Здравоохранение в исламском государстве

Фармацевтика и медицинская промышленность

Фармацевтика, как и медицина, является здравоохранительной услугой, которой может заниматься отдельный человек. Он может открыть аптеку и выдавать лекарства или открыть завод по производству лекарств с целью приобретения прибыли. Но поскольку аптека может принести вред, если ею будет заниматься не специализирующийся в этой области человек, то он также как и врач нуждается в получении разрешения от государства для ведения своей деятельности. Это для того, чтобы предотвратить вред, который может исходить от невежды, занимающегося производством или продажей лекарств согласно правилу «Не вреди себе и не вреди другому». Тот, кто занимался фармацевтикой или же выдавал лекарства без разрешения и нанес вред больному, возмещает ущерб от своего вреда и преступления. Он также наказывается государством, вне зависимости нанес он вред больному или нет.

Поэтому государство должно контролировать производство лекарств согласно тому, что приводит аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» с достоверной цепочкой от Абдуррахмана ибн Усмана ат-Таймий, передавшего: «Некий врач сказал о лекарстве, будучи у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и упомянул лягушку. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убивать её». Приводят аль-Байхакый и Абу Дауд от Абдуррахмана ибн Усмана, что он сказал: «Некий врач спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о лягушке, которую можно использовать в качестве лекарства, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убивать её». Албани сказал, что хадис достоверный. В этом хадисе есть указание на то, что государство контролирует производство лекарств, ибо хадис приводится для разъяснения запрета убивать лягушку. Однако он также указывает, что государство имеет право запрещать производство определенного вида лекарств.

Исходя из доказательств, указывающих на то, что бесплатное здравоохранение является обязанностью государства в отношении своих граждан, и что имам является ответственным за свою паству, и он будет спрошен за них, то государство должно обеспечивать лекарствами больных, либо покупая их на заводах и компаниях государства, либо за границей. Или же открывая заводы по производству лекарств. Государство создает комитеты врачей и фармацевтов, и они определяют виды лекарств, которыми необходимо обеспечить граждан бесплатно. Это те лекарства, при отсутствии которых может быть вред для здоровья больного. Также они определяют виды лекарств, которые не выдаются без рецепта врача и виды лекарств, которые фармацевт может выдать без рецепта врача. Все вышеупомянутое исходит из того, что имам ответственен за свою паству и это является его обязанностью.

Постольку лекарства являются жизненной необходимостью и недостача или отсутствие их может привести к вреду для человека или общества, то государство должно прилагать максимум усилий для достижения самодостаточности в производстве лекарств, чтобы не нуждаться в импорте и, следовательно, чтобы не подвергнуться шантажу или политическому давлению неверных государств. Сказал Всевышний Аллах:

وَلَن يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلًا

«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).

Если же отдельные люди или государство будут импортировать лекарства из других стран, то необходимо изучить и обследовать эти лекарства химиками и фармацевтами исламского государства для получения разрешения из министерства здравоохранения на импорт этих лекарств. Особенно когда международные фармацевтические компании, не колеблясь, в прошлом продавали испорченные лекарства. Известен факт, когда в начале восьмидесятых годов прошлого века большие объемы крови, пораженные ВИЧ инфекцией были отправлены французскими фармацевтическими компаниями в Ирак, Ливию, Тунис и Алжир. Верно, что доказательства торговли и продажи общие, согласно словам Аллаха:

وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا

«Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство (рост)» (2:275).

Однако шариатские доказательства говорят о том, что если какая-либо вещь из числа дозволенных (мубах) ведет к вреду, то запрещается эта вещь. Это правило выведено из запрета Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своей армии пить из колодца Самуд на пути в Табук. Приводит Ибн Хишам в жизнеописании и от него передает аль-Хайсамий в «Маджмаъ аз-Заваид» и говорит, что хадис мурсаль с достоверной цепочкой.

Здесь нужно указать, что заводы в исламском государстве, в том числе и заводы по производству лекарств должны строиться на основе военного производства. Поэтому заводы по производству лекарств (частные или государственные) будут в постоянной готовности ответить на требования военной промышленности по производству антибиотиков и вакцин против биологического оружия как можно больше и быстрее.

