Сегодня в арабских странах, таких как Египет, Ливия и Сирия, где произошли и происходят революции, официально заявляют о призыве к разработке проектов конституций или, как принято говорить, «хартии», которые обычно представляет собой совокупность идейных правил, используемых в качестве источника для конституции и канонов. Этот призыв свидетельствует о провале прежней конституции в решении проблем людей в обществе. И сегодня видно, как рука Запада, которая была автором прежней конституции, пытается сыграть свою игру в проведении вовсе не кардинальных, а формальных изменений путем направления этих стран, находящихся по сей день под его контролем, к принятию новой конституции, которая не отличается от предыдущей с точки зрения выбора прозападного идейного вектора.
Хизб-ут-Тахрир, как обычно, стал первым в этом вопросе. Еще 1410 году (по хиджре 15 Раби-уль-Ахир (14/11/1989)) издал «Хартию Уммы», которая, по воле Всевышнего Аллаха, станет хартией государства – Второго Праведного Халифата. Этот готовый проект Умма с нетерпением ждет, чтобы избавиться от нынешнего бедственного положения…
Редакция «аль-Ваъй» решила опубликовать некоторые выдержки из этой хартии, чтобы прочертить прямой путь, с которым мусульмане должны сравнивать все кривые линии черновых проектов конституций, издаваемых то там, то здесь, а порой и со стороны тех, кто возомнил свой проект исламским, чтобы выявили то, насколько они далеки от прозрачного источника Ислама.
– Власть кроится в исламской общине (Умме) или наисильнейшей группе в ней. Тем не менее, она проявляется и представляется в одном человеке из них, называющимся амиром. Если нет амира, отсутствует и власть, поскольку власть – это управление делами людей и их интересами, а люди не могут обойтись без управления. По этой причине будет неправильным, если Умма не будет иметь амира. Наличие амира в Умме является неизбежной обязанностью, что требует природа жизни уммы. Из этого следует, что существование амира является ваджибом и необходимостью. И в Умме ни в коем случае не может отсутствовать амир. Шариат обязывает выбор амира. Помимо этого сподвижники были единодушны в запрете отсутствия амира в Умме. Передается от Абдуллаха Ибн Умара, что Пророк ﷺ сказал: «Не позволительно троим находиться в пустыне, не выбрав кого-либо из них амиром». Передается от Абу Саида, что Посланник ﷺ сказал: «Если трое отправятся в путь, пусть сделают кого-либо из них амиром». Аль-Баззар вывел с передачей сахих из хадиса Умара Ибн аль-Хаттаба, что Пророк ﷺ сказал: «Если будете втроем в пути, то выберете одного из вас амиром».
Эти хадисы указывают на то, что выбор амира со стороны Уммы является фардом. Говоря же о запретности отсутствия в Умме амира, то сподвижники единодушно сошлись в недозволенности отсутствия в Умме амира больше трех дней. Они начали собрание в Сакифе, чтобы обсудить выбор наместника (халифа) для Посланника ﷺ после того, как до них дошла весть о его смерти, и продолжали обсуждение в Сакифе. Затем на второй день в мечети собрались люди. Все это заняло две ночи и три дня. Также поступил Умар. После того, как выявилось, что он обречен на фатальный исход от ранения ударом ножа, он поручил делегатам Совета Уммы «аш-Шуры» это дело, дав им на это три дня. Затем распорядился убить того, кто станет возмущаться и не соглашаться с выбором по истечению трех дней.
Для исполнения данного указа он назначил пятьдесят мусульманам. Другими словами, он приказал убить того, кто станет препираться выбору, несмотря на то, что делегаты Совета Уммы «аш-Шуры» были из числа больших сподвижников. Это происходило на виду у сподвижников, и не передается, что среди них были те, кто возмутились этому, несмотря на то, что это на самом деле порицается, поскольку в этом имеется распоряжение убить больших сподвижников, если они не придут к одному мнению. Такое положение является единодушием сподвижников в том, что не дозволяется, чтобы у мусульман отсутствовал халиф больше двух ночей и трех дней. Когда Умар распорядился и довел свое поручение до делегатов Совета Уммы «аш-Шура», он сказал им: «Советуйтесь три дня, и пусть Сухайб проводит молитвы вам все эти три дня, пока вы советуетесь».
