился, а когда встретил своего дядю Абу Талиба, то сказал ему об этом, на что тот сказал: «Поистине, это удел, который принес тебе сам Аллах».
Абу Талиб сильно беспокоился за сына своего брата, к которому наставлял хорошо относиться монах Бахира. Он пришел к Майсара, юноше Хатиджи, давая ему наставления в отношении Мухаммада ﷺ. И все внимание Майсары было направлено на Мухаммада ﷺ, и он наблюдал за ним и оберегал его, исполняя заветы Абу Талиба. Майсара был удивлен делами Мухаммада: исключительная личность, высокий нрав, соразмерные слова, скромная походка, вся его речь приятная, предел верности, высокая правдивость, опыт и знания, которыми не обладают торговцы.
Он видел то, о чем невозможно было пренебречь и пройти спокойно! Он видел, как облака покрывают его своей тенью, когда усиливается жара. Облака следовали за ним во всех его движениях, защищая его от зноя. Однажды, когда он прилег к дереву, чтобы отдохнуть под его тенью, оно стало пускать листья, зеленеть и цвести. То, что видел Майсара в Мухаммаде ﷺ было необычным, и он все больше заботился о нем как в пути, так и на отдыхе.
Возвращение
Когда караван вернулся в Мекку, то ее товар был прибыльным и многочисленным. Прибыль была огромной. Когда глашатай оповестил о прибытии каравана, Хатиджа не по своему обыкновению встала на возвышенности двора, наблюдая за караваном. На ее лице были признаки нетерпения. Лаконичная речь, высокая мораль и скромность. Мухаммад рассказал Хатидже о реальности поездки.
После того как он ﷺ ушел от нее, Майсара стал рассказывать ей о купле-продаже и огромной прибыли, которая намного превышала прежние прибыли. Он рассказал ей о Мухаммаде ﷺ, а она со всеми чувствами слушала его. Она все больше расспрашивала о нем, а он рассказывал ей. Ее сердце все больше раскрывалось и предрасполагалось.
Она не забывала то, что она видела во сне уже давно. Она видела солнце великим и светящимся. Свет его был настолько ярким, величественным и красивым. Оно садилось в ее двор из небес над Меккой и его свет охватывал всю местность.
После этого сна она отправилась к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю рассказать ему об увиденном. Он сказал ей: «Для тебя радостная весть, о Хатиджа, о дочь дяди. Это светящееся солнце признак приближения прихода пророка, время которого уже подошло. Его вхождение в твой двор указывает на то, что ты выйдешь за него замуж».
Ее замужество
Хатиджа подумала об этом глубоко и затем приняла решение. Она пошла к дому сына своего дяди Вараке и рассказала ему снова то, что рассказал ей Майсара о Мухаммаде и облаках, которые покрывали его своей тенью и шли за ним, защищая его от зноя. И Варака вскрикнул: «Святой, святой! Настало время! Пришло время для Мекки увидеть великое знамение». Хатиджа выразила желание сыну своего дяди выйти замуж за Мухаммада ибн Абдуллаха, и он дал свое согласие.
Она вернулась к себе домой и отправила Нафису к Мухаммаду ﷺ, предлагая себя ему. Посланник Аллаха ﷺ сказал Нафисе: «У меня нет того, за счет чего я мог бы жениться».
Она сказала: «Если достаточно того, что у тебя есть и тебя призывают к красоте и почету. Разве ты не ответишь?
Он спросил: «Кто она?»
Она ответила: «Хатиджа».
Он сказал: «Хатиджа бинт Хувайлид?!»
Она ответила: «Да».
Он радостно сказал: «А как мне это сделать?»
Она сказала: «Я сделаю».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я согласен».
Радость охватила дома хашимитов и люди стали рассказывать об этой великой вести. Абу Талиб открыл торжество проповедью, сказав: «Хвала Аллаху, который сделал нас потомками Ибрахима и Исмаила и дал нам запретный дом. А также установил нас правителями над людьми. Поистине, этот сын моего брата Мухаммад ибн Абдуллах ни с кем не сравнится. Он превосходит своим почетом, благородством, особенностью и умом. Если это касается денег, то скажи, что деньги подобны проходящей тени. А Мухаммад – он тот, родство которого вы уже знаете. Он засватал Хатиджу бинт Хувайлид и дал пятьсот дирхамов. Клянусь Аллахом, после этого у него будет великая весть и огромная опасность!»