Катастрофы и исключительные случаи

Стихийные бедствия вследствие вулканов, землетрясений, ураганов, наводнений и военные бедствия вследствие применения биологического, химического и ядерного оружия массового уничтожения считаются исключительными случаями, требующими подготовки и предварительной конфигурации, чтобы попытаться предотвратить и свести к минимуму их воздействие или иметь дело с последствиями быстро и эффективно.

Исходя из управления делами подопечных, что является обязательным для халифа, как передает имам Муслим от Ибн Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах) и далее от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Амир, стоящий над людьми, является пастухом и он ответственен за свою паству». Предотвращая вред, исходящий от этих естественных военных катастроф, как передает Ибн Маджа в «Сунан» с достоверной цепочкой от Убады ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вреди себе и не вреди другому». Помогая жертвам и находящимся в беде из числа тех, кто повергся этим катастрофам из числа граждан, как передает ат-Табараний в «Аль-Муъджам аль-Кабир» с хорошей цепочкой, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мусульманин брат мусульманину. Он не причинит ему несправедливости, не предаст и не оставит его в беде, которая постигла его». Исходя из всего этого, исламское государство несет ответственность за подготовку против этих катастроф, также за ликвидацию последствий этих бедствий, в случае если они произойдут и за восстановление и помощь сокрушенным районам после бедствий.

Более того, то, что исламское государство несет ответственность за лечение пострадавших во время катастрофы, не означает, что мусульмане в качестве отдельных личностей могут не оказывать помощь им. Потому что доказательства устранения вреда и обязанности оказания помощи нуждающимся являются общими и касаются как государства, так и людей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто вредит, тому навредит Аллах. И кто противится, тому будет противиться Аллах» (передал Абу Дауд и Албани сказал, что хорошая цепочка). А также слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, мусульманин брат мусульманину. Он не причинит ему несправедливости, не предаст и не оставит его в беде, которая постигла его» (вывел ат-Табараний в «Аль-Кабир» и аль-Хайсамий сказал, что хорошая цепочка).

И слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он скрестил пальцы: «Мусульманин для мусульманина как здание, где одна часть поддерживает другую» (передал Бухари). Все эти доказательства общие и обязывают как отдельных мусульман, так и государство оказывать помощь нуждающимся. Поэтому государство просит помощи у подопечных мусульман в оказании помощи и следит за получением максимальной пользы во время их работы и координирует компетентных должностных лиц. Также государство налагает налог на богатых мусульман для оказания помощи, если средств в государственной казне будет недостаточно.

Катастрофы могут быть различными в зависимости от регионов исламского государства. Некоторые регионы могут быть подвержены землетрясению, в то время как другие наводнениям и ураганам. Исходя из этого, государство определяет комитет специалистов в каждом вилаяте, задачей которых является подготовка к естественным или военным катастрофам. Работа этого комитета заключается в следующем:

1) Предшествующая работа по сокращению последствий стихийных бедствий и её результаты. Эти комитеты пытаются предотвратить обострение рисков и их превращение в бедствия. Или смягчают последствия стихийных бедствий, когда они происходят, в соответствии с процедурами и средствами активной структуры, как создание плотин и дренажных систем для предотвращения наводнений. А также строительство зданий на высоких опорных столбах в районах, подверженных наводнениям, или создание подвалов и подземных убежищ в районах, подверженных воздействию ураганов, бурь или нападения.

А также через активные неструктурные меры, принимаемые халифом, такие как развитие предохранительных клапанов для газо и нефтепроводов, чтобы закрыть их в случае землетрясения, или защита некоторых участков земли для использования в качестве барьера в случае наводнения или при выбросах вулканов, или познавательные программы для граждан для совершения соответствующего поступка в случае стихийного бедствия. Эти меры (структурные и неструктурные) являются защитой, и одним из наиболее эффективных средств предотвращения стихийных бедствий и смягчения их последствий.

2) Разработать планы действий для борьбы со стихийными бедствиями. Комитеты по борьбе со стихийными бедствиями должны установить заранее план по ликвидации последствий стихийных бедствий. В эти планы входят: подготовка кадров и создание различных экипажей помощи из специальных сил, полиции и вооруженных сил для борьбы с последствиями стихийных бедствий. В том числе установление легких и простых средств связи для экипажа помощи, чтобы избежать путаницы. Это разработка средств преждевременного предупреждения и альтернативных планов эвакуации и укрытия в часы катастрофы, включая планы по безопасности и доставке оборудования, материалов, продуктов питания и оборудования для пострадавших. А также учебных программ для подготовки граждан с целью оказания содействия основным силам по оказанию помощи, которых обычно недостаточно во время катастрофы. Это планы по борьбе с последствиями во время естественных стихийных бедствий или во время войны и они отличаются от мер в предыдущем пункте.