– Власть принадлежит Умме. Каждый мусульманин имеет право выдвинуть свою кандидатуру на получение власти, если будет отвечать условиям халифа. Если место амира пустует, то ахль-уль-халь ва аль-акд (авторитетные среди Уммы люди) должны определить кандидатов на пост амира. Поскольку каждый мусульманин из Уммы, отвечающий условиям выбора на пост халифа, может выдвинуть свою кандидатуру. После определения кандидатов Умма выбирает из них того, кого считает более благоприятным на эту должность. Тем не менее, ахль-уль-халь ва аль-акд должен выбрать временного амира, пока не осуществится выбор халифа или постоянного амира, если первый халиф или первый амир не назначил амира, который заменит его, пока Умма не выберет своего амира или халифа для мусульман. Когда Умма попросила от Умара оставить после себя наместника, то он определил, что кандидатов в халифы будет шесть, и Абдуррахман Ибн Ауф начал узнавать мнения людей, кого же они выберут из этих шестерых, сказав: «Не осталось ни мужчины, ни женщины, с кем бы я не посоветовался и не узнал его мнения». Умар назначил Сухайба амиром над людьми, пока они не выберут одного из шести кандидатов.
– Государство – это инструмент для исполнения совокупности критериев, понятий и убеждений, которые приняла Умма, т.е. шариатских законов. Государство возглавляет Умму во всех сферах жизни на определенной территории земли. Умма и государство представляют собой одно единое целое на этой территории, где государство занимает управляющее положение. Для того чтобы это единое целое существовало и государство благополучно покровительствовало делам людей согласно совокупности критериев, понятий и убеждений, а также чтобы Умма находилась в безопасности и стабильности, необходимо в государстве закрепить концепцию дисциплины и порядка в соответствии с существующими у Уммы исламскими понятиями. Эти понятия должны стать убеждениями людей и доминировать в отношениях между людьми, став общественной нормой, вытекающей из общественного осознания. Самыми важными из этих понятий являются следующие пять понятий:
Первое: Практическая власть должна оставаться за Уммой. Захват этой власти должен считаться преступлением, совершивший которое заслуживает высшую меру наказания. Выбирать халифа шариат предоставил Умме, определив для этого байат. Так в шариате халиф получает власть через этот байат, следовательно, методом получения власти является байат. Факт того, что байат дают все мусульмане, говорит о том, что власть принадлежит Умме и ее можно получить только через Умму. И поскольку байат – это заключение договора по согласию и выбору, как и остальные договора, то власть необходимо получать от Уммы по ее согласию и выбору, без принуждений. В случае если передача власти произошла с принуждением, то такой договор не имеет силы. Если кто-нибудь овладел властью через байат, но принуждая Умму, такой байат не считается действительным, и это лицо не имеет законной власти. Кто же захватил власть силой, считается узурпатором власти, так как он не может располагать ею законно без заключения байата по согласию и выбору.
Второе. Абсолютное подчинение правителю по согласию и довольству во всем, что он приказывает и запрещает, в чем ему шариат предоставил право распоряжаться по собственному мнению и иджтихаду, если даже он отнесется несправедливо или нарушит права, является обязательным. Его можно ослушаться только в случае, если он прикажет запретное. Передается от Нафиа, от Ибн Умара, что Пророк ﷺ сказал: «Мусульманин должен слушаться и повиноваться в том, что ему нравится и не нравится, за исключением, если только ему прикажут запретное. Если же ему прикажут запретное, то он не может ни слушаться, ни повиноваться». Передается от Абу Хурайры, который сказал, что Посланник ﷺ сказал: «После меня к вам придут правители. Благочестивый придет со своим благочестием, а распутный со своим распутством. Слушайтесь же и повинуйтесь им во всем, что соответствует истине».
Аль-Бухари передает от Ибн Аббаса, который сказал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто перенес от своего амира то, что он презирает, пусть терпит, ибо тот, кто отошел на пядь от общины и умер, тот умер смертью джахилии». Аль-Бухари передает от Абдуллаха, который сказал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вскоре после меня вы увидите эгоизм и поступки, которые вы не будете одобрять». – «Что ты нам прикажешь делать, Посланник Аллаха?» – спросили сподвижники. – «Соблюдайте их права, а свои права спрашивайте у Аллаха».
Эти хадисы показывают, насколько шариат побуждает к подчинению правителям мусульман, сколько бы они не совершали несправедливости и не поедали казенного имущества.
Третье: Обязательность требования отчета с правителей, словесной критики и жесткого осуждения, соблюдая обязательность подчинения им. Поскольку Умма является блюстителем того, как правитель выполняет свои обязанности, то должна осудить его, если на то будут причины. Передается от Умм Сальмы, что Пророк ﷺ сказал: «Будут над вами правители, которых вы будете знать и порицать. Тот, кто будет не одобрять, будет не виновным, а кто будет порицать, спасется, но будут те, кто будет доволен и последует», т.е. если будет презирать мерзкое, пусть изменит это, а кто не способен изменить, пусть ненавидит это сердцем и тогда спасется. Тем не менее, будут такие, которые будут довольны и последуют, т.е. будут довольны в душе их действиями и последуют им. Такие будут виновны и испорчены. Посланник ﷺ сказал: «Господином шахидов является Хамза и человек, вставший перед несправедливым правителем и давший ему доброе наставление, за что и убит им».