Затем встал Варака ибн Науфаль, сын дяди Хатиджи, и сказал: «Хвала Аллаху, который сделал нас такими, как ты сказал и предпочел нас над теми, кого ты перечислил. Мы являемся предводителями арабов и их главами. И вы все достойны этого и никто из племени не отрицает ваше достоинство, и никто из людей не оспаривает вашу честь и почет. Мы хотели иметь связь с вами и вашей честью. Так свидетельствуйте же, о къурайшиты, что я отдал Хатиджу бинт Хувайлид замуж за Мухаммада ибн Абдуллаха за названный калым (приданное)». Затем он молчал.
Абу Талиб сказал ему: «Я хотел бы, чтобы к тебе присоединился и ее дядя». И встал Амр ибн Асад и сказал: «Свидетельствуйте, о къурайшиты, что я женил Мухаммада ибн Абдуллаха на Хатидже бинт Хувайлид. Клянусь Аллахом, он достоин ее!»
Когда завершилось бракосочетание, были заколоты животные и розданы бедным. Двор Хатиджи был открыт для родственников и близких. И среди них была Халима ас-Саъдийя, которая пришла посмотреть на свадьбу своего молочного сына. Она вернулась после этого к своему народу с сорока овцами в качестве подарка от благородной невесты. Так был основан новый благородный пророческий дом. И Хатидже (да будет доволен ею Аллах) в то время было сорок лет, а Пророку ﷺ двадцать пять лет.
Из дома Абу Талиба в дом Хатиджи
Посланник Аллаха ﷺ переехал из дома своего дяди Абу Талиба в дом Хатиджи. Дни семейной жизни проходили самыми счастливыми, как это только могло быть. Этот брак, в действительности, был браком большого ума за большой ум, огромной и хорошей нравственности за подобную. Аккъад (да смилуется над ним Аллах) говорит по этому поводу: «Посланник Аллаха ﷺ не нашел рядом с собой девушку, которая наполнила бы его природу, но нашел благородное сердце, великую душу и спокойствие, которым наполнялась его грудь и сердце».
Цветы пророческого дома
По истечению одного года с лишним Хатиджа (да будет доволен ею Аллах) родила Зайнаб – самую старшую дочь Пророка ﷺ, и она наполнила дом живостью и движением. Спустя год она родила Рукайю, которая была объектом любви и величия. Затем после нее родилась Умм Кульсум – третья звезда! И къурайшиты стали перешептываться о том, что у Мухаммада рождаются одни девочки.
Она (да будет доволен ею Аллах) удостоилась чести быть матерью всех его детей, за исключением Ибрахима, который был от египтянки Марии. Она родила ему мальчиков: Касыма, и он же умер первым и был похоронен в Мекке. И Абдуллу, которого также называли Тахиром (чистый) и Тайибом (хороший), ибо он родился в Исламе и умер в младенчестве в Мекке.
Когда прошло десять лет после их брака, Хатиджа забеременела. И они хотели, чтобы у них родился мальчик. В тот год Къурайш постигло бедствие, так как сгорел покров Каабы. Ее охватил ручей, и некоторые стороны уцелели, свалив другие некоторые стены. Люди в страхе поспешно стали восстанавливать ее, а когда дошли до того места где расположен черный камень, то между ними произошло разногласие. Каждое племя хотело удостоиться почести поставить его на место. Затем спор только усилился и руки потянулись за мечами. Если бы ни слово, сказанное Уммией ибн аль-Мугыра аль-Махзумий, то они убили бы друг друга.
