Практика беспроцентных банков (4)

Управляющие беспроцентных банков преследуют две цели: Первая и самая важная – освобождение мусульман от греха взаимоотношений с обычными банками. Вторая цель – оказание содействия в экономическом и социальном развитии слаборазвитых Исламских стран. Смогли ли беспроцентных банки справиться с поставленной задачей или они отклонились от первоначального курса и начали вкладывать свои средства за пределами Исламских стран в проекты, не имеющие ничего общего с развитием этих стран? Все это мы обсуждали на предыдущих занятиях. Теперь же мы хотим осветить неправильные проекты и проекты, которые должны были, но не были претворены в жизнь.

Деятельность беспроцентных банков, противоречащая шариату:

1. Их сотрудничество с обычными процентными банками:

В этом признался один из руководителей таких банков. Мухаммад ал-Файсал, руководитель банка «Дарул малул ислами» говорит: «Нам необходимо вступать в отношения с обычными процентными банками в части своих денежных операций. Потому что Исламские банки составляют только каплю в море». Это означает то, что Исламские банки вкладывают свои средства под проценты. Потому что обычные банки понимают только язык процентных заимствований и процентных же кредитов, но не занимаются торговыми операциями.

Генеральный секретарь Международного союза Исламских банков Самир Обид аш-Шайх говорит следующее:

«Необходимо, чтобы Исламские и неисламские банки установили узы мирного сотрудничества, возвели мосты кооперации и взаимопонимания. Это важно для будущего всего человечества. Такое сотрудничество будет взаимовыгодным». Хочется дополнить вышесказанное следующим:

Исламские банки были созданы для замены обычных процентных банков, пообещав очистить мир от греха процентных банков и ростовщичества. Теперь внезапно они начали утверждать необходимость существования обычных банков, их законность, необходимость взаимовыгодного сотрудничества с ними.

2. Переход от развития Исламского мира к развитию запада:

Вначале эти банки появились на финансовой арене как учреждения для поощрения развития в Исламском мире. Однако, имея миллиарды долларов средств, они ринулись в пучину отношений с западными банками, на их финансовые рынки, биржевые спекуляции торговлю золотом и серебром. В результате биржевых спекуляций Исламские банки потеряли миллионы долларов в виде убытков. Совершили грех, вкладывая средства в процентные депозитные счета западных банков и торгуя золотом и серебром на основе фьючерсных и форвардных сделок. Ниже приводим их собственные признания:

Доктор Ахмад Абдул Азиз ан-Нажжор говорит так: «Лучше назвать эти банки Исламскими. Потому что они выполнили негативную задачу... Однако до сих пор они как производственные предприятия не справились с возложенными на них задачами». Один из банковских специалистов Иброхим ас-Сабиъ говорит: «Исламские банки до недавних пор не смогли удовлетворительно участвовать в проектах развития». Говорит доктор ан-Нажжор: «Практика не оправдала связанных с созданием Исламских банков надежд и не приблизила нас к намеченной цели. Возникают серьезные сомнения в успешной возможности исправления направления деятельности банков... Главная причина провала идеи Исламских банков – это недостаточное количество «зараженных идеей» людей. Исламские финансовые учреждения не смогли ничего сделать кроме эксплуатации идеи набожности Исламской общины».

Кувейтский дом финансового обеспечения произвел в США инвестиции в недвижимость в сумме 49 миллионов долларов. Помощник главы этого банка Валид ар-Рувайх сказал следующее на пресс-конференции: В 1995 году заключено выгодное соглашение с одной из крупнейших транснациональных корпораций на сумму в 600 миллионов долларов. Эта сделка произошла в дополнение к ранее подписанному договору инвестиции страхового общества на юго-западе США. Банк инвестировал порядка 10 миллионов долларов в недвижимость в Британии. Объем зарубежных инвестиций банка достиг 84 миллионов долларов США. Банк также в сотрудничестве с Ситибанком участвовал в финансировании проекта закупки нефти для таиландской компании «Алпетро».

Говорит Ан-Нажжор: «Исламские банки вложили собранные у мусульман деньги в западные процентные банки. Поэтому финансовые средства Исламских банков могут быть найдены в этих обычных банках». Такого рода операции привели к потере сотен миллионов долларов, когда международный торгово-кредитный банк стал банкротом. Только один Файсал Исламский банк потерял вследствие этого банкротства 380 миллионов долларов. Также, Катàрский Исламский банк, Исламский гарантийный банк и Кувейтский дом финансового обеспечения являлись крупнейшими вкладчиками этого обанкротившегося банка. Общая сумма убытков Исламских банков вследствие банкротства этого банка оценивается миллионами долларов».

3. Переориентация с производственной индустрии на туризм и увеселительные проекты:

Директор Катарского международного Исламского банка Касим Мухаммад Касим объявил о финансировании его банком двух проектов в сфере развлечения стоимостью 30,7 миллионов долларов. Египетский Файсал Исламский банк основал инвестиционную компанию «Мир» с целью строительства гостиничных комплексов. Также, владелец группы Исламских банков «Барака» Салих Камил построил туристические комплексы в Джидде и Тунисе и инвестировал средства в телевизионные многоязыковые космические каналы Орбит-I и Орбит-II. Он с гордостью заявляет, что только его киноархив имеет все до единого арабские фильмы, что даже египетское телевидение не имеет такого полного архива.