Четвертое: Вооруженное противостояние против правителя, если он проявит явное неверие, т.е. если правитель будет править законами куфра или если будет молчать по поводу господства куфра в стране. В таком положении с ним нужно воевать. В хадисе Умм Сальмы: «Они спросили: «Разве мы не будем воевать с ними? Он (Посланник (сас)) ответил, что нет, пока они совершают намаз». Ещё в одной передаче: «Разве мы не будем воевать с ними? Он сказал, что нет, пока они совершают намаз». Также в хадисе от Авфа Ибн Малика: «Было спрошено: о, Посланник Аллаха, не будем ли мы сражаться с ними мечами? И Он ответил, нет, пока они совершают намаз среди вас». В хадисе Убады Ибн ас-Самита: «и не будем сражаться с обладателями власти. Он ответил: лишь если увидите явный куфр, на который у вас есть доказательство от Аллаха». Ат-Табарани в своей версии хадисы приводит – «явный куфр». В передаче от Ахмада: «...пока явно не приказывает тебе исполнение греха». Все это говорит об обязательности вооруженного противостояния против правителя, если он проявит явное неверие.
Пятое: Мусульмане должны подняться на войну с врагами под руководством правителя, каким бы он ни был, богобоязненным или распутным, согласно словам Посланника ﷺ: «Джихад продолжается с богобоязненным и распутным (правителем)», что вывел Абу Дауд от Абу Хурайры.
Эти пять понятий и есть концепция порядка, которая должна присутствовать в государстве и Умме. Они должны господствовать над обществом. В случае их отсутствия Умма и государство подвержены опасностям.
– Ислам должен претворяться полностью и безотлагательно. Постепенность исполнения его законов запрещена. После ниспослания слов Всевышнего Аллаха
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (5:3).
мусульмане обязаны применять все законы шариата, равно связано ли это с доктриной, поклонением, моралью, взаимоотношениями или связано с правлением, экономикой, социальной сферой, внешней политикой в отношении с народами, нациями и государствами в положениях войны и мира.
Поскольку нет разницы между одним законом и другим, одной обязанностью и другой, одним запретом и другим. Как обязательно совершать намаз, поститься и давать закят, также обязательно выбирать халифа, устранять законы куфра и править тем, что ниспослал Аллах. Как нам запрещается пить спиртное и ростовщичество, также нам запрещается молчать о несправедливых и порочных правителях, исполняющих законы куфра, и дружить с государствами куфра.
Обязательно претворять весь Ислам и не дозволяется исполнять его постепенно. Поскольку от мусульман требуется исполнять его целиком. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا
«И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь» (59:7).
Т.е. вам обязательно исполнять все обязанности, которые принес Посланник (сас), и сторонится всего запретного, что он запретил, так как частица ( مَا ) «что» в аяте означает общность и охватывает обязательность соблюдения всех обязанностей и ухода от всего запретного.
Также Всевышний Аллах говорит:
وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ
«И суди между ними по тому, что низвел Аллах» (5:49).
Это приказ Посланнику ﷺ и тем правителям, которые придут после него, чтобы правили по тем законам, которые ниспослал Аллах. Потому что частица ( مَا ) «что» в аяте означает обобщённость. В аяте Аллах запретил Посланнику ﷺ и правителям после него следовать пристрастиям людей, а также предостерег его и правителей после него от того, чтобы люди не отвратили их от каких-либо законов, ниспосланных Аллахом. Тех, кто не правят ниспосланными законами, Аллах назвал неверующими, несправедливыми и распутниками. Потому что частица ( مَا ) «что», приходящая в аятах о трех видах правления, охватывает все ниспосланные законы, так как они представляются в форме обобщения. Посланник ﷺ обязал воевать против правителя, если он проявит явный куфр, т.е. будет править законами куфра, если даже это будет представляться в одном законе, как приводится в хадисе Убады Ибн ас-Самита: «...и не сражайтесь с амиром, лишь если увидите явный куфр, на который у вас есть доказательство от Аллаха».
По данной причине нет оправдания неисполнению всех законов Ислама безотлагательно и постепенному их исполнению под предлогом неспособности претворить их, несоответствия обстоятельств для их исполнения, непринятия этого международным общественным мнением, непринятия этого супердержавами и другие отговорки. Все эти отговорки и мнимые доводы не имеют никакой ценности. Каждый, кто ссылается на них или приводит в качестве довода для оправдания отсутствия претворения всего Ислама, Аллах не примет с него.