Он сказал им: «О къурайшиты, пусть им будет тот, кто первым войдет в двери этой мечети и пусть он рассудит вас». Все они согласились, а затем стали смотреть на двери в ожидании незнакомого пришельца. В то время как они смотрели, к ним стало близиться сияющее лицо, которое было подобно луне в ночь полнолуния. На нем проявлялось величие, почтенность, шаги его были соразмерными. И все люди закричали: «Это Мухаммад ибн Абдуллах, мы согласны с его решением и рады его появлению».
Пророческая мудрость
Затем они сделали его судьей в том, в чем разногласили. По своей великой мудрости ﷺ он попросил длинную одежду. Посередине поставил черный камень, а затем попросил всех предводителей взяться за края и поднять его.
Посланник Аллаха ﷺ поставил камень на место своей благородной рукой и сохранил своим большим умом и великой мудростью кровь племен. Он покинул их обеспокоенным тем, что оставил свою жену перед родовыми болями. За несколько шагов до своей двери он ﷺ получил радостную весть. Хатиджа родила четвертого ребенка Фатыму аз-Захра. Она (да будет доволен ею Аллах) родилась в тот день, когда Аллах спас Къурайш руками Мухаммада ﷺ от слепой смуты и сохранил их кровь. И родилась аз-Захра вместе с этой радостной вестью.
Рассвет Ислама
Хатиджа (да будет доволен ею Аллах) стала замечать новые признаки на лице Пророка ﷺ, долгое и глубокое молчание, которое было у него. И он вопреки всему этому увеличивался блеском и чистотой и издавал лучи. Она почувствовала, и ее предположение было верным – что это великое дело! Она наилучшим образом стала исполнять то, что диктовала ей её верность и делала все для его спокойствия. Она никогда не осуждала его за уединенность и размышления. Сны чередовались один за другим. Он рассказывал ей все, что видел, а она изумленно выслушивала его с открытой душой и затем подбадривала его и давала его благородной душе решительность и уверенность.
В пещере Хира
Когда наступил месяц Рамадан того года, то уединение Посланника Аллаха ﷺ, его размышления учащались. Хатиджа стала готовить ему все необходимое для уединения в пещере Хира со всем спокойствием. Люди стали говорить, что Мухаммад влюбился в своего Господа! Их слова только отдалили его от них, от их общества и собраний. Многие люди его народа увидели чудеса и необыкновенные явления, но они только вызвали у них сомнения и заставили их измышлять на него. Когда Посланник Аллаха ﷺ уходил в пещеру Хира из-за того, что он полюбил уединенность, Хатиджа обеспокоенной провожала его, надеясь и прося Аллаха, чтобы Он покровительствовал ему и осуществил его надежды и стремления.
Ночь могущества
В один из навечно запомнившихся дней, в благословенную ночь – в Ночь могущества явился Джебраиль (мир ему) с приказом к верному Пророку. Он сказал ему: «Читай!» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Я не умею читать!» Джебраиль взял его и покрыл так, что утомил его. Затем отпустил его и сказал ему: «Читай!» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Я не умею читать!» Тот взял и накрыл его второй и третий раз. Затем сказал:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ﴿١﴾ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ ﴿٢﴾ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ ﴿٣﴾ الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ ﴿٤﴾ عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ ﴿٥﴾
«Читай! Во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай! Ведь твой Господь самый великодушный. Он научил посредством письменной трости, научил человека тому, чего тот не знал» (96:1-5).
После этого случая Посланник Аллаха ﷺ вернулся к любимым объятиям, большому сердцу, сочувствующей душе. Он вернулся к Хатидже со страхом на сердце из-за того, что увидел и услышал, говоря: «Заверните меня, заверните меня…». Она (да будет доволен ею Аллах) подчинилась ему и завернула его в покрывало. Она сказала ему: «Радуйся, о сын дяди, и будь стойким! Тебя готовят к великому благу и, поистине, ты достоин любого блага. Аллах никогда не унизит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, правдив в речи, гостеприимный и помогаешь в бедах». Она продолжала до тех пор, пока он не стал есть, пить и смеяться и страх покинул его.
Затем она (да будет доволен ею Аллах) направилась к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю и рассказала ему о нем ﷺ. Едва она успела закончить, как он начал кричать: «Святой, святой! Клянусь Тем, в Чьей длани душа Вараки, к тебе явился архангел, который приходил к Мусе. Если бы я дожил до того дня, когда изгонит тебя твой народ».