3) Работа с самой катастрофой. Для противостояния катастрофе в момент её происшествия эти комитеты руководят экипажем спасательной группы, транспортируя средства и оборудования первой помощи в пострадавшие районы, а затем продолжают поддержку экипажей первой помощи и обеспечивают их второй помощью и добровольцами. Полиция и армия находятся в распоряжении комитетов, если катастрофа была природной или вследствие войны, и она прекратилась, и нет опасения за натиск на исламское государство со стороны врага. Но если бедствия были по причине войны, и она еще не закончилась, то приоритетами армии являются отражение врага и военные усилия, а не усилия по оказанию помощи.

Важно, чтобы комитеты во время приложения усилий по оказанию первой помощи заботились о поиске пострадавших и спасательными работами, а также обеспечением пострадавших районов основными потребностями, например, после завершения урагана, или перемещением населения в другие безопасные районы после извержения вулкана. Поэтому определяется план действий по поставке или эвакуации в соответствии с характером стихийных бедствий и степени опасности, кроющейся в оставлении жителей в районах катастрофы.

4) Восстановительные мероприятия. Комитеты после катастрофы разрабатывают планы по борьбе с последствиями стихийных бедствий после усилий по оказанию первой помощи пострадавшим для восстановления районов такими, какими они были до катастрофы с извлечением пользы из предыдущих ошибок в структурных и неструктурных мерах и недопущение их. Усилия на данном этапе включают в себя восстановление инфраструктуры и поврежденных зданий, восстановление и реконструкция пострадавших районов.

Это не означает создание комитетов по борьбе со стихийными бедствиями в каждом вилаяте, и что остальные вилаяты не прилагают усилий по оказанию помощи. Напротив, все комитеты должны быть взаимосвязаны, работая вместе и координировано для противостояния катастрофе, где бы она ни произошла. Но управление процессом по оказанию помощи будет исходить из комитета в том вилаяте, в котором произошла катастрофа. А ресурсы других комитетов будут в распоряжении этого комитета. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны одному телу, когда один из его органов поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и жаром». Передал Бухари. Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин в отношении другого мусульманина подобен зданию, где одна часть поддерживает другую». Передал Бухари.

Также Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) помог бедуинам в «год пепла» верблюдами, пшеницей и маслом, собирая их со всех деревень, что даже эти деревни ощутили на себе это бремя. Этот хадис передает Бухари в «Адаб аль-Муфрад» и Албани сказал о нем, что сахих. Также «год пепла» был годом голода, и был назван так потому, что земля почернела от того, что не было дождей, и она приобрела цвет пепла. Или потому, что ветер поднимал пыльную бурю, подобную пеплу, что даже число бедуинов, прибывших в Медину в поисках пищи, достигло более пятидесяти тысяч.

Приводит Ибн Кассир в «Аль-Бидая и ан-Нихая»: «Умар (да будет доволен им Аллах) написал Абу Мусе (да будет доволен им Аллах) в Басру, прося помощь для Уммы Мухаммада. Также написал Амру ибн аль-Асу (да будет доволен им Аллах) в Египет. И каждый из них отправил ему большой караван с пшеницей и другими продуктами питания. Помощь Амра (да будет доволен им Аллах) прибыла через море в Джидду, а из Джидды в Мекку». Ибн Кассир сказал, что данный текст имеет хорошую цепочку. Подобным образом поступил Умар (да будет доволен им Аллах) с Са’дом Абу Ваккасом (да будет доволен им Аллах) в Ираке и Муавией в Шаме. Это приводит Ибн Са’д в «Ат-Табакат».

Что касается групп международных организаций неверных стран по оказанию помощи, то им будет запрещено входить в наши страны под предлогом оказания помощи, потому что подобные организации, прикрывающиеся лозунгами гуманитарной и чрезвычайной помощи, обычно используют бедствия для вхождения в страну и для миссионерской деятельности, как это случилось после цунами в Индонезии, или для похищения детей, как это произошло с французской организацией, пытавшейся похитить детей из Чада. Или же для политических или разведывательных целей и оказания помощи повстанцам и сеяния смуты, как это произошло в Дарфуре в Судане. Вреда от этих организаций однозначно больше, чем пользы. Их вхождение на территории Ислама под предлогом оказания помощи дает им возможность сеять смуту и иметь влияние на исламское государство. Аллах приказывает нам, чтобы неверные не имели пути над нами:

وَلَن يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلًا

«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).