Форма государства
– Форма правления в Исламе существенно отличается от остальных форм правления. Она не является королевской, не утверждает монархический строй. Она не предоставляет правителю никаких привилегированных прав, за исключением тех, которые даны каждому индивидууму в Умме, и не делает из главы государства короля. Правитель – всего лишь исполнитель шариата Аллаха. Он не является символом Уммы, который формально имеет власть, но не правит. Он является руководителем, назначенным Уммой во власть, чтобы вел управление вместо нее. Он не является собственником власти. В этой форме абсолютно не существует наследования престола.
Эта форма не является республиканской. Правитель государства в ней не назначается на определенный период времени, а назначается по определенному методу. Чтобы человек стал халифом, он должен отвечать особым требованиям. Если он не отвечает хотя бы одному из этих требований, то в тот же момент перестает быть халифом или заслуживает устранения. Но если он отвечает этим требованиям, он остается халифом пока не умрет. Помимо этого в республиканской форме полномочия правителя определяются народом, что отличается от Ислама. В Исламе полномочия халифа не ограничены, он имеет все полномочия, он же является государством со всеми его полномочиями.
Форма правления в Исламе не является диктаторской. Правитель государства ограничен законами шариата и не может разрешить запретное и запретить разрешенное, что отличается от диктаторского режима, при котором правитель имеет абсолютные полномочия. Он правит по своему усмотрению, издает законы и он же исполняет, а халиф не может придумывать законы, он всего лишь исполнитель шариата.
Форма правления в Исламе не является имперской. Все регионы, которыми оно правит, независимо от различия расовых принадлежностей, обращаются в один центр, который одинаково уравнивает все народы в любой точке государства. При этом центр не наделен особой привилегией. Финансовые налоги регионов являются одним целым, взымаемым со всех. На регион не расходуют, исходя из его дохода, напротив, на него расходуют столько, сколько необходимо ему, несмотря на величину его доходов. Государственное законодательство и власть во всех регионах являются едиными и идентичными.
Форма правления в Исламе не является федеративной, при которой регионы автономно разделены и объединяются в верховном правлении. Напротив, это одна система, где все регионы считаются одной страной. Никакие регионы не имеют автономной власти, ни в сфере внутренней и внешней политике, ни в экономике, ни в образовании и ни в каких-либо других сферах. Вся власть является централизованной и находится в одних руках. Шариат приказывает воевать за сохранность единства. Посланник ﷺ сказал: «Кто дал байат имаму, пожал ему руку…, пусть повинуется ему, насколько сможет, и если придет другой, с попыткой сместить первого – отрубите голову последнему». Форма государства отличается от всех форм других стран, так как государство – это халиф, исполняющий шариат. Он не становится халифом, т.е. не имеет власти, если мусульмане не избрали его, дав байат по абсолютному согласию и выбору. Когда же он станет халифом, только у него в руках будут все полномочия правления.
– Власть это не сила, если даже она не может существовать без силы. Сила тоже не является властью, даже если без власти она не может функционировать.
Власть – это правление. Посредством нее реализуются все мысли, понятия и критерии, которые приняла Умма. Ее функция – это исполнение законов и управление делами людей.
По этой причине власть не является силой, даже если власть не может существовать без силы, ибо сила является орудием защиты правления, совокупности идей, понятий, критериев и законов, на которых зиждется власть. В то же самое время, сила является орудием в руках правителя, который использует её в исполнении законов, подавляя преступников, беззаконников и агрессоров, пока последние не станут соблюдать законы.
Говоря же о силе в государстве, то она не является покровительством делами людей и удовлетворением их нужд. Другими словами, она не является властью. Даже если наличие силы, ее мобилизация, управление и подготовка невозможны без власти.
Сила представляется в армии, ее частью является полиция, посредством которой правитель исполняет законы, наказывает преступников, развратников и подавляет повстанцев. Правитель использует силу для защиты власти и тех идей, понятий и критериев, на которых она основывается.
Отсюда следует, что власть – не сила, а сила – не власть.
Поэтому не дозволяется, чтобы власть стала силой, ибо если она станет таковой, то испортится управление делами людей по причине того, что ее понятия и критерии станут понятиями подавления и господства, а не понятиями покровительства, что приведет власть к полицейскому режиму, который только может устрашать, господствовать, подавлять и проливать кровь.
Подобно тому, как власть не может стать силой, также не дозволяется, чтобы сила стала властью. Поскольку она станет править по логике силы и будет управлять делами людей по понятиям и критериям военных законов и принципам подавления, что повлечет гибель людей и разруху, породит ужас и страх, приведет Умму к краю пропасти, что повлечет за собой сильный урон для Уммы. Правило же шариата говорит: «Нет вреда и нет вредящего».