Посланник Аллаха ﷺ спросил: «А что, они меня изгонят?»
Варака ответил: «Да! Не было такого, как ты и чтобы он не был изгнан. Если я доживу до этих дней, я окажу тебе помощь».
Первые новобранцы
Первым уверовала Хатиджа, и её вере не было предела. Напротив, она пошла по пути Аллаха, укрепляя Его Посланника, призывая к Его религии и жертвуя самым дорогим ради него.
Затем продолжилось ниспослание откровений Посланнику Аллаха ﷺ, которые приказывали ему встать и увещевать своих близких и родных.
وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ
«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214).
Он оставил свою постель и покрывало, спокойствие и безопасность, и сказал Хатидже: «Закончилось время сна и спокойствия, о Хатиджа!»
Опередившие
Затем численность уверовавших увеличилась, и стал прокладываться путь к Аллаху. В Ислам обратились юноша Али ибн Абу Талиб, вольноотпущенник Зайд ибн Харис, Абу Бакр ас-Сыддыкъ, Осман ибн Аффан, Саъд ибн Абу Ваккъас, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен ими Аллах).
«Подчинись тому, что приказывается тебе и отвернись от многобожников!»
На протяжении трех лет тайно Посланник Аллаха ﷺ призывал к Аллаху, пока Он не приказал открыто вести призыв. Ему были ниспосланы следующие слова:
فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ
«Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников!» (15:94).
В этот период началась ожесточенная борьба со стороны Къурайша в отношении призыва. Его предводители стали проявлять вражду к Посланнику Аллаха ﷺ и пытать его сподвижников. Но он ﷺ не проявлял слабости. Абу Лахаб упорствовал в причинении вреда Посланнику Аллаха ﷺ и приказал своим детям Атабе и Утайбе развестись с дочерьми Посланника Аллаха ﷺ Рукайей и Умм Кульсум в знак возмездия. Однако милость Аллаха велика и близка к благодетелям. Он не дал этому делу остаться так, ибо пришел Осман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), один из богатейших людей Къурайша и один из самых знатных родом, и засватал Рукайю себе. Это было большим утешением для Посланника Аллаха ﷺ, для его жены Хатиджи (да будет доволен ею Аллах) и для самой Рукайи.
Терпеливая в несчастьях и бедах
Руки Къурайша дотянулись и до торговли Хатиджи и конфисковали ее имущество и стали перекрывать пути. Они стали подстрекать своих последователей, а она (да будет доволен ею Аллах) переносила все стойко и терпеливо, проявляя довольство. Очень часто Посланник Аллаха ﷺ возвращался домой с грязным лицом из-за того, что глупцы его народа посягали на него. Его встречала Хатиджа своей любовью и лаской. Она протирала его раны и мыла его благородное лицо своими тонкими руками. Она продолжала утешать его приятными словами, пока он не начинал смеяться и есть.
Полное воздаяние
От ангелов приходил Джебраиль, неся радостную весть терпеливой, верующей и усердствующей мусульманке, преданной жене, и Посланник Аллаха ﷺ оповещал ее об этом, говоря: «Мне Джебраиль (мир ему) приказал передать тебе приветствие. Всевышний Аллах извещает тебя о доме в Раю из золотой парчи, в котором нет шума и утомления». Когда Посланник Аллаха ﷺ разрешил своим сподвижникам бежать в Эфиопию от притеснений Къурайша и его тирании, Хатиджа (да будет доволен ею Аллах) попрощалась со своей переселяющейся дочкой Рукайей в сопровождении Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Она подавляла в глубине своей души материнские чувства, оставляя эту часть своего сердца на сохранность Всевышнему Аллаху.
Бойкот в ущелье Абу Талиба
Къурайш не добился успеха в преломлении решимости Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников и прибег к новому оружию – бойкоту.
«Не сидеть с ними, не вести торговлю, не покупать у них ничего, не брать у них в жены и не отдавать им замуж, не общаться с хашимитами и их помощниками, т.е. нет никакого сожительства!»