Также не принимается внешняя помощь в виде денег и ресурсов, ибо они обычно служат средством для внедрения оружия и создания интересов страны неверия на нашей территории.

С другой стороны, если стихийные бедствия были в одной из стран неверия, то исламское государство должно оказывать помощь согласно видению халифом интереса для государства или призыва при условии, что эта помощь не приведет к укреплению пострадавшего государства в военном плане.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на обращение о помощи курайшитам и написал Сумаме ибн Усаль аль-Ханафий, чтобы он позволил помощи достигнуть Курайша несмотря на то, что они были неверными и находились во вражде с Исламом. Приводит Ибн Хишам в своем жизнеописании и говорит: «Сумама прибыл в Ямаму и запретил им ввозить в Мекку что-либо. Они написали Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты приказываешь поддерживать родственные связи, и ты порвал связи с нами. Ты убил отцов мечом, а детей убиваешь голодом». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) написал Сумаме, чтобы он оставил их и то, что они ввозят».

Заключение

На этих страницах мы затрагивали основы и цели некоторых сторон здравоохранения в исламском государстве, законы которого вытекают и мысли которого строятся на исламской доктрине. Важность подобного здравоохранения и его значение появляется сегодня, когда мы видим научное и медицинское развитие, не имеющее аналогов. Давайте вспомним о том, что примерно 2,6 миллиарда человек, что, в общем, составляет треть населения мира и из них 980 миллионов детей нуждаются в доступе к питьевой воде и санитарии. Ежедневно умирает 35 тысяч детей от голода и заболеваний. А пятая часть населения развитых стран проводят свои дни голодными.

Давайте вспомним, что 100 миллионов человек во всем мире являются бездомными, и один миллиард человек (около 17% населения земли) живут во временных домах, которые небезопасны и где отсутствуют основные услуги. Помните, что почти три миллиарда людей живут ниже так называемой черты бедности, на долю которых приходится два доллара в день. И среди них есть 1,2 миллиарда человек, зарабатывающих менее одного доллара в день. Помните, что одна пятая часть населения мира не имеет доступа к основным услугам здравоохранения. Помните все это и знайте, что мы говорим о первой жизненной необходимости, которую отнял капитализм у большинства людей на земле, и принес страдания и несчастья из-за своих взглядов.

Поистине, понятие о здравоохранении более обширно. Ислам определил основные потребности человека и гарантировал их полное удовлетворение согласно божественной системе.

Передает имам Ахмад в «Муснаде» от Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всё кроме тени дома, корки хлеба, одежды, покрывающей аврат, воды и того, что кроме этого на это не имеет права сын Адама». Проверил Ахмад Шакир и вывел аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», проверил и согласился с ним аз-Захабий. Передал имам Ахмад от Абу Асиба, что он сказал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел ночью и зашел ко мне. Он подозвал меня к себе. Я вышел. Затем он зашел к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и позвал его. Тот вышел. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к Умару (да будет доволен им Аллах) и позвал его.

Тот вышел и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пошел, пока не дошел до ограды ансаров. Он сказал одному из хозяев ограды: «Угости нас финиками». Тот принес гроздь фиников, и Посланник Аллаха вместе со сподвижниками стал есть. Затем он велел принести холодной воды и стал пить. Но после сказал: «Клянусь Аллахом, вы будете спрошены за это в Судный день». Умар (да будет доволен им Аллах) взял гроздь и бросил на землю так, что эта гроздь рассыпалась перед Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О Посланник Аллаха, мы будем спрошены за это в Судный день?» Он ответил: «Да, за исключением трех вещей: куска ткани, которой человек закрывает свой аврат, или кусочка пищи, которым он удаляет голод, или камня, в который он заходит, защищаясь от холода или жары». Проверил Хамза Ахмад аз-Зайн. Оба хадиса являются шариатским текстом относительно того, что основные потребности – это еда, одежда и жилье. Человек не может обойтись без них, а потому их удовлетворение является правом каждого человека.