4. Торговля иностранными валютами, золотом и серебром за пределами Исламских стран.

Преподаватель университета в Объединенных Арабских Эмиратах доктор Кавсар ал-Абджий говорит так: «Такая торговля не служит обществу и не приносит ему никакой действительной пользы, так как не способствует созданию экономической или промышленной продукции. Было бы хорошо, если Исламские банки направляли свои средства в сельское хозяйство и промышленность».

5. Эти банки взимают проценты за кредиты:

Доктор Анас Мустафа аз-Зарко говорит следующее: «Эти банки не решили проблемы вкладов и процентов. Потому что некоторые из них избегают вопроса прибыльности, некоторые требуют начисления процентов, называя это бонусом (вознаграждением) вкладчику или гарантией минимальной прибыльности. Есть другие банки, которые вкладывают свои средства в зарубежные банки под оговоренную сумму прибыли, зачисляя такие деньги в счета для благотворительности и социальной помощи».

6. Эти банки занимаются страхованием:

Говорит владелец группы Исламских банков Барака Салих Камил: «Согласно фетвам (решениям) шариатских судов, при необходимости допускается коммерческое страхование. Но если появится Исламское страхование, вышеназванная необходимость отпадет и будет необходимо вернуться к нормам шариата. Исходя из этого могу сказать, что все Исламские банки являются противниками этой фетвы». Он признался в этом не потому, что является ярым сторонником шариата, а из-за того, что является владельцем компаний взаимного страхования.

7. Непризнание убытков:

Известно, что любая торговая операция приносит прибыль или убытки. Только не эти банки, число которых превысило 90. Доктор ан-Нажжор намекает на это: «Ни разу ни один Исламский банк не объявил о своих убытках. Это показывает, что хотя они теоретически признают идею прибыльности и убыточности, на практике же это не находит применения. Естественно, мы должны рассматривать банкротство Международного торгово-кредитного банка как исключение. В результате этого банкротства некоторые беспроцентные банки потеряли сотни миллионов долларов. Но эти потери произошли не в результате торговых операций, а вследствие банкротства вышеназванного банка».

8. Шариатский надзор:

Говорит доктор ан-Нажжор: «Шариатский надзор за деятельностью этих банков осуществлялся со стороны мусульманских ученых, что является достижением этих банков. Однако эти ученые не обладают достаточными шариатскими знаниями в экономической области, что предоставило руководителям этих банков прекрасную возможность обхода или неверного толкования законов шариата, что в итоге способствует неверному пониманию Исламской экономической мысли и служит почвой для получения всевозможных причин и оговорок».

9. Недостаточное количество людей, знающих работу беспроцентных банков или строго следующих канонам Ислама.

10. Осуществление деятельности, противоречащей уставам и учредительным договорам банков, и оправдание этого временным отступлением или внешними факторами.

11. Слабость контроля в общем и шариатского в частности.

12. Разработка новых отношений, как например биржевые колебания, чеки мушорака и музораба и многое другое, якобы находящееся в соответствии с Исламским шариатом.

Что можно предложить вместо всего этого:

Люди спрашивают о возможном замещении этого ковыляния в потемках. Мы приводим краткий ответ:

Эти финансовые учреждения являются только частью экономической системы, которая соседствует с социальной, политической, административной, информационной, военной и образовательной системами. Современное государство состоит их вышеперечисленных составляющих. Согласно этому, необходимо точно установить пропорции финансовых учреждений по отношению ко всем составляющим, чтобы определить степень зависимости людей от таких структур. Потому что эти банки являются лишь частью одной неисламской составляющей, которую мы хотим сделать Исламской, то есть они (банки) хотят жить, расти и распространяться в антиисламской, светской капиталистической системе. Однако капиталистическая система доминирует во всех аспектах жизни – будь то в воздухе, на суше или воде, готовая задушить любые неугодные явления. Если капитализм позволил Исламским банкам существовать и развиваться, то только по причине экономической интеграции, но не для замещения традиционных ростовщических банков. Если Исламские банки выйдут за пределы очерченной капиталистами сферы, их ждет судьба египетских взаимных фондов восьмидесятых годов.

Если банки это одно, то торговые корпорации совсем другое. Потому что различны законы и порядки, регулирующие деятельность банков и корпораций. Соответственно, договора корпораций и их клиентов отличаются от договоров банков и их клиентов, то есть договор купли-продажи разительно отличается от договора займа, финансового обеспечения, выделения кредита и страхования услуг. Следовательно, различия видны не только в названиях, но в том, как осуществляется деятельность. Проблема беспроцентных банков состоит в том, что они смешали банковские и торговые дела в одном учреждении, деятельность которого подпадает под банковское законодательство. Более того, совершив такую ошибку, они все еще хотят работать в соответствии с законами шариата, регулирующие обращение денег. Это напоминает поезд с приделанными крыльями для полета. Однако поезд не самолет, взлететь не сможет. И попытка совместить эти две вещи обречена на неудачу.