Они написали договор, который повесили на внутренних стенах Каабы и мусульмане были вынуждены, а вместе с ними и племя Бану Хашим, уединяться на протяжении трех лет в одном из ущелий Мекки, которое было названо ущельем Абу Талиба. Они переносили невзгоды и трудности и так содрогались самые стойкие души.
У матери правоверных Хатиджи (да будет доволен ею Аллах) в годы испытаний была большая заслуга. Она утешала верующих женщин собой и свои имуществом и обильно проливала на них свою любовь и заботу и расходовала на них подобно тому, кто не боится бедности и скупости.
Затем рухнуло сопротивление Къурайша перед стойкостью верующих и их терпением и решимостью. Проявилась истина, и мусульмане вернулись в Мекку, будучи сильными и более уверенными за Ислам.
Год печали
Откровения ниспосылались и дело послания укреплялось, а знамя его возвышалось и численность верующих возрастала. Это обостряло борьбу между верой и неверием и разжигало огни. В одиннадцатом году после пророчества с Посланником Аллаха ﷺ произошли два происшествия, которые заставили его назвать этот год «годом печали». Умер его дядя Абу Талиб, который был для него щитом, защищающим от угнетений и глупцов и которого побаивался Къурайш из-за его степени среди них. Умер человек, который пекся о нем в детстве и защищал его как Пророка и Посланника. Затем за ним последовала Хатиджа (да будет доволен ею Аллах). Ее ослабили годы блокады и бойкота своей жестокостью и сказались на ее чистом и знатном теле, усердствующем и терпеливом. Она умерла от болезни.
Посланника Аллаха ﷺ охватила печаль. Ее чистую постель окружили Зайнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатыма, оплакивая самую дорогую мать и больше всех усердствующую. Затем к ней приблизился Посланник Аллаха ﷺ, плача и говоря: «Зачем расставаться, о Хатиджа! В Раю будет у тебя дворец, который приготовил тебе Аллах из блестящих алмазов». И на последних дыханиях жизни она отвечала: «Если на то будет воля Аллаха!»
Плачет Посланник Аллаха ﷺ и плачут его дочери. И благородный дом опустел и лишился луча веры, который освещал все его горизонты и стороны на протяжении двадцати восьми лет.
Хатиджа (да будет доволен ею Аллах) отправилась к Аллаху вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах из числа пророков, правдивых, шахидов и благочестивых. И как прекрасны они как друзья.
Почтение к ней и уважение Посланника Аллаха ﷺ после ее смерти
– Передал Ахмад от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха ﷺ когда вспоминал Хатиджу, то хвалил ее и хорошо отзывался о ней». Она сказала: «Однажды я заревновала и сказала: «Ты так часто вспоминаешь ее, ведь Аллах заменил ее тем, кто лучше». Он сказал: «Аллах не заменил ее лучшим. Она уверовала в меня, когда люди проявили неверие. Она поверила мне, когда люди сочли меня лжецом. Она утешила меня своим имуществом, когда люди лишили меня этого. И Аллах наделил меня от нее ребенком, когда лишил меня детей от других женщин».
– Также передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Я никому из жен Пророка ﷺ не ревновала так, как ревновала Хатидже. Я не видела ее, но Посланник Аллаха ﷺ часто вспоминал ее, и бывало, резал овцу, затем делил на части и отправлял подругам Хатиджи. Я говорила ему: как будто в жизни не было женщин кроме Хатиджи! Он говорил: «Вот была и была, и у меня от нее был ребенок» (аль-Бухари и Муслим).
– Приводит ат-Табарий в своем тафсире от Абу Мусы аль-Ашъарий, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершенных мужчин было много, но из женщин были только четверо: … и Хатиджа бинт Хувайлид».
– Пришел Джебраиль к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, это Хатиджа идет с посудой, в которой еда и питье. Если она придет, то скажи ей, что её Господь шлет ей Свое приветствие и я тоже. Обрадуй её домом в Раю из золотой парчи, в котором нет шума и утомления» Приводит аль-Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).