Как имеются основные потребности человека, также имеются основные потребности граждан, которые должно удовлетворять государство:

Безопасность, здравоохранение и образование

Что касается безопасности, то это главная задача государства. Оно должно гарантировать безопасность для граждан. Если оно не может сделать это, то даже утрачивает свой статус. Поэтому условием Дар уль-Ислам является то, чтобы исламское государство могло обеспечить безопасность своей силой. Поэтому когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил мусульман о территории их переселения, то первым делом упомянул безопасность. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в том, что передано Ибн Исхаком в его жизнеописании: «Поистине, Аллах дал вам братьев и землю, в которой вы найдете безопасность». Также когда ансары встретили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его соратника Абу Бакра, то сказали им, как передает Ахмад с достоверной цепочкой от Анаса: «Их встретили ансары (около пятисот человек), и они сказали: «Входите в безопасности, и вам принадлежит подчинение». Обеспечение государством безопасности граждан является главной обязанностью.

Что касается здравоохранения и медицины, то это также входит в обязанность государства, чтобы оно обеспечивало этим граждан, ибо клиники и больницы – это отрасли, в которых нуждаются мусульмане. Предоставление медицинских услуг входит в обязанность государства согласно словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Имам – пастух и он ответственен за свою паству». Приводит Бухари от Абдуллы ибн Умара. Это общий текст, указывающий на ответственность государства за здравоохранение и медицину из-за того, что они относятся к необходимой заботе государства о гражданах. Также есть частные доказательства относительно здравоохранения и медицины:

Приводит Муслим от Джабира, что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к Ибн Къабу лекаря, который обследовал его и вылечил прижиганием».

Приводит аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» от Зайда ибн Аслама, а тот от своего отца, что он сказал: «Я сильно заболел во время Умара, и он вызвал лекаря, который лечил меня от жара».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве правителя отправил лекаря к Убаю, и Умар (да будет доволен им Аллах) позвал лекаря к Асламу, чтобы тот вылечил его. Оба примера являются доказательствами на то, что здравоохранение и медицина относятся к основным потребностям граждан, которые должно удовлетворять государство бесплатно.

Относительно образования известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве выкупа предложил пленникам обучить грамоте десятерых детей из числа мусульман. И единодушие сподвижников было в том, чтобы давать определенную плату учителям.

Поэтому государство должно обеспечивать безопасность, медицинские услуги и образование всем гражданам за счет государственной казны и нет в этом различия между мусульманином и зиммием, богатым и бедным.

Из-за важности основных потребностей индивида и Уммы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, что удовлетворение этих потребностей подобно обладанию богатствами всего мира. Это есть указание в качестве метонимии на важность этих потребностей. Приводят Тирмизи и Ибн Маджа от Саламы ибн Убайдуллаха ибн Михсана аль-Ансарий, а тот от своего отца, который сопровождал Посланника Аллаха, сказавшего: «Тот, кто имел безопасное место (жилье), обладал здоровьем и имел пропитание своего дня, тот как будто овладел богатствами всего мира». Абу Иса сказал, что этот хадис хасан гариб.

В завершении мы говорим, что мы рассмотрели эту тему только с точки зрения основных потребностей человека, удовлетворение которых гарантирует Ислам, не говоря о хорошем отношении к гражданам государства и заботе об их интересах. Это обязанность, возложенная на правителя. Имам аш-Шафий сказал: «Отношение правителя к подопечным, как отношение опекуна к сироте».

Что касается капитализма, то он лишил людей всего: одежды, куска хлеба и разрушил их дома. Он дал им в наследство болезни, невежество, страх и стер из ума значение выражения «управление делами». Простое упоминание капитализма вызывает болезнь и заставляет страдать души, стремящиеся к довольству Господа. Если не устранить эту болезнь из тела человечества, то она еще долго будет приносить несчастье.

О мусульмане, мы призываем вас к прощению и здоровью от Аллаха, к лечению душ и сердец и выведению людей из мрака к свету. Мы призываем вас к работе по возобновлению исламского образа жизни по методу пророчества. Мы призываем вас к праведности и благочестию. Ответите ли вы?

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَجِيبُوا لِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُمْ لِمَا يُحْيِيكُمْ ۖ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (8:24).

Хвала Аллаху, благодаря милости которого выполняются благие дела!