Обычные процентные банки осуществляют два вида деятельности: Первый – перевод денег из одной страны в другую, обмен валют, выдача банковской гарантии и прочие услуги. Результатом этой работы является финансовое вознаграждение – прибыль. Если беспроцентные банки осуществляют эту деятельность в пределах законов шариата, нет никаких проблем.

Тогда почему же беспроцентные банки не ограничиваются только такими операциями, а вовлекаются еще в торговые операции? Ответ заключается в том, что ни владельцы банков, ни вкладчики банков не довольствуются такой прибыльностью банков. И никогда не будут довольны, пока беспроцентные банки стараются конкурировать с процентными ростовщическими по выплате процентов по вкладам – они стараются обеспечит не меньшую, чем процентные банки, прибыльность получаемых по вкладам процентов. С одной единственной целью перетягивания клиентов процентных банков и сохранения своих, ждущих высоких процентов, клиентов.

Поэтому беспроцентные банки вовлечены как в банковскую, так и в торговую деятельность, и при этом желают оставаться Исламскими.

Второй вид деятельности процентных банков состоит из операций по получению и даче средств в долг под проценты. Эти операции приносят процентным банкам огромные прибыли, когда они получают миллионы долларов прибыли после выдачи кредитов на миллиарды... При виде этого мало кто устоит от такого рода деятельности. Вот почему беспроцентные банки, подражая процентным банкам, обратились за методами заработка миллионов долларов. Они нашли такой выход в музорабе, мушораке и муробахе. Однако, желая привести эти методы в соответствие с менталитетом беспроигрышности, они подменили их. Вместо применения музорабы в торговле, товарах и промышленности, банки применили их на биржах и рынках драгметаллов. Вместо одобренной шариатом мушораки они изобрели мушоракатул- мутанакиса. Вместо одобренной Исламскими учеными муробахи беспроцентные банки придумали метод, и продолжили в том же духе и в других вопросах.

Требование к беспроцентным банкам заключается в том, что они должны быть или банками, или торговыми учреждениями. Разница между двумя этими структурами огромная, так как каждая из них имеет свои особенности. Смешение их приведет к запретному. Если владельцы банков сделают следующее, это будет только на пользу:

1. Осуществление первого вида банковских услуг за мзду.

2. Создание дополнительных торговых предприятий (корпораций), действующих в полном соответствии с Исламскими музорабой, мурохабой и мушоракой, не преуменьшая и не преходя границы, принимающие прибыли и убытки, действительно импортирующие товары.

3. Создание дополнительных торговых предприятий, которые не только поставляют товары, но и владеют своими магазинами.

Неправильно ограничивать выбор мусульман следующими двумя категориями: процентные или беспроцентные банки. Почему они должны выбирать только между двумя этими формами? Или Исламские ученые не в состоянии найти какое-либо другое решение?

Одним из решений является осуществление банковских услуг государственными или частными предприятиями, подобно почтовым услугам. Если государства имеют возможность бесплатного обеспечения этих услуг, это будет еще лучше. Отделения таких структур будут открыты в каждых городах, крупных селах, а также в районах городов. Так как этот вид услуг не будет приносить большую прибыль, он не заинтересует частный сектор. Поэтому такая задача ляжет на плечи государства. Такие подразделения могут называться операционными отделами банка или любым другим подходящим именем.

Это что касается оказания услуг. А торговые операции вбирают в себя коммерцию, промышленность, строительство и другие. Будут созданы компании для коммерции, сельского хозяйства и строительства, которые будут твердо следовать законам шариата. Без каких либо исключений. Потому что осуществление торговых и промышленных операций посредством компаний или единых организаций в пределах Исламских правил допускается шариатом. И нет никакой необходимости в осуществлении такой деятельности посредством банков и при помощи банковских законов.

Остается сказать последнее – это освобождение от пут постоянных размышлений о сохранении, приросте и вложении своих денег. Потому что деньги являются только определенным средством, но не главной целью в жизни. Ниспослание нам Ислама обязывает нас не копить богатства, а вести человечество по праведному пути. Исламская Умма не будет жаловаться на недостаток денег. Потому что миллиарды долларов наших средств неподвижно лежат в западных банках. Не следует держать траур по безвозвратно ушедшим деньгам, а следует вернуть отнятое у нас имущество.

От Исламской общины требуется, невзирая на существование или отсутствие банков, распространять свет Ислама, продолжать джихад – священную войну, серьезно работать на пути восстановления Исламской жизни, несмотря на отсутствие миллиардов долларов собственных средств. Потому что когда сподвижники Пророка привязывали по одному камню поверх своих животов, а сам Пророк – два камня, они не ждали притока миллиардов долларов средств или накопления богатства для преодоления тернистого пути призыва к Исламу и борьбы против врагов Ислама. Потому что они четко обозначили свою главную цель, поняли всю ее важность и принесли себя в жертву. В результате они возглавили общину, а Аллах возвеличил и вознес при их помощи Ислам.

Да приветствует и да возвеличит Аллах владыку нашего Пророка, его семью и сподвижников.

конец